1 инновационный фактор в развитии экономики. Фундаментальные исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при правительстве РФ»

Уфимский филиал

Контрольная работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

На тему: Вариант 1

Выполнила: студентка группы ММ,

5 курса факультета Менеджмент организации Бухта Е.Н.,

номер личного дела 07ММД13302

Проверил: Пр. Мухамадеев Р.Р.

Введение

1. Инновации как фактор экономического развития

2. Инновации как стратегический фактор развития региона

3. Практическое задание

Заключение

Список литературы

Введение

Инновационная деятельность - это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих проблем в развитии народного хозяйства. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам формирования инновационной экономики, что совершенно справедливо, так как это позволяет уменьшить зависимость уровня и темпов социально-экономического развития страны от получаемых доходов вследствие экспорта сырьевых ресурсов. Особенно актуальными вопросы инновационного развития стали в виду нового экономического кризиса. Во многих развитых странах наблюдается переход к инновационной экономике, который базируется на знаниях и эффективной системе разработки и внедрения технологических решений в различные сферы деятельности. В обеспечении динамически устойчивого развития национальной экономики первостепенная роль принадлежит новациям, способным обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынке товаров и услуг.

Цель данной работы: рассмотреть инновационный фактор в развитии экономики

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть инновации как фактор экономического развития

2. Рассмотреть инновации как стратегический фактор развития региона

3. Решить задачу

инновационный стратегический стимулирование коммерциализация

1. Инноваци и как фактор экономического развития

Термин «инновации» был предложен австрийским экономистом Джозефом Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на:

1. применении новых материалов и компонентов;

2. введении новых процессов;

3. открытии новых рынков;

4. введении новых организационных форм.

Другими словами, согласно данному определению, инновации

Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар - технологии, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами.

В основе международного передвижения инноваций, как и других факторов производства, лежит исторически сложившееся или приобретенное сосредоточение инновационных технологий в отдельных странах, являющееся результатом различий в уровне развития научно-технического прогресса и в значительной степени следствием разной обеспеченности рабочей силой, капиталом, ресурсами знаний, то есть суммой научно-технической информации, сосредоточенной в научных учреждениях, банках данных и т.д. .

К концу ХХ века стало очевидно, что уровень развития инновационной сферы - науки, наукоемких отраслей и компаний, мировых рынков технологий - создает основу для динамичного экономического роста, является важнейшим фактором формирования центров силы, определяет границы между богатыми и бедными странами. Сегодня мир разделен уже не столько экономически, сколько технологически. Меньшая часть планеты, в которой проживает приблизительно 15% населения, обеспечивает практически весь остальной мир технологическими инновациями. Большая часть, включая приблизительно половину населения планеты, способно внедрять эти инновации в свою систему производства и потребления. И оставшаяся часть, которую населяет приблизительно треть жителей планеты, является технологически оторванной - она как сама не производит инновации, так и не внедряет иностранные инновации.

2 . Инновации как стратегический фактор развития региона

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связанны с физической способностью экономики к росту. Перечислим их: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технология.

Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.

Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.

Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.

Понятию инновация присущи следующие свойства: комплексность; последовательность; новизна; эффективность.

Таким образом, наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение:

Инновация - это комплексная деятельность, с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдоинновации;

2) по характеру - продуктовые, технологические, организационно-управленческие;

3) по результативности - высоко средне -, низкорезультативные;

4) по степени риска - высоко -, средне низкорисковые;

5) масштаб внедрения - трансконтинентальные, транснациональные региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;

6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;

7) вид получаемого эффекта - научно-технический, социальный, экономический, комплексный.

С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса.

Сущность инновационного процесса, заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом:

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия:

Технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;

Постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;

Институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;

Востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность и т.д.

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.

Принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере:

1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.

2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.

3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».

4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.

5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.

Основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать: административно-управленческие; средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах; пространственное распределение экономической деятельности государства; финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок) .

Важным элементом в обеспечении устойчивого развития инновационной среды является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры:

Финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

Производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;

Информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

Кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

Экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

3 . Практическое задание

Определите чистый дисконтированный доход, индекс доходности и срок окупаемости капитальных вложений:

Без учета дисконтирования;

С учетом дисконтирования при норме дисконта, равной 0,2.

Исходные данные приведены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные

1 . Общий объем капиталовложений, тыс. руб.:

* без дисконтирования -- 5000 + 1000 = 6000;

* с учетом дисконтирования -- 5000: (1 + 0,2) + 1000: (1 + 0,2) 2 =4861.

2.Валовая прибыль (реализация - себестоимость), тыс. руб.:

1-й год 4000 - 3000= 1000;

2-й год 8000 - 5500 = 2500;

3-й год 10 000 - 6000 = 4000;

4-й год 10 000 - 6000 = 4000.

3.Чистая прибыль (валовая прибыль -- налоги), тыс. руб.:

1-й год 1000 - 200 = 800;

2-й год 2500 - 400 = 2100;

3-й год 4000 - 500 = 3500;

4-й год 4000 - 500 = 3500.

4.Эффект по годам расчета (чистая прибыль + амортизация),

тыс. руб.:

1-й год 800 + 300 = 1100;

2-й год 2100 + 400 = 2500;

3-й год 3500 + 400 = 3900;

4-й год 3500 + 400 = 3900

5.Сумма приведенных эффектов, тыс. руб.:

1-й год 1100: (1 + 0,2) = 917:

2-й год 2500: (1 - 0,2) 2 =1736;

3-й год 3900: (1 - 0,2) 3 = 2257;

4-й год 3900: (1 - 0,2) 4 = 1880,

Итого: 6790

6.Чистый дисконтированный доход, тыс. руб.:

ЧДД = 6790 - 4861 = 1929.

Чистый дисконтированный доход - текущая стоимость будущих доходов (разности поступлений и затрат) за минусом затрат текущего периода.

ИД = 6790: 4861=1,40.

Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений

8. Срок окупаемости капиталовложений:

а) без учета дисконтирования:

за первый год окупается 1100 тыс. руб.;

за два года окупается 1100 + 2500 = 3600 тыс. руб.;

за третий год необходимо окупить 6000 -- 3600 = 2400 тыс. руб.

Эта сумма окупится за 2400: 3600 = 0,67 года

Итого срок окупаемости: 2 + 0,67 = 2,67 года;

б) с учетом дисконтирования:

за первый год окупается 917 тыс. руб.;

за два года окупается 917 + 1736 = 2653 тыс. руб.;

за третий год необходимо окупить 4861 -- 2653 = 2208 тыс. руб.

Эта сумма окупится за 2208: 2257 = 0,98 года

Итого срок окупаемости: 2 + 0,98 = 2,98 года =3 года.

Сроком окупаемости (простым сроком окупаемости) называют продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости. Начальный момент учитывают в задании на проектирование (обычно это начало нулевого шага или начало текущей деятельности).

Моментом окупаемости называют тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого чистый доход (ЧД) становится - и в дальнейшем остается - неотрицательным.

Заключение

В результате выполнения контрольной работы была достигнута следующая цель: рассмотрение инновационного фактора в развитии экономики

Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:

1. Инновации - это изменения, которые происходят не только на уровне технологии (Шумпетер называет их изобретением), но и когда в них участвует бизнес. Инновации определяются также исходя из чисто технологического подхода как конечный результат инновационного процесса, получившего воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции или технологии.

Современная модель инновационного развития предполагает системную интеграцию научно-технической сферы в процессы экономического и социального развития общества. Подобная интеграция означает формирование системы институтов, создающих мощные стимулы для генерирования научно-технической сферой устойчивого потока эффективных нововведений, способных создавать новые рынки наукоемкой продукции.

2. Инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

3. ЧДД=1929 тыс.руб.

Срок окупаемости проекта без учета дисконтирования наступит через 2,67 года. С учетом дисконтирования через 3 года.

Список использованной литературы

1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -- М.: Гардарики, 2011. - 224 с.

2. Иванов И.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, БАРО-ПРЕСС, 2010 - 288с.

3. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 238 с.

4. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. профессора В.Я. Горфинкеля, профессора Б.Н. Чернышева. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Вузовский учебник, 2010.

5. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. -- М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2010. - 518 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность инновации и инновационной деятельности, их видовая классификация и функции. Проблемы развития инновационной деятельности в Российской Федерации. Формирование условий развития экономики и перспективы применения новых разработок.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2012

    Государственная инновационная политика: необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций. Понятие антикризисной инновации. Процессные антикризисные и продуктовые инновации.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие и цели инноваций, их классификация по определенным признакам и место в общей стратегии фирмы. Инвестиции в сфере образования. Основные методы государственного стимулирования инновационных программ. Конкурентоспособность национальной экономики.

    шпаргалка , добавлен 14.05.2009

    Этапы развития стратегического инновационного менеджмента, инновации как движущий фактор глобальной конкуренции. Характеристика основных концепций стратегического менеджмента. Внутренняя конкуренция и вероятность успешного применения стратегий.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2012

    Основные аспекты инновационной деятельности. Организация управления инновационной деятельностью. Методы внедрения инноваций в организации. Управление персоналом и инновационная деятельность в организации. Социальный аспект инноваций.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2003

    Понятие инновации в экономической науке. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии. Творческая активность персонала фирмы и внедрение инноваций на предприятии. Комплекс организационных форм инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Теоретические основы методов государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. Анализ инновационной деятельности АНО "Арзамасский центр развития предпринимательства". Инновационная деятельность как инструмент коммерции.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2013

    Процесс отбора инноваций по оценкам технологических, социальных показателей, а также с учётом их рыночных позиций. Этапы коммерциализации инновации. Пути решение проблем коммерциализации. Формирование государственной политики агропромышленного комплекса.

    статья , добавлен 21.07.2013

    Сущность и содержание инноваций. Составляющие нововведения, организация инновационной деятельности. Роль и место фактора инноваций в развитии страны, изучение особенностей инновационной системы. Государственное финансирование инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Понятие и сущность инноваций как объекта инвестирования. Риски в инвестировании в инновации, принципы управления, особенности использования маркетинга как его важного элемента. Тенденции и перспективы развития инвестирования в инновации в России.

УДК 338.431.7

Инновационный фактор стратегии экономического развития России

Innovative factor of strategy of economic development of Russia

Гончарова Елена Вячеславовна

Goncharova Elena Vyacheslavovna

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

e-mail: [email protected]

Старовойтов Михаил Карпович

Starovoytov Mikhail Karpovich

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета,

Старовойтова Яна Михайловна

Starovoytov Ya. M.

кандидат химических наук, доцент

Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

Abstract

In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

Введение

Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

Особенности стратегии инновационного развития России

Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

Введение налоговых льгот для предпринимателей.

Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

Эти мероприятия включают:

Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

Заключение

Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

References

1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

ВВЕДЕНИЕ

1. Инновация как фактор развития экономики 5

1.1Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики 5

1.2 Влияние инновационной деятельности на экономический рост. 10

2. Основные направления инновационной деятельности 15

2.1 Особенности инновационного пути развития Беларуси 15

2.2 Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности в

Республике Беларусь 20

3. Особенности инновационной политики в РБ 27

3.1 Проблемы инновационного развития 27

3.2 Перспективы инновационного развития в Республике Беларусь 29

Заключение 34Список использованных источников 36

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI веке должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.

Переход к инновационному экономическому росту стали предметом особого внимания как зарубежных, так и отечественных экономистов. Для Беларуси вопросы перехода экономики на инновационный путь сегодня особенно актуальны. Актуальность, теоретическая и практическая значимость решения задач, связанных с переходом к устойчивому типу развития промышленного производства в новых условиях хозяйствования Республики Беларусь и обусловили важность темы настоящей курсовой.

Цель исследования конкретизируется в его задачах:

Раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;

Раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;

Изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;

Рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;

Проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Объектом исследования является инновации и инновационная деятельность на предприятиях, предметом исследования является их роль и значение для повышения эффективности производства.

1. Инновация как фактор развития экономики.

1.1 Инновационная деятельность: сущность, виды и основные характеристики.

«Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011-2015 гг. является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках, основанной на внедрении новых и высоких технологий, обладающих наибольшей добавленной стоимостью, низкой энергоемкостью и материалоемкостью, способствующих созданию новых видов товаров и услуг, новейших экологически безопасных (чистых) материалов и продуктов, а также обеспечивающих производство традиционных товаров и услуг с новыми свойствами и параметрами, недостижимыми в рамках предыдущих технологических укладов» .

Инновационная деятельность - это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами.

«Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций» .

«Инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Инновация является конечным результатом деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности» .

«Технологические инновации - деятельность организации, связанная как с разработкой, так и с внедрением в зависимости от того, чем занимается фирма» .

«Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая в себя создание и распространение инноваций» .

«Инновационный потенциал - совокупность ресурсов различных видов, включающая в себя материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности» .

«Инновационный процесс - процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения» .

«Инновационный проект - комплекс работ по созданию и реализации инноваций» .

Целью проекта является создание и освоение новых технологий, видов продукции (услуг), а также новых решений производственного, организационного и социально-экономического характера.

«Инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий)» .

«Инновационная инфраструктура - совокупность субъектов, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение инновационной деятельности» .

Субъекты инновационной инфраструктуры:

научно-технологический парк - организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является содействие развитию предпринимательства в научной, научно-технической, инновационной сферах и создание условий для осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами научно-технологического парка, инновационной деятельности от поиска (разработки) нововведения до его реализации;

центр трансфера технологий - организация со среднесписочной численностью работников до 100 человек, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу практического использования;

венчурная организация - коммерческая организация, создаваемая для осуществления инвестиционной деятельности в сфере создания и реализации инноваций, а также финансирования венчурных проектов.

«Инновационная организация - организация, создающая и реализующая инновации, производящая высокотехнологичные товары (работы, услуги) либо планирующая производить такие товары (работы, услуги) с привлечением средств венчурных организаций, в том числе созданная (создаваемая) в форме хозяйственного товарищества или общества, учредителем (участником) которого является венчурная организация» .

«Инновационно активные предприятия (организации) - предприятия (организации), осуществляющие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), процессов (производственных методов, методов доставки), маркетинговых и организационных методов, методов организации рабочего процесса и путей организации взаимоотношений с другими органами и организациями» .

Наукоемкость ВВП - внутренние затраты на научные исследования и разработки в процентах от ВВП.

«Под параметром наукоемкости ВВП следует понимать ту его часть в процентах, которая непосредственно направляется на финансирование НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы)» .

«Инновационная продукция - результаты интеллектуальной и производственной деятельности, связанной с достижением новых эксплуатационных показателей изделий, снижением затрат труда, потребления энергии, расходования материалов в технологических процессах и появлением новых услуг в нематериальном секторе экономики» .

«Новая технология - система производственных и иных операций, методов и процессов, обладающая более высокими качественными характеристиками по сравнению с лучшими аналогами, доступными на данном рынке, на определенном сегменте рынка или рыночной ниши, для которых эти технологии являются новыми» .

«Высокая технология - технология, обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами, пользующаяся спросом на рынке и удовлетворяющая формирующимся или будущим потребностям человека и общества» .

«Высокотехнологичная организация - организация, не менее половины продукции которой производится с использованием высоких технологий» .

«Технологический уклад - совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Критерием отнесения производства к определенному технологическому укладу является использование в данном производстве технологий, присущих этому укладу, либо технологий, обеспечивающих выпуск продукции, которая по своим техническим либо физико-химическим характеристикам может соответствовать продукции данного уклада» .

Вопросам управления инновационной деятельностью посвящено отдельное направление менеджмента - инновационный менеджмент .

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Различают несколько видов инноваций:

 технические - появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

 технологические - возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

 организационно-управленческие - связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

 информационные - решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

 социальные - направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основные стадии – его создания и использования. Последняя в свою очередь состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания.

Герасимов А.В.

15.2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Герасимов Алексей Вячеславович, докторант института проблем региональной экономики РАН Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теории инноваций, подробно представлен вклад зарубежных исследователей в данное направление. Особое внимание уделено анализу факторов инновационного развития экономики. Автор предлагает свою точку зрения на проблему, связанную с выявлением и отбором факторов, определяющих инновационный потенциал экономической системы.

Ключевые слова: инновации, развитие, факторы, экономика

BASIC FACTORS INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY

Gerasimov A.V., Institute for Regional Economy RAS

Annotation: Article is devoted consideration of the theory of innovations, the contribution of foreign researchers in channelized is in detail presented. The special attention is given the analysis of factors of innovative development of economy. The author offers the point of view on a problem connected with revealing and selection of factors, defining innovative potential of economic system.

Keywords: innovations, development, factors,

На современном этапе существенный вклад в развитие теории инноваций внесли такие ученые-экономисты как Адам Б. Яффе, Джош Лернер, Скотт Штерн, Гяратна, Торриси и Пагано, которые в своих исследованиях по экономическому благосостоянию привели яркий пример экономического роста развивающихся стран за счет инноваций, а так же попытались выделить факторы экономического роста .

Одним из факторов инновационного развития экономики, по их мнению, является образование. Специальное образование играет важную роль в поддержке технического прогресса. Расходы крупных компаний на исследования и разработки в совокупности с усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнением к инновационному процессу. Результат взаимодействия большого и малого бизнеса взаимно дополняем - это означает, что результат взаимных действий оказывается более полезен для экономики, нежели их разрозненные действия.

Приверженцами этой же теории являются и Арора А. и Гамбардела А., которые выделяли наличие высокообразованных специалистов как основной фактор инновационного развития. Во всех странах, где развивается высокотехнологичный сектор экономики, по их мнению, присутствуют высокообразованные специалисты относительно уровню развития региона.

Одновременно эти страны не обладают широкой и диверсифицированной промышленной базой, что подразумевает неактуальность альтернативных издержек для рабочей силы при смене специальности. Более того, внутренние ресурсы способствуют развитию определенных отраслей, как в Корее электронная промышленность, телекоммуникации в Финляндии, а так же

некоторые инвестиции в информационные и телекоммуникационные технологии в Чехии и Венгрии .

Оценивая роль образования в инновационном развитии экономики, следует отметить, что, с одной стороны, образование действительно предоставляет технические знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и таким образом упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность - образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его нестандартно мыслить.

Макконел К.Р., Брю С.Л, в свою очередь, назвали фактором инновационного пути развития экономики крупные компании, опираясь на то, что новейшие технологии, как правило, требуют: а) использование крупного капитала, б) крупных рынков, в) комплексного, централизованного и строгого интегрированного рынка, г) богатых и надежных источников сырья. Иными словами только крупным компаниям под силу обеспечить технический прорыв в силу их обладания достаточной ресурсной базой, в то время как малому бизнесу это не под силу .

Этой же теории придерживаются и М. Гиаратана, С. Торриси и А. Пагано. Они основывают свои взгляды на практике Ирландии, где приход 1Т транснациональных компаний предшествовал росту инновационного сектора экономики .

Однако помимо данного фактора исследователи выделили еще три: избыток высококвалифицированных кадров; международные связи; внутренний спрос.

Данное утверждение противоречит теории И. Шумпетера, отдающего главную роль малому предпринимательству как основному фактору инновационного развития. Однако и сам основоположник теории инновационного развития признавал в поздние годы, что роль независимого предпринимателя в инновационном процессе становилась все менее значимой в силу вытеснения его крупными компаниями, осуществляющими исследования и разработки на постоянной основе и доведших этот процесс до бюрократически выверенного .

Итак, мы рассмотрели выше ряд точек зрения экономистов относительного инновационного потенциала. Отметим, что каждый из них проделал огромную исследовательскую работу по выявлению и отбору факторов, определяющих инновационный потенциал экономической системы. При этом каждый из авторов пытался показать наглядно, на примере конкретных стран и их экономик, что приведенные факторы играли ключевую роль. Они были неизменны и совершенно необходимы. Кроме того, по мнению авторов - отсутствие того или иного фактора приводило к дисбалансу и экономическая система оказывалась неспособна к воспроизводству на основе инновации.

Однако помимо этого авторы указывали и на то, что один и тот же фактор не всегда оказывал одинаковое благоприятное влияние на инновационный потенциал. Например, в случае с Ирландией, Индией и Израилем фактор развитых международных связей сыграл одну из ключевых ролей в переходе к инновационному типу воспроизводства. А в Китае таким фактором был внутренний спрос. Здесь важно отметить то, что тот же

Бизнес в законе

фактор внутреннего спроса оказал минимальное влияние на развитие инновационного потенциала Ирландии, Израиля и Индии. Так как у первых двух стран внутренний рынок был ограничен, а у Индии плохо восприимчив к высокотехнологичной продукции.

Из этого можно сделать вполне логичный вывод -один и тот же инновационный фактор не является абсолютом. Его влияние на инновационный потенциал в зависимости от региона и его особенностей может быть различным и даже нести в себе отрицательный эффект.

Возникает вполне логичный вопрос - как это можно объяснить? Почему фактор А работает в стране У, но не работает в стране Х? Мы считаем ответ заключается в следующем.

Обратимся для этого к категориям необходимости, случайности, порядка и беспорядка. Новейшие исследования в рамках синергетики - нового направления самоорганизации систем - заслуживают особого внимания не только с философской точки зрения, но и с экономической. Более того, как мы покажем ниже, они отлично объясняют происходящие процессы в современных экономических системах.

Оттолкнемся от того, что исходным пунктом возникновения самоорганизации систем служит неустойчивость открытой системы, т.е. случайным ее отклонениям от некоторого устойчивого состояния . В первое время флуктуации не оказывают заметного влияния на систему и даже подавляют ее, но по мере роста неравновесности системы в результате ее взаимодействия со средой они усиливаются и постепенно расшатывают старый порядок и структуру. В итоге старая система дезорганизируется, а в результате самоорганизации изменяется ее структура и она становится новой системой. Пересекается ли данное утверждение с экономической системой? Безусловно. Новые способы производства, добычи благ и их распределения между членами общества на протяжении всего развития человечества приводили к краху старых систем и возникновению новых.

Однако этот переход от точки А к точке Б не является однозначно определенным. Синергетика доказывает, что в критической точке перехода, называемой точкой бифуркации, возникают, по меньшей мере, две возможности дальнейшей эволюции системы (в реальности таких возможностей гораздо больше). Какой путь при этом будет «выбран» системой, зависит от случайных обстоятельств и факторов, складывающихся в окрестности точки бифуркации. По этому, поведение системы в данной точке нельзя предсказать с полной достоверностью. Но когда определенный путь будет выбран, тогда дальнейшее движение системы подчиняется уже детерминистическим законам.

В то же время представление о случайности как простом проявлении и дополнении необходимости оказываются не приемлемым с позиции современной науки. Более того, если принять во внимание, что процесс эволюции систем, возникновения в них нового, спонтанного порядка и самоорганизации связан с усилением флуктуаций, т.е. случайных отклонений систем, то придется признать, что появление нового в мире происходит именно благодаря случайности и только им.

Подобная идея в наивной форме выдвигалась еще древнеримским философом Лукрецием Каром, который допускал возможность случайного отклонения атомов от предписанного им детерминистического пути движения. Именно такая случайность приводит, по его мнению, к возникновению нового в мире.

Действительно, сегодня нет ни одной методологии, которая бы позволила совершенно определенно дать ответ, как будет развиваться экономическая система при использовании тех или иных факторов. Ни один экономический прогноз еще не был точен настолько, чтоб он мог предсказать развитие системы.

Другими словами, факторы А, Б и С лишь создают предпосылки, но то, как будет развиваться система зависит от того, как она будет использовать эти факторы и какой она выберет путь. И здесь, на наш взгляд, необходимо обратиться к такому понятию как «способность к инновациям».

Способность к инновациям - это определенные условия, необходимые для перехода к модернизации. Ключевым здесь является то, что в отличии от факторов (неизменных и абсолютных), условия могут в зависимости от географического положения региона, политического строя, социальных и культурных предпосылок и др. меняться. Именно условия играют роль флуктуаций, которые заставляют экономическую систему выбирать тот или иной путь развития. Т.е. факторы создают предпосылки, а условия (флуктуации) определяют то, как и насколько данные факторы используются.

Как было показано выше, такой фактор как роль крупных и малых компаний оказывается нестабильным и в зависимости от тех или иных условий, роль крупных компаний может оказаться как положительной, с точки зрения финансовой поддержки НИОКР, так и отрицательной, с точки зрения излишней бюрократизи-рованости. Таким образом, роль крупного и малого предпринимательства оказывается условием, но никак не определяющим фактором.

Говоря о способности к инновациям, следует учесть такое немаловажное условие, как окружающая среда, кластер или экономическое пространство, в котором действует инноватор. Существуют определенные географические преимущества, которые влияют на успех того или иного бизнеса, в том числе и высокотехнологического. М.Е. Портер, анализируя влияние экономической среды на активность предпринимателя-инноватора, пришел к выводу, что чем более развит кластер, тем больше возможностей для технологического прогресса.

Изучая кластеры по всему миру, Портер вывел следующие факторы, влияющие на их рост :

требовательные и умудренные опытом потребители;

жесткая конкуренция между местными производителями;

наличие привлекательных факторов производства;

наличие экономических связей между секторами экономики.

Взаимодействие этих условий ведет к постоянному процессу инноваций, который фирмы используют как основное оружие в конкурентной борьбе. Кроме этого кластеры разбиваются и дробятся внутри себя, что ведет к появлению новых отраслей, как, например, нанотехнологии. биотехнологии, телекоммуникации следующего поколения.

Исходя из концепции, что компании инвестируют в определенный город или регион по причинам, которые не всегда ясны и тем более предсказуемы или контролируемы наиболее конструктивным путем в политике создания географических преимуществ окажется принцип Laissez-faire.

Определенную роль в привлекательности региона могут играть и сами фирмы. Компании могут выступать в качестве банального потребителя ресурсов. Однако

Герасимов А.В.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

в случае, когда фирма действует на пользу региону, выигрывает не только место базирования производства, но и сама фирма. Как только предприятие начинает инвестировать в регион, она становится заинтересованным лицом, желающим сделать его лучше с точки зрения производственных возможностей.

Список литературы:

1. Адам Б. Яффе, Джош Лернер, и Скотт Стерн. Политика новшества и Экономика, Том 5, Национальное Бюро Экономического Исследования: Пресса Массачусетского технологического института, Кембридж, Массачусетс, 2005.

2. Арора А. и Гэмбарделла А.: «Соединяя Промежуток». В А. Авроре и А. Гэмбарделле, редакторах, От Проигравших Тиграм: Повышение и Рост Промышленности программного обеспечения в Некоторых Развивающихся экономических системах. - Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2011.

3. Giarratana M., Torrisi S., и Алессандро Пагано: “Роль MNCs в Развитии Промышленности программного обеспечения в Индии, Ирландии и Израиле”. В А. Авроре и А. Гэмбар-делле, редакторах, От Проигравших Тиграм: Повышение и Рост Промышленности программного обеспечения в Некоторых Развивающихся экономических системах. - Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2005.

4. Швейцар, М. Конкурентоспособное Преимущество Стран. Нью-Йорк: Свободная пресса, 1990.

5. Шумпетер Дж. Ревив Экономической теории. - М., 2007.

1. Adam B. Jaffe, Josh Lerner, and Scott Stern. Innovation Policy and the Economy, Volume 5, National Bureau of Economic Research: The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, 2005.

2. Arora A. and Gambardella A.: «Bridging the Gap». In A. Aurora and A. Gambardella, eds., From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2011.

3. Giarratana M., Torrisi S., and Alessandro Pagano: “The Role of MNCs in the Evolution of the Software Industry in India, Ireland and Israel”. In A. Aurora and A. Gambardella, eds., From Underdogs to Tigers: The Rise and Growth of the Software Industry in Some Emerging Economies. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2005.

4. Porter, M.E. The Competitive Advantage of Nations. New-York: Free Press, 1990.

5. Schumpeter J. Review of Economic Theory. - М., 2007.

6. Makkonel K.R., Brju S.L. Ekonomiks: principles, problems and a policy. - М, 1997.

7. Ruzavin G. I. Methodology of scientific knowledge. - М: it JUNITI-DANA, 2009.

РЕЦЕНЗИЯ

На статью Герасимова А.В. «Основополагающие факторы инновационного развития экономики».

В связи с тем, что отбор инноваций преследует цель открыть путь именно тем нововведениям, которые направлены на обогащение и замену устаревших элементов экономической, социальной, политической и т.д. систем, статья А.В. Герасимова написана на весьма актуальную тему, связанную с вопросами инновационного развития экономики.

В своей работе автор дает подробный анализ факторов, определяющих инновационный потенциал экономической системы. Опираясь на различные точки зрения, в статье на примере конкретных стран и их экономик, показано, какие из приведенных факторов играют ключевую роль.

Проведенный А.В. Герасимовым анализ позволяет ему прийти к убедительному выводу о том, что на се-

годняшний день нет ни одной методологии, которая бы позволила совершенно определенно дать ответ, как будет развиваться экономическая система при использовании тех или иных факторов. Ни один экономический прогноз еще не был точен настолько, чтоб он мог предсказать развитие системы.

Консультант Фонда развития науки и поддержки

молодых ученых

В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связанны с физической способностью экономики к росту. Перечислим их: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технология.

Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.

Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.

Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.

Понятию инновация присущи следующие свойства: комплексность; последовательность; новизна; эффективность.

Таким образом, наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение:

Инновация - это комплексная деятельность, с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

  • 1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдоинновации;
  • 2) по характеру - продуктовые, технологические, организационно-управленческие;
  • 3) по результативности - высоко средне -, низкорезультативные;
  • 4) по степени риска - высоко -, средне низкорисковые;
  • 5) масштаб внедрения - трансконтинентальные, транснациональные региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;
  • 6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;
  • 7) вид получаемого эффекта - научно-технический, социальный, экономический, комплексный.

С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса.

Сущность инновационного процесса, заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.

Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом:

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

Для развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия:

  • - технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
  • - постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
  • - институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;
  • - востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

К перечисленным условиям можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность и т.д.

Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.

Принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере:

  • 1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.
  • 2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.
  • 3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».
  • 4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.
  • 5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.

Основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать: административно-управленческие; средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах; пространственное распределение экономической деятельности государства; финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок) .

Важным элементом в обеспечении устойчивого развития инновационной среды является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.

Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры:

  • - финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
  • - производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
  • - информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
  • - кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
  • - экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то