Из чего состоит бюджетное устройство. Бюджетное устройство и его типы

Бюджетное устройство определяется Бюджетным кодексом РФ , который устанавлива-ют виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством, т.к. в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, а для федеративного государства характерны три уровня - федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских поселений;

Бюджеты муниципальные внебюджетных фондов (Бюджетным кодексом РФ не предусмотрены, но местные органы самоуправления имеют право образовывать и использовать внебюджетные фонды для развития инфраструктуры территории и решения других задач).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов власти.

Основными принципами бюджетной системы являются :

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.


3. Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс , за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты, определять формы и направления расходования средств бюджетов и др.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов , означает, что все доходы и расходы бюджетов, иные обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

9. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Состав доходной части бюджетной системы: классификация доходов, методы бюджетного регулирования

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджетысостоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов - это определение объемов соответствующих доходов и расходов, подлежащих включению в каждый бюджет.

Различают следующие группы методов бюджетного регулирования:

Установление и распределение регулирующих источников доходов бюд-жета;

Перераспределение самих бюджетных источников;

Безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;

Ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств па конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законода-тельством Российской Федерации федеральные, региональные и мест-ные налоги и сборы, а также, пени и штрафы, перечень и размер отчислений которых в соответствующие бюджеты определены Бюджетным кодексом РФ.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учи-тывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам в соответствии с Бюджетным кодексом РФ относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

Иные неналоговые доходы;

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

- субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

Субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

Иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Все вышеперечисленные закрепленные доходы бюджетной системы в соответствии с законодательством полностью или твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующие бюджеты.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распре-деляет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дотация и субвенция.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров-ня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмезд-ной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Субвенции на два вида:

1) текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финанси-рование текущих расходов;

2) инвестиционные - направляемые на финансирование инвестиционной,
инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширен--
ным воспроизводством.

В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законо-дательство выделяет собственные источники доходов и заемные средства.

К собственным источникам доходов бюджетов относятся:

Налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюд-жетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;

Иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствую-щего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

При недостаточности собственных источников при необходимости по-крыть расходы,превышающие минимальный бюджет, а также в случа-ях временных финансовых затруднений в процессе исполнения бюдже-та используются заемные средства.

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюдже-та, могут быть:

Получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;

Выпуск государственных или муниципальных займов (передача в соб-ственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денеж-ных средств, которые РФ, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа);

Банковский кредит.

Состав расходной части бюджета: классификация расходов, формы и принципы распределения расходов

В соответствии с законодательством федеральный, региональные и местные бюдже-ты состоят из доходной и расходной частей. Все доходы и расходы рас-пределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих ос-новных принципов:

Соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъек-тов федерации или органов местного самоуправления (по принадлеж-ности);

Учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;

Учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества;

Самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.

Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствиис расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с экономической классификацией расходы бюджетов делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов , обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Классификация расходов бюджетов включает :

1. Код классификации расходов бюджетов, который состоит из кода главного распорядителя бюджетных средств, кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, кода классификации операций сектора государственного управления. Перечень главных распорядителей устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

2. Едиными для бюджетов разделами и подразделами расходов являются:

а) общегосударственные вопросы, в т.ч. расходы, связанные с функционированием органов государственной власти и органов местного самоуправления, международными отношениями, созданием материальных резервов и фондов, фундаментальными исследованиями и т.д.;

б) национальная оборона;

в) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

г) национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство и охрана окружающей среды;

д) образование, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная политика;

е) межбюджетные трансферты

Данная классификация расходов построена по функциональному признаку.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

Ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению;

Ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Межбюджетных трансфертов;

Кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

Кредитов иностранным государствам;

Средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

1) структуру бюджетной системы;

2) организационные принципы построения бюджетной системы;

3) взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Первая характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства

определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в го­сударственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет цент­рального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, зем­ли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федераль­ный бюджет.

Если в начале XX столетия основная сумма средств была со­средоточена в местных бюджетах, второе место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом - федеральный бюджет, то в на­стоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более эффективно ис­пользовать их по приоритетным направлениям.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на эконо­мических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федераль-32


ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов 1 .

До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюдже­тов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.



Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уров­ней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет­ных фондов;

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ­ственных внебюджетных фондов;

Местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских
округов, бюджеты внутригородских муниципальных обра­
зований городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга;

Бюджеты городских и сельских поселений 2 .
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод

бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо­ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро­ванный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет РФ не утверждается законода­тельным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консо-

См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2006. С. 6. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

2 - 4222 Мысляева


лидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти; какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные кон­солидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.

Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие

единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной до­кументации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные прин­ципы построения бюджетного процесса. Он предполагает еди­ный порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы означает закрепление соответствующих видов до­ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами го­сударственной власти субъектов РФ и органами местного само­управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо­дательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:


Самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Иметь собственные источники доходов бюджетов;

Иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;

Самостоятельно определять направления расходования бюд­жетных средств;

Определять источники финансирования дефицитов бюджетов;

Получить компенсацию расходов, возникших в результате реше­
ний, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопусти­
мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис­
полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами
бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также
осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по­
терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис­
полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных
с изменением законодательства.

Недопустимо также устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соот­ветствующих расходных обязательств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обяза­тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюд­жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред­полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас­ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. В соответствии с этим принципом все государственные и муни­ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму­лированных в бюджетной системе РФ.


Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини­мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд­жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться к экономному использованию бюджетных средств. Эффективность использования бюджетных средств мо­жет определяться двояко: 1) достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности, однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности предполагает:

2) полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;

3) открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;

4) федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но они должны утверждаться только в его составе.


Принцип достоверности бюджета означает надежность и до­стоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистич­ность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряже­ние конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.

И, наконец, третья характеристика бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, кото­рая в федеративных государствах проявляется через систему бюд­жетного федерализма.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уров­ней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе спе­циально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

Единство общегосударственных интересов и интересов населе­ния как основа сбалансированности интересов в с е х трех уровней власти по бюджетным вопросам;

Сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вер­тикали бюджетной системы, распределение и перераспределе­ние их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

Высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

Активное участие членов Федерации в формировании и реа­лизации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и до­ходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В иде-


але такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться толь­ко при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;

2) разграничение расходных полномочий;

3) выравнивание бюджетов. Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что

объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномо­чиями и доходными возможностями существует разрыв. В резуль­тате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный фи­нансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распре­делением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюд­жетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномо­чий. Важным моментом для вертикального выравнивания явля­ется четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной задачей является обеспечение верти­кального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных тер­риторий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящи­ми от местных властей факторами: уровнем экономического раз­вития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенно­стями и др.


Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, суб­сидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвоз­вратной основах на покрытие расчетных минимально необходи­мых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвести­ционной бюджетной деятельности местных органов власти. Вместе с тем, поскольку субсидии предусматривают встречное финан­сирование из региональных и местных бюджетов, то в условиях роста дефицита бюджетов разных уровней они применимы не во всех случаях.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подле­жат возврату в бюджет, из которого они были получены. Если же субвенция выделяется с указанием и других условий, то она называется обусловленной субвенцией. Различают текущие и инве­стиционные субвенции в зависимости от их целевого характера и условий предоставления.

К текущим относят субвенции, направленные на финанси­рование текущих расходов (расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социаль­ную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетно­му финансированию). К инвестиционным относятся субвенции, связанные с расширенным воспроизводством, финансированием инвестиционной и инновационной деятельности (капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окру­жающей среды, комплексное развитие территории и т.п.).

Бюджетный кредит - это сумма денежных средств, выделяе­мых бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значи­тельно реже, чем другие формы.

Важную роль в вертикальном выравнивании играют также соб­ственные и регулирующие налоги и доходы.


Собственные доходы - это налоги или доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично (в опре­деленной доле или по разделенной налоговой ставке) на постоян­ной (долговременной без указания срока) основе в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы - это доходы или налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти выше­стоящего территориального уровня, при утверждении бюджета на очередной финансовый год, устанавливаются на временной (не менее чем на год) и на долговременной с указанием срока (не менее трех лет) основе нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего уровня.

Выравнивание может осуществляться также за счет предо­ставления отдельным регионам особого экономического режима. В мировой практике существуют три основных подхода центра к требованиям регионов о предоставлении особого экономического режима.

Первый - индивидуально-договорный подход, когда центр договаривается с каждым регионом в отдельности о распределении налоговых поступлений или других условиях. Этот подход распро­странен в некоторых странах, например в Китае.

Второй подход - это создание специальных бюджетных ре­жимов, в рамках которых отдельным регионам предоставляются особые права в вопросах налогов и расходов. Официально такие режимы для отдельных территорий существуют лишь в нескольких странах - на Филиппинах, в Австралии, Малайзии.

И третий подход - применение нормативно-расчетной фор­мулы субсидий с целью частичного выравнивания бюджетных ус­ловий регионов. Его использует большинство стран для решения проблем вертикального и горизонтального выравнивания между регионами.

При этом используются два основных способа межбюджетного выравнивания:

1. Выравнивание региональных бюджетных доходов.

2. Выделение финансовой помощи для покрытия разницы между прогнозным объемом доходов и нормативным объемом расходов.

Часто первый способ называют доходным, а второй - расходно-доходным выравниванием.

Доходное в ы р а в н и в а н и е традиционно считается самым простым и наиболее прозрачным методом распределения средств федераль-


ной финансовой помощи регионам. Он подразумевает предостав­ление ресурсов только в зависимости от дифференциации по реги­онам среднедушевых налоговых доходов (или всех среднедушевых доходов). Такое доходное выравнивание может базироваться на учете отклонения скорректированных отчетных или прогнозных доходов субъекта Федерации от некоторого уровня, например, среднего по стране.

Альтернативным методом выравнивания может служить пере­распределение ресурсов, основывающееся на оценке имеющейся налоговой базы (налогового потенциала), например, при оценке валового регионального продукта, или показателе доходов в ре­гионе, опирающемся на данные сводного финансового баланса. В таком случае федеральная помощь выделяется для выравнива­ния регионального фискального потенциала. Может иметь место выравнивание доходов регионов в смысле обеспечения каждому из них некоторого минимального уровня доходов. При доходном выравнивании обычно рассчитываются специальные коэффици­енты - индекс бюджетных расходов, смысл которого заключается в учете межрегиональной дифференциации стоимости оказания государственных услуг.

Принципиальным преимуществом применения на практике ме­тодики доходного выравнивания при распределении федеральной финансовой помощи является фактический отказ центральных органов власти от обязательств по финансированию региональных бюджетных расходов. При выравнивании доходных показателей федеральный центр несет ответственность только по обеспечению определенного уровня бюджетных доходов, предоставляя право региональным властям самостоятельно определять направления расходования средств и, следовательно, принимать на себя обя­зательства по их финансированию.

Второй возможный вариант распределения средств федераль­ного центра регионам основывается на так называемом расходно-доходном в ы р а в н и в а н и и. В этом случае учитывается потребность ре­гиона в осуществлении бюджетных расходов, а главной проблемой становится определение обоснованных расходных потребностей региональных и местных органов власти.

Среди наиболее простых методов можно выделить выравнивание, учитывающее только численность населения отдельных регионов и его половозрастную структуру, а также выравнивание на основе различий между регионами по стоимости стандартной потребитель­ской корзины или величины прожиточного минимума.


Существует также методика расходно-доходного выравнивания, основанная на обеспечении минимального уровня регионального дефицита. Она исходит из необходимости довести расчетный уро­вень дефицита (разрыва между расчетными доходами и расходными потребностями в прогнозном периоде) бюджетов регионов до одного и того же, минимально возможного уровня. Уровень выравнивания в этом случае может быть определен как отношение разрыва между доходами и расходами к расходам бюджета региона.

В качестве одного из вариантов расходно-доходного выравни­вания можно рассматривать методику, основанную на сопостав­лении нормативных расходов региона, рассчитанных на основе государственных стандартов с единым, нормативным уровнем их финансирования, выраженным, например, через долю налоговых поступлений в валовом региональном продукте.

По этой методике оценивается реальная бюджетная обеспечен­ность регионов на основе индексов бюджетных расходов и налого­вых ресурсов. Трансферты из федерачьного центра распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность ре­гионов с удельным и (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднего по стране уровня, гарантировав наименее развитым территориям минимальный уровень бюджетной обеспе­ченности. В этой методике учитываются такие показатели, как ва­ловый региональный продукт (объем созданных на определенной территории товаров и услуг), валовые налоговые ресурсы (оценка потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета региона), индекс бюджетных расходов и др.

Существуют две основные модели бюджетного федерализма: де­централизованная и кооперативная.

Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Ве­ликобритания, Япония) являются следующие:

1) региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности;

2) финансовым обеспечением независимости и самостоятель­ности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать соб­ственные налоги или определять порядок налогообложения;

3) четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются по­доходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и мест­ных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);


4) центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

5) система бюджетного выравнивания развита слабо. Как пра­вило, федеральные средства предоставляются в виде целевых пе­речислений на финансирование конкретных программ;

6) центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыс­кивают средства для погашения дефицита бюджета.

Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

1) широким участием региональных властей в перераспределе­нии национального дохода;

2) наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

3) введением местных ставок к федеральным и территориаль­ным налогам;

4) повышенной ответственностью центра за состояние регио­нальных финансов (дефицит бюджета, наличие долга);

5) ограничение самостоятельности региональных властей в во­просах внешних заимствований. Как правило, внешними заимство­ваниями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти - внутренними заимствованиями;

6) наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, до­тации, субвенции и т.п.

Кооперативная модель, как правило, используется там, где су­ществуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для коопе­ративной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - структурное отображение бюджетной системы в виде правил и форм построения и организации бюджетов, а также межбюджетных отношений.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:

    По бюджетному законодательству РФ организациябюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и са мостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организационно правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. Закон РСФСР от 10.10 … Словарь юридических понятий

    Определяется государственным устройством и включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства строится в соответствии с государственным и административно … Энциклопедия юриста

    бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы бюджетной системы РФ. Б.у. РФ определяется в соответствии с разд. I ч. 2 БКРФ* … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство - организационные принципы и структура построения бюджетной системы … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Бюджетное устройство - это регламентируемая нормами права система принципов построения бюджетной системы … Большой юридический словарь

Книги

  • Бюджетное устройство России: Монография , Пешкова Х.В.. В монографии рассматриваются теоретико-правовые вопросы содержания финансово-правовой категории «бюджетное устройство государства», обосновывается ее понимание как юридической конструкции…
  • Бюджетное устройство Российской Федерации Теория и практика Монография , Сабитова Н.. Монография посвящена актуальным проблемам бюджетного устройства Российской Федерации, которое развивается с 1991 года в рамках федеративного государства. Рассмотрена эволюция бюджетного…

Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента:

  • 1) организация бюджетной системы;
  • 2) принципы построения бюджетной системы;
  • 3) взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.

– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов трех уровней федерального, регионального и местного.

Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает к советской бюджетной конструкции "матрешечного" типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, целевые доходы и расходы условно обособлялись.

Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.

Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Расширенный бюджет – это свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

На рис. 4.1 представлено строение бюджетной системы России. В бюджетную систему страны входят федеральный бюджет, 21 бюджет республик, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 2 бюджета городов федерального значения, 1 бюджет автономной области. Десять бюджетов автономных округов и 29 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Рис. 4.1.

Особое место в силу их социальной функции в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Будучи самыми многочисленными по количеству, они аккумулируют около 20% объема консолидированного бюджета страны.

В России на начало 2012 г. юридически оформлено 23 118 муниципальных образований: 1821 муниципальный район; 517 городских округов; 236 внутригородских территорий города федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве); 1711 городских поселений; 18 833 сельских поселений.

Местные бюджеты – это самые близкие к нуждам населения публичные фонды. Из бюджетов муниципальных образований финансируется свыше 60% расходов страны на образование, 55 – на здравоохранение, 70 – на социальную защиту населения, 90% – на жилищно-коммунальное хозяйство. В целом доля расходов на социальные цели составляет 60% их совокупных расходов. Этими индикаторами определяется их важное политическое и социальное значение. Социальная роль местных бюджетов будет все более возрастать. Растут возложенные на них социальные мандаты – повышение заработной платы учителям и врачам до среднего по региону уровня, рост социальных пособий и выплат. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивается разветвленными межбюджетными отношениями, регулируемыми законом.

Консолидируются бюджеты по следующей схеме:

На рис. 4.2 на примере области показана "сборка" бюджета.

Рис. 4.2.

Перечислим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов, определенные в Бюджетном кодексе:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • разграничение доходов, расходов и источников сбалансированности по уровням бюджетной системы;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
  • законность;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность бюджетной деятельности;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Невозможно среди них выделить ведущий принцип. Все они в комплексе отражают многообразие функций бюджета и ответственность государства за построение эффективного общественного финансового хозяйства в интересах членов общества. Тем не менее на разных этапах развития соблюдение некоторых принципов может ослабиться. Внимание к той или иной стороне функционирования бюджетной системы отражается в содержании финансовой политики. Так, в настоящее время на первый план выдвигаются эффективность и прозрачность государственных расходов. Приняты и реализуются государственные программы, способствующие усилению действия этих принципов.

Соблюдение сформулированных принципов обеспечивает консолидацию финансовой мощи государства. Это позволяет бюджетам всех уровней решать следующие задачи:

  • аккумуляция государственных средств;
  • распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления);
  • распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали между органами управления одного уровня.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

определяется государственным устройством и включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему;

б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства строится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением. Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным. РФ является федеративным государством, включающим в себя республики, края, области, города федерального подчинения, автономную область и автономные округа как субъекты Федерации. В связи с разграничением компетенции между РФ и субъектами РФ вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов РФ предполагает и наличие местных бюджетов.

Горбунова О.Н.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО" в других словарях:

    По бюджетному законодательству РФ организациябюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и са мостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Структурное отображение бюджетной системы в виде правил и форм построения и организации бюджетов, а также межбюджетных отношений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы … Энциклопедия права

    БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организационно правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетное устройство в РСФСР основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР. Закон РСФСР от 10.10 … Словарь юридических понятий

    бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство рф - (англ. organization of budget system of RF) по бюджетному законодательству РФ организация бюджетной системы РФ, а также бюджетная классификация РФ и принципы бюджетной системы РФ. Б.у. РФ определяется в соответствии с разд. I ч. 2 БКРФ* … Большой юридический словарь

    Бюджетное устройство - организационные принципы и структура построения бюджетной системы … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

    Бюджетное устройство - это регламентируемая нормами права система принципов построения бюджетной системы … Большой юридический словарь

Книги

  • Бюджетное устройство России: Монография , Пешкова Х.В.. В монографии рассматриваются теоретико-правовые вопросы содержания финансово-правовой категории «бюджетное устройство государства», обосновывается ее понимание как юридической конструкции…
  • Бюджетное устройство Российской Федерации Теория и практика Монография , Сабитова Н.. Монография посвящена актуальным проблемам бюджетного устройства Российской Федерации, которое развивается с 1991 года в рамках федеративного государства. Рассмотрена эволюция бюджетного…
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то