Теория благосостояния и российская действительность. Теория «экономики благосостояния

Благосостояние представляет собой обеспеченность индивида, социальной группы, населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами . Экономическая теория благосостояния (welfare economics) представляет собой направление современной экономической теории, которое исследует содержание индивидуального и общественного благосостояния, и факторы на них влияющие.

Основная проблема, решаемая экономической теорией благосостояния, заключается в поиске ответа на вопрос - означает ли оптимизация поведения отдельных индивидов максимизацию общественного благосостояния в целом.

Парето-эффективность представляет собой такое состояние, при котором все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, а новые Парето-улучшения невозможны.

Условия Парето-эффективности:

1) эффективность обмена;

2) эффективность производства;

3) эффективность распределения ресурсов.

В основе теории общественного благосостояния А.Пигу лежат предпосылки неоклассической теории: теория убывающей предельной полезности, ординалистского подхода к оценке благ и принципа утилитаризма. В его интерпретации, понятия индивидуального и общественного благосостояния имеют различное содержание. И если для индивида основная цель - максимизация полезности, то для общества в целом - национальный доход. Индивидуальное благосостояние он также рассматривает шире, включая в него помимо максимума полезности от потребления, такие составляющие, как: характер работы, окружающая среда, взаимоотношения с другими людьми (социальный капитал), положение в обществе, жилищные условия, общественный порядок и безопасность. В каждом из подобных аспектов человек может чувствовать себя удовлетворенным в большей или меньшей степени. Поэтому возможна ситуация роста уровня общего благосостояния при неизменном уровне экономического благосостояния.

Исходя из сущности Парето-эффективности, ее условий и общего конкурентного равновесия, получается, что рыночная конкуренция обеспечивает нахождение оптимума потребителя, оптимума производителя и размещение ресурсов наилучшим образом.

Первая теорема экономики благосостояния: общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным . Это фундаментальный принцип экономики, который позволяет обосновать чистую рыночную конкуренцию как наиболее эффективный институт распределения ресурсов. То есть равновесный рынок без вмешательства государства наиболее эффективным образом способен распределить ресурсы между потребителями и производителями.

Вторая теорема экономики благосостояния является обратной теоремой и заключается в том, что Парето-оптимальное распределение в экономике является равновесным .

Основные теоретические подходы к проблемам благосостояния общества представлены утилитаризмом, либертаризмом и эгалитаризмом.

Общая схема агрегирования может быть представлена как функция общественного благосостояния:

W = W(U1, …..UA)

Утилитаристская (бентамианская) теория общественного благосостояния исходит из того, что при агрегировании индивидуальных предпочтений предполагается, что благосостояние каждого члена общества имеет одинаковую полезность.

Эгалитарная (роулсианская) теория общественного благосостояния предполагает максимизацию полезности наименее благополучного члена общества.

Либертаристская теория отстаивают идеи свободного рынка и индивидуализма, поэтому считает функцию общественного благосостояния фикцией.

Парето-улучшение (критерий Парето) предполагает переход от одного возможного распределения ресурсов к другому распределению ресурсов, если при этом выполняются два условия:

1) хотя бы для одного участника рынка положение улучшилось;

2) при этом для всех остальных – положение не ухудшилось.

Критерий Калдора-Хикса предполагает, что повышение экономической эффективности возможно только, когда индивиды, получившие выигрыш, способны компенсировать проигрыш остальных, при этом остаться в выигрыше.

Теория общественного благосостояния — теория, касающаяся изучения методов организации хозяйственной деятельности, направленных на максимизацию богатства.

Введение

В условиях перехода экономики к рыночному регулированию хозяйственной деятельности важное значение приобретает достижение роста общественного благосостояния. Обеспечение роста благосостояния населения главным образом в удовлетворении потребностей, которые количественно растут и качественно изменяются. При этом особо важную роль играет тесная взаимосвязь между потребностями отдельного гражданина (индивидуума) и общества в целом. Теорию благосостояния принято относить к нормативной экономики, поскольку истинность этого понятия трудно проверить эмпирическими методами. Главная проблема — изучить критерии благополучия и определить, кто должен принимать решения, влияющие на благосостояние. В теориях благосостояния часто возникали противоречия из-за неспособности в полном объеме проследить последствия правительственных программ, а также из-за разногласий во взглядах на природу экономики, ценности и цели. Поскольку главная цель «политики благосостояния» — это улучшение качества жизни населения, то фундаментом общественного благосостояния является социальная защищенность граждан. Именно качество жизни является главным показателем общественного благосостояния.

Различные взгляды на теорию общественного благосостояния

Одним из ярких представителей теории общественного благосостояния признан американский ученый Абрахам Маслоу, автора общеизвестной иерархии потребностей (пирамиды потребностей Маслоу). Согласно этому подходу любой человек стремится к своему развитию, действуя согласно своим возможностям и потребностям. Сущность идеи А. Маслоу в том, что высокие потребности не могут оказаться и реализоваться, если примитивные ни были предварительно удовлетворены.

Ж. Годфруа к классической пирамиды добавил когнитивные и эстетические потребности (необходимость в слаженности, справедливости, красоте, симметрии), расположив их перед необходимостью в самореализации.

Адам Смит (1723-1790) рассматривал благосостояние в зависимости от производительности общественного труда и его пропорциональности потребностям потребителей, считая источником благосостояния зарплату, доходы, ренту, а их величину считал зависимой от общих условий жизни общества, от его богатства или бедности, процветания, застоя или упадка, особенностей природы, того или иного применения труда или капитала.

По мнению Джереми Бентам (1748-1832), благосостояние определяется счастьем наибольшего количества людей. В его концепции человек является исключительно потребителем, причем направленным на немедленное удовлетворение потребностей. Чем больше счастливых людей, тем выше благосостояние. Такая «арифметика счастья» была основана на положении о том, что все люди имеют идентичные функции полезности дохода. Теория Бентама не воспринималась его современниками.

Маршалл связывал общественное благосостояние с механизмом распределения ресурсов и пришел к выводу, что равновесие спроса и предложения на рынке означает максимизацию общей выгоды, получаемой покупатели и продавцы. Экономическое измеряется с помощью излишка потребителя, то есть суммы, которую потребители готовы заплатить за товар, минус сумму, которую они действительно платят. Этот избыток определяет выгоду, которую покупатели получают от использования продукта, такую, которую они сами себе представляют.

Артур Пигу в работе «Экономическая теория благосостояния» впервые использовал понятие показателей общественного (экономического) благосостояния. В понятие индивидуального благосостояния он ввел показатели качества жизни — условия окружающей среды, отдыха, доступность образования, общественный порядок, медицинское обслуживание и т. Он считал, что оптимум благосостояния возможно только при государственном вмешательстве в механизм использования ресурсов и распределения доходов (поскольку выравнивание доходов максимизирует сумму полезности в обществе) и подчеркивал, что экономическое ни в коей мере не является равнозначным общему благосостоянию, поскольку он не содержит такие элементы, как окружающая среда, взаимоотношения между людьми, место в обществе, жилищные условия, общественный порядок. А.Пигу уделял значительное внимание перераспределению доходов от богатых к бедным — трансферта доходов.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) был уверен, что уровень благосостояния определяет государство, воздействуя на уровень занятости ресурсов и размер национального дохода. Он ввел понятие «эффективный спрос», который считал главным условием роста национального дохода и занятости.

Вильфредо Парето (1843 — 1923) в своем «Учебнике политической экономии» не только отклонял количественную полезность, но и ограничивал свой анализ жесткими условиями, считая, что единственными изменениями, которые могут оцениваться, есть те, которые делают всем или хорошо, или плохо, или те, которые улучшают хотя бы одному человеку, не делая хуже любому другому. Улучшение чьего благосостояния за счет кого-то другого не может оцениваться в количественных единицах полезности. В. Парето сформулировал принцип, согласно которому максимум благосостояния достигается при оптимальном размещении ресурсов, когда любое их перераспределение не увеличивает полезности в обществе. Улучшение по Парето — это распределение ресурсов таким образом, что при повышении благосостояния одних людей благосостояние других не ухудшается. В. Парето понимал, что общее общественное благосостояние не может зависеть только от объема материальных благ, доступных благодаря рациональному эгоизму и личному интереса, без их распределения на основе гуманистической этики. Он искал источники благосостояния общества в сфере государственных финансов, считая, что через бюджетно-налоговую политику государство должно обеспечивать реализацию демократически определенных этических идеалов. Улучшение по Парето возможно относительно обеспечиваемых государством благ и услуг нерыночного происхождения благодаря их неделимости и неконкурентности потребления.

Оптимум Парето базируется на следующих основных предположениях:

  • каждый человек лучше всего может оценить свое благосостояние;
  • общественное благосостояние определяется только в единицах благосостояния отдельных людей;
  • благосостояние отдельных личностей несопоставимы.

Данная концепция имеет несколько разновидностей:

  • утилитаристская функция представляет уровень общественного благосостояния как сумму индивидуальных функций полезности членов общества. Принцип перераспределения доходов основывается на предположении о нисходящей предельной полезности.
  • либеральная функция характеризует благосостояние как сумму взвешенных полезностей. В данном случае благосостояние является весами, с помощью которых общество взвешивает полезности отдельных индивидов, учитывая их важность для общественного благосостояния. Рынок признается единственным регулятором общественного благосостояния и большое вознаграждение получает тот, кто более способным и трудолюбивым, перераспределения благ не существует (разновидность постулата Бентама)
  • утилитарная функция показывает, что рост общественного благосостояния зависит от роста благосостояния индивида. Данная функция предполагает перераспределение части доходов от более производительных экономических субъектов в пользу бедных (Дж. Ролз)
  • эгалитарная функция требует равномерного распределения, при котором все блага поделены поровну между всеми индивидами, именно при этих условиях достигается общественное благосостояние (Бергсона — Семюэлсона).

Последователь неоклассической экономической школы Г. Седжвик исследовал благосостояние общества как с точки зрения общества, так и с точки зрения индивида. На основе собственных исследований он сделал вывод, что государство должно направлять распределение созданного в стране продукта и тем самым повышать общий уровень благосостояния.

Оригинальный взгляд на теорию благосостояния предлагают представители институционального направления экономической теории. Это направление развился в 80-90 гг. XX в., его представителями являются К. Виксель, Джеймс Бьюкенен, Стиглер и другие. Особенностью данного направления является то, что его представители предлагают решить проблему общественного благосостояния на основе этических категорий. Поведение индивида исследуется на основе Homo economicus — рационального, эгоистичного максимизатора собственного благосостояния. При этом каждый индивид, по мнению представителей данной школы, имеет собственную ценность и именно индивиды несут ответственность за существование в определенных условиях в определенном обществе. Достижения общественного благосостояния Дж. Бьюкенен считает возможным на основе теории общественного выбора. Он считает, что существуют категории благ, в том числе и социальные, которые индивидуумы не могут получить на основе рыночных отношений и поэтому они пытаются обменять свое избирательное право на определенный набор этих благ. Справедливость в обществе достигается при соблюдении определенных правил и существовании соответствующих институтов. Но принятие решения большинством не делает это решение справедливым. Проблемами поиска социального благосостояния для всех членов общества активно занимались представители социального направления новой школы Г. Штольцманн, Р.Штаммлер, А. Шпанн и другие. Формирование этого направления началось в 90-е годы XIX века. Основными постулатами данной школы является признание неэкономических факторов основными для социально-экономического развития, стремление обеспечить достойное существование всех членов общества, особое внимание к соблюдению социальной справедливости, активный характер социальных реформ, а через них достижения социально-экономического прогресса рыночной экономики. Одним из важнейших направлений развития теории общественного благосостояния является отбор и совершенствование системы показателей для оценки уровня общественного благосостояния в отдельно взятой стране. Основная сложность заключается в многоаспектности благополучия и подборе соответствующих показателей.

К основным показателям для оценки благосостояния общества относятся:

  • показатели доходов населения;
  • уровень распределения доходов между отдельными группами населения;
  • показатели личного потребления;
  • показатели бедности населения;
  • показатели экономической активности населения;
  • показатели культурно-образовательного уровня населения;
  • показатели оценки состояния здоровья населения;
  • демографические показатели;
  • показатели социального обеспечения населения;
  • показатели оценки жилищных условий населения;
  • показатели социальной напряженности в обществе.

Современный этап

На современном этапе развития теории общественного благосостояния продолжает формироваться, современная экономическая мысль предлагает новые подходы для достижения и оценки общественного благосостояния. Уже классическим стало сочетание экономических и социальных факторов, их дополняют политическими, экологическими, культурными и другими. Развитие общества стимулирует появление новых потребностей и от качества их удовлетворения зависит уровень общественного благосостояния, а от возможности их предсказания — гармоничный и устойчивое общественное развитие.

Тема 3. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

3.1. Возникновение теории благосостояния

3.2. Государства «всеобщего благосостояния»

3.3. Факторы политики благосостояния

3.4. Противоречия потребительского общества и их преодоление

Теоретические представления о достижении благосостояния в Украине

1. Національна економіка: Підручник. / За ред.. проф., к.е.н. П. В. Круша. – К.: Каравела; Піча Ю. В.., 2008. – 416 с.

2. Гринів Л. С., Кічурчак М. В. Національна економіка: Навч. посіб. – Львів: «Магнолія 2006», 2008. – 464 с.

3. Градов А.П. Национальная экономика. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.

4. Ткач А. А. Інституціональна економіка. Нова інституціональна економічна теорія. Навчальний посібник. – К. Центр учбової літератури, 2007. – 304 с.

5. Економічна теорія: Підручник / За ред. В.М. Тарасевича. – Київ: ЦУЛ, 2006. – 784 с.

6. Экономическая теория: Учебник / С. В. Мочерний, В. К. Симоненко, В. В. Секретарюк, А. А. Утенко; Под ред. С. В. Мочерного. – 2-е изд., испр. И доп. – К.: О-во «Знання», КОО, 2003. – 662 с.

7. Корниенко О. В. Национальная экономика. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

8. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 416 с.

9. Юхименко П. І., Леоненко П.М. Історія економічних учень: Навч. посіб. – К.: Знання – Прес, 2000. – 514 с.

10. Історія економічних учень: Підручник / За ред. Л. Я. Корнійчук, Н. О. Татаренко. – К.: КНЕУ, 2001. – 564 с.

11. Історія економічних учень: Підручник: У 2 ч. – Ч. 2 / За ред. В. Д. Базилевича. – К.: Знання, 2005. – 567 с.

Возникновение теории благосостояния

Экономическое развитие любого общества обусловлено его потребностями, и когда пытаются проанализировать долговременные изменения в большой экономической системе, внимание неизбежно сосредоточивается на параметрах благосостояния общества. Можно утверждать, если ограничиваться средними данными за последнее столетие, что существует долговременная тенденция общего роста благосостояния народов на основе экономического роста в мире. Объем произведенного мирового ВВП в расчете в среднем на душу населения в 2000 г. относительно 1900 г. увеличился в 4,7 раза, в том числе по развитым странам Запада - в 6,6 раза. Но средние интегральные цифры - всегда вещь достаточно условная.



Благосостояние – обеспечение населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами.

Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений. Чем выше уровень развития производительных сил, тем быстрее повышается благосостояние населения.

В еще большей степени благосостояние связано с эффективностью социально-экономической политики в данном обществе.

Ощущения людьми уровня благосостояния обусловлены исторически и зависят от господствующих в конкретное время и в конкретном месте критериев оценки человеческого благополучия. Двойственность оценок фактора благосостояния в экономическом развитии - наличие в оценках общего, устойчивого и одновременно частного, исторически конкретного - сильно затрудняет зачастую понимание хода эволюции экономических систем в координатах протяженного времени. И все же именно критерии благосостояния народа являются наиболее объективной базой общественной оценки концепций и конкретных траекторий трансформирования экономики стран и регионов мира.

Устойчивые компоненты в показателях благосостояния связаны с неизменностью многих видов насущных потребностей людей, и это дает возможность оценивать динамику благосостояния в терминах возвышения, роста. Благосостояние вследствие преемственности критериев получает адекватное стоимостное измерение, и его уровни становятся сопоставимыми во времени в качестве агрегатных величин. Немаловажно, что эти характеристики благосостояния могут даваться в органической связи с объективными параметрами экономического роста. Их оценка (применительно к конкретной исторической эпохе) осуществляется в разных странах по одинаковым в принципе методикам, даже если эти страны относятся к различным типам социально-политических систем. Отсюда вытекает возможность постоянных сравнений уровней экономического развития разных стран по параметрам благосостояния народа. Нужно только отдавать отчет, что в долгосрочном аспекте данные сопоставления не всегда безупречны.

Длительный период истории был связан с борьбой человека за выживание. Интересы людей концентрировались вокруг удовлетворения элементарных потребностей, и не могло быть речи о государственной политике благосостояния. Слишком разительно отличались жизнь раба и властелина. И только пройдя через технологические революции, существенно повысившие производительность труда, а также через множество социальных выступлений народа за улучшение условий жизни, человечество подошло к самой постановке вопроса о политике благосостояния как содержании развития национальных экономик. Эта возможность сложилась на индустриальной стадии капиталистического общества, причем после того, как сформировался пролетариат в качестве социальной и политической силы, и после того, как развернулось довольно массовое движение по отстаиванию трудящимися своих социальных прав перед властвующим классом. Огромное влияние на эти процессы оказала и практика становления социалистического строя в ряде стран.

Таким образом, идея связи экономического развития с благосостоянием людей родилась в результате многотрудного общественного развития. В нем результируются и предпринимательские действия по повышению эффективности производства, и социальная борьба народа за свое положение и права. Лишь на высокоразвитой стадии капиталистического хозяйства была реализована потребность в теоретическом обосновании фактора благосостояния в экономических процессах.

Считается что в научно-теоретическом отношении вопросы благосостояния применительно к рыночной экономике были детально разработаны еще в рамках теории общего равновесия.

Артур Пигу (1877-1959 гг.) является одним из основоположников «теории человеческих отношений» в промышленности, реализуемых на базе неоклассических идеи свободной конкуренции.

На базе этого подхода сложилась достаточно целостная система теоретических разработок в области «экономики общественного благосостояния», которая исходит из принципа ключевой роли потребителя в рыночных отношениях и реализует в этом аспекте нормальный подход к экономике. Нельзя не заметить, что при данном подходе достижение общественного благосостояния опирается на теоретические возможности рыночного механизма продвигаться к состоянию конкурентного равновесия с «оптимальным по Парето» распределением ресурсов.


Принцип «эффективности по Парето» предполагает наличие стремления к такому состоянию экономики, что никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Фактор благосостояния предстает здесь решающим обстоятельством. Но этот принцип распределения распространяется лишь на тех субъектов общества, которые на равных участвуют в рыночных конкурентных отношениях и которые не выбывают из круга претендентов на долю в совокупных ресурсах. Что же касается потерпевших поражение в конкурентной борьбе или вообще неспособных в ней участвовать, то для них достижение благосостояния в соответствии с принципом Парето-эффективности не предусматривается. Здесь необходимы другие механизмы.

Таким образом, понятие справедливости в рыночном распределении вроде бы присутствует, но оно весьма специфично, поскольку базируется на абстрагировании от потребностей неимущих и малоимущих. Любые попытки реализовать социальную справедливость с включением в социум всего населения на базе чисто рыночных отношений оказываются тщетными. В развитых странах эта проблема с учетом опасности социальных революций с некоторых пор стала на систематической основе преодолеваться за счет того, что богатые «делятся» с малоимущим населением.

Фактически принцип создания государства всеобщего благосостояния, был выдвинут как защитная реакция прежде всего богатых для устранения конфликтных ситуаций.

В реальности в капиталистическом обществе цели роста общественного благосостояния становятся ориентирами экономики лишь в меру свойств конкурентных отношений и в зависимости от консолидации сил трудового народа в выдвижении социальных требований, от развитости профсоюзного движения, от демократических традиций в конкретной стране. Степень противостояния экономических интересов, свойственных различным слоям в обществе, и соотношение сил между ними задают конкретные траектории изменения благосостояния основной массы людей. Поэтому периоды активного повышения уровня благосостояния, складывающегося под влиянием консолидации интересов широких слоев народа, в рамках капиталистической системы сменяются периодами наступления на социальные права трудящихся со стороны предпринимательского сословия.

Определенное влияние на степень присутствия в экономической политике страны компонентов благосостояния народа оказывают и внешние обстоятельства. Например, значительному повороту к социальным нуждам людей в политике развитых капиталистических стран с середины XX в., по всеобщему признанию, способствовал сам факт существования социалистической системы хозяйства во главе с СССР, где продвижения в социальной области в ту пору были достаточно впечатляющими для мирового сообщества. Было бы большим упрощением считать такую социалистическую практику лишь зигзагом истории, не видя в ней закономерной потребности - человеческого стремления в обществе к равенству и к справедливости в совокупном потреблении природных и воспроизводимых ресурсов. Нельзя не признать и фактический приоритет в проработке вопросов теории благосостояния, который принадлежит научной экономической школе, ориентирующейся на социалистические принципы построения экономики. Труды К. Маркса и его последователей предвосхитили постановки об органической связи целей благосостояния с целями экономики, сделанные впоследствии А. Пигу и др. Осуществленные в рамках Марксовой теории разработки и сегодня периодически востребуются практикой в зависимости от политического климата в конкретных странах.

В общем, идеалы роста благосостояния людей и теоретические обоснования но этому поводу возникли неслучайно и имеют давнюю историю своей применимости в практической жизни. Об этом свидетельствуют устойчивые традиции правительств, сложившиеся в некоторых респектабельных странах, например в Швеции, придерживаться в экономической политике принципов социального государства. Об этом же говорит наличие в спектре политических сил практически всех развитых стран партий социалистической и социал-демократической ориентации.


Данный результат часто называют первой теоремой . Вторая теорема экономики благосостояния утверждает, что если индивидуальные предпочтения выпуклые, то каждое эффективное распределение (каждая точка на кривой контрактов) является конкурентным равновесием для какого-либо начального распределения товаров.  

В человеческой историй и в истории экономической науки на первый план сначала выступали проблемы распределения , рассматриваемые как этические, - проблемы осуществления принципов справедливости. Поэтому первоначально теория благосостояния рассматривалась как теория справедливого распределения, и лишь в дальнейшем, с широким развитием рыночных отношений , в теории благосостояния акцент был сделан на производстве, где факторы экономического роста одновременно становились факторами роста благосостояния и процветания.  

Кроме того, Гобсон считал, что для максимизации благосостояния необходимо иметь возможность сравнивать степени удовлетворения , получаемого разными людьми. И в этом его принципиальное отличие от В. Парето, который считал межличностные сравнения полезности и ненужными, и невозможными. Соглашаясь, что это крайне трудно, Гобсон в рамках теории благосостояния предлагал сместить акцент в область сравнения полезности товаров с тягостью их изготовления.  

Несомненно, теория благосостояния, не включающая в себя этические проблемы, выглядит ущербной. Истинная теория благосостояния, скорее, должна вторгаться в предмет прикладной этики, чем избегать его. Поэтому в дальнейшем изложении будет сделан акцент именно на этических аспектах данной теории.  

Безусловно, достижение благосостояния, рассматриваемое с этических позиций, не может не включать в качестве составляющей осуществление идеалов справедливости. Менялись ли эти идеалы на протяжении веков и какова роль этих вопросов в экономических теориях благосостояния Этой проблеме посвящен данный очерк.,  

Положение о равенстве удовлетворенностей, безусловно, относится к этическим аспектам рассматриваемой проблемы, и связанная с этим процессом этика перераспределения выступает важнейшим элементом теории благосостояния . В идеале, в своем логически законченном варианте, максимизация благосостояния, основанная на положении о равенстве удовлетворенностей, предполагает равенство доходов. Правда, как уже отмечалось, при одном очень важном и совершенно не очевидном допущении при предположении одинаковости индивидуальных функций полезности от дохода. Действительно, если функции полезности разных людей одинаковы, а это означает не что иное, как способность разных людей извлекать одинаковое наслаждение с равной единицы дохода, то величайшая сумма общего счастья всех достигается лишь при равном распределении дохода . Однако многие полагают, и небезосновательно, что функции полезности разных людей отнюдь не одинаковы, и способность извлекать полезность у разных людей существенно различается. И если способность к наслаждению у человека с утонченными вкусами намного выше, чем у простого человека, то в этом случае именно неравенство доходов является необходимым условием для максимизации суммы общего счастья.  

Кстати сказать, если обратиться к разработанным в рамках неоклассического направления экономической науки господствующим теориям благосостояния, то увидим, что целью экономического развития у них выступает достижение максимума суммы субъективных удовлетворенностей доходы рассматриваются как средство потребительского удовлетворения, а конечным продуктом развития общества, как отмечалось, считается высокий уровень личного потребления.  

Кроме того, представители неолиберального направления отмечают, что реализация центрального тезиса теории благосостояния наибольшее счастье наибольшему числу людей, который можно трактовать как требование стремиться к наибольшему универсальному  

Как неоднократно отмечалось, этой проблеме уделил большое внимание А. Лигу в работе , анализируя ситуации, когда деятельность предприятия имеет так называемые внешние эффекты , которые денежной меры не имеют, но на благосостояние реально влияют (см. очерк 5).  

Система ценностных представлений, выраженных в том числе и в хозяйственной культуре, обеспечивает и определенное согласие относительно целей общества, которое должно существовать при любом общественном строе. Заметим, что теория благосостояния также должна оказывать влияние на формирование общественного согласия, придавая ясность целям экономической политики . Как неоднократно отмечалось, достижение благосостояния предполагает четкое осознание того, к какой цели или благу мы стремимся. Экономика не может дать ответа на этот вопрос, поскольку имеет дело не с основными (в терминологии Туган-Барановского), а с производными ценностями.  

Между двумя взглядами на капиталистическую систему существует очевидное интеллектуальное противостояние. Взгляд А. Смита преобладал в микроэкономике, одной из основ которой была фундаментальная теорема экономической теории благосостояния об эффективности конкурентных рынков , формализующая гипотезу Смита о "невидимой руке ", в то время как проблемы безработицы находились в центре внимания отдельной дисциплины - макроэкономики. Напряженность между подходами пытались разрешить тремя способами.  

Дебрэ, считающиеся основателями экономической теории благосостояния  

В целом тематика институциональных исследований достаточно обширна. Она включает теорию потребительского спроса , со-циально-экономическ ю теорию благосостояния, анализ крупных корпораций как и ряд других. Экономическая социология разрабатывалась одним из предшественников современного институционализма - Максом Вебе-ром (1864-1920). Он обосновал методологические принципы социологии, подготовил фундаментальный труд Хозяйство и общество, в котором подведены итоги его социологических исследований 1. В дальнейшем экономическая социология получила наибольшее развитие в трудах американских институционалистов, в частности, исследовались социальные аспекты международных  

Использованы и работы западных экономистов классиков, неоклассиков, кейнсианцев, монетаристов, экономистов институционального направления, переведенные на русский язык. Отметим важнейшие из них, а именно А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962 А. Маршалл. Принципы политической экономии . М., 1983 Дж. Б. Кларк. Распределение богатства. М., Л., - 1934 А, Пигу. Экономическая теория благосостояния . М., 1985 Е. Бем-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ. Л., 1929 Дж. Робинсон. Экономическая теория несовершенной конкуренции . М., 1986 Дж. Хикс. Стоимость и капитал. М., 1988 Э. Чемберлин. Теория монополистической конкуренции . М., 1959 Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978 И. Шумпетер. Теория экономического развития . М., 1982 Л. Харрис. Денежная теория . М., 1990 Дж. Гэлбрейт. Экономические теории и цели общества. М., 1976 Б. Селигмен. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968 Ф. Хайек. Пагубная самонадеянность. М., 1992 Я. Корнай. Дефицит. М., 1989 Я, Корнай. Путь к свободной экономике. М., 1991.  

Это Особенно характерно для классической политической экономии . А. Смит, как1 и другие представители данного направления с его философией эгоизма И индивидуализма, в теории благосостояния делали акцент на производстве, считая благосостояние синонимом богатства. При этом богатство рассматривается с макроэкономических позиций, под углом зрения возрастания богатства нации. В свою очередь, последнее сводится к продуктам материального производства. В рамках данных представлений основа и источник благосостояния - это накопление национального капитала, а показатель уровня благосостояния - рост количества благ на душу населения или чистый доход нации, который функционально зависит от ресурсов капитала , земли и труда. Следовательно, факторы экономического роста , важнейшими из которых являлись накопление капитала и разделение труда , автоматически становились факторами роста благосостояния. Предпосылкой роста национального богатства классики единодушно считали систему естественной свободы. Это не удивительно, поскольку политика невмешательства государства (естественной свободы) вытекала из концепции своекорыстного интереса. Ведь если своекорыстный интерес каждого ведет, в конечном счете, к благу общества, его нельзя стеснять1. И именно признание благотворности  

Вопрос максимизации благосостояния - это вопрос в значительной, мере философский. Не случайно в основании современных теорий благосостояния лежат прсыдки утилитаризма - этической теории , признающей полезность поступка критерием его нравственности1. Именно философия утилитаризма стала исходной нравственной, этической предпосылкой современных концепций благосостояния.  

В заключение отметим, что Парето в своей теории благосостояния исключает из рассмотрения такие вопросы, как межличностное сравнение полезности. Это означает признание невозможности отвег тить на вопрос, кто более счастлив - лицо А или лицо Б, - и тем более определить, насколько, одно из них счастливее другого. И, таким образом, как кажется на- первый взгляд, данный подход исключает ценностные суждения при решении данной проблемы. Тем не менее ценностные суждения в теории благосостояния Парето все-таки присутствуют. Они сводятся к следующему  

Но каким бы логичным и убедительным не представлялся ход рассуждений Парето, трудно оспаривать положение, что оптимальное, по Парето, очень часто является социально неприемлемым1. Поэтому даже в русле неоклассического направления политической экономии формируются иные теории благосостояния. Этим проблемам посвящена работа известного английского экономиста, представителя кембриджской школы А. Пигу, которая называется Экономическая теория благосостояния.  

Пигу поставил целью найти удобный практический инструментарий для измерения благосостояния и с его помощью исследовать те важнейшие группы факторов, которые воздействуют на экономические благосостояние современных обществ Пигу хотел узнать не количественную сторону благосостояния, а то, как его величина зависит от тех факторов, приведение которых в действие доступно государственным деятелям. В основу своих рассуждений Пигу положил следующие посылки

Согласно взглядам Парето совершенная конкуренция обеспечит максимизацию функции полезности в масштабах всего общества. Однако в начале XX в. возникли определенные сомнения в истинности данного положения. В связи с этим следует упомянуть о взглядах английского экономиста Г. Сиджвика (1838-1900), который впервые стал рассматривать такие понятия, как богатство и благосостояние как с позиции общества, так и с позиции отдельного индивида, сделав акцент на том, что одни и те же понятия имеют разное значение в зависимости от того, глядим ли мы на них с общественной или индивидуальной точки зрения. Поэтому у Сиджвика накопленный запас материальных ресурсов (что являлось синонимом богатства у классиков) и богатство общества, его реальный доход представляют собой отнюдь не одну и ту же величину. Как известно, в рамках классической школы политической экономии аксиомой являлось положение А. Смита, что каждый человек, преследуя собственную выгоду, одновременно служит интересам общества (в этом суть принципа “невидимой руки”. - Авт.). Сиджвик же приводит простые, ставшие ныне хрестоматийными, примеры несовпадения частной и общественной выгоды и делает вывод, что для эффективного решения многих типов производственных проблем требуется вмешательство государства в той или иной форме. По мнению Сиджвика, недостатки системы “естественной свободы” в еще более выпуклой форме проявляются в системе распределения, чрезмерном неравенстве доходов. Предвосхищая экономистов XX в., он пишет, что более равномерное распределение созданного богатства повышает общий уровень благосостояния.

Проблемам исследования благосостояния была посвящена работа другого видного английского экономиста, представителя кембриджской школы А. Пигу (1877 -1959), книга которого “Экономическая теория благосостояния” вышла в свет в 1920 г. Целью своего исследования Пигу поставил разработку практического инструментария для обеспечения благосостояния на основе посылок неоклассической теории: теории убывающей предельной полезности, субъективно-психологического подхода в оценке благ и принципа утилитаризма. Можно с полным правом сказать, что Питу завершил создание неоклассической теории благосостояния.

В центре теории Пигу стоит понятие национального дивиденда, или национального дохода, рассматриваемого как чистый продукт общества множество материальных благ и услуг, покупаемых за деньги. И этот показатель Пигу считает не только мерой эффективности производства, но и мерой общественного благосостояния. Как видим, подход Пигу к проблеме благосостояния предполагает взгляд с позиции всего общества, а не индивида. Но, что любопытно, этот подход применяется с использованием таких понятий, как индивидуальная функция удовлетворения, частная выгода от производства и т. д.

В рамках своей концепции Пигу обратил внимание на то, что понятие индивидуального благосостояния шире, чем чисто экономические его аспекты. Помимо максимума полезности от потребления оно включает и такие составляющие, как характер работы, условия окружающей среды, взаимоотношения с другими людьми, положение в обществе, жилищные условия, общественный порядок и безопасность. В каждом из подобных аспектов человек может чувствовать себя удовлетворенным в большей или меньшей степени. На сегодняшний день эти характеристики объединены в такое понятие, как “качество жизни”. Однако определение качества жизни сталкивается со значительными трудностями, связанными с невозможностью измерить полезности. Пигу неоднократно подчеркивает, что размеры национального дивиденда не точно отражают уровень общего благосостояния, так как многие элементы качества жизни, не имеющие денежной оценки, тем не менее являются реальными факторами благосостояния. Поэтому возможны ситуации роста уровня общего благосостояния при неизменном уровне экономического благосостояния. Тем не менее в общем случае, заключает Пигу, “...заключения качественного характера о влиянии экономических факторов на экономическое благосостояние справедливо также применительно к общему благосостоянию”.

Но у Пигу на общий уровень благосостояния оказывают влияние не только величина национального дивиденда, но и принципы его распределения. Основываясь на законе убывающей предельной полезности, он выдвигает тезис, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает сумму общего благосостояния. На базе этих посылок Пигу разработал свою теорию налогообложения и дотаций, где основным принципом налогообложения является принцип наименьшей совокупной жертвы, т. е. равенство предельных жертв для всех членов общества, что соответствует системе прогрессивного налогообложения. Следует отметить, что обосновывая прогрессивное налогообложение, т. е. выступая за выравнивание посредством налогов размеров располагаемого дохода, Пигу сознательно или бессознательно исходил из гипотезы об одинаковости индивидуальных функций полезности от дохода. Из этой гипотезы следует, что большая налоговая ставка на высокие доходы означает примерно ту же потерю полезности для высокодоходных групп населения, что и меньшая налоговая ставка для низкодоходных групп. Рассуждения Пигу основываются на втором законе Госсена, согласно которому максимум полезности достигается при условии равенства предельных полезностей в расчете на последнюю израсходованную денежную единицу, в рассматриваемом случае - на единицу располагаемого дохода.

В аспекте проблем распределения рассматривает Пигу и вопрос о соотношении экономических интересов общества и индивида. На определенную конфликтность частных и общественных интересов обратил внимание еще Г. Сиджвик. Развивая его взгляды, Пигу поставил задачу найти теоретические основы для разрешения подобных конфликтов. Как уже отмечалось, у Пигу размеры валового национального продукта не точно отражает уровень общего благосостояния, поскольку и состояние окружающей среды, и характер работы, и формы досуга и др. являются реальными факторами благосостояния и возможно поэтому изменение уровня общего благосостояния при неизменном уровне экономического благосостояния. Особенно подробно в связи с этим Пигу анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителя имеет так называемые “внешние эффекты”, которые денежной меры не имеют, но на благосостояние, тем не менее, реально влияют. Как хрестоматийный пример отрицательных “внешних эффектов” можно привести загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности предприятий. Пигу отмечает, что в зависимости от знака внешних эффектов общественные затраты и результаты могут быть либо больше, либо меньше частных. Ключевым понятием концепции Пигу как раз и является дивиргенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных лиц, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Объектом самого пристального внимания Пигу явились ситуации, когда общественные издержки производства товара были больше частных издержек его производителя. В результате чего частное предложение, подверженное прибыльным мотивам, оказывалось неадекватным оптимальному, с точки зрения всего общества, распределению ресурсов по различным отраслям производства. По мнению Пигу, для каждого произведенного товара необходимо соблюдать условие, чтобы предельная общественная выгода, отражающая сумму, которую все люди желали бы заплатить за все выгоды от использования дополнительной единицы товара была равна предельным общественным издержкам, т. е. сумме, которую люди согласились бы платить за альтернативное использование ресурсов. В случаях, когда предельная общественная выгода превышает предельную частную выгоду, правительство должно субсидировать производство данного товара. Когда же предельные общественные издержки превышают предельные частные издержки, правительство должно обложить налогом экономическую деятельность, связанную с дополнительными общественными издержками (например, выброс дыма в результате промышленной деятельности), чтобы частные издержки и цена товара отражали бы потом эти издержки. Как видим, максимизация общественного благосостояния, по Пигу, предполагает не только систему прогрессивного налогообложения доходов, но и измерение так называемых “внешних эффектов”, и организацию перераспределения денежных средств через механизм государственного бюджета. Другими словами, в модели Пигу при расчете благосостояния, среди прочего, должны учитываться расхождения между предельным частным продуктом и предельным общественным продуктом, и побочные отрицательные последствия экономической деятельности должны облагаться налогом, который в дальнейшем получил название “налогообложение в духе Пигу”.

Интересен в теории благосостояния Пигу и вывод, который он делает из признания теории процента, разработанной представителем австрийской школы Бем-Баверком. Как вы помните, в данной теории процент рассматривается как вознаграждение за ожидание в условиях предпочтительности текущих благ будущим. Признавая, что наш дар предвидения несовершенен и мы будущие блага оцениваем по убывающей шкале (за исключением периодов революционного энтузиазма), Пигу делает вывод о трудностях осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости (в том числе инвестиций в образование) и расточительности в использовании природных ресурсов. Это доказывает, что система “свободного рынка” порождает конфликты не только между частными и общественными интересами, но также и конфликты внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Отсюда вытекает вполне логичный вывод, что государство должно не только обеспечивать максимизацию общественного благосостояния через механизм перераспределения доходов и учета “внешних эффектов”, но и обеспечивать развитие фундаментальной науки, образования, осуществлять природоохранные проекты, защищая “интересы будущего”.

Но наиболее сильные аргументы в пользу усиления экономической роли государства были выдвинуты Дж. Кейнсом.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то