Лабораторная работа по истории. Неоконсервативная революция - что думаю, то и говорю Неоконсервативная революция 1980 х

Неоконсервативная революция 1980-х гг. в странах Запада

Его экономической основой выступали идеи Кейнса, Гэлбрейта и других сторонников расширенного вмешательства государства в сферу социально-экономических отношений. Угрозу свободе неолибералы видели в существовании массовых групп, движений, особенно радикальных. Они считали, что их члены противопоставляют узкие, корпоративные интересы общественным. Неолиберализм

Считал, что подобная эволюция неолиберализма способна трансформировать его в идеологию нового тоталитаризма, «фашизма с человеческим лицом», где государство установит тотальный контроль над гражданами, ограничит их свободы, считая, что это нужно во имя их же блага. Б. Гросс

течение, объединившее различные направления. Неоконсерваторы назывались «новыми правыми», радикальными консерваторами. Главный акцент они делали на сохранении традиционных ценностей, т.е. идей классического либерализма XIX века, ставших для развитых стран основой их политической традиции. Неоконсерватизм

Оценивали государство «всеобщего благоденствия» как бюрократического монстра, опекающего граждан и тем самым ограничивающего их свободу, вытесняющего дух предпринимательства и предприимчивости. С точки зрения идеологии неоконсерватизма, слишком высокая степень социальной защищенности развращает человека, порождает у него иждивенческие настроения. И одновременно ставит его в полную зависимость от чиновников и их решений. Неоконсерваторы призывали людей опираться на собственные силы, проявлять инициативу и ответственность, солидарность друг с другом. Неоконсерваторы

М. Фридман Основоположник экономической теории неоконсерватизма

поддерживать не потребителя, а производителя: обеспечивать стабильность курса валюты, сокращать налоги на прибыль, на добавленную стоимость. Государство должно

неоконсерватизм ассоциируется с лидером Консервативной партии, ставшей в 1979 г. премьер-министром Великобритании, М. Тэтчер и сменившим ее на этом посту в 1992 г. Д. Мэйджором. В Великобритании

с республиканцем Р. Рейганом, ставшим президентом США в 1980 г. В ФРГ - с Г. Колем, лидером христианских демократов, канцлером ФРГ в 1982-1998 гг. В США

Неконсервативные правительства приняли меры по повышению эффективности экономики за счет сокращения налогов на производство, более рационального использования бюджетных средств. Важным стимулом к разработке и внедрению передовых технологий стало расширение военных заказов в странах НАТО в 1980-е гг., особенно связанных с проектом стратегической оборонной инициативы. Социально-экономическая политика неоконсерватизма в США и Западной Европе.

Экономия бюджетных средств осуществлялась на различных уровнях государственного управления. Была проведена децентрализация социальных программ, многие из них стали осуществляться за счет бюджетов субъектов федераций, местных органов власти. Часть средств, ранее выплачивавшаяся в виде пособий нуждающимся, стала выдаваться им же, но не как пособие, а как льготный кредит для открытия своего дела в сфере малого бизнеса. Это позволило занять значительную часть бывших безработных преимущественно в сфере обслуживания. Мелкие магазинчики, кафе, ремонтные мастерские, бензоколонки не составляли конкуренции крупным корпорациям, хотя их удельный вес в производстве национального, дохода оказался весомым.

Неоконсервативная революция не разрушила, а укрепила основы «общества благоденствия». Активная социальная политика поддерживала высокий уровень благосостояния населения. Неоконсервативная революция пересмотрела методы государственного вмешательства в экономику, изменила структуру налогов, скорректировала социальные программы.

Неоконсервативные правительства стремились создать социальную базу политики модернизации. В тех странах Западной Европы, где большая часть трудящихся была организована в профсоюзы, их представители включались в административные органы управления предприятий, наблюдательные советы корпораций, им обеспечили доступ к информации о планах реорганизации. Там, где роль профсоюзов была меньшей (в 1990-е гг. в Швеции, Норвегии, Дании в профсоюзах состояло от 70% до 80% наемных работников, в то время как в США - лишь 16%; в среднем же в развитых странах профсоюзы охватывали 26% занятых), использовались иные формы рабочего участия в модернизации.

Увеличился спрос на труд инженеров, техников, программистов. Гораздо большее значение, чем когда-либо в прошлом, начали играть центры производства знаний - лаборатории и университеты. По мере того как трудовая деятельность становилась все более творческой и интеллектуальной, возрастающее значение приобретала заинтересованность работников в труде, его результатах. Информационное общество в развитых странах.

Интеллектуализация трудовой деятельности позволяет преодолеть жесткие барьеры субординации между управляющими и управляемыми, что содействует развитию отношении социального партнерства. Важнейшим капиталом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал. Интересы его развития, в частности за счет переквалификации наемных работников физического труда, в 1980-е гг. оказались в центре внимания и государства, и корпораций, и общественных, благотворительных организаций.

Это определяет особое внимание к развитию сферы образования. В 1960-1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии - в 6 раз, в Великобритании - в 7 раз. Средний уровень образовательной подготовки всех занятых достиг 14 лет.

Спад неоконсервативной волны в развитых странах был связан с тем, что основные задачи в области модернизации экономики нашли свое решение. С завершением « холодной войны » изменилась ситуация на международной арене. Резко упало влияние леворадикальных сил. Спад неоконсервативной волны в 1990-е гг.

В США на президентских выборах 1992 г. победу одержал лидер Демократической партии Б. Клинтон. В Великобритании в 1997 г. премьер-министром стал лидер лейбористов Т, Блэр. В Германии в 1998 г. социал-демократы завоевали большинство мест в бундестаге.

Основные идеи и достижения неоконсерватизма, связанные с модернизацией экономики, поддержкой частного предпринимательства, ограничением бюрократических тенденций центрального аппарата власти государства, не ставились под сомнение.

Спасибо за внимание 

Вопрос 01. В чём состояли основные особенности неоконсерватизма, отличавшие его от других идейных течений?

Ответ. Особенности:

1) убеждение, что характер внутреннего режима каждой страны влияет на ее внешнюю политику;

2) убеждение, что мощь государства должна использоваться в нравственных целях;

3) недоверие к масштабным проектам социального строительства, боязнь нежелательных последствий программ социального планирования;

4) скептицизм в отношении легитимности и эффективности международных институтов в обеспечении безопасности и справедливости.

Вопрос 02. Перечислите и охарактеризуйте основные мероприятия неоконсерваторов, направленные на модернизацию экономики.

Ответ. Мероприятия:

1) государство отказалось от дотаций убыточных предприятий, таковые из государственного сектора продавались в частный по сниженным ценам;

2) приватизация муниципального жилья;

3) экономия бюджетных расходов, включая сокращение государственного аппарата;

4) денежные средства перенаправлялись на нужды бизнеса, некоторые другие социальные программы передавались в введение местных муниципалитетов;

5) поощрялось внедрение новых технологий – использовавшим их давались налоговые льготы.

Вопрос 03. Назовите государственных деятелей, проводивших неоконсервативную политику в своих странах. Подготовьте сообщение об одном из них, используя материалы СМИ и Интернета.

Ответ. Представители: М. Тэтчер, Р. Рейган, Ф. Миттеран, Б. Кракси, Ф. Гонсалес.

Рональд Рейган. Тезисы сообщения:

2) военная служба и актёрская карьера;

3) начало политической карьеры;

4) эволюция взглядов – путь от демократов к республиканцам;

5) участие в компании против законов о медицинском страховании;

6) губернатор Калифорнии 1967-1975 годы, экономические преобразования;

7) долгий путь к посту президента, выборы 1980 года;

9) внутренняя политика президента Рейгана, экономические реформы;

10) внешняя политика в целом;

11) внешняя политика по отношению к советскому союзу до и после прихода к власти М.С. Горбачёва;

12) передача власти как знак одобрения населением его политики, новым президентом становиться вице-президент Р. Рейгана Джордж Буш-старший.

Вопрос 04. Как вы думаете, почему реформы 1980-х гг. называют термином «неоконсервативная революция»?

Ответ. Термин «революция» в наше время вообще популярен применительно к любым более-менее значительным изменениям. Но приход к власти неконсерваторов действительно привнёс большие изменения во все сферы внутренней (да и внешней) политики развитых государств. Он охарактеризовал поворот к новым идеалам и средствам их достижения.

Вопрос 05. Расскажите об особенностях неоконсервативной модернизации в США и Великобритании, с одной стороны, и странах континентальной Европы, с другой.

Ответ. США и Великобритания были странами, наиболее последовательно проводившими неоконсервативную политику

Экономические проблемы, с которыми столкнулись развитые капиталистические страны во второй половине 1970-х гг., происходили на фоне поправения общественно-политических настроений в Западном мире.

Правые и правоцентристские партии в конце 1970-х гг. доминировали в политической жизни Франции, Италии, многих стран Западной Европы и Японии. В 1979 г. Консервативная партия вернулась к власти в Великобритании. В начале 1980-х гг. партии консервативной ориентации также приходят к власти в Соединенных Штатах и Западной Германии. Явное усиление позиций правых и правоцентристских сил подтверждало, что неокейнсианская доктрина, соответствовавшая прежде всего политической философии социал-демократии и левого либерализма, находится в глубоком кризисе.

Кризисы капиталистического общества в середине 1970-х - начале 1980-х гг. способствовали повороту общественного мнения, экономических и политических элит вправо, в сторону неоконсерватизма, чьи идеологи призывали к отказу от прежней кейнсианской модели в пользу либеральной экономики, ограничения роли государства и предоставления максимальной свободы субъектам рынка.

Завершение "Славного Тридцатилетия", переродившегося в середине 1970-х гг. в системный и затяжной кризис, усилило в промышленно развитых капиталистических странах настроения в пользу проведения более "строгой" рыночной экономики, более рациональной и эффективной социальной политики (и реализации обширных социальных программ). Фактически период "просперити" сменялся на этап "неоконсервативной волны".

Поворот в сторону консерватизма в конце 1970-х - начале 1980-х гг. имел и определенное внешнеполитическое измерение. Этот поворот происходил на фоне явного кризиса политики разрядки между Западом и Востоком, резкого усиления новой фазы военно-политического и идеологического противостояния между ними, нового витка гонки вооружений. Для большинства жителей западных стран именно правые, неоконсерваторы рассматривались на рубеже 1970-х и 1980-х гг. как наиболее эффективные защитники безопасности Западного мира и его ценностей.

Неоконсерватизм представлял собой попытку сочетания праволиберальных и рыночных установок с такими традиционно правыми и консервативными ценностями, как бережливость, инициативность, предприимчивость, семейная солидарность и т.д. В экономическом плане доктрина консерватизма покоилась на монетаристской концепции, согласно которой государство должно сосредоточить основное внимание на кредитно- денежном регулировании и использовании рычагов кредитно-денежной политики для достижения амортизации циклических колебаний и устойчивого обеспечения экономического роста. Монетаризм ориентирован прежде всего на рыночное предложение (неокейнсианская политика исходила из курса на расширение спроса, опираясь в первую очередь на налоговые и бюджетные рычаги) - создание условий для эффективного производства через либерализацию кредитной системы и снижение налогов. У истоков этой теории стоял известный американский экономист Артур Лаффер. Он и его последователи считали, что доходы государственного бюджета имеют тенденцию к более быстрому и устойчивому росту при невысоких ставках налогов на физических лиц и предприятий. Эту точку зрения разделял руководитель чикагской школы экономистов Милтон Фридмэн, также являвшийся одним из духовных "гуру" неоконсерватизма. М. Фридмэн полагал, в частности, что политика "экономического ограничения" является важнейшим фактором стабилизации для рыночной экономики. Он в 1970-е гг. получил Нобелевскую премию по экономике, как и его единомышленник, австрийский экономист Фридрих фон Хайек. Этот австрийский ученый открыто признавал, что развитие свободного рынка связано с неравенством и социальной дифференциацией.

Общество, которое равенство ставит выше свободы, не получит ни того, ни другого.

Милтон Фридмэн

В условиях второй половины 1970-х - начала 1980-х гг. оказавшиеся у власти во многих капиталистических государствах неоконсерваторы сделали ставку па усиленное и последовательное сокращение государственного влияния и вмешательства в экономику и социальную сферу и на стимулирование свободной рыночной конкуренции ради возобновления стабильного экономического роста. В качестве рычагов неоконсервативной внутренней политики в различных странах Запада и Японии на рубеже 1970-х и 1980-х гг. можно выделить приватизацию различных отраслей тяжелой промышленности (в частности, в Великобритании в начале 80-х гг. XX столетия под контроль частного бизнеса перешли нефтедобывающая, газовая, телекоммуникационная отрасли экономики; приватизация в Соединенном Королевстве затронула интересы свыше 600 тыс. человек, ранее работавших на государственных предприятиях) и транспорта, либерализацию социального законодательства и рынка труда, "дерегулирование" экономики. Все эти меры нередко вели к снижению уровня социальной защищенности населения и ослаблению влияния профсоюзов в общественной жизни - под лозунгами необходимости достижения рационализации системы оказания социальной помощи. Был взят курс на сокращение "государственных издержек" и общественных расходов, что, естественно, привело к системному изменению государственных макроэкономических приоритетов. Заметно сократился масштаб общественной и государственной помощи, оказывавшейся безработным и уязвимым слоям населения. Неоконсерваторы при реализации собственной реальной социальной и экономической политики активно и энергично прибегали к использованию разнообразных кредитно-денежных рычагов, таких как, в частности, политика процентных ставок, регулирование денежного обращения и т.д.

Правительство - не решение нашей проблемы, правительство и есть наша проблема.

Рональд Рейган , президент США {1981 г.)

В США, Великобритании, Японии и других странах, где у власти оказались неоконсервативные силы, государством стала оказываться прямая поддержка крупным частным и акционерным банкам и корпорациям, была переориентирована налоговая политика в интересах имущих слоев. Неоконсерватизм означал также наступление рыночных форм в финансово- банковской сфере, системе высшего образования и здравоохранения. Еще одним из отличительных элементов неоконсервативной политики стала планомерная борьба за "дебюрократизацию" всей сферы народного хозяйства, системы государственного управления и экономики; данная политика, с точки зрения неоконсерваторов, должна была привести к установлению эффективного баланса в отношениях между государством и бизнесом, а также к достижению большей "прозрачности" рыночной экономики.

Очень важной составной частью экономической политики неоконсерваторов можно считать и их последовательную борьбу с помощью либеральной кредитно-денежной политики против инфляционных процессов. По мнению неоконсервативных экономистов, именно социал-демократическая политика привела к взрыву инфляционных процессов в развитых капиталистических странах, тогда как последовательный монетаристский курс направлен на обуздание инфляции - в интересах широких слоев населения.

Неоконсерваторы исходили из необходимости осуществления "налоговой революции". Они считали, что традиционная политика поддержания прогрессивного налогообложения, характерная для государства "всеобщего благосостояния" зашла в тупик и является помехой для экономического прогресса. Правые выступали против "иждивенческого" характера налогового перераспределения, имевшего место в их странах, в пользу малообеспеченных слоев и безработных. Британские консерваторы и американские республиканцы в начале 1980-х гг. на деле провели радикальные налоговые изменения, которые привели к демонтажу "государства благоденствия", в частности, в налоговой области. Реальную выгоду от этой политики получили в основном предприниматели, чьи отчисления в пользу государства заметно снизились в результате фискальных реформ, осуществленных пришедшими к власти консервативными партиями. Так, если на начало 1980-х гг. некоторые категории бизнесменов в США вынуждены были на налоги тратить около 3/4 доходов, то к концу 1980-х гг. максимальная налоговая ставка в Соединенных Штатах не превышала 28% от ежегодного дохода. В Великобритании в 1970-е гг. максимальная налоговая ставка могла в некоторых случаях составлять 97-98%, при консервативном кабинете в 1980-е гг. этот уровень упал до 40%. Также и в Японии максимальная налоговая ставка с предпринимателей в годы "неоконсервативной революции" сократилась с 60 до 50%. Также были заметно снижены налоги и отчисления, взимаемые государством с частных предприятий.

Нет никаких "общественных денег", есть только деньги налогоплательщиков.

Маргарет Тэтчер, премьер-министр Великобритании (1983 г.)

В годы подъема неоконсерватизма заметным образом меняется система планирования в ведущих странах Запада. Если до конца 1970-х гг., как правило, планирование охватывало трех-пятилетний периоды, с рубежа 1970-х и 1980-х гг. происходит поворот в сторону долгосрочного планирования, рассчитанного на 10-15 лет.

Одновременно консервативные правительства в конце 1970-х - начале 1980-х гг. активно содействовали количественному увеличению числа (и влияния в экономической жизни) акционерных предприятий, многие из которых появились после их денационализации. Данные объекты продавались путем выпуска акций и их последующей продажи на фондовых биржах. В странах Западной и Северной Европы в 1980-е гг. выросло число акционеров (в Великобритании за 1980-е гг. их численность увеличилась в четыре раза - с 2,5 млн до 10 млн человек).

Очевидно, что правые партии, взявшие на вооружение неоконсервативную идеологию, выражали интересы прежде всего буржуазных слоев населения. Именно крупный капитал, крупная и средняя буржуазия прежде всего выиграли от политики неоконсерваторов. В то же время, во второй половине 70-х - начале 80-х гг. социальная и электоральная база правых и правоцентристских партий, вставших под знамена неоконсерватизма, значительно расширилась, сделалась гораздо более "народной", чем прежде. Внутренняя политика неоконсерваторов получила значительную поддержку среди малых предпринимателей, фермеров, лиц свободных профессий, пенсионеров, религиозно настроенных избирателей, а также немалой части рабочих и служащих.

Во многом это произошло потому, что на первом этане нахождения неоконсерваторов у власти развитые капиталистические государства начали выходить из состояния экономического кризиса, удалось обуздать инфляцию и перейти к экономическому росту. В ряде случаев произошло и снижение уровня безработицы. В целом, со временем увеличилась и покупательная способность основной части населения.

Доверие избирателей неоконсерваторы оправдывали (в частности, в США, Великобритании, ФРГ) эффектным осуществлением программы жилищного строительства. Реализация данной программы поначалу привела к уменьшению в несколько раз числа сдаваемых социальных квартир. Но в конечном счете процесс продажи государственного фонда жилья привел к значительному увеличению частного жилищного фонда. В Соединенных Штатах, Великобритании, ФРГ в первой половине 1980-х гг. значительно увеличилась доля лиц (в том числе наемных трудящихся и служащих), получивших доступ к частному жилью.

Многие избиратели, ранее поддерживавшие либеральные и даже левоцентристские силы, на рубеже 1970-х и 1980-х гг. повернулись в сторону неоконсерваторов, поверив в их рыночные установки, в приоритетность - для эволюции общественной жизни - принципов свободы и эффективности. Соответственно, во многих западноевропейских странах произошло сужение левого электората, уменьшилась численность профсоюзов.

Неоконсервативная волна встречала сопротивление части общественных сил - левых партий (особенно коммунистических и левосоциалистических), социальных организаций и профсоюзов, различных антивоенных и молодежных организаций. Однако, на рубеже 1970-х и 1980-х гг. левое движение на Западе пребывало в состоянии кризиса и поэтому в целом не сумело оказать эффективного противодействия наступлению неоконсерватизма. В ряде случаев, находясь в правительствах своих стран (Италия, Франция) социалисты и социал-демократы сами обращались к социал- либеральным рецептам "строгой экономии".

Важное значение в успехе политики неоконсерватизма сыграл на рубеже 1970-х и 1980-х гг. и персональный фактор. Во главе ведущих развитых капиталистических стран оказались сильные и популярные политики, оказавшие мощное личное влияние на реализацию неоконсервативной политики. Это относилось к лидерам Соединенных Штатов Америки (Рональду Рейгану), Соединенного Королевства (Маргарет Тэтчер), Западной Германии (Гельмуту Колю), Японии (Ясукиро Накасонэ). Именно благодаря этим политическим деятелям западный мир, страны "евро-атлантического сообщества" во главе с США одержали к концу 1980-х гг. победу в "холодной войне".

Следует иметь в виду, что неоконсерватизм обладал также достаточно продуманной и атакующей внешнеполитической доктриной. Для лидеров неоконсерватизма СССР и "мировой коммунизм" представляли собой явных геополитических и идеологических врагов и правые правительства США, Великобритании, ФРГ, Японии сыграли очень важную роль в ситуации нового обострения "холодной войны" в конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. В то же время неоконсервативные правительства ведущих капиталистических стран содействовали новой гонке вооружения, увеличению трат на военные статьи расходов. Это не могло не сказаться на общей для этих стран тенденции к снижению государственных трат на социальные проекты, что, в значительной мере, в дальнейшем сделало неоконсерватизм более уязвимым.


План урока: 1. Проверка домашнего задания. 2. Неоконсервативная революция 1980-х гг.: 2.1. Что такое неоконсерватизм? 2.2. Сущность политики неоконсерватизма Особенности неконсервативной модернизации. 3. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: 3.1. Этапы развития социал – демократии. 4. Интеграция в Европе и Северной Америке: 4.1. Этапы развития интеграции Основные направления интеграции в Европе и Северной Америке.


1. Проверка домашнего задания. 1. Что стало причиной формирования смешанной экономики в Западной Европе? 2. В чем причины перехода государства к активной социальной политики? 3. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? II. Выполните письменное задание: укажите причины кризисов х гг. что такое неомарксизм? Укажите основные черты данной идеологии I. Ответьте на вопросы:


2. Неоконсервативная революция 1980-х гг.: 2.1. Что такое неоконсерватизм? Неоконсерватизм – идеология, приверженцы которой выступали за возрождение традиционных моральных ценностей и модернизацию экономики с опорой на частных предпринимателей. В основе экономической теории неоконсерватизма лежали идеи Милтона Фридмэна Государство должно поддерживать не потребителя товаров, а их производителя путём сокращения налога на прибыль. Удешевление продукции, повышение уровня жизни населения.


2.2. Сущность политики неоконсерватизма. 1. Отказ от датирования убыточных производств; 2. Приватизация муниципального жилья и передача его в руки квартиросъёмщиков (расширение слоя собственников); 3. Политика экономии на бюджетных расходах (снижение инфляции, остановка роста цен); 4. Реформа социальной политики (передача социальных программ в ведение местных властей); 5. Введение налоговых льгот для производителей, внедряющих новых технологии; Заложены основы информационного общества; Структурная перестройка экономики


2.3. Особенности неконсервативной модернизации. В США и Великобритании: В странах Запада: 1. Закрытие убыточных предприятий и сокращение рабочих мест приводило к падению уровня жизни трудящихся; 2. Жесткая позиция по отношению к профсоюзам, использовались репрессивные меры 1. Неоконсервативная политика способствовала укреплению социальной базы политики реформ; большая роль профсоюзов


3. Страны Запада на рубеже XX – XXI вв.: Конец 90-х гг. XX века – изменение ситуации на международной арене: - распад СССР; - крах социализма в Европе; - возрастание проблем социальных и этнических отношений; В итоге, лидеры неоконсерваторов оказались не готовы к решению этих проблем. Социалистические и социал – демократические партии пришли к власти в 13 из 15 стран Европейского союза.


1951 г. – создание Социалистического интернационала (154 организации из 130 стран). Принципы социал – демократов: свобода (право каждого человека на самостоятельный выбор жизненного пути); справедливость и солидарность (каждый человек имеет право на защиту своих интересов;) Равенство и демократия (одинаковые возможности для всех людей быть свободными); Главная задача: Обеспечение равных стартовых возможностей для молодежи. Активизация массовых движений: гражданских инициатив, женского движения, зеленые, антиглобалисты


4. Интеграция в Европе и Северной Америке Этапы развития интеграции. Заполнить таблицу: Дата Договор, соглашение Страны - участники Результаты 1947 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) 23 государства Снижение налогов на импортную продукцию, отказ от таможенных войн г. Организация Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) Возможности многосторонних экономических консультаций, обмен экономического информации 1949 г. Совет Европы Бельгия, Дания, Франция и др. Согласование политики в экономической, социальной и др. сферах


1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург Создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евр Атом) ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург Формирование общего рынка



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то