Пилотная государственная программа развитие здравоохранения. Госпрограмма развития здравоохранения

Государственная программа определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы на реализацию мероприятий Государственной программы из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн рублей.

«В Государственной программе сформулированы основные приоритеты развития отрасли, в рамках которых Министерство планирует работать в среднесрочной перспективе, - говорит Министр Вероника Скворцова. - Программа отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли».

Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства.

Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов.

Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.

Государственная программа включает подпрограммы: «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»; «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации»; «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения»; «Охрана здоровья матери и ребенка»; «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»; «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»; «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»; «Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья»; «Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья»; «Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»; «Управление реализацией Программы» - всего 11 подпрограмм.

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:

  • снижение смертности от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,
  • снижение материнской смертности (случаев на 100 тыс. родившихся живыми) до 15,5 в 2020 году,
  • снижение младенческой смертности (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 7,8 в 2016 году до 6,4 в 2020 году,
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,
  • снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,
  • снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) до 190 в 2020 году,
  • снижение смертности от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,
  • снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,
  • снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения (процент) до 25 в 2020 году,
  • снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков (процент) до 15 в 2020 году,
  • снижение заболеваемости туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 51,9 в 2016 году до 35 в 2020 году,
  • увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 44,8 в 2020 году,
  • достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году,
  • увеличение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 200% к 2018 году,
  • увеличение средней заработной платы среднего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100% к 2018 году,
  • увеличение средней заработной платы младшего медицинского персонала от средней заработной платы в соответствующем регионе вырастет до 100% к 2018 году,
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет в 2020 году.

в Российской Федерации до 2020 г. (извлечения)

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Целями развития здравоохранения являются формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 литров в год на душу населения.

Задачами развития здравоохранения являются создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни.

Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:

    совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения (особенно детей, подростков и молодежи) через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования.

В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;

    созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.).

Система должна включать просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры;

    созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях.

Это должно обеспечиваться путем популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;

    созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;

    профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);

    созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Для формирования здорового образа жизни

будут решены следующие задачи:

    проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;

    обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра);

    разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений;

    организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;

    организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;

    разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;

    организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;

    организация школ здоровья по основным факторам риска;

    развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.

Целями развития данного направления являются :

    Формирование у населения идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения.

    Развитие здоровьесберегающих технологий, первичной медицинской профилактики и социальной медицины.

    Уменьшение вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности населения.

Задачи направления :

    Организация и развитие Центров Здоровья на базе учреждений здравоохранения.

    Совершенствование деятельности в практической сфере первичной медицинской профилактики и мониторинга показателей здоровья населения.

    Разработка и практическая реализация основных направлений развития и совершенствования региональной службы профилактической медицины.

4. Реализация медико–социальных программ, направленных на предупреждение распространённости социально–связанных заболеваний.

5. Совершенствование и реализация методологии здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни всех групп населения.

6. Улучшение показателей состояния здоровья населения и социально–психологическая реабилитация населения.

7. Создание сети социального взаимодействия и партнёрства, межведомственного взаимодействия.

8. Поддержка эффективных инициатив в системах муниципального здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.

В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация следующих мероприятий :

– создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителя программы;

– обеспечение комплексных отраслевых мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни;

– создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения, развитие системы медицинской профилактики;

– повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения через мероприятия по повышению вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом;

– совершенствование нормативной правовой, материально–технической и организационно–управленческой базы;

– оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях,

– проведение мониторинга реализации программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий;

– организация системы профилактики через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка;

– обеспечение доступности знаний населения о состоянии здоровья, мерах по его укреплению, предотвращению заболеваний;

– обучение населения контролю за собственным здоровьем и реализацией персональных программ по его укреплению;

– разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование системы мониторинга основных показателей здоровья.

Оценивать эффективность проведения вышеуказанных мер планируется по следующим целевым индикаторам :

    показатель первичной заболеваемости алкоголизмом;

    коэффициент общей смертности населения;

    показатель смертности от сердечно–сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте;

    показатель первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.03.2017 N 394 ,

от 07.05.2017 N 539 , от 12.08.2017 N 964)

  • Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 6 "Оказание паллиативной медицинской помощи, в том числе детям" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 8 "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы 9 "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы Б "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы Г "Управление развитием отрасли" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы Д "Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Паспорт подпрограммы И "Развитие скорой медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации
  • III. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
  • Приложение N 1. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и их значениях
  • Приложение N 2. Перечень основных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Приложение N 3. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Приложение N 4. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
  • Приложение N 5. План реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
  • Приложение N 6. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
  • Приложение N 7. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов
  • Приложение N 8. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку авиационной услуги органами государственной власти субъектов Российской Федерации для оказания медицинской помощи с применением авиации
  • Приложение N 9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования
  • Приложение N 10. Сведения о потребности в капитальном строительстве объектов здравоохранения на территории Дальнего Востока на 2017 - 2020 годы
  • Приложение N 11. Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на территории Дальнего Востока
  • Приложение N 12. Сведения о ресурсном обеспечении реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" на территории Дальнего Востока за счет средств федерального бюджета
  • Приложение N 13. Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения" на территории Дальнего Востока

Открыть полный текст документа

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6
к государственной программе Российской Федерации
"Развитие здравоохранения"

Правила
предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура (далее - субъекты Российской Федерации) на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - субсидия).

2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией следующих мероприятий:

а) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, в соответствии с перечнем , утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, а также медицинских изделий в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом;

б) финансовое обеспечение закупок диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

в) финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), включающей проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечению сохранности донорских органов до их изъятия у донора, изъятию донорских органов, хранению и транспортировке донорских органов и иных мероприятий, направленных на обеспечение этой деятельности;

г) финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, включающие в себя хранение лекарственных препаратов, доставку лекарственных препаратов до аптечных организаций, создание и сопровождение электронных баз данных учета и движения лекарственных препаратов в пределах субъектов Российской Федерации;

д) финансовое обеспечение реализации мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C, в том числе с привлечением к реализации указанных мероприятий социально ориентированных некоммерческих организаций;

е) оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, возникающих при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или приобретении объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), в рамках подпрограммы "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - объекты).

3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству здравоохранения Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

4. Отбор субъектов Российской Федерации для получения субсидии осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации ежегодно с учетом следующих критериев:

а) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом;

подпункте "а" пункта 2 подпункте "а" пункта 15 настоящих Правил;

б) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "д" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказывающих медицинскую помощь лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и (или) C;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпунктах "б" и "д" пункта 2 подпунктах "б" и "д" пункта 15 настоящих Правил;

в) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, связанную с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевой показатель их реализации, указанный в подпункте "в" пункта 15 настоящих Правил;

наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятиях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, содержащей следующие сведения:

наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, определяющего мероприятия по организации донорства органов человека в целях трансплантации (пересадки);

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека в целях трансплантации;

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей);

количество и наименование медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по транспортировке органов и (или) тканей человека в целях трансплантации;

численность пациентов (доноров), у которых при жизни были изъяты донорские органы в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

численность пациентов (реципиентов), которым была оказана высокотехнологичная медицинская помощь методом трансплантации (пересадки) донорских органов, изъятых у живых доноров, в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

количество донорских органов, включая донорские органы, изъятые у живых доноров в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года), в том числе:

общее количество донорских органов, трансплантация (пересадка) которых была проведена в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в том числе федеральных медицинских организациях, муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

количество донорских органов, переданных безвозмездно в целях трансплантации (пересадки) в медицинские организации государственной системы здравоохранения, в том числе федеральные медицинские организации, муниципальные медицинские организации, расположенные на территории иных субъектов Российской Федерации (по данным отчетного финансового года);

г) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил:

наличие в субъекте Российской Федерации граждан, учтенных в Федеральном регистре лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевой показатель их реализации, указанный в подпункте "г" пункта 15 настоящих Правил;

д) для получения субсидии на реализацию мероприятий, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил:

наличие акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо поручения или указания Президента Российской Федерации или поручения Председателя Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретении объекта на территории конкретного субъекта Российской Федерации;

обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о софинансировании строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретения объекта в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность) за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации или средств внебюджетных источников в соответствии с уровнем софинансирования, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил;

наличие государственной программы субъекта Российской Федерации, включающей мероприятия, указанные в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил, и содержащей целевые показатели их реализации, указанные в подпунктах "е" - "з" пункта 15 настоящих Правил.

5. Субсидия предоставляется на основании соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии (далее - соглашение), которое заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации.

6. Условиями предоставления субсидии и ее расходования являются:

а) утвержденные правовыми актами субъекта Российской Федерации мероприятия, на софинансирование которых предоставляются субсидии и которые включают:

организацию проведения в субъекте Российской Федерации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение смертности от туберкулеза;

организацию деятельности медицинских организаций в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным туберкулезом, а также порядком оказания медицинской помощи при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

организацию медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки);

организацию проведения мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции и гепатитов B и C;

организацию деятельности, связанной с хранением, доставкой до аптечных организаций лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по созданию и сопровождению электронных баз данных учета и движения указанных лекарственных препаратов в пределах субъектов Российской Федерации;

перечень объектов, на софинансирование строительства или приобретения которых осуществляется предоставление субсидий;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

в) использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации) в отношении мероприятий, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящих Правил (в части, касающейся строительства объектов);

г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

7. Общий размер предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации субсидии () определяется по формуле:

подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил;

Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил.

8. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2

,

Размер субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации в текущем финансовом году;

0,163259 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2

Численность больных туберкулезом на 1 января текущего года в i-м субъекте Российской Федерации;

Коэффициент прироста больных туберкулезом в субъекте Российской Федерации в сравнении с предшествующим годом (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году);

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".

9. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

0,264659 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

0,01 - коэффициент стоимости скринингового исследования на антитела к вирусу иммунодефицита человека;

Численность населения i-го субъекта Российской Федерации, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало отчетного года;

Коэффициент численности лиц, подлежащих обследованию на вирусы иммунодефицита человека (соотношение численности лиц, подлежащих обследованию в отчетном году, и общей численности населения Российской Федерации);

Численность лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении (за исключением больных, получающих антиретровирусную терапию), в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году;

Коэффициент прироста численности лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении, в отчетном году (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году). Если численность лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, состоявших на диспансерном наблюдении, в отчетном году меньше, чем в предшествующем, указанному коэффициенту () присваивается значение, равное единице;

2,5 - коэффициент стоимости исследований CD4 лимфоцитов и вирусной нагрузки при проведении антиретровирусной терапии;

Численность лиц, получавших антиретровирусную терапию в i-м субъекте Российской Федерации в отчетном году;

Коэффициент прироста численности лиц, получавших антиретровирусную терапию в i-м субъекте Российской Федерации, в сравнении с предшествующим годом (отношение к аналогичному показателю в предшествующем году). Если численность лиц, получавших антиретровирусную терапию, в отчетном году меньше, чем в предшествующем, коэффициенту () присваивается значение, равное единице.

10. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,022553 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Количество изъятых донорских органов в целях трансплантации (пересадки) в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти i-го субъекта Российской Федерации, и (или) муниципальных медицинских организациях, расположенных на территории i-го субъекта Российской Федерации, в отчетном финансовом году.

11. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,075724 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Численность в i-м субъекте Российской Федерации граждан, учтенных в Федеральном регистре лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей;

n - численность получателей субсидии (субъекты Российской Федерации).

12. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил (), определяется по формуле:

,

0,05546 - доля финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, в общем размере субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов Российской Федерации;

Численность населения i-го субъекта Российской Федерации в возрасте 15 - 49 лет, по данным Федеральной службы государственной статистики, на начало отчетного года;

n - количество субъектов Российской Федерации - получателей субсидии.

13. Размер субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации, принимающего участие в текущем финансовом году в реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил, определяется актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо в соответствии с поручением или указанием Президента Российской Федерации или поручением Председателя Правительства Российской Федерации о строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении) или приобретении объекта с учетом количественной оценки соответствующих затрат.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов расходного обязательства.

Начиная с 2018 года предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета определяется в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий и не может превышать предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Адресное распределение субсидий по объектам с указанием размеров субсидий утверждается актом Правительства Российской Федерации по предложениям Министерства здравоохранения Российской Федерации, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

14. Перечисление субсидии осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый ему в учреждении Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета субъекта Российской Федерации.

15. Для оценки результативности использования субсидии используются следующие показатели:

а) охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (процентов);

б) охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения субъекта Российской Федерации (процентов);

16. Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением, и фактически достигнутых по итогам отчетного года показателей результативности использования субсидий, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

17. Вопросы, касающиеся порядка возврата средств субъектами Российской Федерации в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в части достижения значений показателей результативности использования субсидии, включающего порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, а также порядка использования возвращенных средств главным распорядителем средств федерального бюджета, решаются в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

18. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации:

а) ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по форме и в порядке, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

б) ежегодно, до 1 февраля, - отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии в порядке и по форме, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

19. Контроль за проведением субъектами Российской Федерации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

35 триллионов рублей - именно столько российское руководство намерено потратить до 2025 года на развитие здравоохранения. Все траты, все ответственные лица, а также индикаторы и сроки указаны в отдельном документе: «Государственная программа развития здравоохранения». Это уже третья редакция госпрограммы и, надо полагать, далеко не последняя. Рассказываем о программе, разбираемся из каких частей состоит госпрограмма развития здравоохранения РФ и чего она помогла достичь.

История государственной программы здравоохранения

Первую госпрограмму по здравоохранению Правительство России утвердило в конце 2012 года. По сути, это была своего рода реформа. Просто сформулировали более деликатно. Ведь от слова «реформа» многих в России еще со времен 90-х начинало «передергивать».

Госпрограмма носила не декларативный характер. Она стала документом, чьи положения были прописаны в бюджете России. Иными словами, документ отвечал не только на вопрос: «Что нужно сделать», но и закладывал на решение этих задач конкретные бюджетные средства на текущий год и несколько плановых. Разработчиком документа выступил Минздрав.

Посмотреть и скачать текст Постановления вы можете ниже. Скачивание доступно зарегистрированным пользователям.

Изначально в госпрограмме обозначили три главных приоритета: профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни и ранняя диагностика .

Программа стартовала 1 января 2013 года. Первый шаг – введение единых требований к организации качественной медицинской помощи .

В 2014 году Правительство приняло новую редакцию госпрограммы по здравоохранения, где были скорректированы задачи и объем финансирования. В частности, появилась задача повышения удовлетворенности населения государственными медуслугами, расширения к ним доступа, обеспечение полного комплектования отрасли квалифицированными кадрами .

Провал госпрограммы развития здравоохранения

Тем не менее, совсем скоро стало понятно, что госпрограмма ведет здравоохранение «куда-то не туда».

Счетная Палата в специально докладе сообщала в 2015 году: «Предусмотренная реформой «оптимизация» уже в 2014 году привела к сокращению медицинского персонала на 90 тыс. человек, что при росте числа потребителей услуг на 152,7 тыс. человек ухудшило качество оказываемой медицинской помощи и значительному (на 24%) росту объёма платных услуг».

Особенно пострадала сельская местность и малые города. Общее сокращение больничных коек достигло почти 34 тысяч. Это привело к росту смертности до 3,7%.

Социология также начала фиксировать в обществе острое недовольство сферой здравоохранения. Если в январе 2015 года только 5% жителей считали эту сферу проблемной, то по результатам исследования ВЦИОМ, в начале 2017 года здравоохранение стояло на 5 месте (15%) в списке самых серьезных проблем, а еще через год – эта проблема вышла в лидеры. 30% населения полагало, что здравоохранение – главная проблема в России.

При этом отчет Минздрава рапортовал о серьезных достижениях и даже об опережении графика. Так, материнская смертность снизилась с 47,7 на 100 тыс. родившихся в 1990 году до 7,3 за 12 мес. 2017 года. При этом по планам, к 2020 году этот показатель должен был достичь 15,5.

Также и с младенческой смертностью. В 2017 году она составила 5,5 случаев на 100 тысяч. Целевой показатель на 2020 год был равен 6,4. По заболеваниям: смертность от болезней системы кровообращения снизился на 4,8 % и составил 584,7 на 100 тыс. населения. План на 2020 год составлял 622,4.

«Провал» госпрограммы связан с попыткой «оптимизировать» процессы без учета местной специфики.

Например, фельдшерские пункты размещались в селах с определенным количеством жителей. В малых деревнях они закрывались, сокращались ставки сотрудников. Предполагалось, что жители оттуда будут ездить в соседние села. И если в центральной части России эти расстояния не столь значительны, то для Урала и Сибири, где деревни могут располагаться друг от друга на расстоянии десятков километров - это обстоятельство стало критичным.

Или закупалось современное оборудование , на котором просто некому было работать – дефицит кадров.

Государственная программа развитие здравоохранения до 2020 года

Во многом именно поэтому в декабре 2017 года развитие здравоохранение вышло на новый плановый горизонт. Правительство отменило госпрограмму по здравоохранению до 2020 года и разработало новую: на 2018-2025 годы.

Цель новой госпрограммы созвучна прежней: обеспечить доступность медицинской помощи, повысить эффективность медицинских услуг. Общий объем финансирования составит 35 трлн рублей.

В новой программе сократилось количество направлений работы, осталось всего 9 подпрограмм. Среди наиболее приоритетных: совершенствование оказания медпомощи, включая профилактику заболеваний, внедрение и развитие новых методов диагностики, развитие медицинской реабилитации и так далее.

Изменились значения ключевых показателей. Например, пересмотрен показатель снижения смертности от болезней системы кровообращения. От 622,4 на 100 000 человек к 2020 году до 500 на 100 000 к 2025. Аналогично по онкологии: с 190 до 185 случаев на 100 тысяч человек.

Будущее госпрограммы государственной программы развития здравоохранения

В настоящее время «доводка» госпрограммы продолжается. Так, в декабре 2018 года Министерство здравоохранения выступило с предложением вновь изменить госпрограмму по развитию здравоохранения и кардинально изменить сам подход к реализации мероприятий в сфере охраны здоровья.

«Госпрограмма будет состоять из проектной части, включающей в себя национальный проект, и процессной части - текущие мероприятия по обеспечению финансирования оказания медицинской помощи», - отметили в Министерстве.

Во многом это связано с новыми акцентами в этой сфере, которые в феврале этого года сделал Президент России в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию. В частности, поставлена задача обеспечения доступности медицинской помощи во всех населенных пунктах. Для этого за полтора года потребуется построить 1590 врачебных амбулаторий и ФАПов.

К 2021 году необходимо перевести все детские поликлиники на - это новый стандарт предоставления медицинских услуг.

Ускорить внедрение информационных технологий, усилить работу с кадрами в связи с расширением программы «Земский доктор», а также отдельный акцент сделан на борьбе с онкологией. На это направление будет направлен триллион рублей.

Внимание онкологии уделяется из-за медленного достижения целевых показателей. Так, в отчете за 2017 год указано, что смертность от онкологии снижается на 2% ежегодно. Этого явно недостаточно.

Также стоит отметить рост внимания к профилактике заболеваний среди трудоспособного населения. Например, в прошлом году был принят закон, который предоставляет сотрудникам отдельный выходной для того, чтобы обойти всех врачей. Поэтому вероятность корректировки нынешней госпрограммы развития здравоохранения остается высокой.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то