Мероприятия социальной политики. Современные проблемы науки и образования Основные мероприятия социальной политики

1

Статья посвящена актуальной теме – изучению событийного туризма и, в частности такого его вида как выставки. Приведено исследование роли выставок как событийного туризма в жизнедеятельности современного города. Событийный туризм становится все более востребованным видом городского туризма. В качестве мероприятий событийного туризма необходимо отметить спортивные мероприятия, в т.ч. Олимпиады, Универсиады, Чемпионаты мира; городские фестивали и карнавалы; бизнес и научные форумы и конгрессы. Особое место в событийном туризме занимают выставки. Существует множество классификаций выставок – по тематике, по территориальному охвату, по времени проведения, по периодичности и т.п. Выставки, особенно международные, имеют длительную историю и в настоящее время сохраняют актуальность для социально-экономического развития города. Выставки как мероприятия событийного туризма способствуют привлечению туристов, инвесторов в город и соответственно обеспечивают городу обладание туристским брендом, включенность в международную экономику, создание рабочих мест, сооружение современных выставочных комплексов, развитие инфраструктуры, перелив знаний и социально-экономическое развитие.

социально-экономическое развитие

событийный туризм

выставки

2. Хуснтдинова С. Р. Важнейшие факторы развития городского туризма // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2011. - № 3. - С. 23-30.

3. Линар Якупов ищет на «умный город» миллиард долларов // Бизнес Online: деловая электронная газета Татарстана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/55210/, свободный (дата обращения 15.03.2012).

4. Проект «В гости к Деду Морозу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dedmorozz.ru/?m=3&n=544, свободный (дата обращения 25.03.2012).

5. Факты и цифры // Официальный сайт Всемирной Туристской Организации UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unwto.org, свободный (дата обращения 15.03.2012).

6. Официальный сайт BIT (Borsa internazionale del turismo) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bit.fieramilano.it/en/content/facts-and-figures, свободный (дата обращения 18.04.2012).

7. Официальный сайт FITUR (Feria Internacional de Turismo) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifema.es/web/ferias/fitur/default_i.html, свободный (дата обращения 18.04.2012).

8. Официальный сайт ITB (Internationale Tourismus-Börse Berlin) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itb-berlin.de/en/MediaCentre/PressReleasesAndNews/index.jsp?lang=en&id=191552, свободный (дата обращения 18.04.2012).

9. Global Exhibition Industry Statistics 2011 // Официальный сайт Всемирной ассоциации выставочной индустрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ufi.org/Medias/pdf/thetradefairsector/2011_exhibiton_industry_statistics.pdf, свободный (дата обращения 20.04.2012).

10. What will you achieve at EIBTM? Официальный сайт выставки EIBTM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eibtm.com/page.cfm/Link=14/t=m/goSection=3, свободный (дата обращения 15.04.2012).

Последние десятилетия отмечены двумя самостоятельными, казалось бы, и очень интересными трендами - ростом значимости городов в социально-экономическом развитии мира и ростом туристской индустрии. Туризм - вид деятельности, вовлекающий в сферу своего влияния широчайший спектр услуг, - от размещения и транспорта до развлечений, и информационных технологий. Причем вид деятельности динамично развивающийся, так, по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), в 2011 году число туристских прибытий возросло более чем на 4 % и составило 980 миллионов, на 2012 год также прогнозируется рост на 3-4 % .

Несомненно, туризм и сферы его составляющие относятся к экономике сервиса или постиндустриальным отраслям, а, как известно, мировая экономика и ее авангард в лице крупных и крупнейших городов переходит к этой стадии развития. Поэтому нет ничего удивительного в том, что современные города стремятся развивать туристскую сферу. При этом города конкурируют друг с другом как за инвесторов, готовых вкладывать в развитие города, в т.ч. его туристскую инфраструктуру, так и за самих туристов, стремясь создать конкурентные туристские преимущества, выгодно отличающие город от других туристских дестинаций. В связи с этим вопрос городского туризма, его сущности и форм становится весьма актуальным как с точки зрения постановки стратегических целей развития города, так и с точки зрения вовлечения и распределения необходимых ресурсов для создания туристкой инфраструктуры, которых естественно лишь единицам хватит для создания всех видов городского туризма.

Специфика городского туризма заключается в том, что он включает несколько сегментов, пересекающихся, дополняющих и влияющих друг на друга: познавательный (посещение музеев, объектов историко-культурного наследия); бизнес или деловой туризм; «выходные» в городе; события культуры, спорта; посещение магазинов; посещение друзей и родных; посещение религиозных объектов. В городах, развивающих туризм, может быть представлен один или несколько сегментов. Приоритетность выбора конкретного сегмента зависит от тех целей, которые город перед собой ставит, а также от возможностей - множества факторов, в совокупности привлекающих поток туристов .

Продвижение любого продукта, в т.ч. туристского, на рынок, особенно международный невозможно без осуществления комплекса маркетинговых коммуникаций. Несмотря на относительную новизну всего комплекса маркетинговых стратегий, для нашей экономики, можно отметить уже устоявшиеся, «традиционные» маркетинговые коммуникации, такие как реклама, связи с общественностью (PR), сбыт продукции и личные продажи. К более молодым стоит отнести воркшопы (англ. workshop) - профессиональные встречи, семинары, небольшого круга лиц, заинтересованных в обстоятельном, глубоком обсуждении то или иной проблемы .

Каждая бизнес-структура в той или иной степени использует указанные маркетинговые коммуникации как для продвижения своего товара или услуги, так и для продвижения своего бренда. Выставки уникальны тем, что на одной территориальной площадке в ограниченное время используются все из указанных маркетинговых коммуникаций, что несомненно дает синергетический эффект и позволяет получить большую отдачу, чем использование каждой из коммуникаций отдельно. Выставки - мероприятия, привлекающие действительно заинтересованных лиц, - от профессионалов отрасли до обывателей, способных стать в будущем потребителем выставочных товаров и услуг.

Выставки могут быть причислены к направлениям событийного туризма, активно развивающегося в последние десятилетия, не только в мире, но и в нашей стране. Событийный туризм - вид туризма, целью которого является посещение событийных мероприятий. Событийные мероприятия могут быть организованы с самыми различными целями, финансироваться из различных источников - частных и государственных, ориентироваться на разнообразные целевые группы потребителей и проводиться регулярно или только один раз. Во всех случаях подобные мероприятия объединяют такие характеристики как массовость, зрелищность, привлечение туристов.

По значимости и уровню территориального охвата событийный туризм можно классифицировать следующим образом: международный; национальный; региональный; локальный. По цели проведения событийные мероприятия можно разделить на следующие основные группы: спортивные события - Олимпиады, Универсиады, Чемпионаты мира по футболу, теннису и т.п.; международные выставки; бизнес-конгрессы, научные конференции; культурные мероприятия (фестивали, концерты); городские события.

Под термином «городские события» могут быть объединены мероприятия, проводимые на открытых площадках города и вовлекающие в свое действо горожан и привлекающие туристов. Городские события могут иметь локальный характер, например, День города. Причем тот же День города региональной столицы может уже иметь региональный масштаб, т.к. привлекает посетителей со всего региона. Такие городские события как карнавал в Рио-де-Жанейро или Венеции имеют ярко выраженное международное значение, привлекая тысячи туристов со всего мира.

Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он не исчерпаем по содержанию, практически любая территория, любой город, используя креативный потенциал жителей и заинтересованных лиц; в качестве которых могут выступать власти, бизнесмены, стейкхолдеры городского сообщества, может организовать мероприятие событийного характера того или иного уровня охвата и сделать это событие отправной точкой развития туризма. Так, примером может служить г. Великий Устюг, использующий прекрасное событие Новый год. Благодаря проекту «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» турпоток увеличился с 3 тыс. человек в 2006 году до 165 тыс. в 2007 году .

С точки зрения международного событийного туризма, наиболее привлекательными событиями можно назвать спортивные состязания, такие как Олимпийские игры или Чемпионаты мира. Подготовка и привидение таких событий требует значительных усилий и вложений, но и позволяет городу занять высокую ступень в ранге туристских дестинаций. Наиболее яркими успешными примерами стоит назвать европейские города - Барселону и Турин. История и того, и другого города удивительны и схожи тем, что «новейшая» их история, связанная с развитием туризма, имеет в качестве базового события или отправной точки Олимпийские игры.

Международные выставки - мероприятия событийного туризма, не менее значимые, чем спортивные. Сформировалась отдельная сфера деятельности по организации, сопровождению, проведению различного рода выставок, конгрессов, поощрительных туров - МИСЕ (MICE). Название МИСЕ (MICE) идет от заглавных букв английских терминов - Meetings (встречи), Incentives (поощрительные мероприятия), Congress (конгрессы), Exhibitions&Events (выставки и события).

Интерес к выставкам в последние годы усиливается. Об этом свидетельствуют такие цифры: по данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии, на 5 стран мира - США, Китай, Германию, Италию и Францию приходится 59 % общемирового закрытого выставочного пространства. Причем за 5 лет с 2006 г. по 2011 г. площадь закрытых выставочных пространств (минимум 5000 кв.м) росла во всех 15 странах - лидерах по площади крытых выставочных площадей (США, Китай, Германия, Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Бразилия, Великобритания, Канада, Россия, Швейцария, Бельгия, Турция и Мексика); но лучшие результаты демонстрировал Китай с 48 % ростом, на втором месте Турция (25 %) и на третьем Россия (17 %) .

Учитывая увеличивающиеся масштабы глобализации, усиление роли международных контактов в деятельности бизнес-структур различного уровня и профиля деятельности, разработка собственной трэвел-программы (travel (англ.) - путешествия), т.е. программы, посвященной поездкам сотрудников с деловыми целями, включающей задачи, сроки, бюджет поездки, становится насущной необходимостью, а посещение выставок, пожалуй, можно поставить на первое место подобной программы.

При выборе выставки будущие участники должны начинать с поиска ответа на три основных вопроса:

  • место проведения выставки;
  • транспортная доступность;
  • уровень развития инфраструктуры.

Важно отметить, что приоритетным является именно та последовательность вопросов, которая указана, - важнейший вопрос: «Где?». Место проведения выставки - это город и участие в выставке, включает рабочее и свободное время, а значит - это и культурная программа на площадках города и просто прогулки. Стремясь преуспеть в конкуренции, города могут предоставить схожие условия по транспортной или информационной обеспеченности, то есть по второму и третьему из указанных вопросов, однако то, что действительно отличает города друг от друга это их среда, включающая открытые пространства, - улицы, скверы, парки; архитектурный облик; кафе и рестораны; театры и концертные площадки, другие места отдыха и, конечно же, историко-культурное наследие - музеи, архитектурные и иные памятники, галереи искусств, места, связанные с выдающимися учеными, литераторами, художниками, политиками. Все это придает уникальность городу, хорошее настроение и желание вернуться, что является несомненным конкурентным преимуществом и позволяет привлечь гостей, в том числе, и для участия в выставках. Например, организаторы одной из крупнейших туристских выставок EIBTM (The Global Meetings&Events Exhibition - Выставка глобальных встреч и событий) в г. Барселоне среди таких традиционных рекламных ответов на вопрос («что участники достигнут, посетив выставку?»), как «открытие новых дестинаций, продуктов и услуг; развитие своих профессиональных знаний; последние тренды индустрии; установление контактов и т.п.», особо выделяют - «посетить Барселону - волнующий город, один из главных мировых центров деловых встреч и событий» .

Особое место среди выставок занимают выставки, посвященные туризму. Они собирают как профессионалов отрасли - бизнесменов и представителей министерств и ведомств, занимающихся вопросами развития туризма той или иной дестинаций, так и потребителей, желающих узнать больше о возможностях путешествий и отдыха. Примеры ведущих европейских туристских выставок, уже состоявшихся в 2012 году, и их общая характеристика приведены в таблице 1.

Таблица 1

Ведущие международные туристские выставки Европы

Название выставки; место проведения - город, страна; официальный сайт

Основные статистические характеристики, согласно официальному сайту выставки

FITUR (Feria Internacional de Turismo); Мадрид, Испания;

http://www.ifema.es

В 2012 году выставка подтвердила тренд к восстановлению индустрии после мирового финансового кризиса - 9506 компаний-экспонентов из 167 стран, 119322 профессиональных участников и 91555 обычных посетителей встретились на выставке, чтобы «трансформировать отдых в бизнес, а бизнес в развитие» .

BIT (Borsa internazionale del turismo); Милан, Италия;

http://www.bit.fieramilano.it/

В 2012 году 2287 экспонентов представили более 5000 туристских компаний из 130 стран 100 тыс. посетителей из 130 стран мира. Выставка занимала 6 павильонов площадью 100 тыс. кв.м .

ITB (Internationale Tourismus-Börse Berlin);

Берлин, Германия;

http://www.itb-berlin.de/

В 2012 году выставку посетили более 113 тыс. профессиональных посетителей (около 40 % - иностранных), 10644 экспонентов представляли 187 стран. 59127 жителей Берлина и Бранденбурга посетили выставку в течение выходных для того, чтобы узнать новые туристские предложения .

Как видно из таблицы, каждая из указанных выставок является значимым событием, привлекающим тысячи посетителей, соответственно и города как место проведения выставок получают значительный приток туристов, в том числе делового характера. Современные выставки так же, как и их исторические предшественники, стремятся привлечь как можно больше заинтересованных посетителей и используют для этого всевозможные средства, в том числе, преимущества той дестинации, где они проходят. Очевидно, что предпочтения посетителей из различных уголков мира будут отданы, в первую очередь, привлекательным городам. В то же время и города стараются использовать весь имеющийся потенциал и создать привлекательные, уникальные предложения для привлечения крупных выставок. Ведь проведение крупной выставки позволяет городу, а именно - его бизнесу и сообществу достичь несколько целей:

  • создать рабочие места по проведению и обслуживанию выставочного мероприятия;
  • развивать современный вид бизнеса - МИСЕ-индустрию;
  • сооружать и затем предоставлять в аренду организаторам площади;
  • создавать и развивать соответствующую инфраструктуру;
  • способствовать «переливу знаний» и тем самым поднимать территорию города на качественно новый уровень развития, быть в курсе актуальных тенденций в различных сферах бизнеса;
  • знакомить гостей выставки с городом, тем самым продвигать бренд города как туристской дестинации и центра, привлекательного для инвестиций.

Проведение выставок оказывает влияние на город, его облик, количество туристов не только в период проведения самого выставочного мероприятия, но и имеет долгосрочные последствия. Достаточно вспомнить один из самых ярких символов Парижа - Эйфелеву башню. Общеизвестно, башня была создана к открытию Всемирной Выставки в Париже в 1889 году как арка на пути к павильонам выставки и, более того, ее планировалось снести спустя 20 лет, но вот уже более 100 лет она является символом столицы страны и собирает миллионы туристов ежегодно.

Выставки продолжают выступать в качестве важного фактора развития города, формируют его территорию и облик и в постиндустриальную эпоху. Опыт таких признанных в мире городов-лидеров выставочного дела как Милан, Барселона, Ганновер используется и в нашей стране. Так, планируется, что к 2020 году около Казани появится Умный город - Smart City, одна из важнейших целей создания которого, судя по замыслам, проведение мероприятий МИСЕ-индустрии - выставок и конгрессов .

Таким образом, одной из перспективных сфер развития экономики становится туризм, в т.ч. такие его виды, как событийный туризм. Современные города, стремящиеся развивать туристскую сферу, должны, проанализировав имеющиеся преимущества и ресурсы, сформулировать стратегические цели и сконцентрироваться на том виде городского туризма, для развития которого имеются конкурентные преимущества. Одним из наиболее перспективных видов городского событийного туризма становятся выставки различного масштаба, привлекающие как профессионалов, так и обычных посетителей; тем самым создающие рабочие места по проведению и обслуживанию выставки, стимулирующие сооружение современных выставочных комплексов и инфраструктуры; способствующие «переливу знаний» и продвижению бренда города как туристской дестинации.

Рецензенты:

  • Родионова Ирина Александровна, д.г.н., профессор, профессор кафедры региональной экономики и географии, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва.
  • Рубцов Владимир Анатольевич, д.г.н., профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Института экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Хуснутдинова С.Р. ВЫСТАВКИ КАК МЕРОПРИЯТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6214 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Замечание 1

Реализация стратегических целей долгосрочного развития социально-экономической деятельности Российской Федерации нуждается в достижении социального согласия, а также помощи в развитии механизма социальной поддержки, адаптации и минимизация социального неравенства. Мероприятия, которые обеспечивают решение вышеперечисленных задач, должны направляться на гармонизацию действия государства, рынков и семьи в сфере качества и уровня жизнеобеспечения.

Для этого могут потребоваться развитие сектора социальных услуг и его модернизации, а также реализация адресных программ помощи бедным слоям населения и формирование различных льгот. Для этого необходимо обеспечить формирование структуры социальной поддержки и адаптации, которая будет отвечать потребностям нынешнего общества, а также реализовать функции социального развития и доступных механизмов социального развития для уязвимых групп населения.

Основные цели социальной политики

На сегодняшний день основными целевыми ориентирами социальной политики к 2020 году являются:

  • минимизация уровня относительной или абсолютной бедности (малообеспеченной части населения), а также увеличение среднего класса граждан до половины всей численности населения;
  • снижение классификации слоев населения по уровню доходов (соотношение 10% самых богатых и самых бедных людей) с 17 раз в 2007 году и до 20-ти раз в 2020 году;
  • увеличение размеров социальных и пенсионных выплат военнослужащим до того уровня, который бы отвечал важности и ценности данного вида деятельности в сфере обороноспособности государства;
  • доведение социальных выплат до адресности, которые привязаны к уровню дохода населения, до 80% к 2012 году, а к 2020 году охват бедных слоев населения социальными программами должен достигнуть 100%;
  • решить к 2020 году основную проблему пожилой части населения – полное удовлетворение их потребности в регулярном уходе и поддержке;
  • достичь к 2020 году занятости людей с инвалидностью до 40% от общего числа инвалидов.

Основные мероприятия социальной политики

Долгосрочная политика социальной поддержки российских граждан заключается в реализации многих приоритетных направлений. Первостепенным направлением является улучшение социальной атмосферы в обществе, минимизация дифференциации граждан по уровню их доходов, а также уменьшение бедности.

Замечание 2

Основными мероприятиями по борьбе с бедностью и улучшением благосостояния граждан являются стремительные темпы экономического роста, увеличение заработной платы и создание новых рабочих мест. Значительное воздействие на улучшение социальной политики оказывают изменения в образовательной сфере и системе здравоохранения за счет повышения качества доступности этих услуг, снижения неформальных платежей, а также с помощью положительного влияния обновленной образовательной системы на возможности эффективной экономической деятельности граждан.

Но, несмотря на это, экономический рост не может автоматически привести к минимизации нищеты, и может сопровождаться ростом социальной нестабильности и увеличением неравенства. Для снижения бедности населения разделения его по уровню доходов, необходимо осуществить комплекс мероприятий социальной политики, которые бы были направлены на:

  • увеличение минимального размера заработной платы и оплаты трудового процесса работников бюджетных организаций, данные меры помогут снизить бедность среди работающих граждан;
  • увеличение среднего размера трудовых пенсионных выплат по старости до того уровня, который сможет обеспечить минимальный потребительский бюджет;
  • увеличение эффективности социальной поддержки отдельных слоев населения посредством усиления адресности социальных проектов, совершенствования процедур нуждаемости населения, а также внедрение новых технологий по оказанию социальной помощи и контрактов;
  • повышение квалификации налоговой системы по проблемам урегулирования доходов посредством расширения налоговых вычетов и введение налога на недвижимое имущество, что зависит от его рыночной стоимости (благодаря этому можно равномерно распределить нагрузку между группами населения с разным уровнем дохода).

Немаловажным мероприятием социальной политики является повышение эффективности поддержки семьи на социальном уровне. К данным мерам можно отнести развитие и совершенствование системы по предоставлению выплат в связи с рождением и воспитанием ребенка. Также можно усилить стимулирующую роль дополнительных мероприятий государственной поддержки семей, которые имеют несовершеннолетних детей, включая развитие и расширение рынка образовательных услуг, и строительство для них доступного жилья.

Повысить эффективность государственной поддержки можно путем развития программ социального сопровождения семьи в воспитании дошкольных детей путем открытия детских учреждений и минимизации семейного неблагополучия. Также эффективным мероприятием социальной политики является укрепление системы безнадзорности, консолидация действий региональных, федеральных и местных социальных институтов, которые направлены на решение проблемы беспризорности. Особую роль в данном вопросе сыграет повышение эффективности социальных служб, деятельность которых связана с минимизацией семейного неблагополучия и предоставление психологической и социальной помощи тем детям, которые находятся в социально опасной ситуации.

Следующим мероприятием, которое способно повысить эффективность социальной политики, является социальная интеграция и реабилитация людей с инвалидностью. Оно включает в себя:

  • институциональное и организационное совершенствование системы медико-социальной экспертизы, а также реабилитации инвалидов;
  • развитие уровня социальной интеграции людей с инвалидностью и реализация мер по обеспечению для инвалидов транспорта, объектов инфраструктуры, а также жилого помещения;
  • создание необходимой инфраструктуры в реабилитационных центрах, которые обеспечивают комплексную реабилитацию инвалидов, и гарантирует возвращение к полноценной общественной жизни.

Особое место в государственной социальной политике отводится социальному обеспечению граждан преклонного возраста. К мероприятиям по улучшению и совершенствованию социальной политики в данном направлении можно отнести:

  • реализация доступности социальной помощи и услуг всем нуждающимся преклонного возраста посредством развития сети учреждений различных правовых форм, которые будут предоставлять социальные услуги;
  • развитие различных форм осуществления социальных услуг гражданам преклонного возраста и людям с инвалидностью с целью поддержания способности данных граждан к передвижению или самообслуживанию, а также оказание социальной помощи тем семьям, которые осуществляют родственный уход по дому пожилым людям и инвалидам;
  • обеспечение пожилых граждан и инвалидов, которые нуждаются в помощи посторонних, местами, необходимыми потребностями, а также стационарными учреждениями социального обслуживания.

Рисунок 1. Мероприятия социальной политики. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Реализация мероприятий социальной политики нуждается в достижении социального согласия, а также в развитии механизмов социальной поддержки и адаптации населения. Для этого может потребоваться модернизация и совершенствование сектора социальных услуг, развитие адресных программ и льготных категорий граждан.

В Послании Президента Национальному собранию отмечено, что важнейшей задачей в 2000 году по-прежнему остается обеспечение устойчивого динамического социально-экономического развития страны, поддержание экономического роста производства, что является основой улучшения благосостояния белорусского народа. Благополучие республики и её народа в первую очередь определяется устойчивым развитием промышленности.

Как отмечалось выше промышленность города Бобруйска по итогам работы за 1999 год обеспечила выполнение важнейшего прогнозного показателя - роста объема производства промышленной продукции. При задании 103,4% фактическое выполнение составило 107,9% (Приложение 4). К уровню 1990 года этот показатель составил лишь 88,1%.(Приложение №8).

Анализ порядка разработки и сроков доведения вышестоящими органами управления основных прогнозных показателей до субъектов хозяйствования, формирования прогноза социально-экономического развития области и города Бобруйска в частности показал, что эти результаты были заложены ещё на стадии планирования.

Основной причиной сложившегося такого положения дел является отсутствие согласованности планов в отраслевом и региональных разрезах. Из приложений 9 и 10 чётко видны расхождения в заданиях доведенных субъектам хозяйствования вышестоящими органами управления и городским исполнительным комитетом.

В связи с этим в последних решениях исполкома более отчётливо прослеживается такая функция как планирование, форма её - индикативный план. Индикативное планирование - это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целепологание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на микро и макроуровне.

В качестве индикаторов социально-экономического развития для города Бобруйска, как крупного промышленного центра, используются следующие показатели: производство продукции промышленности и товаров народного потребления, товарооборот через все каналы реализации, оказание платных услуг населению, в том числе бытовых, внешнеэкономическая деятельность (экспорт и импорт сырья, товаров, работ и услуг), ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования.

Прогноз социально-экономического развития города Бобруйска дважды выносился на рассмотрение городского исполнительного комитета и только 16 марта текущего года Основные показатели были утверждены сессией городского Совета депутатов. После утверждения сессией важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития в недельный срок были доведены до администраций городских районов и субъектов хозяйствования. Однако к этому моменту 11 промышленным предприятиям вышестоящими органами управления (областного и республиканского уровня) прогнозные показатели так и не были доведены.

По мнению автора работы прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу должен разрабатываться ежегодно и формироваться как минимум за месяц до начала прогнозируемого периода. Прогнозы до их утверждения должны быть согласованы в отраслевом и региональном разрезах. Решение данного вопроса носит чисто организационный характер и не требует дополнительных финансовых затрат.

Вторым важным направлением ускорения социально-экономического развития города автор работы видит в активизации процесса приватизации государственной (республиканской и коммунальной) собственности.

До сих пор, несмотря на принятые Законы и различные подзаконные акты, остаются неопределенными в деталях стратегия, технология и механизм проведения приватизации. Подходы к приватизации в республике всё время меняются не только в тактическом плане, но и по целевым установкам. Если на первых этапах проведения приватизации (1991-1992гг.)ставка была сделана на трудовые коллективы, которым отдавалось преимущественное право на приобретение объектов приватизации-преимущественно через аренду, то за тем в принятом 19 января 1993 года Законе "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" акцент сместился в сторону так называемой "народной" (чековой) приватизации.

В городе Бобруйске в 1934 году 13 государственных предприятий и 2 предприятия городской коммунальной собственности поменяли форму собственности путем преобразования в открытые акционерные общества. 8 1995 году были образованы ещё два открытых акционерных общества (ОАО"Консервный завод" и ОАОТормолзавод"), в 1996 году ещё два (ОАО"Бобруйский завод растительных масел" и ОАО"Бобруйскбытмебель"). В 1997 году 3 промышленных предприятия (мебельная фабрика им.П.Осипенко, завод"Спецавтотехника", комбинат хлебопродуктов) и одно транспортное предприятие (Бобруйск АТЭП) поменяли форму собственности став открытыми акционерными обществами. В 1999 году разгосударствление не осуществлялось.

Основными факторами, сдерживающими процесс приватизации являются:

  • - понимание и сведение приватизации к смене собственника государственных объектов. Функционирующих в народном хозяйстве, т.е. трансформирование государственной (республиканской и коммунальной) собственности в частную собственность. И в меньшей степени уделяется внимание созданию условий для возникновения и развития новых субъектов (объектов) хозяйствования негосударственной собственности в дополнение к функционирующим субъектам (объектам) государственной собственности и созданию равных условий для конкуренции всех форм собственности;
  • - слабая материально-техническая база предприятий (большинство предприятий торговли и бытового обслуживания расположены в арендованных помещениях, которые в ходе приватизации не подлежат продаже), недостаток собственных оборотных средств (имущество объектов торговли, общественного питания, как правило на 80% состоит из оборотных средств).

В целом оценка хода и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности в городе свидетельствует о том, что процесс пока ещё в полной мере нельзя назвать приватизацией. Это в большей мере коммерциализация предприятий.

Совершенствование стратегии и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности города должно включать следующие моменты:

  • - стратегия приватизации должна быть конструктивной и многовариантной. Содержательная часть проектов и программ приватизации должна заключаться в разработке и тщательном обосновании плана будущего производственно-Финансового развития (бизнес-плана) и механизма его реализации на любом предприятии, обеспечивающего рост эффективности производства;
  • - при проведении приватизации приоритеты должны быть отданы не столько трудовым коллективам, сколько активным инвесторам, предпринимателям, которые смогут более рационально распорядиться собственностью. Следует разрешить как централизованную (через соответствующие государственные органы приватизации), так и децентрализованную (когда сами трудовые коллективы выбирают метод проведения приватизации) приватизацию;

при проведении приватизации имущества госпредприятий необходимо использовать широкий арсенал способов: публичную или частную продажу акций, продажу активов предприятия, выкуп предприятия, передачу в пользование, деление или фрагментацию предприятия, новые частные инвестиции, приватизацию через санацию или ликвидацию предприятия);

Приватизацию следует проводить на базе Финансовой аттестации предприятий, их финансовой паспортизации, зафиксировав, какие объекты подлежат ликвидации, какие реструктуризации, какие - приватизации.

В дальнейшем предлагается акционировать предприятия лёгкой и пищевой промышленности, бытового обслуживания и торговли.

Одной из важных задач органов исполнительной власти является создание оптимальных условий для становления и развития предпринимательства как одного из направлений экономического развития города Бобруйска.

Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие стартового капитала и возможности пользования банковскими кредитами, недостаток и недоступность производственных и непроизводственных помещений,низкий уровень квалификации предпринимателей.

Основными задачами поддержки малого предпринимательства являются:

  • - расширение системы финансовой поддержки малого предпринимательства, включающей льготное кредитование субъектов предпринимательства, совместно с горисполкомом, администрацией района, банками-агентами, оказание безвозмездной помощи по направлениям;
  • - создание лизингового фонда;
  • - подготовка предложений по Формированию венчурного фонда;
  • - завершение формирования местного целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов предпринимательства и их инфраструктуры, формирование городского целевого фонда;
  • - создание льготных условий по использованию фондов;
  • - создание бизнес-инкубатора, территориального центра поддержки предпринимательства;
  • - оказание информационной и учебно-методической поддержки малому предпринимаиельству;
  • - обеспечение экономической безопасности малых предприятий и качества выпускаемой ими продукции.

Как отмечено в ежегодном Послании Президента Национальному собранию, стратегической задачей социально-экономической политики государства является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и качественное совершенствование структуры занятости населения.

Поставлена задача поддерживать высокий и стабильный уровень занятости на основе сохранения и создания новых рабочих мест, повышения профессионального и образовательного уровня работников и производительности труда, удержать уровень безработицы не выше 2,2^ к экономически активному населению.

В городе Бобруйске уровень безработицы по состоянию на 1.01. 2000 года составил 2,5% (Приложение 6). Для обеспечения выполнения поставленной задачи и создания адекватного рыночной экономике регулируемого и организационного рынка рабочей силы (труда), являю-щегося необъемлимым элементом рыночного механизма предлагается осуществить в городе ряд мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест, оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, содействие самостоятельной занятости граждан и поддержку их предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и переподготовку незанятого населения:

  • - создать банк данных создания новых рабочих мест и вакансий;
  • - активизировать работу по созданию новых рабочих мест субъектами хозяйствования различных форм собственности;
  • - организовать проведение общественных работ;
  • - ежегодно проводить "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку учебных мест;
  • - ежегодно пересматривать квоты приёма на работу социально незащищённых граждан;
  • - шире практиковать выделение ссуд и субсидий в целях поддержки предпринимательской деятельности граждан;
  • - развивать систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных;
  • - разработать положение о стимулировании нанимателей по сохранению и созданию рабочих мест.

Созданная в стране политико-государственная система определила и общий ход осуществления экономических реформ. Приход к власти большевиков привел к созданию новой модели экономики, которая должна была продемонстрировать превосходство революционного способа преобразования общества над иными путями. Эта модель, основанная на учении К. Маркса, призвана была воплотить на практике торжество «диктатуры пролетариата». Реализация мероприятий в области охраны труда, начавших осуществляться в России еще в конце XIX в., способствовала укреплению основ индустриального общества. С приходом к власти большевиков деятельность в данной сфере приобрела ярко выраженную идеологическую окраску. Позиционируя себя в качестве защитника интересов рабочего класса, советское правительство не замедлило осуществить ряд мер в интересах трудящихся. Был установлен 8-часовой рабочий день, вводилась система охраны труда женщин и подростков, страхование на случай болезни и пр. Проводя в жизнь новые декреты, В.И. Ленин заявлял, что новая власть будет основываться на принципе «рабочего контроля», который, однако, уже к осени 1918 г. сменился государственным контролем над самими рабочими. Под контролем партийных структур оказались профсоюзы. На X съезде РКП (б) в марте 1921 г. руководство большевистской партии заявило, что только партия является истинным выразителем интересов трудящихся. В дальнейшие годы в СССР профсоюзы превратились в формальные структуры, объединявшие трудящихся по отраслевому принципу. Для укрепления централизации политической власти в условиях идущей в стране Гражданской войны и набирающей инерцию катастрофической разрухи советское правительство в 1918 г. объявило о переходе к так называемой политике военного коммунизма. Стремясь утвердить свое господство в сфере экономической политики, правительство еще в декабре 1917 г. объявляет монополию на внешнюю торговлю, осуществляет национализацию банков и ряда крупных промышленных предприятий, владельцы которых нередко подвергались репрессиям за сопротивление мерам «рабочего контроля». В последующем были национализированы все предприятия, где количество рабочих составило более десяти человек - или более пяти с использованием механического двигателя. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Существенной чертой экономической политики большевиков стала практика введения всеобщей трудовой повинности. Первоначально введенная для представителей «нетрудовых классов», в дальнейшем она стала всеобщей. Широкое распространение приобрела практика проведения субботников - неоплачиваемых работ в выходные дни. Это нововведение, отчасти оправданное условиями Гражданской войны, по сути, свело на нет одно из главных преимуществ экономической политики большевиков - 8-часовой рабочий день. Стремясь к централизованному распределению продовольственных товаров в условиях идущей Гражданской войны, руководство страны проводило политику продовольственной диктатуры. В сельской местности в июне 1918 г. началось создание комитетов крестьянской бедноты (комбедов ), призванных стать опорой советского правительства на местах. Для снабжения армии и городского населения с 1919 г. была введена всеобщая продразверстка - принудительное изъятие у крестьян «излишков сельскохозяйственной продукции». Подобные нововведения вызвали возмущение сельских жителей, возникали многочисленные очаги крестьянских выступлений. Эксперименты над экономикой тяжело сказались на состоянии сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта и связи. Введение продразверстки привело к заметному сокращению посевных площадей, существенному падению объемов производства в некоторых отраслях промышленности, увеличению масштабов действия черного рынка, усилению роли частных торговцев - «мешочников». Существенному разрушению подверглась инфраструктура, значительно выросла инфляция. Проведенные мероприятия в социально-экономической и политической сферах сопровождались потерей одной из основных составляющих индустриального общества - частной собственности.

Необходимость изменения экономического курса правительства была высказана Л.Д. Троцким после его поездки по стране в 1920 г. Массовые крестьянские волнения («антоновщина», «чапанная» война в Поволжье и пр.), восстание кронштадских матросов ускорили принятие решения об изменении основ экономической политики. Это произошло в марте 1921 г. на X съезде РКП (б). С заменой продразверстки на продналог и легализацией внутренней торговли в стране началось проведение мероприятий новой экономической политики (НЭП). Была восстановлена финансовая система. В 1921 году был возрожден Госбанк, в период 1922-1924 гг. была проведена денежная реформа. В оборот был введен золотой червонец. По мнению В.И. Ленина, сущность нэпа представляла собой союз рабочих и крестьян, необходимый для преодоления отсталости страны. Одним из путей преодоления этой отсталости должно было стать развитие кооперативного движения. В стране была легализована деятельность десятков тысяч производственных, торговых, потребительских кооперативов. Большое внимание уделялось восстановлению аграрного сектора. После выплаты продналога все излишки сельскохозяйственной продукции крестьянин мог продавать на рынке. Таким образом, крестьянское хозяйство получило стимул к восстановлению прежних объемов производства и к их возможному расширению. Осуществление нэпа в некоторых районах страны началось гораздо позже. В частности, из-за массового голода в Поволжье восстановительный период начался в конце 1923 - начале 1924 г. Тем не менее даже в таких условиях мероприятия нэпа за весьма незначительный период успели дать свои положительные результаты. Большинство исследователей указывают, что в 1926-1927 гг. уровень развития сельского хозяйства достиг довоенных показателей. Восстановление промышленного сектора имело свои особенности: мелкие и средние предприятия возвращались в частные руки на правах аренды, крупные предприятия оставались в государственной собственности. Со всей остротой встала необходимость обновления производственного оборудования, которая так и оставалась нерешенной.

Многочисленные проблемы приводили к кризисам нэпа. Первый из них возник в 1923 г. и был связан с неравномерностью темпов восстановления сельского хозяйства и промышленности, что создало дисбаланс цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию («ножницы цен»), который был преодолен экономическими мерами. В 1925 году вспыхнул кризис перепроизводства, для решения которого правительство также использовало ряд экономических мер, в том числе отмену «сухого закона», вернув в открытую продажу водочную продукцию. Следующий крупный кризис наступил в конце 1927 - 1928 г., когда в стране стал ощущаться острый недостаток зерна. Дефицит товаров и заниженные закупочные цены на зерно заставили крестьян заниматься продажей технических культур, которые довольно высоко ценились на рынке. Срыв хлебозаготовительной кампании руководство страны во главе с И.В. Сталиным объяснило враждебной деятельностью кулачества и приняло решение о принудительном изъятии сельхозпродукции. В ходе разрешения хлебозаготовительного кризиса правительство отработало репрессивные механизмы воздействия на крестьян, которые в дальнейшем были использованы при проведении сплошной коллективизации крестьянских хозяйств.

Проводимые социально-экономические мероприятия в стране в условиях нэпа вызывали различное отношение к ним со стороны партийного и правительственного руководства. Внутрипартийная борьба 1920-х гг. отразила не только стремление различных групп к укреплению своего влияния, но и определила пути дальнейшего экономического и социального развития страны. В условиях ускоренного промышленного роста стран Европы, и особенно США, экономический разрыв между СССР и «капиталистическим окружением» оказывался все заметнее. Это определило в конечном итоге принятие курса на «строительство социализма в одной стране». Предусматривалось проведение «большого скачка» в развитии промышленного производства, который требовалось осуществить без зарубежной помощи. Необходимости проведения масштабной модернизации экономики придавалась ярко выраженная политическая окраска. В феврале 1931 г. И.В. Сталин в своем выступлении на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». В начале 1929 г. был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, первоначальный вариант которого несколько раз пересматривался. Руководство правительства и партии во главе со Сталиным потребовало ускорить темпы индустриализации, сделав основной упор на развитие тяжелой промышленности, которая получала 78% всех капиталовложений. Одновременно проводилась политика выдвижения новых кадров и ликвидация старых специалистов, против которых был проведен ряд широких разоблачительных кампаний 1928-1933 гг. («Шахтинское дело», «дело Промпартии» и др.). В результате сменилось руководство многих промышленных предприятий и государственных учреждений. На смену прежнему поколению пришел новый состав руководящих работников, настроенных более решительно на выполнение задач первых пятилеток. Быстрыми темпами менялись состав и численность рабочего класса в стране. К 1933 году число рабочих в стране увеличилось с 3,7 млн до 8,5 млн человек в основном за счет выходцев из деревни. Это было особенно актуально в условиях господства ручного труда на производстве. Особое значение приобрело движение передовиков производства - ударников, а с 1935 г. - стахановцев (А.Г. Стаханов, А.Х. Бусыгин, М.И. Виноградова и др.). Существенным стимулом к проявлению деловой активности послужила практика распределения дефицитных товаров и услуг. В годы первых пятилеток получил развитие целый ряд отраслей тяжелой промышленности: электроэнергетика, станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение, химическая промышленность, добыча угля, выплавка металлов и т.д. В стране были построены свыше шести тысяч новых промышленных предприятий. Среди наиболее крупных следует выделить ДнепроГЭС, Уралмаш, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, автомобильные заводы ГАЗ, ЗИС и др. Это был период наиболее высоких темпов роста промышленного производства в СССР. Так, в 1937 г. по сравнению с 1928 г. выплавка чугуна увеличилась на 439%, стали - на 412%, добыча угля - на 361%, выработка электроэнергии - на 724%. Промышленное производство заданный период в различных отраслях выросло в 2,5-3,5 раза. В то же время гонка за показателями имела и отрицательные последствия. Уже в период 1937-1941 гг. производительность труда снизилась, реальные темпы промышленного роста не превышали 3-4% в год по сравнению с 10-16% в период 1928-1937 гг. Признавая снижение темпов роста экономики, правительство активно использовало арсенал репрессивных методов воздействия на трудящихся. В частности, было принято Постановление Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г., предусматривавшее переход на семидневную рабочую неделю, увеличение продолжительности рабочего дня и применение мер уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины. Проведение масштабных мероприятий по модернизации экономики потребовало гигантских капиталовложений. В основном были задействованы внутренние резервы. С конца 1920-х гг. увеличились темпы денежной эмиссии, началась организация регулярных государственных займов. Источником средств развития экономики стала и развернутая в 1930-е гг. деятельность по сбору ценностей у частных лиц и обмена их на потребительские товары (в рамках деятельности Торгсина), а также продажа за границу некоторых культурных ценностей. Внутренним источником для проведения индустриализации стал аграрный сектор, подвергшийся существенной реорганизации. Идея проведения коллективизации сельского хозяйства был озвучена еще в декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б). 31 октября 1929 г. «Правда» призвала к сплошной коллективизации, через неделю И.В. Сталин в статье «Год великого перелома» заявил, что «середняк повернулся лицом к колхозам». Ноябрьский пленум ЦК ВКП(б) 1929 г. одобрил план проведения «сплошной коллективизации». Ее районами были объявлены Украина, Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье. Здесь предполагалось создать колхозы уже к осени 1930 г. - началу 1931 г. Другие зерновые районы должны были быть коллективизированы на год позже. На пленуме было принято решение направить в колхозы 25 тысяч городских рабочих для «руководства созданными колхозами и совхозами». Одновременно была объявлена политика раскулачивания, которая превратилось, по сути, в уничтожение крестьянства как класса. Количество выселенных крестьян составило, по данным отечественного историка В.Н. Земскова, около 2 млн человек, из них около 300 тыс. за период 1932-1934 гг. погибло в местах ссылки 1 . Темпы коллективизации росли стремительно, к марту 1930 г. они дошли до 58,6%. При этом большинство колхозов существовало лишь на бумаге. Рост насилия над крестьянами вызвал ответную волну сопротивления. Для крестьян коллективизация «была апокалипсисом, войной между силами добра и зла», вовлекшей в свой событийный водоворот свыше 2 млн человек . Угроза повторения гражданской войны вынудила правительство сменить тактику действий. В статье «Головокружение от успехов», опубликованной 2 марта 1930 г., И.В. Сталин, заявив, что «коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным», осудил представителей местных органов власти за нарушение принципов добровольности, допущенное при создании колхозов. Начался массовый выход из колхозов крестьянских хозяйств, но уже 1 июля 1931 г. процент коллективизированных хозяйств вернулся к уровню марта 1930 г. Усилилось налоговое давление на единоличные хозяйства. В результате эти хозяйства либо разорялись, либо вступали в колхозы. Между тем положение колхозов оставалось сложным. Хлебозаготовки 1931 г. не дали ожидаемых результатов (частично из-за плохого урожая). Стремление правительства любой ценой получить запланированное количество зерна, а также падение цен на экспортируемую из страны сельскохозяйственную продукцию (по причине влияния мирового кризиса) привело к возникновению масштабного голода 1932-1933 гг., охватившего территории Украины, Северного Кавказа, Поволжья, жертвами которого стали от 4 до 5 млн человек. Необходимость обеспечить план хлебозаготовок обусловила использование чрезвычайных мер. Среди них стало принятие по инициативе И.В. Сталина 7 августа 1932 г. постановления ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». По этому закону десятки тысяч колхозников были арестованы за сбор колосьев, воровство продуктов и пр. В то же время, понимая критическое положение в аграрном секторе, руководство ВКП (б) приняло ряд решительных мер. Система контрактации была заменена на обязательные поставки государству, были созданы комиссии по определению урожайности, была изменена система закупок, поставок и распределения сельхозпродукции. Кроме того, были проведены чистки в органах Наркомзема СССР, а также приняты меры по укреплению партийного руководства в колхозах и машинно-тракторных станциях (МТС), призванных помочь колхозам в проведении сельскохозяйственных работ. Предпринятые правительством страны меры лишь отчасти способствовали улучшению ситуации. Уровень механизации труда в колхозах оставался крайне низким, несмотря на увеличение импорта тракторов в страну в 1930-е гг. Колхозники, получающие натуральную оплату за труд лишь раз в год, обязаны были кроме выполнения государственных поставок рассчитываться зерном и с МТС. Все это вылилось в массовое сопротивление со стороны колхозников, чаще всего проявлявшееся в пассивных формах (забой скота, невыход на работу, невыполнение обязательного количества трудодней и пр.). К февралю 1935 г. было заявлено, что 98% всех обрабатываемых земель являются социалистической собственностью. Во второй половине 1930-х гг. основные мероприятия по коллективизации сельского хозяйства были завершены. В результате несколько улучшилось продовольственное обеспечение жителей городов: в 1935 г. была отменена карточная система на хлеб и другие продовольственные товары. Итогом проведенной реорганизации аграрного сектора стало создание новой производственной базы сельскохозяйственной продукции.

Особенности развития политической и экономической сферы во многом обусловили специфику протекания социальных процессов, сопровождавших дальнейшее вхождение советского общества в индустриальную цивилизацию. Существенной перестройке подверглась социальная структура. Уже в начальный период своей деятельности советское правительство провозгласило равенство и суверенитет народов, отменялись национально-религиозные привилегии, провозглашалось свободное развитие всех народов, населяющих Россию. Была принята серия декретов, направленных на ликвидацию прежней общественной структуры. В частности, были упразднены сословия, система званий, чинов и наград, были уравнены права мужчин и женщин. Началось введение советской символики, новых праздничных и памятных дат, отражавших ценности классовой борьбы (18 марта - день Парижской коммуны, 1 мая - Международный день солидарности трудящихся, 7 ноября - день Октябрьской революции и др.). Был реформирован алфавит, осуществился переход на григорианский календарь, значительной модернизации был подвергнут институт брака. В январе 1918 г. был принят закон об отделении церкви от государства, а школы - от церкви. В дальнейшие годы, борясь со старыми обычаями и традициями, власти пытались воспитать нового человека, преданного идеалам коммунизма. Образцами для подражания должны были стать сами большевики - скромные, непритязательные в быту «рыцари революции». Однако представители власти в основном вели себя совершенно противоположным образом. Наличие партбилета становилась необходимым условием осуществления вертикальной мобильности. Формировался новый привилегированный класс - советская номенклатура. Права и привилегии этого класса, строго регламентированные в зависимости от занимаемой должности, являлись своеобразными гарантами поддержки режима со стороны работников советского государственного аппарата. Изменения социальной структуры были продиктованы Гражданской войной и политикой «военного коммунизма», затронувшими повседневную жизнь миллионов граждан. В начале 1920-х гт. происходило значительное перемещение огромных масс населения: в деревни возвращались голодающие в городах рабочие, в городах увеличилась прослойка тор- говцев-мешочников, ремесленников и представителей других маргинальных групп. Экономическая разруха, сокращение масштабов производства, рост инфляции, введение продовольственной диктатуры обернулись усилением процессов маргинализации. Данное социальнополитическое явление еще долго оказывало свое негативное влияние на развитие общественных институтов в нашей стране. В то же время определяющую роль в социальной структуре страны сохраняло крестьянство. В отличие от стран Запада, где развитие рыночных отношений, рост производства способствовали росту фермерского сословия, в СССР основной производственной единицей до коллективизации аграрного сектора продолжало оставаться индивидуальное крестьянское хозяйство. Насильственный характер проводимых преобразований в культуре и быту безусловно вызывал сопротивление крестьян, принявшее как активные, так и пассивные формы. «Оружие слабых», по выражению одного из крупнейших специалистов XX в. по проблеме развивающихся стран, американского историка Дж. Скотта, использовалось всякий раз, когда под угрозу ставились основы существования «малых сообществ» . Фактическое уничтожение крестьянства как класса в ходе проведения политики коллективизации привело к дальнейшему развитию миграционных процессов и росту маргинальных слоев в структуре городского населения. Попытки властей различными путями ограничить социальную мобильность (в частности, путем введения в стране паспортной системы в 1932 г.), по сути, оказывались малоэффективными. В то же время увеличение удельного веса горожан в общей структуре населения страны способствовало дальнейшему развитию системы здравоохранения, образования, развитию средств массовой информации. Аналогичные процессы активизировались в странах Европы и Америки, где продолжала развиваться сеть учебных и научных учреждений, росли тиражи журналов и газет, развивалась система радио- и телевещания. В СССР в период 1920-1930-х гг. в основу политики «культурной революции» в первую очередь легла борьба с неграмотностью. Началось создание новой советской школы, состоящей из двух ступеней. Первая ступень включала четыре года обучения, вторая - пять лет. Для подготовки в вузы молодежи из рабочей и крестьянской среды были созданы многочисленные рабочие факультеты (рабфаки). Однако взрослое население нередко проявляло довольно безразличное, а порой и враждебное отношение к образовательной работе. Причиной тому становился комплекс социально-экономических и психологических факторов, таких как острый дефицит преподавателей, школьных помещений, учебных принадлежностей, занятость крестьянского населения в хозяйстве, антирелигиозный курс в образовательной и воспитательной работе и пр. В результате качество образования оставалось невысоким:

1996. С. 26-59.

выпускники ликбезов и школ часто утрачивали полученные навыки. Тем не менее, по официальным данным, к концу 1920-х гг. 40% населения страны считалось грамотным, а к концу 1930-х гг. было объявлено о победе над безграмотностью. Проведение модернизации промышленности поставило вопрос о развитии сети начальных и средних специализированных школ (ФЗУ), а также вузов, готовящих технических специалистов. Одновременно в учебные программы школ и вузов внедрялись новые стандарты. Особому контролю подверглись гуманитарные науки - история, экономика, социология идр. В 1934-1935 годы была развернута широкая кампания по пересмотру истории с целью переоценки русского прошлого и истории отношений различных народов СССР. Своеобразным итогом этого процесса стал выход в 1938 г. сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)», превратившегося в своеобразный фундамент для формирования единственно верного мировоззрения «нового советского человека». Развитие основ индустриального общества сопровождалось расширением информационной сети. Заметно росли тиражи газет и журналов, увеличивался их ассортимент, развивалась радиосеть. Вместе с тем этот процесс также испытал на себе влияние леворадикальной модели революционного развития. В отличие от демократических стран Запада, где радиостанции, газеты и журналы представляли своей аудитории различные точки зрения, формируя плюрализм взглядов и мнений, в СССР развитие СМИ подчинялось целям укрепления идеологического влияния партийно-государственного аппарата. Средством сохранения традиционной культуры общества и защиты общества от идеологических манипуляций со стороны властных структур становилось сохранение каналов устного общения. Особую роль разговоры и слухи приобретали в сельской местности, где неформальное общение продолжало оказывать серьезное влияние на формирование общественного мнения. Период 1920-1930-х гг. характеризовался дальнейшим приобщением населения к культуре городского быта. Этот процесс приобрел свою специфику. В то время как в странах Запада развивалось массовое жилищное строительство, в СССР отсутствие подобных программ в условиях нараставших темпов урбанизации порождало серьезные проблемы. По выражению известного советолога Шейлы Фитцпатрик, городские коммунальные службы «выбивались из сил под гнетом внезапного прироста населения, повышающихся запросов промышленности и скудного бюджета» . Состояние многих городов оставалось удручающим: отсутствие систем электроснабжения, водопровода, канализации было характерно и для крупных промышленных центров. Скученность населения, отсутствие необходимых санитарно-гигиенических условий быта сопровождалось состоянием хронического товарного дефицита. Тяжелые условия жизни населения создавали особые формы выживания, определившие образ жизни нескольких поколений советских людей. Возникала двойственность сознания человека: с одной стороны, оно испытывало идеологическое влияние партийно-государственных структур, с другой стороны - оно формировалось в условиях ежедневного выживания в тяжелых социально-экономических условиях. Так формировалась особая, по мнению некоторых исследователей, гибридная идентичность советского человека, осознающего себя частью индустриального общества и в то же время испытывающего влияние традиций аграрной культуры. Несоответствие теории социалистических преобразований практике их осуществления вызывало общественное недовольство, наиболее отчетливо проявлявшееся в молодежной среде. Практика нетрадиционных форм общественного поведения получила свое распространение еще в 1920-е гг. Итогами подобных «экспериментов» стал рост алкоголизма, увеличение количества разводов, оставленных без родительского попечения детей и прочих негативных последствий, сказавшихся на деформации демографических характеристик. Необходимость их восстановления активизировала в 1930-е гг. возрождение традиционных нравственных устоев, началась реабилитация института семьи. Для этого был принят ряд законов, направленных на ее укрепление. В июне 1936 г. была запрещена практика проведения абортов. Семья стала рассматриваться как основа развития советского общества и государства. Негативную роль в развитии общественных институтов сыграла политика репрессий и особенно «большого террора» 1930-х гг. Практика борьбы с инакомыслием получила свое распространение со времени захвата власти большевистским руководством в октябре 1917 г. Создание репрессивного аппарата в лице Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), проведение «красного террора» в годы Гражданской войны свидетельствовали о стремлении Советского правительство любыми средствами утвердить свою монополию на власть в политической, экономической и идеологической сферах. С началом проведения модернизации экономики в конце 1920-х - начале 1930-х гг. репрессии приобрели массовый характер. Убийство С.М. Кирова, ближайшего соратника И.В. Сталина, в Ленинграде 1 декабря 1934 г. послужило поводом для проведения «большого террора». В период 1936-1938 гг. состоялась серия крупных судебных процессов, фигурантами которых выступили представители высшей политической элиты (Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, Г.Я. Сокольников, Г.Л. Пятаков, Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие), командный состав Красной Армии (М.Н. Тухачевский, В.К. Блюхер, А.И. Егоров и другие), руководители предприятий, учреждений, колхозов, представители технической и творческой интеллигенции. Проведение репрессий для партийного руководства было обусловлено выполнением ряда задач. В первую очередь необходимо было подавлять.любые проявления инакомыслия, олицетворением которого становилась деятельность различного рода «шпионов», «диверсантов», «классовых врагов» и пр. Во-вторых, репрессии становились своеобразным способом проявления «заботы о народе»: на действия «врагов народа» списывались все неудачи и издержки командной экономики. Уничтожение «вредителей» должно было в определенной мере успокоить общество. Наконец, массовые репрессии и создание ГУЛАГа выполняли и экономические функции: в условиях недостатка оборудования и техники на «ударных стройках» широко применялся труд заключенных. Свидетельством проведения репрессий стали более низкие темпы прироста населения, чем ожидалось ранее (вместо «запланированных» 156 млн человек перепись населения 1937 г. выявила лишь 152 млн). Проведенная в 1939 г. очередная перепись «показала» нужный результат (170,6 млн человек). Одновременно в общественное сознание внедрялся культ личности И.В. Сталина как вождя большевистской партии и советского народа, ставшего единственным законным продолжателем дела В.И. Ленина. Важное идеологическое значение приобрела Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г.

Демократические принципы, положенные в ее основу, наряду с проведением пропагандистской кампании ее всенародного обсуждения создавали впечатление единства власти и общества. Вместе с идеей окончательного построения социализма в СССР в Конституции содержалось положение о создании в стране однородного советского общества, что должно было иллюстрировать процесс завершения его формирования. Таким образом, период 1920- 1930-х гг. был ознаменован окончательным вхождением СССР в мир индустриальной современности. Данный процесс во многом оказался обусловлен утверждением в стране леворадикальной модели социально-политических преобразований, что, в свою очередь, способствовало последующему укреплению теоретических основ большевизма, приобретшего черты самостоятельного политического учения. Среди его основных положений, таких как теория и практика создания революционной партии нового типа, стратегия и тактика осуществления социалистической революции, выделилось строительство социализма в отдельно взятой стране. Созданную в СССР социальноэкономическую и политическую систему нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, в конце 1920-х гг. - 1930-е гг. в стране была создана мощная производственная база, определившая характер промышленного развития на долгие десятилетия вперед. Это стало возможно благодаря масштабным экономическим преобразованиям, развитию новых видов промышленного производства, совершенствованию транспортной системы и средств коммуникаций. Реорганизация сферы образования и здравоохранения, расширение сети научных и образовательных учреждений в условиях реализации политики «культурной революции» свидетельствовали о приобщении населения к стандартам индустриального общества. Все это представляло собой масштабную модернизацию экономики и культуры, создало условия для их ускоренной перестройки на военный лад в годы Великой Отечественной войны, обеспечив тем самым победу над фашизмом. С другой стороны - сфера экономики, политики и общественной жизни оказалась поставлена под жесткий контроль партийно-государственных структур, продиктованный самой спецификой построения «общества победившего социализма». Эта специфика была обусловлена общими особенностями леворадикальной модели тоталитаризма: укрепились основы командно-административной системы управления государственными и экономическими институтами, крестьянство как класс было уничтожено в ходе проведения коллективизации сельского хозяйства, была ликвидирована система частной собственности и предпринимательства, остававшейся стержневой в государствах Запада, жестко преследовалось инакомыслие. Тем не менее, несмотря на все свои противоречия, созданная и укрепленная в 1920-е - 1930-е гг. «советская модель» социально-экономического и политического развития с определенными изменениями просуществовала до распада Советского Союза.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие факторы способствовали утверждению леворадикальной модели развития экономической и политической системы в нашей стране?
  • 2. Какие факторы привели к отказу советского руководства от политики военного коммунизма?
  • 3. Что такое большевизм? В чем основные отличия этого учения от классического марксизма?
  • 4. Какое воздействие на общественные институты советской страны оказала практика ускоренной модернизации?
  • 5. В чем состояла специфика развития культуры в СССР в период 1920- 1930-х гг.?
  • Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологическй аспект) // Социол. исслед. 1991.№ 6. ЦГАОР СССР. URL: http://www.hrono.info/statii/2001/zemskov.php
  • Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культуракрестьянского сопротивления. М.: РОССПЭН, 2010. С. 12,24.
  • Скотт Дж. Оружие слабых: обыденные формы сопротивления крестьян //Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник. 1996. М.: Аспект-Пресс,
  • Фитцпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. Город. М.: РОССПЭН; Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина,2008. С. 32.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то