Неверное указание кпп в счете-фактуре. Поле «КПП» в платежном поручении Если неправильно указан кпп

Ошибка в платежном поручении в назначении платежа Уточнение платежа и изменение назначения в платежном поручении: как составить письмо Если в платежке неверно указан КПП Неверно указан ОКТМО в платежном поручении Ошибка в платежном поручении в назначении платежа Рассмотрим 2 ситуации, когда ошибка выявлена плательщиком:

  • До исполнения платежного поручения банком. В этом случае производится отзыв этого распоряжения, взамен которого на исполнение в кредитную организацию направляется новый, исправленный документ с надлежащим назначением платежа.
  • После перечисления денежных средств банком в адрес получателя платежа. Процесс исправления ошибки в платежном поручении в данном случае на законодательном уровне не урегулирован, поэтому необходимо опираться на сложившуюся практику, в т. ч. судебную.

Онлайн журнал для бухгалтера

НК РФ могут быть признаны налоговым правонарушением (т.


е. неисполнением обязанности по уплате налога) ошибки при заполнении платежного поручения на перевод средств в бюджет в качестве уплаты налога, из-за которых:

Ошибка в ОКТМО не указана в данном случае как одно из оснований, влекущих названное правонарушение.
Следовательно, только на основании этого нельзя признать плательщика нарушителем в соответствии с подп.
4 п. 4 ст. 45

Инфо

НК РФ (разумеется, при условии, что все остальные необходимые реквизиты указаны верно).

Ошибки в платежном поручении на уплату налогов

В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК.
Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК. Кстати, возможность уточнять неверный счет УФК скоро будет прямо закреплена в НК РФ.
Другие ошибки в платежном поручении Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз.
2 п. 7 ст.

Ошибки в платежном поручении контрагенту

Я так понимаю, что Вы все про тот же неполученный платеж? Ваш покупатель КПП неправильно указал? Или это уже другая история? Ответить с цитированием Вверх ▲ 09.01.2007, 17:58 #6 да, все то же самое…

просто я ее создал до вашего ответа. покупатель неправильно указал наше кпп. Ответить с цитированием Вверх ▲ 09.01.2007, 18:00 #7 КПП вообще обязателен только в налоговых платежах.

Указан старый кпп получателя в платежном поручении

НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
О том, как составить такое заявление, читайте в материале «Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)». Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).

Как внести уточнения при ошибке в платежном поручении?

Итоги Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.

Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:

  1. Неверный КБК:
  • АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;
  • АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;
  • ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;
  • ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;
  • ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;
  • ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;
  • ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010;

О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в статье «КБК в платежном поручении в 2017 году».

В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз.

Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога.

Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/ , от 31.03.2015 № ЗН-4-1/ , от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/

О том, какие действия в подобной ситуации необходимо совершить, чтобы налог был уплачен, читайте в статьях: Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка.

Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).

В счет-фактуре (или УПД) поставщика не верно указан КПП организации-покупателя (покупателем являемся мы). Все остальные реквизиты (наименование, ИНН, адрес) указаны верно.Является ли не верное указание КПП покупателя основанием для отказа в вычете НДС.

Счет-фактуру с ошибочным КПП лучше заменить. В-принципе, если все остальные реквизиты указаны верно, идентифицировать вашу организацию по ним вполне возможно. А значит, отказать вам в вычете налоговики не вправе. Тем не менее, проверяющие зачастую снимают вычеты по таким документам. Хотя впоследствии налогоплательщики, как правило, отстаивают свою правоту в суде.

Также вполне возможна ситуация, что по факту сдачи декларации по НДС налоговая запросит у вас пояснения, так как проверочная программа не обнаружит 100%-ного совпадения с данными, указанными у вашего поставщика.

Обоснование

ФНС разрешила лишний раз не исправлять ошибки в счетах-фактурах

Надо аннулировать записи в книге покупок и уточнить декларацию по НДС, если покупатель получил исправленные счета-фактуры. Но все зависит от ошибки, которую обнаружил покупатель в документах поставщика. Такую позицию изложила ФНС России в письме от 05.11.14 № ГД-4-3/22685 (ответ на частный запрос).

При обнаружении ошибок в счете-фактуре поставщик выставляет покупателю новый экземпляр. Но, как отметили специалисты налоговой службы, исправить надо только те ошибки, которые препятствуют налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, стоимость товаров, ставку и сумму налога (п. 7 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Вместе со специалистами ФНС мы поделили все ошибки на три вида.

Критичные ошибки, которые надо обязательно исправить

Первый тип - ошибки, которые надо обязательно исправить, иначе компания лишится вычетов. Например, чужой ИНН, ошибочное наименование товаров, у. е. вместо рублей. Критичны также ошибки в числовых показателях - количестве и стоимости товаров, ставке и сумме НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Вычет по исправленному счету-фактуре надо заявить по мере возникновения права на вычет (п. 9 приложения 4 к постановлению № 1137). По мнению ФНС, это значит, что вычет по первоначальному документу надо снять и уточнить декларацию. А заявить его можно только в том периоде, в котором покупатель получил исправленный счет-фактуру.

Спорные недочеты, которые надо исправить в зависимости от ситуации

Второй тип ошибок - спорные. Причем ошибки в одних и тех же реквизитах могут быть как существенными, из-за которых снимают вычеты, так и нет. Например, заглавные буквы вместо строчных в наименовании компании - безопасный недочет (письмо Минфина России от 02.05.12 № 03-07-11/130). Но если в документ по ошибке вписали название другой компании, вычет снимут.

Также налоговики пересчитывают налог, если в счете-фактуре нет номера, неверный КПП, ошибочный номер платежки в строке 5 . Но вычеты удается защитить в суде. Ведь такие ошибки не препятствуют идентификации (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 20.01.14 № А55-27704/2012 , от 22.11.12 № А55-2958/2012 , Центрального округа от 08.04.13 № А14-7612/2011). Удается компаниям защитить и вычеты при ошибках и расшифровках в подписях. Например, если счет-фактуру подписал один сотрудник, а фамилия другого (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.04.13 № А40-81671/12-91-447).

При таких ошибках компания может не требовать исправленный счет-фактуру у поставщика, но только если готова спорить с налоговиками.

Ошибки, которые не мешают вычетам и их можно не исправлять письмо Минфина России от 18.04.12 № 03-07-09/37). Если в счете-фактуре будут такие ошибки, то требовать у поставщика исправленный вариант не надо.

Опасные, спорные и безобидные ошибки в счетах-фактурах

  • Скачайте формы

Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах: спорный вопрос

Д.И. Крымский , юрист юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н.

При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже "техническому" вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает "масла в огонь". Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?

Правовое значение указания КПП в счете-фактуре

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога .

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога , предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено , что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является "идентифицирующим" налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.

Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.

Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: "в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN ); код причины постановки на учет (PP ); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX ). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX ". С учетом изложенного, КПП не может относиться к "идентификационному номеру", о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее - Постановление № 1137).

Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ , предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика -покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами . Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя-обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения - фактического грузополучателя.

Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу , т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями "внутреннего" учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Противоречивые разъяснения

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.

С одной стороны, Минфин России указывал, что "в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации " (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что "при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения ". Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: "что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению " . Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).

Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки , а не фактическому грузополучателю.

Нужно ли исправлять счета-фактуры?

Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.

Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.

Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов .

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.

При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).

Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.

Варианты действий

Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

Указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;

Указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;

Указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения - фактического получателя товара и головной организации - покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России .


В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).

Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: "факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом , который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах ". В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: "в данной норме [подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ] отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914": в строках счета-фактуры 2б "ИНН продавца" и 6б "ИНН покупателя" необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 - 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации " (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).

В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на "идентификационные номера налогоплательщика и покупателя ", т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.

Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).

Ошибка в платежном поручении в назначении платежа

Рассмотрим 2 ситуации, когда ошибка выявлена плательщиком:

  • До исполнения платежного поручения банком. В этом случае производится отзыв этого распоряжения, взамен которого на исполнение в кредитную организацию направляется новый, исправленный документ с надлежащим назначением платежа.
  • После перечисления денежных средств банком в адрес получателя платежа. Процесс исправления ошибки в платежном поручении в данном случае на законодательном уровне не урегулирован, поэтому необходимо опираться на сложившуюся практику, в т. ч. судебную.

Чтобы банк внес исправления в поле 24 платежного поручения, инициирующей стороне необходимо:

  • проинформировать вторую сторону договора, в рамках которого производился платеж, о необходимости скорректировать назначение платежа и получить согласие на это;
  • представить письмо о внесении корректив в платежное поручение в банк (при наличии указанного в предыдущем пункте согласия);
  • получить указанное письмо с отметкой кредитной организации о принятии;
  • получить сообщение от банка о совершенном исправлении в назначении платежа.

Уточнение платежа подобным образом делается в тех случаях, когда производилась уплата налогов. При этом письмо об изменении назначения платежа направляется в ФНС РФ (п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).

Уточнение платежа и изменение назначения в платежном поручении: как составить письмо

Необходимо отметить некоторые позиции судов по вопросам о возможности исправления подобной ошибки в платежном поручении:

  • Само по себе изменение назначения платежа на основании письма, направленного контрагенту, не противоречит закону (постановление АС Северо-Западного окр. от 13.06.2017 по делу № А56-33705/2015). Стороны могут разрешить вопрос об изменении названного реквизита и посредством взаимной договоренности, не обращаясь после этого в банк.
  • Изменять в одностороннем порядке назначение платежа не правомочен никто из сторон (см. постановление АС Северо-Кавказского окр. от 19.07.2017 по делу № А63-12573/2016).
  • Ссылка на ошибку в платежном поручении не будет принята судом во внимание, если соответствующая сторона не подтвердит свое намерение исправить эту ошибку своевременно направленными в банк или контрагенту письмами (решение АС г. Москвы от 07.12.2012 по делу № А40-70540/12).

Таким образом, суды относят письма об исправлении ошибок в платежных документах к допустимым доказательствам добросовестного поведения сторон, а также рассматривают их как надлежащее основание для исправления ошибки в назначении платежа.

Такое письмо составляется в свободной форме и должно содержать следующую информацию:

  • верную формулировку назначения платежа;
  • дату исправления;
  • подписи лиц, составивших платежное поручение, в которое вносится исправление (п. 7 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • сведения о наличии согласия второй стороны правоотношений на изменение назначения платежа.

Письмо об изменении назначения платежа в платежном поручении может быть составлено по предлагаемому нами шаблону: Письмо об изменении назначения платежа - образец .

Если в платежке неверно указан КПП

При получении от клиента письменного распоряжения на перечисление средств банк обязан провести всестороннюю проверку указанных в нем данных, в т. ч. реквизитов получателя платежа (пп. 2.1, 2.7 положения «О правилах осуществления перевода денежных средств», утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П, далее — положение № 383-П).

При этом порядок процедур приема к исполнению, отзыва и возврата распоряжений клиента устанавливается самим банком (п. 2.2 положения № 383-П). В т. ч. кредитная организация определяет перечень обязательных для проверки реквизитов платежного поручения, в число которых обычно входят:

  • наименование получателя платежа;
  • его ИНН;
  • БИК банка получателя.

Неуказание или неверное указание реквизита КПП в платежном поручении достаточно редко вызывает негативные последствия как для отправителя, так и для получателя платежа.

Если имеется ошибка в КПП получателя платежа, то сами денежные средства будут переведены на его счет, хотя в некоторых ситуациях банк может запросить уточнение у направителя платежного поручения.

Если же средства направляются на счет бюджетного учреждения, то они попадут на нужный расчетный счет, однако могут остаться в казначействе такого учреждения как неопознанные платежи.

Неверно указан ОКТМО в платежном поручении

Ошибка в платежном поручении при неверном указании (или неуказании) нужного ОКТМО сама по себе не повлечет такого налогового правонарушения, как неисполнение обязанности по уплате налога.

Так, согласно подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть признаны налоговым правонарушением (т. е. неисполнением обязанности по уплате налога) ошибки при заполнении платежного поручения на перевод средств в бюджет в качестве уплаты налога, из-за которых:

  • были неверно указаны счет Федерального казначейства и наименование банка получателя;
  • денежные средства не попали на нужный счет в бюджетной системе РФ.

Ошибка в ОКТМО не указана в данном случае как одно из оснований, влекущих названное правонарушение. Следовательно, только на основании этого нельзя признать плательщика нарушителем в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ (разумеется, при условии, что все остальные необходимые реквизиты указаны верно).

Итак, ошибки в назначении платежного поручения, уже исполненного банком, могут быть исправлены посредством договоренности сторон (желательно закрепленной письменно) и письменного уведомления банка о необходимости внести соответствующие коррективы.

Ошибки при указании КПП получателя обычно не влияют на возможность перечисления банком средств получателю. Ошибка в ОКТМО сама по себе не влечет налоговое правонарушение в виде неисполнения обязательств по уплате налога.

В данной статье рассмотрим ошибки в платежном поручении и их последствия. А также возможные варианты их исправления. Проанализируем законодательные акты, регулирующие систему платежных поручений.

Платежные поручения бывают двух видов :

  1. Оформляемые для внесения платежей по налогам и сборам в бюджетные или внебюджетные государственные фонды;
  2. Оформляемые на организацию (ведущую коммерческую или некоммерческую деятельность) или на ИП, то есть платеж предназначается контрагенту.

Основными ошибками в платежных документах являются:

  • переплаты (на которые почти всегда можно оформить возврат),
  • либо недоплаты каких-либо сумм (когда выходом из ситуации будет внесение доплаты или, если это возможно, зачет переплаченных средств).

Обычно повышенное внимание уделяется вычислениям необходимых к уплате сумм, а заполнение платежных поручений считается процессом несложным, оттого его поручают помощникам и секретарям, оставляя бухгалтеру работу потруднее. Однако порой неверное заполнение платежного документа обходится фирме не менее дорого, чем неправильный расчет сумм налогов и сборов.

Ошибки в платежном поручении: последствия ошибок

Заполнять платежные документы нужно крайне внимательно, ведь даже если деньги не пропадут, придется долго заниматься оформлением возврата денежных средств, их зачета в счет будущих платежей, объяснениями ситуации ФНС. Это отрыв от работы своих сотрудников и работников налоговой службы, лишние документы, иногда уплата пеней и штрафов, а то и обращение в суд.

Последствия неверно заполненной информации в платежках могут быть следующие:

  1. Признание суммы налогового сбора перечисленной не вовремя (влечет за собой начисление пеней, наложение штрафа, иногда вторичную уплату всей суммы);
  2. Признание суммы налога невыплаченной (опять же, не удастся избежать пеней, штрафов, а то и других серьезных наказаний);
  3. Поступление налога или сбора в другой бюджет или фонд (зачет выплат между различными бюджетами не представляется возможным, вся сумма уплачивается заново по верным реквизитам).

Проще допустить ошибку в налоговом платежном поручении из-за большого количества полей для заполнения, однако дела с ошибками здесь обстоят проще, нежели с выплатами страховых взносов.

Ошибки в платежном поручении при отправке платежа контрагенту

Ошибки в платежках бывают не только при расчете с ФНС и внебюджетными фондами, они также могут возникнуть при работе с контрагентами. Могут произойти следующие ситуации:

  • ИНН указан неправильно. Банк не сможет требовать уточнения от налогоплательщика, если по остальным пунктам платежный документ заполнен верно;
  • Основание платежа записано неверно. Так как денежные средства найдут правильного получателя, исправить ситуацию не трудно. Нужно только связаться с ним и затем приложить письмо с его ответом к платежному поручению. Несмотря на безобидность ошибки, исправлять ее нужно, чтобы не путать бухгалтеров и налоговые органы;
  • Выделение НДС в платежном поручении компаниям на специальном налоговом режиме. Если предприятию, которое в силу уплаты налогов по специальному налоговому режиму (УСНО, например) не платит НДС, прислать платежку с выделенной суммой данного налога, компания будет вынуждена эту сумму перечислить в бюджет. Когда фирма, уплачивающая НДС по заниженной ставке (0% или 10%) получает платежку с НДС по ставке 18%, она должна будет платить налог по высокой ставке. При возникновении таких ошибок, отправителю требуется направить уточняющее письмо банку, который в свою очередь уведомит банковское учреждение получателя платежа;
  • Неверное обозначение цели отправки денег. Деньги перечислялись на одни цели, а в ведомости указаны другие причины отправки, например, делалась предварительная оплата услуг, а в платежке указан займ. Если не исправить положение, уведомив банковские учреждения, налоговая служба не позволит сделать налоговый вычет по авансовому платежу;
  • Неправильное указание реквизитов контрагента. Иногда компании забывают сообщить своих партнеров о смене платежных реквизитов, и денежные средства остаются в банке до выяснения обстоятельств. Ближайшие 5 дней сотрудник банка будет наводить справки о том, кому предназначался платеж. Здесь два варианта действий. Либо известить банк об ошибке, либо получить возвращенные на 6-ой день деньги и переоформить платежный документ).

Какие бывают ошибки в платежном поручении

В платежном поручении могут быть следующие ошибки:

Ошибка Возможность исправить (других ошибок нет) Что делать?
Неверно указано назначение платежа Есть – Организовать сверку с ИФНС по налогу,

– оформить акт сверки,

– подписать акт самому и отдать его на подпись сотруднику ИФНС.

Завышена сумма платежа Есть Вариант 1:

– Оплатить налог или сбор заново,

– переплаченные средства оставить для зачета будущих платежей.

Вариант 2:

– Сразу учесть при осуществлении других выплат (в тот же бюджет).

Вариант 3:

– Оформить возврат на р/с.

Занижена сумма платежа Нет. Налог признается не выплаченным, и будет начисляться пеня. Доплатить недостающую сумму.
Вписан неактуальный КБК

– неправильные цифры,

– старый КБК.

Нет. Деньги будут отнесены к числу неклассифицированных платежей, и налог останется неуплаченным, что повлечет за собой начисление пеней. Заполнить заявление в ИФНС, попросить зачесть перечисленную сумму, оставить копию неправильно заполненного документа и выписку из банка.
Вписан ошибочный КБК

(КБК актуален, но относится к др. налогу того же фонда)

Нет. Тот налог, который изначально предполагалось уплатить, будет признан невыплаченным (начислят пени), а по налоговому сбору, КБК которого ошибочно использовался, возникнет переплата. Вариант 1: Произвести возврат на р/с.

Вариант 2: Перечислить всю сумму заново, в отношении переплаты ничего не предпринимать, в дальнейшем зачесть ее при уплате аналогичного налога.

Вариант 3: Сразу произвести зачет в счет уплаты других налогов в тот же бюджет.

Указан КБК одновременно и неверного налога, и другого фонда Нет. Налог окажется неуплаченным, и будет начислена пеня. Перечислить всю сумму заново.

(Платеж будет принят бюджетом другого уровня, чей КБК был ошибочно указан, образуется переплата по налогу. Зачет денежных средств в счет уплаты налогов не может производиться между фондами разного уровня.)

В графе 101 неправильно указан статус плательщика Нет. Налог не будет считаться уплаченным, т. к. деньги будут причислены к неклассифицированным платежам. Просить ИФНС путем заполнения заявления о переводе денег зачетом с неверно обозначенного кода на правильный.

Ошибки в платежном поручении, которые невозможно исправить

Ошибки платежного поручения, не возможные к исправлению:

Ошибка Комментарий
Неверно указан счет получателя Худшая ошибка из всех. Деньги не признаются уплаченными в бюджет. Нужно отправлять средства повторно, за каждый день просрочки платежа к сумме налога будет добавляться пеня.
Неверно вписано наименование банка Еще одна необратимая ошибка, приводящая к неуплате налога вовремя и к начислению пеней.
Вписали неверный КБК При внесении страховых платежей нужно платить снова, т. к. возникнет недоплата. А вот при уплате налогов в ФНС подается заявление для уточнения кодов.
Указан несуществующий КБК Денежные средства остается только возвращать, а платеж осуществлять повторно, потому что деньги попросту не найдут получателя.

Ошибки в налоговом платежном поручении, которые можно исправить

Чтобы исправить допущенную ошибку, нужно уточнить данные путем подачи заявления в ФНС (нужно будет предъявить копию платежного поручения).

Ошибка Графа в платежном поручении Верный вариант
Неверный статус плательщика 101 01 – для перечисления средств в счет уплаты налога на обязательное страхование (медицинское, пенсионное), получатель – внебюджетный фонд;

02 – расчет по НДФЛ;

08 – платежи в фонд соц. страхования;

09 – платежи ИП.

Неверный КПП или ИНН получателя 61 или 103 КПП состоит из девяти цифр, ИНН – из десяти цифр
Неверный КБК 104 Верный КБК состоит из двадцати цифр
Неверный ОКАТО 105 Включает в себя одиннадцать цифр. Если ошибка допущена при уплате местных налогов (НДФЛ, ЕНВД), средства могут ошибочно поступить в бюджет не того района. Поэтому в случаях с местными сборами безопаснее будет перечислить всю сумму налога повторно, а затем заняться возвратом неверно отправленных денег.
Неправильное основание платежа 106 ТП – текущий платеж;

ЗД – уплата в счет задолженности по своей воле;

ТР – принудительный платеж (требование сотрудников ФНС).

Неверное указание налогового периода 107 МС.(N).2017 – ежемесячный;

КВ.(N).2017 – ежеквартальный;

ПЛ.(N).2017 – за полгода;

ГД.00.2017 – за 2017г.

Неверно вписан тип платежа 110 НС – налог;

ВЗ – взнос;

АВ – аванс;

ПЕ – пеня.

При допущении каких ошибок в платежном поручении налог считается неуплаченным

Итак, налог или сбор признается невыплаченным, если произошло:

  1. Ошибочное указание счета получателя платежа. Деньги не будут перечислены в бюджет РФ, или они поступят на счет Федерального казначейства, на который пересылать деньги не предполагалось;
  2. Неверное указание наименования банка. Те же последствия, что и при ошибочном указании счета получателя;
  3. Неправильное указание счета Федерального казначейства или наименования банка по вине банка. Последствия аналогичные первым двум пунктам. Несмотря на то, что виновен сотрудник банка, наказан за неуплату налога будет налогоплательщик, а он в свое время имеет право предъявить претензии к банку и потребовать выплаты компенсации.

Законодательные акты по теме

Документы представлены следующими актами:

Письмо Минфина РФ от 01.03.05 № 03-02-07/1-54 О дальнейших действиях при совершении ошибки в назначении платежа
ст. 75 НК РФ О начислении пеней на сумму несвоевременно уплаченного налога
Федеральный закон от 23.12.04 № 174-ФЗ О новых 20-значных КБК и об отказе банков принимать платежные поручения со старыми КБК с 01.01.05
Приказ Минфина России 16.12.04 №116н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации” О причислении денежных средств, отправленных по платежному поручению с абсолютно неверно указанным или старым КБК, к разряду неклассифицированных платежей
п. 2.10 Положения о безналичных расчетах в РФ (утверждено Банком России 03.10.02 № 2-П) Требования к информации об организации-плательщике в поле 101 платежного поручения
Письмо ФНС РФ от 14.07.05 № 10-3-03/3184

(не является нормативным актом, но используется налоговыми органами в подобных случаях)

О причислении денежных средств к неклассифицированным платежам в случае неверного указания статуса плательщика в платежном поручении
пп. 1 п. 2 Приложения № 1 к Приказу Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н Об указании реквизитов плательщика в налоговом платежном поручении
п. 4 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н, Постановление Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413 Об указании КБК в платежном поручении
п. 5 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н Об указании основания платежа в налоговом платежном поручении
п. 6 Приложения № 2 к Приказу Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н Об указании налогового периода в платежном поручении
п. 9 Приложения № 2 к приказу Минфина России от 24 ноября 2004 г. № 106н Об указании типа платежа в платежном поручении
Письмо ПФР от 6 апреля 2011 г. № ТМ-30-25/3445 О реквизитах платежных поручений по платежам в Пенсионный Фонд
Приказ Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н Утверждение 20-значного КБК
Письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324 О сроках принятия решения об уточнении платежа налоговой службой или фондом (10 дней)
п. 4 ст. 45 НК РФ О признании налогового платежа с неверно указанными наименованием банка или счетом Федерального казначейства непоступившим в бюджет
Письмо Минфина РФ от 4 марта 2011 г. № 03-02-07/1-64 Об уточнении страхового платежа в случае неверного указания КБК
п. 1 ст. 1102 ГК РФ О неосновательном обогащении контрагента на сумму ошибочно полученных им средств
ст. 395 ГК РФ О начислении процентов на сумму ошибочно отправленного платежа за каждый день ее удержания
АС Дальневосточного округа от 19.11.2015 № Ф03-4782/2015;

АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № Ф08-8670/2014;

ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.05.2013 № А33-8935/2012;

ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2010 № А42-2893/2010;

ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 08.12.2011 № А40-36137/11-140-159;

ФАС Центрального округа от 31.01.2013 № А64-5684/2012;

ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 № А67-5567/2010.

Судебная практика. Налог, пени, штраф считаются уплаченными, если ошибочно указан КБК.
ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2010 № А27-25035/2009;

ФАС Московского округа от 26.10.2009 № КА-А41/10427-09;

ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 № Ф08-180/2008-68А;

постановления Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13;

АС Северо-Кавказского округа от 22.03.2016 № Ф08-1378/2016;

АС Московского округа от 06.10.2015 № Ф05-13213/2015;

ФАС Уральского округа от 10.10.2012 № Ф09-9057/12;

ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 № А33-17476/2010, от 01.09.2011 № А33-3885/2010;

ФАС Северо-Западного округа от 04.07.2011 № А05-5601/2010;

ФАС Московского округа от 23.01.2013 № А40-12057/12-90-57, от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2;

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.2010 № А29-1642/2010.

Судебная практика. Налог, пени, штраф считаются уплаченными, если ошибочно указаны ИНН, КПП, наименование налогового органа, ОКАТО, основание платежа.
Письма ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@, от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@ О признании налога неуплаченным при ошибочном указании счета получателя или наименования банка
Письмо ФНС РФ от 02.09.2013 № 3Н-2-1/595@ О начислении пеней налогоплательщику за неуплату налога в случае, когда сотрудником банка в платежном поручении неверно были указаны номер счета Управления Федерального казначейства или наименование банка
абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ О праве налогоплательщика предъявить претензии к банку, по вине которого в платежном поручении были неверно указаны счет Федерального казначейства или наименование банка
п. 1 ст. 864 ГК РФ О соответствии содержания платежного поручения требованиям закона и банковских правил
Постановления ФАС Московского округа от 5 мая г. 2010 № КА-А40/3335-10, ФАС Волго-Вятского округа от 27 августа 2010 № А43-42247/2009 О недопущении к налоговому вычету сумм денежных средств, отправленных с неверным указанием основания платежа в платежном документе

Типичные ошибки

Ошибка №1 : Предприятие на УСНО принимает платежные поручения, не проверяя их на наличие данных об НДС.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то