Пользование специализированными жилыми домами. Пользование другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами) Конструктивные решения жилых зданий

Жилые здания различают по нескольким квалификационным признакам - назначению и связанному с ним объемно-планировочному решению, этажности, конструктивному решению и социально-экономическому статусу (рис. 9.1).

Классификация по назначению

Классификация по назначению различает дома массового строительства и специализированные. К домам массового строительства относятся здания квартирного типа - для постоянного проживания семей различного состава, с различным экономическим статусом, одиноких. Это наиболее распространенная типологическая группа жилых зданий, составляющая около 90% объема жилищного строительства.

В число специализированных жилых домов входят:

  • Общежития - для длительного проживания определенных контингентов населения (преимущественно молодежи) в связи с обучением или производственной деятельностью (студенты, рабочие, молодые специалисты);
  • Гостиницы - для кратковременного проживания;
  • Дома для престарелых и инвалидов - специализированные дома для постоянного проживания лиц старше 60 лет и инвалидов, нуждающихся в систематической помощи. Различают два типа таких домов: дома общего типа для лиц, способных себя обслуживать, и дома для лиц, нуждающихся в постоянном медицинском уходе. Объемно-планировочные решения последней подгруппы специализированных жилых домов подчинены принципам компоновки лечебных зданий.
В соответствии с назначением здания изменяются состав и размеры помещений его функциональной и объемно-планировочной ячейки-квартиры, гостиничного номера и т.п. Каждая ячейка содержит основные (жилые) комнаты и подсобные помещения, встроенную мебель и оборудование. Подсобные помещения квартир наиболее велики по площадям и составу (кухня, холл, передняя, ванная, уборная, коридоры, кладовые). Подсобные помещения общежитий и гостиниц значительно меньше. Санитарные узлы здесь, как правило, совмещенные, кухня отсутствует или заменяется (в общежитиях, номерах курортных гостиниц для семейного отдыха) кухней-нишей.

Уменьшение размеров подсобных помещений в жилых ячейках общежитии, гостиниц и домов дня престарелых компенсируется наличием обслуживающих помещений общего пользования: в общежития - помещений для занятий и отдыха, общих кухонь, пищеблоков, помещений культурно-массовых мероприятий (спортивный зал, кружковые комнаты) и бытового обслуживания; в гостиницах - помещений общественного питания, культурно-массового, спортивно-оздоровительного и бытового обслуживания.

Объемно-планировочные решения жилых домов квартирного типа классифицирую в соответствии с количеством квартир и этажностью на две большие группы - многоэтажных (включая среднюю этажность) многоквартирных и малоэтажных - одноквартирных (коттеджи), двухквартирных и блокированных.

Этажность жилых зданий

По признаку этажности различают четыре основных группы жилых зданий: малоэтажные (1-3 этажа), средней этажности (3-5 этажей), повышенной этажности (6-10 этажей), многоэтажные относительно массового строительства в крупнейших городах (10-25 этажей), а также уникальные (более 25 этажей).

В свою очередь, многоэтажные здания разделяют на следующие категории I - высотой до 50 м, II - до 75 м, III - до 100 м. Здания выше 100 м имеют категорию высотных.

Согласно строительному законодательству, этажность жилой застройки принимается в соответствии с крупностью городов:

  • крупных и крупнейших городов принимается смешанная застройка зданиями высотой 9 и более этажей;
  • больших и средних городов - преимущественно 5-9-этажной;
  • малых городов - 3-5-этажной;
  • сельских населенных мест (в государственном жилищном строительстве) - преимущественно 2-этажной.
Применение одноэтажной застройки (как наименее экономичной) допускается в крайне ограниченном объеме в определенных ситуациях: в начальный период освоения новых районов, а также для персонала, обслуживающего трассы железных дорог, нефте- и газопроводов и пр. Основная область применения застройки одноэтажными одно - двух квартирными домами - индивидуальное строительство на средства населения в пригородной и сельской местности. Для повышения эффективности использования территории и инженерных коммуникаций широко применяется блокирование одно- трехэтажных одноквартирных домов по торцовым или продольным стенам в один многоквартирный блокированный дом (таун-хаус) с индивидуальными земельными участками для каждой квартиры.


Нормативное ограничение высоты жилой застройки значительной части городов пятью этажами обусловливается экономическими преимуществами такой этажности (табл. 9.1).


Увеличение стоимости домов с повышением этажности объясняется, в первую очередь, дополнительным инженерным оборудованием (лифты, мусоропроводы, электроплиты в домах в 10 и более этажей), усложнениями объемно-планировочных решений, продиктованными противопожарными требованиями, и отчасти усложнением конструкций зданий. Относительно более дешевыми являются 9-10-этажные дома, что определяет максимальный объем применения их в застройке крупных и средних городов. Дома высотой более 10 этажей существенно дороже, так как требуют оборудования лестнично-лифтовых узлов не одним, а двумя-тремя лифтами с увеличением площади лифтовых холлов и удорожающих противопожарных мероприятий.

Только в крупнейших городах страны осуществляется строительство домов высотой 12, 14, 16, 19, 22, 25 этажей, несмотря на их большую стоимость. Выбор такой этажности массовой застройки крупнейших городов продиктован необходимостью уменьшить их территориальный рост.

Конструктивные решения жилых зданий

Конструктивные решения жилых зданий классифицируют по обобщающему признаку строительной системы. Согласно этому признаку различают полносборные (панельные, каркасно-панельные, крупноблочные), монолитные и сборно-монолитные здания с несущими вертикальными конструкциями из бетона и железобетона и ненесущими наружными, слоистыми стенами кирпичными, панельными или комбинированными (из монолитного бетона и панелей); здания с несущими конструкциями из кирпича или камня, здания с металлическими несущими конструкциями (стальной каркас). Для малоэтажного строительства применимы также строительные системы с несущими конструкциями из древесины и здания с комбинированными строительными системами.

Классификация по социально-экономическому статусу

Наряду с ранее рассмотренными объемно-планировочными и конструктивными классификационными признаками жилища в настоящее время формируются классификационные характеристики, связанные с его стоимостью.

Радикальный переход в жилищной политике РФ от распределительной к рыночной практике в условиях многоукладной экономики, к зависимости стоимости от форм собственности на недвижимость способствовали формированию социального, муниципального, федерального и коммерческого жилища нескольких категорий в многоквартирных домах городского строительства.

Социальное жилище предназначено для наименее обеспеченных слоев населения, представляется муниципалитетом населению бесплатно и составляет в общем объеме городского жилищного строительства 10 - 15%. Социальные дома проектируют многоквартирными, а квартиры в них - 11 категорий комфорта. Муниципальные многоквартирные дома проектируют с этажностью, обусловленной генеральным планом города, для продажи квартир населению, в том числе с различными формами льготного кредитования, ипотеки или социальными субсидиями.

Коммерческие дома проектируют без ограничений в размерах и комнатности квартир. В зависимости от стоимости квартир их в настоящее время делят условно на три (четыре) класса. Самые дорогие - «элитные» (дома «High End» и «De Luxe» - категории А), второй класс - дома люкс категории Б, третий и четвертый - дома бизнес- и эконом- класса. Разница в стоимости общей площади квартир в домах первой и четвертой категории - трех - четырех кратная. Это отражается на объемно - планировочном решении коммерческих домов, их конструкциях и размещении в городе. Кроме того их все строят не по типовым, а преимущественно по индивидуальным проектам.


Дома класса А составляют наименьшую часть в объеме коммерческого строительства. Их проектируют относительно небольшими (20-40 квартир в доме), с наиболее комфортными планировками квартир, встроенными в нижние уровни гаражами, закрытой системой обслуживания, специализированной охраной. В техническом решении применимы наиболее долговечные конструкции и наиболее дорогие отделочные материалы, монолитная (или каркасная строительная система) с ненесущими наружными слоистыми кирпичными стенами.

В домах класса Б может быть предусмотрено до 80 квартир и бескаркасная (стеновая) монолитная строительная система.

Дома бизнес- и эконом- класса проектируют многоквартирными (до 500 квартир). Сохраняются требования к развитой закрытой системе обслуживания, охране, встроенно-пристроенным гаражам.

Кроме различий в количестве и стоимости квартир основная разница между домами коммерческих классов связана с условиями их размещения: классы А и Б, в силу их малочисленности и сравнительно небольшых объемов размещаются в городском центре на небольших участках, освобождающихся после сноса ветхих домов или устаревших предприятий. Под строительство домов бизнес- и эконом- классов отводят окраинные, но престижные участки с хорошей экологической обстановкой, удобными транспортными связями и развитой инфраструктурой.

Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.

В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к само- обслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно-двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется, в соответствии с Положением, медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами.

В Положении четко определены основные правила, требования и условия строительства и предоставления жилья в специальных жилых домах для одиноких пожилых людей, проживания, оплаты и т.д.

Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства, гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения органов социальной защиты населения.



Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса социальных проблем престарелых граждан.

Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и развитие.

В башкирском городе Стерлитамаке, например, при активном содействии мэра сумели построить девятиэтажный дом для одиноких ветеранов и инвалидов, которым трудно себя обслуживать. В этом доме есть целый блок бытовых услуг, столовая, предусмотрены помещения для мастерских.

В Костроме был построен специальный многоэтажный дом "Ветеран" на 125 квартир для одиноких пожилых людей. Проектом предусмотрены: блок обслуживания, медицинский кабинет, внутренняя телефонная связь и мастерские, в которых они смогут при желании поработать. А рядом с этим домом - магазины, междугородний узел связи, стоматологическая поликлиника, филармония, стадион, парк, гостиница с рестораном, церковь. Все это, несомненно, позволит решить многие проблемы, удовлетворить потребности одиноких пожилых людей, продлить их активную жизнедеятельность.

Весьма примечательно, что вопрос о специализированном жилье для престарелых и инвалидов, вернее учет потребности в нем и методика его формирования, был предметом обсуждения коллегии Министерства социального обеспечения РСФСР еще в начале 1991 года. Было отмечено, что на протяжении многих лет пожилые люди и инвалиды классифицировались только в зависимости от их способности передвигаться, а состояние их социальной активности не принималось во внимание.

И обычно, дело сводилось лишь к возведению домов-интернатов, тогда как были необходимы еще и жилищно-производственные комплексы, реабилитационные центры, жилые дома с квартирами, оборудованными для инвалидов, специализированные типы жилья, территориальные центры, производственные блоки и т.д. Обследования, которые были проведены в десяти областных центрах РСФСР показали, сколько престарелых и инвалидов 1-П групп нуждаются в специальных жилых домах с комплексами социально-бытовых служб, в платных пансионатах, территориальных центрах с дневным и пятидневным пребыванием.



Была рассмотрена и новая методика, разработанная институтом "Ивановгражданпроект" по учету потребности в различных типах специализированных жилищ, схема размещения объектов соцобеспечения в Москве до 2010 года и предложения по реконструкции и модернизации существующих домов-интернатов, по строительству специализированных жилых домов и медико-социальных учреждений в Москве и др. Было обращено внимание на то, что эти методики требуют доработки и уточнений, более широкого использования зарубежного и отечественного опыта, координации всего процесса обеспечения специализированным жильем престарелых и инвалидов. Реализация новых методик и их осуществление поможет пожилым людям сохранить по возможности активную жизнедеятельность и желание трудиться, поправить свое здоровье, получить эффективную медико-социальную помощь.

Жизнь вносит свои изменения в содержание, формы и методы социальной работы с пожилыми людьми и на селе. Наглядным примером этому является Дом ветеранов акционерного общества "Белоколодезское" Белгородской области. Этот дом существует немногим более пяти лет. Он построен по проекту бывшего руководителя колхоза "Белоколодезский" Н.В.Таволжанского, позаботившегося не только о строительстве этого дома, но и о том, чтобы он был не казенным, а обстановка и быт, по возможности, не отличались от домашних. Даже вход в здание был им спроектирован особенный - в виде часовенки, где пожилые люди могли бы помолиться, а внутренние помещения - как отдельные коттеджи: в каждом из них большая комната на двоих, ванная с туалетом, большой коридор, окна, выходящие в сад. Рядом - административное здание и столовая. Четырехразовое питание, если необходимо - с доставкой в комнату. Есть подсобное хозяйство. Администрация и сотрудники знают каждого проживающего, родственники по желанию могут поселиться вместе в одной комнате, да и с друзьями и знакомыми связь не прекращается. Жильцы Дома ветеранов - бывшие колхозники, люди тяжелого крестьянского труда, и они особенно ценят заботу обслуживающего персонала, внимание к себе. Условия жизни в последние годы и здесь тоже изменились, появились трудности с питанием, лекарствами, не хватает денежных средств, да и зарплата у социальных работников очень низкая, но коллектив вместе пытается справиться с этими проблемами; найти выход из создавшегося положения. И такие дома, как Дом ветеранов акционерного общества "Белоколодезское" Белгородской области, в котором проживает немногим более тридцати человек, по существу, может служить образцом заботы о престарелых селянах, создания необходимых условий для нормальной жизнедеятельности.

Одной из серьезных проблем домов-интернатов общего типа, пансионатов и домов ветеранов войны и труда остается корригирование межличностных отношений в связи с тем, что среди престарелых значительную часть составляют люди с кратковременными или стойкими психическими нарушениями и слабоумием. Они осложняют жизнь проживающих в учреждении, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций, нарушают спокойствие в коллективе. Практика показывает, что необходим психиатр в штате дома-интерната, с помощью которого можно разрешать многие конфликтные ситуации и проблемы. Об этом свидетельствует опыт Кирово-Чепецкого пансионата войны и труда Кировской области. Здесь созданы все необходимые условия для проживающих: типовые здания, комнаты на 2-4-х человек, хорошая мебель, цветные телевизоры, ковры, картины, цветы, открыт свой музей памяти, есть молельная комната, библиотека, кинозал, ежемесячно отмечаются дни рождения за праздничным столом и т.д. Есть даже хорошо оборудованный фито-бар, где ежедневно готовятся целебные настои из лекарственных трав, в немалой степени компенсирующие недостаток лекарств, В штате пансионата есть и врач-психотерапевт. Здесь проживает более 800 человек, в том числе 45% нуждаются в постороннем уходе, средний возраст жителей - 74 года. Несмотря на все созданные условия, люди все же морально деградируют, теряют такие качества как терпение, честность, достоинство и др. Это вызвано несомненно прежде всего старостью, но и, как считает врач-психиатр Г. Потехина, тем, что пансионат не может обеспечить трудовую занятость проживающих, обеспечение их работой. Из-за отсутствия материалов и заказов здесь закрыт швейный цех, мастерская по изготовлению кисточек, нет своего подсобного хозяйства, только теплица для ранних овощей. В результате - налицо негативные различные явления (пьянство, воровство и др.), возникновение конфликтных ситуаций в коллективе.

Специалисты считают, что выходом из создавшегося положения и решения многих проблем в подобных учреждениях, где немало пожилых людей с психическими нарушениями является:

во-первых, открытие психиатрического отделения в доме-интернате общего типа;

во-вторых, увеличение количества мест в психоневрологических интернатах.

Влияние социальных и психологических факторов на процесс старения личности заключается, прежде всего, в нарушении привычных связей и отношений, приводящих к неблагоприятному воздействию на личность, что вызывает необходимость расширения объема и повышения качества медико-психологической помощи, вовлечения пожилых в посильную активную жизнедеятельность.

Адресная социальная защита

Переход к рынку и связанные с ним негативные процессы, (рост стоимости жизни, инфляция и др.) - все это способствует росту малообеспеченное и нищеты пожилых людей, как и подавляющей, части всего населения Российской Федерации. В этой кризисной ситуации особое значение приобретает система адресной социальной защиты.

Опыт Воронежской области по оказанию адресной помощи населению, в том числе пенсионерам и инвалидам, нашел широкое распространение во всех регионах Российской Федерации. Территории стремятся создать свои системы адресной социальной защиты, вводить пособия по бедности за счет своих средств. Помощь оказывается наиболее нуждающимся, в основном, семьям с детьми и нетрудоспособным гражданам (одинокие пенсионеры, инвалиды, престарелые старше 80 лет и др.).

Так, в Удмуртской республике адресная социальная помощь оказывается уже более пяти лет, в соответствии с программой "Забота", которая утверждается ежегодно. Одиноким жителям деревень здесь помогают отделения социальной помощи. В Нижегородской области одинокие пенсионеры и супружеские пары получают пособие по бедности в отделе социальной защиты, а проживающие в семье - по месту работы члена семьи. В Воронежской области помощь оказывается пожилым людям не только деньгами, но и продуктами, горячими обедами, талонами на бытовое обслуживание и др. Характерно, что здесь обращает на себя внимание сравнительно небольшое число пенсионеров, имеющих доходы ниже минимальных.

Социальная помощь и поддержка в каждом регионе России осуществляется с учетом своей специфики. К примеру, в Алтайском крае администрация края, городов и районов приняли ряд документов по социальной защите малообеспеченных слоев населения. Здесь создаются специальные фонды лекарств в аптеках для пожилых людей, инвалидов и других нуждающихся, установлены льготы в оплате коммунальных и транспортных услуг, в обеспечении топливом. В магазине "Милосердие" одинокие пенсионеры могут купить промышленные товары по низким ценам. Нетрудоспособным гражданам оказывается материальная помощь.

Все большее значение в оказании социальной поддержки престарелым и инвалидам приобретает объединение усилий государственных и общественных органов. Так, в 1993 году заместителем министра социальной защиты населения и заместителем председателя ЦК Российского общества Красного Креста были подписаны Указания с рекомендациями о совместных действиях органов социальной защиты населения и Службы милосердия Красного Креста в интересах одиноких, больных и малоимущих граждан.

Основными направлениями работы этих двух ведомств являются следующие: составление и реализация социальных программ и планов, проведение совместных мероприятий и коллегий, совещаний и семинаров с руководящими и практическими работниками, организация бригадной формы медико-социального обслуживания престарелых и инвалидов, создание комнат медико-социальной помощи, подготовка кадров и т.д.

Следует отметить, что совместная деятельность уже дает свои положительные результаты. Программа "Милосердие", в реализации которой участвуют и государственные структуры и службы областного общества Красного Креста проводится, например, в жизнь в Калужской области. В ней предусмотрены медико-социальная помощь, меры профилактического характера, подготовка социальных работников. Аналогичные программы имеются в Московской и Астраханской областях.

Практика подтверждает целесообразность и эффективность совместных действий. Все более широкое распространение и признание получает бригадная форма помощи тяжелобольным. Такое комплексное обслуживание позволяет увеличить число обслуживаемых больных, расширить виды и объемы оказываемых им услуг. Об этом свидетельствуют конкретные факты. Например, в Курске социальные работники оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.

В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства, получивших распространение в Москве, Екатеринбурге, в Ростовской области и других городах и регионах России, медицинские сестры Красного Креста ведут обучение населения уходу за больными, осуществляют несложные лечебные процедуры, читают лекции, приглашают для консультаций врачей, юристов, работников социальной защиты и других специалистов. Представляет интерес организация работы таких комнат в г. Рязани. Здесь, кроме оказания медико-социальной помощи, выдаются напрокат предметы ухода за больными (инвалидные коляски, костыли, трости и др.), установлены почтовые ящики, куда пенсионеры и инвалиды могут опустить свои заявки на бытовые и медицинские услуги. Эти комнаты являются своеобразными координирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.

В ряде районов Мордовской республики, Приморском крае, Ленинградской, Калининградской, Свердловской областях для оказания специализированной помощи одиноким, старым и больным людям выделяются койки гериатрического профиля в местных больницах, а уход осуществляют сестры милосердия.

Из-за отсутствия младшего обслуживающего персонала в домах-интернатах Тверской, Новгородской, Воронежской и других областях для ухода за лежачими больными привлекаются сестры милосердия Общества Красного Креста.

Понятие «специализированные дома» впервые употреблено в Законе об основах федеральной жилищной политики (ст. 1). Многие из этих объектов ранее, до принятия названного Закона, не включались в состав жилищного фонда (например, дома-интернаты для инвалидов). Правовой режим специализированных домов существенно отличается от правового режима других домов социального использования, поэтому вопросы их предоставления и использования решаются главным образом специальным законодательством, которое слабо связано с жилищным законодательством.

Специализированные дома предназначены для проживания отдельных категорий граждан в порядке и на условиях, установленных Жилищным кодексом, другим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К специализированным жилым домам (жилым помещениям), кроме общежитии, относятся: гостиницы-приюты; дома маневренного фонда; дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых; специализированный фонд для беженцев и вынужденных переселенцев; иные специальные жилые дома (жилые помещения).
Жилые дома (жилые помещения) маневренного фонда. Маневренный фонд - часть жилищного фонда (как правило, отдельные многоквартирные дома), предназначенная для временного проживания граждан. Маневренный фонд создается решением главы местной администрации. Маневренный жилищный фонд образуется за счет включения в его состав жилых домов, предназначенных для временного проживания граждан, которые переселяются в связи с капитальным ремонтом (на время его производства) дома и (или) жилого помещения, являющегося местом их жительства. Маневренный фонд может включать как жилые дома целиком, так и отдельные жилые помещения в обычных домах.
Жилые помещения маневренного фонда должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим, градостроительным и техническим требованиям. Включение жилых домов в маневренный фонд и исключение их. из этого фонда производятся решением главы местной администрации. Коммерческие и некоммерческие организации в исключительных случаях вправе по согласованию с местной администрацией создавать маневренный фонд. Жилая площадь в маневренном фонде не подлежит обмену, разделу, бронированию, приватизации, купле-продаже.
Жилые помещения в маневренном фонде предоставляются гражданам в пользование:
- в связи с капитальным ремонтом занимаемых ими жилых помещений по договору найма или договору аренды, если ремонт нельзя произвести без отселения жителей на время ремонта;
-в связи со сносом жилого помещения, в котором проживают граждане, до предоставления (приобретения) в установленном законом порядке другого жилого помещения;
- в связи с отселением из ветхого (аварийного) жилого помещения до окончания ремонта или предоставления (приобретения) в установленном законом порядке другого жилого помещения;
- в связи с отселением из района реконструкции до получения (приобретения) в установленном законом порядке жилого помещения;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Жилые помещения маневренного фонда предоставляются решением местной администрации, а жилые помещения маневренного фонда коммерческих и некоммерческих организаций - решением собственника либо уполномоченного им органа, которое согласовывается с органом местной администрации.

Граждане, проживающие в домах маневренного фонда, оплачивают занимаемые жилые помещения и коммунальные услуги, если такая плата не вносится за ремонтируемые помещения.
Порядок предоставления жилых помещений маневренного фонда и пользования ими устанавливается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пользование жилым помещением прекращается после окончания капитального ремонта жилого дома, в котором находится жилище, являющееся объектом договора социального или коммерческого найма.
Жилые помещения в специализированных домах для граждан, наименее социально защищенных (дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, одиноких престарелых и т. п.) создаются и предоставляются федеральными, региональными либо муниципальными органами социальной защиты.
Такие специализированные дома предназначаются для проживания нуждающихся в этом граждан.
К числу специализированных относятся также жилые помещения в домах системы органов социальной защиты и домах иного социального назначения. Жилые помещения в специализированных домах в системе органов социальной защиты и домах иного специального назначения предоставляются органом, по решению которого они созданы, либо на основании договоров с нуждающимися в этом гражданами.
Такие специализированные жилые помещения (жилые дома) создаются, например, для одиноких пенсионеров. Так, в Москве при Комитете социальной защиты населения города было создано Государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия» («Моссоцгарантия»), в ведении которого находятся, в. частности, специализированные жилые дома («социальные дома») для одиноких пенсионеров. В них живут одинокие граждане, сдавшие свои квартиры по договорам городу. В социальных жилых домах гражданам предоставляются не только отдельные жилые помещения, но и соответствующие социальные услуги (столовая, медицинские услуги, прачечная, парикмахерская и т. п.) .
Прекращение пользования жилыми помещениями, находящимися в специализированных домах, происходит после отпадения причин и обязательств, по которым были предоставлены эти помещения (переезд на постоянное место жительства к родственникам и др.), и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Специально оборудованные жилые помещения, занимаемые инвалидами в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов по договору найма или аренды, при освобождении заселяются в первую очередь другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.(п. 12 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901) . Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях специального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, принимаются на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой в стационарных учреждениях социального обслуживания площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами. При этом им могут быть возвращены ранее занимаемые помещения. Порядок постановки на учет указанных лиц и обеспечения их жилыми помещениями определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 10 Правил).
Гостиницы-приюты - жилые помещения для ночного проживания лиц без определенного места жительства, оказания им необходимой бытовой, доврачебной и социальной помощи. Порядок оформления проживания и условия проживания в гостинице-приюте, обязанности сторон определяются Положением о гостиницах-приютах. В гостиницу-приют принимаются лица без определенного места жительства, обращающиеся самостоятельно или прибывающие по направлению органов внутренних дел и социальной защиты населения. Предоставление места для ночлега лицам без определенного места жительства осуществляется администрацией гостиницы-приюта.
При наличии свободных мест ночлег может предоставляться за плату и другим категориям лиц.
В отдельных субъектах РФ к числу специализированных жилых помещений отнесены также гостиницы обычного типа, то есть помещения, предназначенные для временного, краткосрочного проживания граждан.
Использование гостиниц для постоянного проживания не допускается.
Порядок проживания, бронирования, оформления и платы за проживание в гостинице, права и обязанности сторон определяются правилами предоставления гостиничных услуг.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения создаются и предоставляются федеральными, региональными либо муниципальными органами социальной защиты. Такие специализированные дома предназначаются для проживания нуждающихся в этом граждан.

Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг (ст. 96 ЖК РФ). Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 107 ЖК РФ).

Основные правила о социальном обслуживании населения установлены ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 4 указанного Федерального закона закрепила три системы социальных служб: а) государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации; б) муниципальная система социальных служб - муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления; в) частная система - предприятия и учреждения иных форм собственности и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Действуют, например, такие виды учреждений социального обслуживания, как комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания; социальные приюты для детей и подростков; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками) и иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Подобного рода учреждения действуют в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и правилами, установленными главным образом в ведомственных нормативных правовых актах.

Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, предназначены для временного проживания граждан, признанных в установленном федеральным законом порядке соответственно вынужденными переселенцами и беженцами (ст. 97 ЖК РФ). Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами (ст. 108 ЖК РФ).

В Российской Федерации вынужденным переселенцем считается гражданин России, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Беженцем признается лицо, не являющееся гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться ее защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основные правовые отношения, в которых участвуют вынужденные переселенцы и беженцы, регулируются соответственно Законом РФ от 19.02.1993 г. «О вынужденных переселенцах» в редакции ФЗ от 20.12.1995 г. и ФЗ от 19.02.1993 г. «О беженцах» в редакции ФЗ от 28.06.1997 г., а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите (ч. 1 ст. 98 ЖК РФ).

К числу специализированных относятся также жилые помещения в домах системы органов социальной защиты и домах иного социального назначения. Жилые помещения в специализированных домах в системе органов социальной защиты и домах иного социального назначения предоставляются органом, по решению которого они созданы. Специализированные дома в системе органов социальной защиты и дома иного социального назначения, создаваемые органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления, предназначаются для проживания нуждающихся в этом граждан. Прекращение пользования жилыми помещениями, находящимися в специализированных домах, происходит после отпадения причин и обязательств, по которым были предоставлены эти помещения (переезд на постоянное место жительства к родственникам и др.), и по иным основаниям, предусмотренным российским законодательством и законодательством субъектов РФ.

Специально оборудованные жилые помещения, занимаемые инвалидами в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов по договору найма или аренды, при освобождении заселяются в первую очередь другими инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях специального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, принимаются на учёт для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой в стационарных учреждениях социального обслуживания площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами. При этом им могут быть возвращены ранее занимаемые помещения. Порядок постановки на учёт указанных лиц и обеспечение их жилыми помещениями определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным жилищным законодательством. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1 ст. 99 ЖК РФ).

Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем населённом пункте.

Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательство, законодательством субъектов РФ.

Предыдущая

К таким домам относят гостиницы, пансионаты, общежития, дома для престаре­лых жителей. Особенности этих зданий, предназначенных для временного проживания, заключаются в том, что в них кроме жилых комнат предусматривают помещения, необ­ходимые для обслуживания всех проживающих в здании - вестибюли с гардеробами, столовые и рестораны с комплексом обслуживающих помещений, камеры хранения и т.д.

Такие типы домов решают, как правило, по коридорной (галерейной) планиро­вочной схеме. Помещения коллективного обслуживания могут составлять единый объ­ем с жилыми помещениями, располагаясь на первом-втором этажах или примыкать к жилому корпусу, размещаться в отдельно стоящем объеме, связанном с жилым корпу­сом переходами (рис. 1.17).

План типового этажа жилого корпуса гостиницы имеет коридорную структуру. Жилые ячейки (номера) проектируют на один, два или три человека (рис. 1.18). В состав номера помимо жилой комнаты входят санитарные узлы с тамбуром-передней шириной не менее 1,05 м.

LJ

шит

I П1111

} коридоры и вестибюли -лифты. Г ’j- пристроенный зал

■ санузлы | [-| | - лестницы

Рис. 1.17. Схемы планировки зданий (гостиниц, общежитий) коридорного типа с пристроенными конференц-залами

Расположение номеров в конструктивных схемах с несущими стенами и каркасом

Схемы жилых ячеек

Одноместные с санузлом

Двухместные с санузлом

Трехместные с санузлом

S осях, см

Размеры помещений

Площадь, м!

Трехместные с умывальником

с) Сплошной поддон

л;\у\л

Поддон

Варианты расположения оборудования в санузлах

в) Поддон (г Ванная д)

Поддон 110x70 ЕЕЕ

Минимальный размер жилой площади номеров составляет: одноместных - 9,0 м 2 , двухместных - 12,0 м 2 и трехместных 15,0 м 2 . Лучшие планировочные решения номера могут быть получены при его ширине в 3,3- 3,6 м (в осях). Такая ширина позволяет ком­фортно (двусторонне) разместить мебель в жилой комнате, а также комплексно обору­довать санитарные узлы и передние. Санитарно-техническое оборудование номеров гостиниц принимают в зависимости от класса комфортности.

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения для дежурного персо­нала (комната дежурной), кладовые для чистого и грязного белья, помещения для убо­рочного инвентаря, комната для чистки и глажения одежды..

В вестибюлях следует предусматривать зоны приема и ожидания, места для ус­тановки киосков по продажи газет, сувениров.

При использовании жителями населенного пункта предприятий общественного питания в гостинице, следует проектировать дополнительные входы и вестибюли с гар­деробами, санитарными узлами.

При проектировании общежитий применяют коридорную структуру с жилыми ячейками, рассчитанными на три - шесть человек. Жилая площадь ячейки диктуется нормативом в 6,0 м 2 на человека, с проживанием в комнате не более трех человек. Жи­лые комнаты с площадями в 12,0 и 18,0 м 2 блокируют по две с входным и санитарным узлами. В общежитиях для молодых семей, в планировочный блок может быть включе­но помещение кухни (рис. 1.19). Кухни или кухни-ниши проектируют на одну жилую ячейку площадью не менее 5,0 м 2 .

Планы жилых ячеек общежития для семейной молодёжи

П* ri И»Mi

Планы жилых ячеек на 3,4 и 5 человек

В общежитиях предусматривают помещения общественного назначения: для учебных и спортивных занятий, отдыха и культурно - массового назначения, в том чис­ле предприятия питания, медицинского и бытового назначения, а также административ­ного и хозяйственного назначения. В общежитиях, предназначенных для молодых семей, предусматривают помещения для кратковременного пребывания детей и колясочные.

Жилые корпуса гостиний и общежитий проектируют с двумя вертикальными эва­куационными узлами. Помещения, предназначенные для проведения культурно-быто­вого обслуживания, могут быть вынесены в отдельные блоки или располагаться в ни­жних этажах зданий. В общежитиях для студентов архитектурных и художественных институтов следует предусматривать помещения мастерских.

Площади помещений общественного назначения должны быть не менее указан­ных в таблице 1.4

Таблица 1.4

Площади помещений общественного назначения (на 1-го чел., м 2)

Тип общежития

Число проживающих

для студентов высших учебных заведений и аспирантов

Специализированные жилые дома для престарелых и семей с инвалидами, спо­собными самостоятельно передвигаться, строят не выше 9 этажей, а для семей с инва- лидами-колясочниками - не выше 5 этажей.

Квартиры в таких домах проектируют по II категории комфорта с ограничением нижнего предела площади (смотри таблицу 1.5).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то