Как проверить справку об отсутствии налоговой задолженности. Справка об отсутствии задолженности

Для решения финансовых вопросов иногда одной из сторон необходимо подтвердить тот факт, что она имеет возможность свободно распоряжаться своими денежными средствами. Для этого ей нужна справка об отсутствии задолженности. Наличие такого документа может потребоваться как юридическим, так и физическим лицам.

Для чего нужна справка гражданам

Как известно при оформлении различного рода сделок стороны вынуждены собирать огромное количество документов, подтверждающих их полномочия и финансовое состояние.

Эти бумаги выступают гарантом и дают уверенность противной стороне в законности проводимой операции.

В противном случае договоренность со временем может быть признана недействительной и аннулирована. Справка об отсутствии задолженности – один из наиболее важных документов такого рода. Физическим лицам она может потребоваться при решении вопросов, касающихся:

  • недвижимости;
  • налогового права;
  • приватизации;
  • гражданства;
  • права собственности.

К примеру, гражданин собирается оформить ипотеку на квартиру. В этом случае обязательно потребуется подтверждение того, что по налогу на имущество у него задолженности нет. Или, например, оформляется сделка по купле (продаже) квартиры. Ни один нотариус не примет документы к рассмотрению, если продавец не представит справку, подтверждающую тот факт, что он не имеет задолженности по оплате коммунальных услуг. В противном случае долг автоматически перейдет к покупателю, а это недопустимо.

Отсутствие долгов у юридических лиц

Предприятиям и компаниям также необходима справка об отсутствии задолженности. Она является одним из способов подтверждения положительной платежной характеристики данного субъекта хозяйствования. Такой документ может понадобиться как подтверждение отсутствия долгов:

  • по налогам в бюджет;
  • в пенсионный фонд;
  • по страховым взносам в различные внебюджетные фонды;
  • по таможенным платежам, пеням, процентам и другим экономическим санкциям;
  • по заработной плате и так далее.

Такой документ может потребоваться кому угодно:

  1. Инвесторам в момент принятия решения о будущем партнерстве. Таким образом они пытаются максимально уменьшить риск относительно своих финансовых вложений.
  2. Другой компании в момент заключения сделки.
  3. Банкам перед принятием решения о выдаче, закрытии или досрочном погашении кредита.
  4. Самому предприятию в ходе его хозяйственной деятельности, а также при участии в тендерах или просто для подтверждения правильности проведения собственных расчетов.

Юридическим лицам часто приходится обращаться в различные структуры, где необходимо так или иначе подтверждать обоснованность своих намерений, а для этого непременно должна быть справка об отсутствии задолженности.

Формы предоставляемых справок

Форма справки об отсутствии задолженности зависит от того, каким органом она выдается.

Некоторые структуры просто ограничиваются документом, содержащим в себе информацию, которая подтверждает исполнение конкретным лицом своих обязанностей по перечислению тех или иных платежей.

Из нее нельзя сделать вывод о возможной недоимке или использовать в качестве подтверждения ее отсутствия. Однако ряд структур представляют такие документы по заранее установленной форме, рекомендуемой к использованию.

Она утверждается отдельным постановлением или приказом соответствующего управляющего органа и обязательна для исполнения. Такие унифицированные документы разработаны ФНС, ЕИРЦ, ПФС, ФСС и другими службами. Рассматривая каждый из них отдельно, можно заметить общую закономерность в преподнесении информации. Справка обычно содержит:

  1. Номер, дату и наименование документа, которым она утверждена.
  2. Наименование самого документа (справки).
  3. Информацию о службе (организации), выдавшей документ. Ее может заменить угловой штамп.
  4. Данные о лице, которому предоставляется справка.
  5. Информацию об отсутствии (наличии) задолженности по состоянию на конкретно заданное число или за определенный период.
  6. Указывается адресат, то есть тот, кому предоставляется справка.
  7. Подпись работника, ответственного за составление документа.
  8. Печать организации, выдавшей документ и дата выдачи.

Отсутствие долгов по налогам

Для подтверждения своевременной оплаты взносов в ФНС выдается справка об отсутствии налоговой задолженности. Чаще всего ее заказывают юридические лица при необходимости:

  • проведения реорганизации фирмы или полной ее ликвидации;
  • перехода субъекта в другую налоговую компанию;
  • по инициативе самой организации для подтверждения данных об оплате, участия во всевозможных тендерах или конкурсах, а также для составления бизнес-планов;
  • обращения в банк с просьбой об оказании услуги;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством.

Справка выдается по специальному запросу, который налогоплательщик передает в соответствующую службу лично или отправляет по почте. Документ составляется по состоянию на конкретную дату в соответствии с желанием заказчика. Если в запросе нет конкретной даты, то он составляется на момент его регистрации в налоговой инспекции.

Справки об отсутствии задолженности по налогам могут получать как физические, так и юридические лица. Для крупных компаний с конца 2012 года введен новый порядок формирования и предоставления подобных справок. В соответствии с ним выдается единый документ, в котором указано наличие (отсутствие) задолженности перед налоговой службой головного предприятия и всех его структурных подразделений (филиалов). А для конкретизации предоставленной информации в нем содержится код именно той инспекции, где имеется такая задолженность.

Как должна выглядеть справка об отсутствии долгов

Образец справки об отсутствии задолженности утверждает руководящий орган соответствующей службы. Обычно такой документ выдается на бумажном носителе с оригинальной подписью и печатью. Но некоторые службы, идя в ногу со временем, делают возможность получения справки более доступной.

Так, например, в соответствии с последними изменениями 2013 года в налоговом законодательстве такой документ может предоставляться и в электронном виде. В нем не содержится конкретных сумм, а лишь указывается, выполнил на данный момент налогоплательщик свою прямую обязанность по уплате взносов или нет.

Как правило, справка составляется на обычном листе формата А4. Сначала в правом верхнем углу указывается «код по КНХ». Затем ниже по центру пишется наименование и номер документа. Далее идет информация о налогоплательщике. После этого указывается дата, по состоянию на которую предоставляется информация и отметка о наличии (отсутствии) задолженности. Потом следует наименование и код налогового органа и в самом конце подпись ответственного работника.

Правила получения документов

Получить справку об отсутствии задолженности не сложно. Это может сделать как юридическое лицо, так и обычный гражданин. Предварительно необходимо составить запрос и отправить его в соответствующий орган по месту расположения (для предприятий) или по месту жительства (для физических лиц). Унифицированной формы запроса не существует. Есть лишь общий порядок изложения информации, принимаемый за образец. Пишется такой запрос в виде обычного заявления:

  1. Сначала справа вверху указываются реквизиты тех, кому и от кого он направлен.
  2. Слева ставится дата и исходящий номер (для организации).
  3. Чуть ниже по центру пишется слово «запрос» и указывается его цель.
  4. Далее идет фраза с просьбой о предоставлении данных на конкретное число. Если оно не указано, то информация предоставляется на момент регистрации запроса.
  5. Затем идет подпись руководителя компании, заверенная круглой печатью предприятия.
  6. В самом низу слева указываются данные об исполнителе.

Ответ на такой запрос обычно дается в течение 10 рабочих дней. В других органах установлены свои сроки предоставления данных.

получен
гонорар 44%

Общаться в чате

Горюнов Евгений

Юрист, г. Ивантеевка

Бесплатная оценка вашей ситуации

    6149 ответов

    3120 отзывов

Надо ли получать справку с ИФНС (это довольно проблематично, так как срок изготовления справки превышает срок подачи на конкурс() или же можно как ли обосновать без справки с ИФНС?
Дмитрий

Увы, но в данном случае только справками. Так как это является условием конкурса.

Суды уже неоднократно указывали, что такие требования абсолютно законны

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2015 г. по делу N А32-39699/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда (судья Седунова И.Г.), от заявителя - индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ИНН 366217910732, ОГРНИП 304366220400126) - Берга О.В. (доверенность от 07.08.2012), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057) - Межлумяна Л.Г. (доверенность от 14.10.2014), от третьих лиц: Вахтанова Дмитрия Федоровича - Стахеевой Н.В. (доверенность от 24.09.2013), Асланяна Павла Акоповича - Нахатакяна С.К. (доверенность от 02.12.2014), в отсутствие третьих лиц: Петухова Вячеслава Николаевича, Ардашева Олега Анатольевича и Осипян Елены Зоевны, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2014 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-39699/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Комарова С.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд к администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным решения администрации об определении условий торгов (27.09.2013) в части требования к претендентам о приложении к заявлению справки налогового органа, подтверждающей отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджет на дату подачи заявки.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое заявителем условие торгов противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции) и нарушает права предпринимателя, поскольку ограничивает ему доступ к участию в торгах.

Определением от 11.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Петухов В.Н., Вахтангов Д.Ф., Ардашев О.А., Асланян П.А., Осипян Е.З. (т. 1, л.д. 137).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что на официальном сайте администрации было размещено информационное сообщение о проведении 27.09.2013 торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков по 22 лотам. В сообщении указано, что претенденты на участие в торгах должны предоставить организатору торгов документы по приведенному в информационном сообщении перечню. К числу таких документов отнесена справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджет на дату подачи заявки. Конкурс состоялся, с победителями заключены договоры аренды земельных участков. Считая условие торгов о предоставлении налоговой справки незаконным, предприниматель обратилась в суд. Суд первой инстанции исходил из того, что право на оспаривание торгов (заключенной по их результатам сделки) предоставлено законом (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс)) заинтересованным лицам, под которыми следует понимать участников торгов либо лиц, которым отказано в участии в конкурсе или аукционе. Опубликование информационного сообщения о торгах является частью процедуры проведения торгов, поэтому заявитель должен подтвердить свою заинтересованность в оспаривании этой стадии торгов. Документы, представленные заявителем в обоснование наличия заинтересованности (отчет поверенного Белозеровой Ю.С. о выполнении поручения от 17.09.2013, письмо предпринимателя от 25.09.2013 в администрацию), суд не принял в качестве надлежащих доказательств по делу. Отчет от 17.09.2013 о выполнении поручения является односторонним документом. Факт наличия телефонного обращения представитель администрации не подтвердил. Имея намерение участвовать в торгах и считая требование администрации о предоставлении справки налогового органа незаконным, предприниматель должна была подать заявку на участие в конкурсе в установленный в информационном сообщении срок (без приложения спорного документа, но с соблюдением иных требований) и случае отказа в допуске к торгам оспаривать его в судебном порядке. Несовершение предпринимателем необходимых для участия в торгах действий суд расценил как подтверждение отсутствия у нее материально-правовой заинтересованности в оспаривании условий конкурса. Установив отсутствие нарушения прав заявителя оспариваемым положением информационного сообщения, суд первой инстанции на основании статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказал предпринимателю в удовлетворении требований (т. 2, л.д. 93).
Апелляционный суд руководствовался при разрешении спора Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808; далее - Правила), регламентирующими порядок проведения торгов. Указал, что организатору торгов предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов, необходимых к представлению в составе заявки на участие в торгах. Размещенное администрацией на официальном сайте в сети Интернет информационное сообщение о проведении 27.09.2013 конкурса по продаже права аренды земельных участков содержало все необходимые (не противоречащие Правилам) сведения. Апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования конкурсной документации являются выполнимыми и не нарушают права потенциальных участников конкурса. Требование о представлении претендентами справки налогового органа, подтверждающей отсутствие задолженности по налоговым платежам, направлено на обеспечение эффективного использования муниципального имущества. Поскольку предприниматель не подавала заявки на участие в конкурсе, не доказала как наличие, так и нарушение своих прав, предприниматель не может быть признана лицом, заинтересованным в оспаривании действий (решений) администрации, связанных с организацией торгов (статьи 4, 198, 200 Кодекса). Ссылку заявителя на несоответствие информационного сообщения положениям антимонопольного законодательства апелляционный суд отклонил ввиду отсутствия доказательств того, что установлением оспариваемого требования к заявке претендента на участие в торгах предприниматель была лишена возможности участия в торгах (т. 2, л.д. 170).
Предприниматель обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Предприниматель полагает вывод судов об отсутствии у нее материально-правовой заинтересованности в оспаривании торгов ошибочным. Требования о предоставлении документов, ограничивающих круг участников конкурса, влияет на возможность участия в них широкого круга потенциальных арендаторов и формирование цены продажи предмета торгов. Такое нарушение должно расцениваться как существенное, влияющее на результат торгов и влекущее признание конкурса недействительным (статья 449 Гражданского кодекса). Соответствующие правовые позиции изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 9461/10 и учитываются окружным судом (кассационное постановление от 13.10.2014 по делу N А32-38901/2013). Ссылку на нарушение антимонопольного законодательства апелляционный суд отклонил необоснованно. Закон о конкуренции должен применяться к любым торгам, органы власти должны выполнять его требования независимо от наличия заявок. Нарушение требований Закона о конкуренции является условием признания действий (решений) органа власти незаконными. Требование о представлении справки, не предусмотренной Административным регламентом муниципального образования города-курорта Анапы от 17.05.2012 N 1299 (иным нормативно-правовым актом), является незаконным и создает ограничения конкуренции на торгах.
Администрация в отзыве сослалась на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность судебных актов. По мнению администрации, действия заявителя направлены исключительно на причинение вреда заинтересованным в исходе дела лицам (победителям конкурса). Поэтому в судебной защите предпринимателю отказано правомерно (статья 10 Гражданского кодекса). Заявку на участие в торгах в срок, установленный в информационном сообщении, предприниматель не подавала. Поэтому суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у заявителя заинтересованности в оспаривании торгов. Условие о предоставлении справки налогового органа (об отсутствии задолженности перед бюджетом) определено конкурсной комиссией в соответствии с ее компетенцией, что Правилам не противоречит. Данное условие конкурса распространялось на всех участников торгов без исключения, что опровергает довод заявителя о нарушении антимонопольного законодательства. С заявлением о разъяснении условий конкурса предприниматель в установленные сроки не обращалась, поэтому администрация не может быть признана нарушившей пункт 47 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.
Асланян П.А. в отзыве также ссылается на то, что основания для удовлетворения жалобы предпринимателя у окружного суда отсутствуют. Указал, что им в соответствии с размещенным на официальном сайте администрации информационным сообщением собран и представлен организатору торгов необходимый перечень документов. По результатам конкурса Асланяном П.А. с Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключен договор аренды от 27.09.2013 N 3700005698 земельного участка несельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:0108003:299. Заявку на участие в торгах предприниматель не подавала, задаток не вносила, необходимые документы не представляла. Оценив представленные заявителем документы (отчет поверенного о выполнении поручения от 17.09.2013, письмо предпринимателя от 25.09.2013 в администрацию), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у предпринимателя заинтересованности в признании соответствующего требования информационного сообщения незаконным.Обязательность предоставления справки налогового органа об отсутствии задолженности претендента перед бюджетом является очевидным фактом и не требует какого-либо пояснения со стороны организатора торгов. Требование о предоставлении такой справки соответствует пункту 10 Правил и не нарушает права потенциальных претендентов. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2013 N АКПИ 13-430, принятым по заявлению Комаровой С.В., пункты 6, 8, 10, 17, 30 Правил признаны не противоречащим действующему законодательству. Таким образом, законодательством не установлен исчерпывающий перечень документов, который должен представляться претендентом для участия в торгах. Справка является документом установленной формы (утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@ «Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»), следовательно, может быть представлена любым лицом, имеющим желание участвовать в торгах. Требование о предоставлении налоговой справки носит общий характер, не ставит предпринимателя в неравные условия с иными лицами, претендующими на участие в конкурсе, не ограничивает доступ неограниченному кругу лиц к участию в торгах, следовательно, не нарушает положения статьи 448 Гражданского кодекса и статьи 17 Закона о конкуренции. Ссылки заявителя на судебную практику являются некорректными.
Вахтангов Д.Ф. в отзыве указал на законность действий администрации по организации торгов, включая требование к претендентам о предоставлении справки налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам. Информационное сообщение соответствует положениям статьи 38 Земельного кодекса, пунктам 5, 8 и 10 Правил. Требования конкурсной документации являются выполнимыми и не нарушают права потенциальных участников торгов. Ссылка заявителя на несоответствие информационного сообщения (в оспариваемой части) законодательству о защите конкуренции обоснованно не принята апелляционным судом, указавшим на отсутствие в деле доказательств того, что требование администрации о предоставлении справки из налогового органа лишило заявителя возможности участвовать в торгах. Материалы дела подтверждают, что имеется предусмотренная статьей 198 Кодекса совокупность оснований (нарушение закона и нарушение прав заявителя) для удовлетворения требований предпринимателя. В данном деле требования о признании торгов (совершенной по результатам торгов сделки) недействительными не заявлены, что также свидетельствует о незаинтересованности предпринимателя в оспаривании действий организатора торгов (конкурсной документации).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 153.1 Кодекса судебное заседание кассационной инстанции проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы жалобы, просил решение и апелляционное постановление отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители администрации, Вахтангова Д.Ф. и Асланяна П.А. возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и законодательства о защите конкуренции, а также представленным в дело доказательствам.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции (в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд) не явились (представителей не направили).
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителей предпринимателя, администрации, Вахтангова Д.Ф. и Асланяна П.А., Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет опубликовано информационное сообщение о проведении 27 сентября 2013 года торгов по продаже права на заключение договоров аренды и права заключения договоров купли-продажи земельных участков по 22 лотам (т. 2, л.д. 14-46). Предметом торгов (в форме конкурса, закрытого по форме подачи предложений о цене арендной платы) по лотам NN 1-15 являлось право на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. В сообщении указано время и место проведения торгов, время и место приема заявок, реквизиты для перечисления задатка. Информационное сообщение содержит также форму заявки претендента на участие в конкурсе и примерную форму договора аренды земельного участка. В соответствии с пунктом 8 информационного сообщения для участия в торгах по продаже лотов NN 1-15 претенденты представляют организатору торгов документы согласно перечню, в том числе справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у претендента задолженности по налоговым платежам в бюджет на дату подачи заявки.
В спорный период рекомендуемая форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также порядок ее заполнения были утверждены приказом Федеральной налоговой службы России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@ в целях реализации положений Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах.
Согласно утвержденному Порядку справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС России и учитывает информацию, связанную с исполнением обязанности по налогам, сборам, пеням, процентам за пользование бюджетными средствами, штрафам, подлежащим уплате налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом. Справка формируется на дату, указанную в запросе.

Полагая, что включение такого условия для участия в торгах как представление справки налогового органа, является незаконным, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Кодекса задачей судопроизводства в арбитражном суде является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
По правилам части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения соответствующего заявления необходимо одновременное наличие следующих условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону (иным нормативным правовым актам) и нарушение ими прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Судебные инстанции при разрешении спора исходили из того, что под заинтересованными лицами применительно к настоящему спору следует понимать участников торгов либо лиц, которым отказано в участии в торгах (конкурсе). Опубликование организатором информационного сообщения о торгах является частью процедуры проведения конкурса, поэтому заявитель должен подтвердить свой интерес в оспаривании этой стадии торгов. Суд первой инстанции исследовал документы, представленные заявителем в обоснование наличия заинтересованности (отчет поверенного о выполнении поручения, письмо предпринимателя в администрацию), оценил их по правилам статьи 71 Кодекса, и пришел к выводу о том, что они не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу. Отчет от 17.09.2013 о выполнении поручения является односторонним документом. Факт наличия телефонного обращения представитель администрации не подтвердил. Письмо в администрацию направлено заявителем 25.09.2013 - через шесть дней после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (по истечении двух дней после признания организатором подавших заявки претендентов участниками торгов). Предприниматель не подавала заявок на участие в конкурсе (в том числе без представления справок налогового органа), доказательств нарушения своих субъективных прав включением в конкурсную документацию условия о приложении справки налогового органа не представила. С учетом изложенных (установленных при разрешении спора) обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200, 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы предпринимателя о наличии у нее материально-правовой заинтересованности в оспаривании торгов (ошибочности соответствующего вывода судебных инстанций) отклоняется окружным судом с учетом положений статей 2, 4, 198, 200 и 201 Кодекса, представленных в дело доказательств, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора.
Довод жалобы заявителя о нарушении организатором торгов требований антимонопольного законодательства рассмотрен и обоснованно отклонен апелляционным судом, указавшим, что включение в конкурсную документацию оспариваемого предпринимателем требования не подпадает под запреты (ограничения), установленные частями 1 - 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Не принимаются окружным судом и ссылки предпринимателя на правовые подходы, сформулированные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 9461/10. В названном деле суд надзорной инстанции пришел к выводу о том, что разработанные организатором торгов документы не соответствуют требованиям федерального нормативного правового акта (пунктов 15, 17, 21 и 28 Правил). В то время как при разрешении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что конкурсная документация (опубликованное администрацией информационное сообщение) соответствует пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса, а также пункту 8 Правил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения от 13.09.2014 и апелляционного постановления от 10.12.2014 по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена предпринимателем в доход федерального бюджета в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации размере при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 19.12.2014).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.09.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по делу N А32-39699/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Горюнов Евгений

юрист, г. Ивантеевка

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Юсупов Азизбек

Юрист, г. Москва

Бесплатная оценка вашей ситуации

    9419 ответов

    2156 отзывов

Что говорится в НК по вашему поводу:

Статья 55. Налоговый период
[Налоговый кодекс РФ] [Глава 8] [Статья 55]
1. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
2. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Вам нужно писать заявление в налоговую о выдаче справки об отсутствии задолженности. Срок выдачи 10 дней. Можно попросить ускорить. Законом это не запрещается

Дмитрий, здравствуйте!
Перечень документов, необходимых для подтверждения соответствия требованиям к участникам закупки, не является произвольным и утвержден Федеральным законом РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности, относительно представления документов, подтверждающих отсутствие задолженностей:

Статья 31. Требования к участникам закупки

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Если участник не соответствует заявленным требованиям (отсутствуют подтверждающие документы), участник отстраняется от участия в определении поставщика (п. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Налоговые органы обязаны Вам выдать такую справку по утвержденной форме даже при условии того, что Ваш первый налоговый период еще не завершился.

На практике организации, планирующие принимать участие в госзакупках, заранее готовят пакет документов о соответствии установленным требованиям (по крайней мере, в части обязательных требований по 44-ФЗ).

В Вашем случае можно попробовать решить вопрос с налоговой инспекцией о выдаче Вам справки в более ранние сроки.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Согласно ст. 31 указанного закона

1. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
5)отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам,
задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации

(за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка,
инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в
соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым
имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности
заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны
безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год,
размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости
активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за
последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим
установленному требованию в случае, если им в установленном порядке
подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

Т.е. возможность включения в конкурсную документацию такого условия прямо предусмотрена 44 -ФЗ, однако требования о подтверждении отсутствия такой задолженности справкой закон не содержит.

В вашем случае если позволяет время обратитесь в налоговую на основании ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам,
пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу
(его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении
обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в
течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

Получите
справку, если не успеете вписаться в сроки на подачу документов из за
задержки в налоговой - подавайте жалобу в ФАС в порядке ст. 105-107
44-ФЗ

ст. 105 44-ФЗ

Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа,
уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по
осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы,
контрактного управляющего, оператора электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать:
1)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения
(для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место
жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного
телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии
такой информации);
2)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения
(для юридического лица), наименование, место нахождения общественного
объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при
наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего
жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного
телефона, номер факса (при наличии);
3)указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий
(бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией
участника закупки на электронной площадке;
4)указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика,
уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной
организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного
лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора
электронной площадки, доводы жалобы.
9.К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
10.Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К
жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или
иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Согласно ч. 7 ст. 106 44-ФЗ

Контрольный орган в сфере закупок вправе
приостановить определение поставщика
(подрядчика, исполнителя) в части
заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив
заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган,
уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по
осуществлению закупок требование о приостановлении определения
поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до
рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.
237 ответов

124 отзыва

Здравствуйте, Дмитрий.

В отношении организаций, созданных в декабре, прежде всего надлежит учитывать продолжительность налоговых периодов , установленных для
тех или иных налогов.
По налогам, для которых налоговым периодом является календарный год , например - налог на прибыль , первую годовую декларацию нужно сдать
за период со дня государственной регистрации организации по 31 декабря следующего года (абз. 2 п. 2 ст. 55 НК РФ).
Первым отчетным периодом, по итогам которого нужно составить декларацию по налогу на прибыль, является:
1) период со дня государственной регистрации по 31 марта следующего года если организация, созданная в декабре, перечисляет авансовые платежи поквартально (в т. ч. с перечислением ежемесячных авансовых платежей);
2) период со дня государственной регистрации по 31 января следующего года если организация, созданная в декабре, перечисляет авансовые платежи помесячно исходя из фактической прибыли.
Соответствующие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 26 января 2011 г. № КЕ-4-3/932.
В отношении налогов , для которых налоговым периодом является месяц или квартал , например, НДС эти правила не распространяются.

По общему правилу первые декларации по таким налогам организации, созданные в декабре, должны составлять за период со дня регистрации по 31 декабря текущего года . Однако с налоговой инспекцией может быть согласована и другая продолжительность первого налогового периода.

Это следует из положений пункта 4 статьи 55 Налогового кодекса РФ.

Статья 55. Налоговый период

4. Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи,
не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период
устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при
создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных
налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Для получения справки об отсутствии задолженности, как ранее было указано коллегами, Вам следует обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим запросом. Срок для представления справки – 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

Существует множество ситуаций, при которых гражданину или предприятию может потребоваться официальный документ, который доказывает, что налоговые долги перед бюджетом у конкретного лица отсутствуют. Это справка, которая подтверждает факт полной оплаты налогов физическим или юридическим лицом. Она является гарантией финансовой благонадежности адресата.

О том, как получить справку об отсутствии задолженности (через «Госуслуги» или другим способом), описано далее.

Когда может понадобиться

Как было указано выше, бумага может пригодиться как физлицу, так и компании. Более подробно каждый вариант представлен ниже.

Для физического лица справка необходима в следующих ситуациях:

  1. Оформляется сделка купли-продажи недвижимого имущества. К примеру, получить ипотечный займ без этого документа невозможно.
  2. Проведение приватизации жилья.
  3. Гражданин отказывается от действующего гражданства для получения нового.
  4. Оформление займа в банке.
  5. В процессе трудоустройства. В особенности документ требуют при приеме соискателя на руководящую должность, где имеется доступ к совершению крупных финансовых операций.

Для юрлица документ может потребоваться в следующих целях:

  1. Поиск средств в качестве инвестиций.
  2. Открытие банковской кредитной линии.
  3. По запросу партнера компании.
  4. Для участия в государственном тендере.
  5. Получение дотаций из госбюджета.
  6. В процессе ликвидации организации.
  7. Когда увольняется главный бухгалтер и принимается новый.
  8. Необходимо встать на учет в другое подразделение ИФНС в связи со сменой юрадреса фирмы.

Плюс ко всему как обычным гражданам, так и компаниям периодически необходимо проводить сверку с фискальными органами. Эту процедуру невозможно выполнить без данных о полном погашении долга перед госбюджетом.

Где можно получить

Справка об отсутствии долгов по налогам предоставляется только Федеральной налоговой службой. Этот орган власти является контролирующим учреждением по начислению налоговых обязательств и их исправным перечислением в государственный бюджет от населения и организаций. Услуга регулируется статьей 32 НК РФ и выполняется путем запроса в единую госбазу налогоплательщиков.

Чтобы заказать документ, необходимо обратиться в ближайшее подразделение ФНС: для населения – по месту регистрации, для компаний – по месту юридического адреса. Этот шаг можно осуществить как лично, так и с помощью электронного онлайн-запроса.

Процедура подготовки и выдачи бумаги состоит из двух шагов:

  1. Направление заявки в ФНС.
  2. Получение документа при личном посещении ИФНС, МФЦ или в электронном формате.

Заявку возможно подать несколькими способами:

  1. Заполнить лично в налоговой инспекции.
  2. Почтовым отправлением с объявленной ценностью.
  3. Через интернет: в личном кабинете на официальной странице ФНС или на госуслугах.

Как узнать долги через «Госуслуги» приведено далее.

Необходимые документы

Кроме заполненного надлежащим образом заявления, в налоговую службу следует предоставить документы, которые подтверждают личность обратившегося лица. На их список оказывает влияние статус налогоплательщика и способ отправки запроса.

При личном обращении в налоговую инспекцию

От физлица сотрудники налоговой службы потребуют следующий перечень документов:

  • копию ИНН;
  • копию всех листов паспорта;
  • документ, на основе которого была осуществлена смена фамилии, имени или отчества (по факту).

Справку об отсутствии задолженности по юрлицу может получить только его официальный представитель. От него потребуется доверенность компании, заверенная нотариусом.

Совет: При запросе бумаги, желательно подготовить все чеки об уплате налоговых взносов и снять с них копии. Эти документы окажут помощь при возникновении разногласий с работниками ФНС при обнаружении долгов.

При запросе через интернет

Если лицо направляет онлайн-запрос, то потребуется выполнить некоторые условия. Справка будет выдана только, когда:

  1. Заявка включает полное название организации или ФИО ИП (для юрлиц).
  2. Прописан ИНН заявителя (для физических и юридических лиц).
  3. Электронная заявка подписана усиленной электронно-цифровой подписью (для юрлиц).

Как заказать через «Госуслуги»

Чтобы проверить задолженность через «Госуслуги» и заказать справку, потребуется выполнить несколько действий. Их последовательность представлена ниже:

  1. Авторизоваться на портале www.gosuslugi.ru под своей учетной записью.
  2. В списке услуг выбрать «Проверить налоговую задолженность».
  3. В выведенном окне ввести свой идентификационный номер налогоплательщика.
  4. Получить результат.

Чтобы сделать электронный запрос на получение документа об отсутствии долгов по налогам, инструкция будет выглядеть следующим образом:

  1. Авторизоваться на госуслугах в личном кабинете.
  2. Среди перечня предоставляемых услуг выбрать «Получение справки об отсутствии задолженности».
  3. Нажать кнопку «Получить услугу».
  4. Справку можно будет получить в бумажном (ФНС, МФЦ) или электронном виде (на е-мэйл).

Таким образом, чтобы проверить налоговую задолженность через «Госуслуги», достаточно иметь устройство с выходом в интернет.

В каком виде предоставляется

Форма документа утверждена Приказом ФНС России от 20 января 2017 № ММВ-7-8/20. В справке, которая выдана ИФНС, должны содержаться следующие сведения:

  1. Указание нормативного документа, которым она утверждена.
  2. Название (справка).
  3. Реквизиты ИНФС, где она выдается.
  4. Данные о получателе.
  5. Сведения об отсутствии/наличии задолженности перед госбюджетом.
  6. Дата представления

Если справка выдается на бумажном носителе, то на ней должна быть проставлена подпись руководителя инспекции и штамп ИФНС с гербом РФ.

Примечание. Кроме всего прочего, можно выполнить через «Госуслуги» оплату судебной задолженности.

Сроки предоставления

Документ, подтверждающий наличие или отсутствие долгов перед госбюджетом, налоговая служба должна выдать в течение 10 рабочих дней после регистрации заявления. При отправке запроса почтой, отсчет периода начинается с момента его регистрации в ФНС.

Справка об отсутствии налоговой задолженности может понадобиться юридическим лицам в следующих случаях:

  • при сборе пакета документов для участия в тендерах и государственных закупках;
  • при ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • при смене юридического адреса компании;
  • если компания собирает документы для банка на получение займа/кредита;
  • если в организации происходит смена главного бухгалтера;
  • если справка требуется для заключения крупного договора/контракта и ее требует контрагент.

Справка о надлежащем исполнении налоговых обязательств является неким гарантом для юридического лица и свидетельством его надежности и финансовой состоятельности для сделки.

Какие виды справок существуют?

  1. Справка про состояние расчетов по различным пеням, налогам, штрафам и сборам юридических лиц (форма КНД 1160080) – содержит выписку об основных расчетах по обязательным платежам и взаиморасчетам с налоговой инспекцией. В ней можно увидеть всю выкладку с указанием вида платежа, его даты и суммы. Справка поможет узнать размер имеющейся задолженности и урегулировать вопрос некорректного начисления в скорейшие сроки.
  2. Справка об исполнении плательщиком обязанности по уплате налогов, сборов и иных платежей (КНД 1120101) – указывает факт наличия либо отсутствия долгов по данным ФНС.

Cправка об отсутствии у налогоплательщика обязательств перед бюджетом может быть выдана только в том случае, если у него полностью отсутствуют недоимки по каким-либо налогам, а также нет задолженности по обязательным платежам в бюджет РФ (п. 166, 167 Административного регламента ФНС, утв. Приказом Минфина от 02.07.2012 N 99н .).

То есть справку по форме КНД 1120101 следует запрашивать уже после того, как все налоговые обязательства компании будут полностью исполнены.Тогда в справке будет указано, что организация-заявитель не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и т.д. и тогда компания сможет спокойно предъявить ее по месту требования.

Основной алгоритм действий по получению

  1. Составить запрос в ИФНС по месту регистрации предприятия.
  2. Указать, какой формы справка нужна – КНД 1120101 или КНД 1160080.
  3. Определиться, какой вид справки требуется – бумажный документ или достаточно электронной версии.
  4. Передать запрос в налоговый орган.

Общие правила составления

Для запроса справки об отсутствии задолженности унифицированной формы не предусмотрено. Но при можно использовать форму, которую предлагают в административном регламенте, утвержденном приказом Минфина от 02.07.2012 № 99-Н в приложении №8. Форма является рекомендованной, поэтому вовсе не обязательно использовать ее слово в слово. Но, как показывает практика, в подобных документах уже указаны все поля для информации, необходимой налоговику, чтобы исполнить запрос в предусмотренные законом сроки.

Таким образом, при заполнении готового бланка меньше шансов допустить ошибки и забыть написать какие-либо важные реквизиты.

Как и для других форм деловых запросов, в заявлении необходимо указать:

  1. В шапке документа на фирменном бланке организации:
    • наименование налогового органа, ФИО начальника;
    • полное наименование организации-заявителя (ИНН/КПП, место ее нахождения /фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, ИНН).
  2. Указать вид обращения: «Заявление».
  3. Изложить требование о предоставлении сведений о наличии задолженности по налоговым пеням и сборам.

    Важно! Обязательно нужно указать, по состоянию на какую дату вы запрашиваете сведения. Иначе справку выдадут по состоянию на дату регистрации запроса в налоговой (п. 167 Административного регламента).

  4. Реквизиты заявителя:
    • адрес места регистрации организации/ИП (почтовый индекс, район, город, населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира);
    • ИНН и КПП организации /индивидуального предпринимателя.
  5. Указать способ получения – лично, представителем по доверенности или почтой.
  6. Дата запроса, подпись заявителя и печать организации.
  7. Указать исполнителя письма и его контактный телефон.
  8. В случае передачи заявления представителем организации, необходимо приложитть его доверенность.

Подробнее о составлении запроса в налоговую о предоставлении информации мы рассказывали .

Пример готового документа

Начальнику ИФНС России по г. Москва

Иванову А.А.

от ООО «Название»

ИНН 0005056029

502895, ул. Рождественская, д. 15, оф.2

г. Москва

Заявление

Прошу выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам формы КНД 1160080 или об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по форме КНД 1120101.

по состоянию на «___» _________201__г.

Реквизиты ООО «Название»:

Полное наименование Общество с ограниченной ответственностью «Название»

Краткое наименование ООО «Название»

Генеральный директор Примеров Иван Иванович

Юридический/почтовый адрес 502895 г. Москва, ул. Рождественская, д.15, оф.2

ИНН 0005056029

ОКПО 5432167890

ОГРН 112233554485

Ответ прошу направить почтой по указанному юридическому адресу.

«___» ________201__г. Ген. директор ООО «Название» И.И. Примеров

Способы подачи

Если необходима справка на бумажном носителе, то запрос в ИФНС можно подать тремя способами:

  1. директор или представитель организации по доверенности сдает непосредственно в приемное окно ИФНС;
  2. посредством «Почты России» ценным письмом с описью вложения;
  3. он-лайн через Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица на сайте налоговой службы (http://lkul.nalog.ru/).

Таким образом, запрос в налоговую инспекцию помогает реализовать одно из основных прав налогоплательщика — на получение бесплатной информации об отсутствии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то