Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Расшифровка ффомс, основные функции и задачи фонда, бюджет организации Бюджет федерального фонда мед страхования

Как и в любом виде страхования в ОМС принимают участие следующие субъекты: страхователь, застрахованное лицо и страховщик. Работает система ОМС следующим образом: медицинская организация заключает договор со . Последняя компенсирует медучреждению затраты на гражданина (застрахованного в системе ОМС лица).

Оплата лечения происходит на счет накоплений страховщика, то есть организации, которая финансирует расходы по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая.

В России страховщиком в пределах действия базовой программы ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Он был создан в 1991 году для целей реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, как неотъемлемой части социального страхования населения.

Федеральный фонд ОМС является государственным некоммерческим финансово -кредитным учреждением.

Задачи федерального фонда ОМС:

К основным функциям фонда относятся:

  • подготовка нормативных актов, связанных с ОМС, в том числе программы по оказанию медицинских услуг населению;
  • сотрудничество с профессиональными ассоциациями по вопросам страхования;
  • анализ доходов и расходов, контроль за распределением денежных средств;
  • регулирование деятельности территориальных фондов ОМС;
  • контроль за использованием ресурсов субъектами и участниками страхования, условий использования денежных средств в рамках программы и обязательными страховыми взносами;
  • оформление реестра организаций, принимающих участие в оказание медицинских услуг населению и в ОМС, а также ведение реестра застрахованных лиц.

Деятельность государственного фонда ОМС основана на принципе всеобщности, что предполагает одинаковые условия для всех граждан, которые получают медицинскую помощь, вне зависимости от размера их доходов, национальности, пола и социального статуса.

Контролирует деятельность учреждения специальная ревизионная комиссия. Руководство фонда в случае необходимости, но не реже, чем раз в год, принимает решение о проведении аудиторской проверки. Ее результаты направляются Правительству РФ.

Управление федеральным фондом обязательного медицинского страхования осуществляют коллегиальный орган – правление и председатель федерального фонда обязательного медицинского страхования. В настоящее время это Стадченко Наталья Николаевна, она назначена на должность Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2012 года.

Сайт федерального фонда обязательного медицинского страхования (http://www.ffoms.ru/) содержит всю необходимую информацию о деятельности фонда.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования находится по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Новослободская, 37, корп. 4А.

Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования

В рамках своей деятельности фондом каждый год готовится проект бюджета на следующий год и отчет о его выполнении. Бюджет учреждения рассматривает Правительство РФ. После этого Правительство подает представление в Государственную Думу РФ, которая утверждает бюджет путем издания отдельного федерального закона.

Денежные средства, не освоенные учреждением в прошедшем году, остаются в фонде и при согласовании финансовых поступлений из бюджета РФ в следующем году их не учитывают.

Доходы федерального фонда ОМС

Доходы фонда образуются за счет следующих источников:

  • страховые взносы на ОМС, поступающие от страхователей, а также пени и штрафа в связи с их несвоевременной уплатой;
  • добровольные перечисления;
  • доходы от размещения свободных средств фонда;
  • перечисления из бюджета РФ.

Временно свободные средства помещают на банковские счета, а также применяют для покупки ценных бумаг. Доходы от размещения средств предназначаются для финансирования процедур, реализуемых в связи с задачами учреждения.

Расходы федерального фонда ОМС

Денежные средства федерального фонда обязательного медицинского страхования расходуются на:

  • уравнивание финансовых условий функционирования территориальных фондов ОМС;
  • осуществление целевых программ;
  • управление фондом;
  • содержание аппарата фонда.

Расходы на обеспечение деятельности фонда производятся только в пределах ассигнований, установленных на данную цель бюджетом учреждения.

Правовое регулирование деятельности

Отдельный Федеральный закон о фонде обязательного медицинского страхования отсутствует, однако существует иные нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности фонда. Среди них Устав фонда, утвержденный Правительством РФ, кроме того, нормативные акты, издаваемые самим учреждением в целях регулирования своей деятельности и системы обязательного медицинского страхования в целом.

В структуре фонда имеется ряд управлений (организации ОМС и др.), отделов (информационной безопасности и др.) в функции которых входит: правовое регулирование деятельности фонда; участие в разработке нормативных актов по тематике ОМС; написание заключений относительно проектов актов, составленных министерствами и ведомствами, а также ряд других.

Реализуя функцию организации ОМС фонд издает приказы и письма, регулирующие правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования

Устав федерального фонда обязательного медицинского страхования

Устав Федерального фонда ОМС был утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года. До этого момента деятельность фонда регламентировало Положение о федеральном фонде обязательного медицинского страхования, однако после принятия Устава оно утратило силу.

В Уставе закреплены задачи федерального фонда ОМС РФ, его полномочия, структура федерального фонда ОМС, порядок деятельности, вопросы ликвидации и реорганизации.

Приказы федерального фонда ОМС

В ходе осуществления своей деятельности федеральный фонд ОМС издает приказы, обязательные для исполнения территориальными фондами ОМС. Например, .

Приказами утверждаются различные формы отчетности, составы ведомственных комиссий, порядки проведения разнообразных внутренних процедур, вопросы кадрового обеспечения. То есть, по сути, они подробно регламентируют деятельность территориальных фондов ОМС.

Письма федерального фонда ОМС

Письма выпускаются фондом по текущим вопросам, которые требуют разъяснения. По своей сути, это инструмент для толкования действующих приказов фонда и восполнения пробелов в их содержании.

Распространяется действие писем на территориальные фонды, как правило, они содержат инструкции, связанные с организацией их деятельности. Самые важные письма посвящены вопросам взаимодействия территориальных фондов и страховых компаний, а также медицинских организаций.

Касаются письма и вопросов оформления документации, в частности, порядка выдачи полисов ОМС, бухгалтерской отчетности, ведения реестров экспертов и застрахованных лиц. Некоторые из них касаются кадровых вопросов.

Заключение

Любой гражданин РФ, застрахованный в установленном порядке, получает за счет функционирования системы ОМС, в которой Федеральный фонд ОМС выступает страховщиком. Учреждение обеспечивает отлаженную работу системы ОМС, создавая гарантии медицинского обслуживания в сфере здравоохранения, а подотчетность фонда Правительству РФ делает его деятельность в целом прозрачной, благодаря чему плательщики взносов могут быть уверены, что направленные денежные средства расходуются в соответствии с поставленными перед учреждением задачами.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в системе обязательного медицинского страхования. В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Полномочия страховщика поделены между федеральным и территориальными фондами. Объемы ответственности фондов определяются и распределяются в программах обязательного медицинского страхования:

1) базовой программе ОМС;

2) территориальной программе ОМС в пределах базовой программы ОМС.

Доходы фонда формируются за счет:

Денежных штрафов;

Недоимок, пеней и штрафов по взносам в данный фонд;

Страховых взносов на ОМС;

Поступлений за счет использования имущества;

Иных источников.

Доходная часть бюджета Фонда сформирована с учетом норм Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Подробнее рассмотри и проанализируем структуру и состав бюджета ФФОМС. Доходы фонда ОМС за 2011 - 2013 года представлены в таблице 3.

Таблица 3. Доходы ОМС за 2011 - 2013 года (млн.руб.)

Исследования источников поступления денежных средств бюджета ФФОМС на 2011 - 2013 года позволяет сделать следующий вывод: что поступления денежных средств в ФФОМС в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилось на 32293 млн.рублей,а в 2013 году поступление денежных средств выросло по сравнению с 2011 годом на 4804 млн. рублей, в том числе:

Налоги и страховые взносы в 2012 году по сравнению с 2011 году увеличились на 16037 млн.рублей, а в 2013 по сравнению с 2012 годом возрасло на 17484 млн.рублей;

Поступления из федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 17163 мил.рублей, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом поступления денежных редств уменьшилось на 12672 мнл. рублей.

В течение 2012 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2011 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2012 году. Совместно с субъектами РФ ими был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система.

В результате к декабрю 2012 года ФОМС смог обеспечить расчеты с субъектами Российской Федерации за фактически отпущенные в 2011 году лекарственные средства отдельным категориям граждан в полном объеме (74,7 млрд. рублей). Значительное содействие при этом, конечно, было оказано Правительством РФ и руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В 2013 году в Федеральном фонде ОМС возобновлена деятельность Межрегионального Координационного Совета по организации защиты прав граждан в системе ОМС.

В бюджетах ФФОМС на 2009 - 2013 года установлен общий объем средств Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 446 290 млн. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 151235 млн. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 138235 млн. рублей.

Расходы Федерального фонда направляются на:

Общегосударственные вопросы;

Здравоохранение;

Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС;

Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ;

Оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;

Некоторые другие цели.

Расходы бюджета ФОМС рассмотрим в таблице 4.

Таблица 4. Расходы бюджета ФФОМС на 2011 - 2013 года (млн.руб.)

Расходование в том числе:

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение пилотного проекта в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

субсидии бюджетам территориальных фондов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)

субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС на денежные выплатыучастковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сестрам соответствующих врачей

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительное диспансеризации работающих граждан

на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами

средства передаваемые бюджету Фонда социального страхования РФ на оказание работающим гражданам первичной медико- санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и после родовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течении первого года жизни

на финансирование исполнительной дирекции Фонда

на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда

Произведя анализ структуры расходов ФОМС можно сделать следующий вывод: Расходование бюджетных средств с каждым годом возрастает, и это связано с увелечение расходов по статьям, например, финансирование расходов на создание и совершенствование информациооной системы Фонда с 2011 года по 2013 год увеличилась на 400 млн. рублей, и еще значительное расходование средств произошло в территориальном фонде ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики, медицинским сетрам.

Остатки средств на 1 января 2012 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате их неполного использования в 2011 году направлены в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на завершение расчетов в первом квартале 2012 года по заключенным в 2011 году договорам на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан и оказанной им первичной медико-санитарной помощи, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной указанными учреждениями женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия средств на указанные цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации.

В Бюджете Фонда на 2013 год установлено, что Фонд в 2012 году направляет в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства в сумме 16661 млн.рублей на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи, оказанной амбулаторно-поликлиническими учреждениями работающим гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни на основании документов, формы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Анализ доходов и расходов ФОМС показывает, что в 2011 году доходы превышали расходы на 6 117 млн.руб. В 2012 году расходы превышают доходы на 360 млн.руб, а в 2013 году доходы значительно меньше расходов на 6 085 млн.руб.

Особенностью фондов государственного обязательного медицинскогострахования в России является то, что они образуют двухуров­не вуюсистему, включающую в себя ФФОМС и ТФОМС. Эти фонды связаны между собой, имеют общие цели и задачи, но формиру­ются и используются автономно.

Доходы фондов государственного обязательного медицинского страхования призваны обеспечить источниками финансирования про­цесс оказания государством гарантированной законодательством РФ медицинской и лекарственной помощи гражданам. Несмотря на опре­деленную общность доходных источников, каждый из уровней рассмат­риваемых фондов имеет свои особенности в формировании доходной базы бюджетов.

В бюджет ФФОМС зачисляются следующие виды доходов:

■ недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба,

■ безвозмездные поступления,

■ межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,

■ прочие поступления.

Основным доходным источником формирования ФФОМС являются страховые взносы.

В бюджеты ТФОМС зачисляются следующие виды доходов:

■ обязательные страховые взносы

■ недоимки и пени по взносам в ТФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных денежных средств ТФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возме­щения ущерба,

■ безвозмездные поступления,

■ межбюджетные трансферты из ФФОМС,

■ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, пе­редаваемые ТФОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхова­ние неработающего населения,

■. прочие поступления.

Структура доходов ТФОМС неоднородна по различным субъектам РФ, но в целом в их составе превалируют поступления от страховых взносов и трансферты из бюджета ФФОМС и из бюджетов субъектов РФ.

Расходы фондов обязательного медицинского страхования направлены на финансирование гарантированной государством медицинской илекарственной помощи населению. Расходы ФФОМС призваны обеспечит финансовую устойчивость всей системы обязательного меди­цинского страхования путем выравнивания условий финансирования территориальных программ и финансирование определенных мероприятий в сфере медицинского страхования. Расходы ТФОМС связаны с непосредственным финансированием программ медицинского страхования в субъектах РФ.

Расходы бюджета ФФОМС можно разделить на следующие группы:

■ расходы на выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС (87% всех расходов);

■ расходы на финансирование целевых программ в области ме­дицинского страхования (10,5%);

■ расходы на компьютеризацию системы обязательного медицин­ского страхования (1%);

■ расходы на содержание аппарата управления ФФОМС (1%);

■ прочие расходы (0,5%).

Расходы на выравнивание финансовых условий территории основное направление расходования средств ФФОМС. Они осуществляются в порядке реализации базовой программы обязательною медицинского страхования, в том числе на формирование нормативов страхового запаса ТФОМС. Расходы на выравнивание финансируются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС.Решение о предоставлении средств на осуществление этих расходов принимает специальная одноименная комиссия ФФОМС на основе заявок, полученных от территориальных фондов.

Расходы на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования по значимости занимают второе место после расходов на выравнивание территориальных фондов. Целевые и граммы разрабатываются соответствующими министерствами и утверждаются Правительством РФ в соответствии с направлением государственной политики в области медицинского страхования. К этим программам относятся, например, программа профилактики дельных массовых заболеваний (прививок от гриппа и т.д.), программ охраны материнства и детства, комплекс программ в рамках национального проекта «Здравоохранение» и др.

Расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования и на содержание аппарата управления ФФОМС в совокупности можно отнести к управленческим расходам. Кроме материально-технического обеспечения деятельности Федерального фонда и оплаты его управленческого персонала к ним относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров, проведение организационных мероприятий и научных исследований, международное сотрудничество и информационное обеспечение и др.

Прочие расходы ФФОМС включают расходы на содержание и аренду зданий и других объектов недвижимого имущества, расходы на размещение временно свободных средств фонда и средств нормированного страхового запаса на банковских депозитах и в государственные ценные бумаги и др.

Расходы ТФОМС непосредственно связаны с финансированием процесса предоставления бесплатных медицинских услуг и лекарственного обеспечения нуждающихся категорий населения. Расходы территориальных фондов можно разделить на следующие группы:

■ расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (более 90% всех расходов фондов);

■ расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения (около 7%);

■ управленческие расходы (более 2%);

■ прочие расходы (0,5%).

Основная масса расходов ТФОМС направляется на финансированиетерриториальных программ обязательного медицинского страхования. Такого рода территориальные программы разрабатываются на базе программы, утвержденной Правительством РФ, входящей в состав Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощи.

Данная Программа включает :

- перечень видов и объемы медицинской помощи, предоставляемой бесплатно;

- базовую программу обязательного медицинского страхования;

- перечень видов медицинской помощи, предоставляемой за счет чет бюджетов всех уровней;

- подушевые нормативы финансирования здравоохранения.

Базовая программа определяет объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи. Составной частью рассматриваемых расходов являются расходы на ведение страхового дела страховых муниципальных медицинских организаций (оплата фактически оказанной медицинской помощи), на (формирование нормативного страхового запаса и др.

Страховыми ме­дицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, обладающие необхо­ димымдля осуществления медицинского страхования уставным фон­дом (капиталом). Предоставление средств из территориальных фондов страховым медицинским организациям производится на основе дифференцированных нормативов в расчете на одного человека.

В свою очередь страховые медицинские организации направляют эти средства для выплатыфактически предоставленных бесплатных медицинских услуг и профилактическим учреждениям, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь населению. Если функцию страхов­ щикавыполняет сам территориальный фонд, то его средства перечисляются не страховой медицинской организации, а непосредственно лечебно-профилактическому учреждению. Всем гражданам России по месту работы или месту жительства выдаются страховые полисы, даю­ щиеправо на получение бесплатного гарантированного объема меди­цинскихуслуг.

По данным ТФОМС некоторых субъектов РФ, лечебно-профилактические учрежде­ния расходуют средства обязательного медицинского страхования недостаточно эффектив­но.

Расходы ТФОМС на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения включают, например, такие направлен и расходования средств, как оплата дорогостоящих видов медицинской помощи определенным категориям граждан, оказание медицинскойпомощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.

Расходы на управление деятельностью ТФОМС и их филиалов составляют затраты на оплату труда управленческого персонала и материально-техническое обеспечение, на организационное и информационное обеспечение и т.п.

Прочие расходы ТФОМС связаны с арендой и содержанием объектов недвижимости, с расходами на размещение и временно свободных средств, расходами на выдачу и замену страховых полисов и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем проявляется специфика экономического содержания внебюд­жетных фондов как звена системы публичных финансов?

2. Назовите основные источники финансирования расходов Пенсион­ного фонда РФ.

3. Для каких целей создан Фонд социального Страхования РФ?

4. С чем связано деление фондов государственного обязательного ме­дицинского страхования в России на федеральный и территориаль­ные фонды?.

Федеральный фонд ОМС (ФОМС) и территориальные фонды ОМС (ТФОМС) не относятся к субъектам медицинского страхования, но в системе ОМС играют исключительно важную роль.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (в редакции от 31.07.1998г. № 145-ФЗ) государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Причем бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к первому уровню бюджетной системы РФ, а бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - ко второму уровню.

Глава 17 Бюджетного кодекса, посвященная государственным внебюджетным фондам, содержит определение их правового статуса, порядок составления, утверждения и контроля исполнения их бюджетов.

Федеральный фонд ОМС создан совместно органами законодательной и исполнительной власти РФ, которым и подотчетен.

Федеральный и территориальные фонды ОМС в соответствии со ст. 12 Закона созданы для реализации государственной политики в области ОМС, они являются самостоятельными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями.

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» от 29.07.98г № 857 утвержден Устав ФОМС, в соответствии с которым его основными задачами являются:

    финансовое обеспечение установленных законодательством РФправ граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС;

    обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках программ ОМС;

    аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.

Основные функции ФОМС:

    осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС по обеспечению финансирования программ ОМС;

    разрабатывает и вносит предложения о размере взносов на ОМС;

    осуществляет с ТФОМС и органами государственной налоговой службы РФ контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды ОМС;

    осуществляет совместно с ТФОМС контроль за рациональным использованием средств в системе ОМС, в том числе путем проведения проверок и ревизий;

    осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС;

    вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов по вопросам ОМС;

    осуществляет сбор и анализ информации о финансовых средствах системы ОМС, и представляет материалы в Правительство РФ;

    участвует в разработке базовой программы ОМС.

Кроме того, обеспечивает изучение опыта, проведение научно-исследовательских работ по вопросам ОМС.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства Федерального фонда ОМС образуются за счет:

    части единого налога на вмененный доход для определенныхвидов деятельности в установленном законом порядке;

Федеральный фонд ОМС ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.

Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором. Правление Федерального фонда в составе 11 человек утверждается Правительством РФ со сроком полномочий 3 года. В его состав могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.

К компетенции правления Федерального фонда, в частности, относится решение следующих вопросов:

    утверждение перспективных планов работы;

    рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда и отчетов о его исполнении;

    утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий;

    деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы;

    рассмотрение проектов базовой программы ОМС;

Директор и первый заместитель директора Федерального фонда ОМС назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ- Директор осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен Правлению Федерального фонда.

Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Кроме того, правление по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.

Территориальные фонды ОМС созданы на территории каждого субъекта РФ органами законодательной и исполнительной власти субъекта, которым и подотчетны.

Согласно Положения о ТФОМС, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. № 4543-1, основными задачами ТФОМС являются:

    Обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;

    Обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав в системе ОМС;

    Обеспечение всеобщности ОМС граждан;

    Достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;

    Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.

Основные функции ТФОМС:

    Аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на ОМС граждан;

    Осуществляет финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями;

    Выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение ОМС;

    Предоставляет кредиты страховщикам при обоснованной нехватке средств;

    Разрабатывает правила ОМС территории.

А также участвует в разработке территориальной программы ОМС и тарифов на медицинские услуги по ОМС, осуществляет контроль за рациональным использованием средств ОМС, выполняет другие функции, относящиеся к функционированию системы ОМС.

Руководство деятельностью территориальных фондов ОМС осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.

В состав правления входят представители законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, в том числе от финансовых органов, органов управления здравоохранением и социальной защиты, а также представители профессиональной медицинской ассоциации, профсоюзов, страхователей.

В функции правления входит:

    определение перспективных задач ТФОМС;

    участие в согласовании с соответствующим органом исполнительной власти кандидатуры на должность исполнительного директора;

    согласование территориальной программы ОМС;

    установление порядка отчисление финансовых средств в ТФОМС его филиалами;

    утверждение годовых отчетов о деятельности ТФОМС;

    представление на утверждение в органы государственной власти нормативные акты по совершенствованию системы ОМС;

    формирование ревизионной комиссии.

Кандидатура исполнительного директора ТФОМС, правила ОМС субъекта РФ утверждаются соответствующим органом исполнительной власти. Исполнительный директор формирует исполнительную дирекцию ТФОМС, структура и состав которой также утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.

В период между заседаниями правления исполнительная дирекция решает все вопросы деятельности ТФОМС, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления.

Для выполнения своих задач ТФОМС может создавать в городах и районах субъекта РФ филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором ТФОМС.

Финансовые средства территориальных фондов ОМС образуются за счет:

    части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством РФ;

    части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законом порядке;

    страховых взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение;

    иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ.

    финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Из поступивших на счета территориального фонда средств части ЕСН, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в территориальный фонд, страховых взносов на ОМС неработающего населения ТФОМС осуществляет:

    финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;

    оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом (в случае осуществления ОМС территориальным фондом);

    финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;

    формирование нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС на территории субъекта;

    формирование средств, предназначенных на обеспечение им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому по согласованию с правлением ТФОМС.

Контроль за деятельностью территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Кроме того, правление по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности территориального фонда, осуществляемую специализированной организацией имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам представительной и исполнительной власти субъекта РФ.

Фонды обязательного медицинского страхования - денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование - это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования .

Основное назначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования - финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах РФ в рамках ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ.

В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных учреждений (сметное финансирование) к финансированию услуг, которые те предоставляют населению (нормативно-подушевое финансирование), обязательное медицинское страхование рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. Участие страховых медицинских организаций (негосударственных институтов) и обеспечении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи также отвечает перспективным направлениям совершенствования управления государственными и муниципальными финансами.

Программными документами на долгосрочную перспективу 1 (Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 год) предусмотрен постепенный переход за счет увеличения объема средств, концентрируемых в фондах обязательного медицинского страхования, к одноканальному финансированию учреждений здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования.

В Законе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом 2 , территориальных фондов - в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов РФ 3 .

Доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:

1) страховых взносов, уплачиваемых работодателями на обязательное медицинское страхование (до 2010 г. - единого социального налога и заменяющих его налогов в рамках специальных налоговых режимов);

2) трансфертов из федерального бюджета:

а) субсидий на обязательное медицинское страхование неработающих (детей;)

б) субсидий (до 2009 г. также субвенции), связанные с отдельными расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в рамках социальной помощи),

в) дотаций на покрытие дефицита бюджета Фонда;

3) доходов от размещения временно свободных средств Фонда, включая средства нормированного страхового запаса 4 ;

4) добровольных взносов юридических и физических лиц;

5) других поступлений.

Структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования постоянно менялась, так как начиная с 2005 г. в Фонд направлялись разные по составу и объему трансферты из федерального бюджета (на дополнительное лекарственное обеспечение, дополнительную оплату труда участковых врачей в рамках Национального проекта, на реализацию пилотного проекта, связанного с переходом на одноканальное финансирование и т.д.).

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса. К расходам Фонда относится также трансферт Фонду социального страхования Российской Федерации.

За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию . Так, в 2002 г. была профинансирована целевая программа по охране материнства и детства.

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования условно можно разделить на две группы:

1) финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования;

2) отдельные расходы, связанные с обязательствами Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения и социальной помощи.

Основную часть доходов территориальных фондов составляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан (до 2010 г. - поступления от единого социального налога и заменяющих его налогов), взносы на обязательное медицинское страхование неработающих граждан (они поступают из бюджетов субъектов РФ), а также трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (субсидии на обязательное медицинское страхование детей, дотации на выполнение территориальной программы и др.). Структура доходов территориальных фондов дифференцирована по различным субъектам РФ в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и соответственно объема трансфертов из Федерального фонда. В целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхования преобладают поступления от работодателей на обязательное медицинское страхование работающих граждан над поступлениями за неработающих. Недопоступление средств из бюджетов субъектов РФ приводит к дефициту территориальных программ обязательного медицинского страхования, который покрывается за счет дотаций из Федерального фонда. Чтобы увеличить объем поступлений на обязательное медицинское страхование, рассматриваются варианты введения минимального размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающих и неработающих граждан.

Расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированием территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций,
выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

Основным направлением расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством РФ в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

Управленческие расходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах РФ, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции страховщиков.

В состав расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения . Вместе с тем ряд экономистов высказывают мнение, что финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает основной принцип медицинского страхования: «Деньги следуют за пациентом» 5 .

Движение средств в системе обязательного медицинского страхования представлено на рис. 15.1. Суммы страховых взносов работодателей зачисляются на счет, открытый управлению Федерального казначейства. Управление Федерального казначейства платежными поручениями перечисляет средства на счета Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования формируются за счет поступлений из бюджетов субъектов РФ, а также дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В дальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают из территориальных фондов в страховые медицинские организации для оплаты фактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

Рис. 15.7. Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

1 Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, проект Бюджетной стратегии Российской Федерации до 2023 года.
2 Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857. Он сменил действовавшее с 1993 г. положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.
3 См. также Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1.
4 Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием территориальных программ обязательного медицинского страхования. Расходование средств нормированного страхового запаса определяется постановлениями Правительства Российской Федерации.
5 Доклад на коллегии Министерства здравоохранения РФ «Об итогах работы органов и учреждений здравоохранения в 2001 г. и задачах л совершенствованию медицинской помощи населению в соответствии с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.)».


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то