Нужно ли разрешение на строительство дома на собственном участке? Как получить разрешение на строительство дома на своем дачном участке? Можно ли строить частный дом без разрешения на строительство, что нас ждет при оформлении документов на дом? Начало ст.

Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.

Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие - застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта . То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.

Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей - можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.

Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:

  • отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
  • отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
  • реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.

Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.

Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта - незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил . Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.

Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.

Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:

  • строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
  • .

Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.

Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.

Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.

Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других) . Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы - ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.

Рассмотрим ситуацию.

В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек . К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки. Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства , то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску .

Если у Вас есть сомнения - является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.

Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.

Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).

Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования .

Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.

Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.

Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования. То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.

Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.

Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется .

Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.

Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.

Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.

Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.

Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.

Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.

Для возведения на участке зданий и сооружений потребуется разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации установленным требованиям, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке.

Разрешение выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка после проверки планировочных решений размещения объекта строительства, объектов инфраструктуры, элементов озеленения и иных конструкций на участке.

Согласно Градостроительному Кодексу, выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

Строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для личного пользования - ведения садоводства или дачного хозяйства;

Строительства и реконструкции объектов, не являющихся капитальными - киосков, навесов, металлоконструкций без фундамента, козырьков, шатров, палаток и других, строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования,

Изменения объектов капитального строительства или их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности.

Без разрешения на строительство строить нельзя

По действующему градостроительному законодательству на земельном участке возводить объекты капитального строительства без определенного назначения или с назначением не совпадающим с целью использования земельного участка запрещено.

Разрешение на строительство должно быть получено до начала строительства в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке.

Земельный участок должен иметь вид разрешенного использования совпадающий с целями строительства здания, указанного в разрешении на строительство, выданного местной администрацией.

Прав собственности на земельный участок должны быть определены в виде собственности, аренды, безвозмездном пользовании и участок определен в границах (отмежован, определен по поворотным ключевым точкам, поставлен на кадастровый учет с уточненными границами), не образуя состава земель с неразграниченной собственностью.

В случаях нарушения вышеуказанных правил застройки территории усматривается самовольный захват земельного участка, нецелевое использование указанного земельного участка, строительство без разрешения на строительство.

Начатые или возмеденные строения с указанными выше нарушениями по искам прокуроров могут быть снесены за счет возводившего их лица или собственника земельного участка.

Для защиты прав могут быть приняты обеспечительные меры в виде запрета строительства до разрешения дела в суде.

Суд вправе дать срок для сноса незаконного объект капитального строительства с наложением штрафной санкции за нарушение сроков сноса в фиксированной или кратной сумме за каждый день такого нарушения до фактического исполнения судебного акта.

Одной из главных проблем многих застройщиков является желание начать процесс строительства как можно быстрее, без получения разрешения от уполномоченных органов. Однако такой подход опасен, ведь за возведение объекта без соответствующего разрешения со стороны уполномоченных структур следует наказание. Итогом таких действий могут быть не только проблемы с завершением строительства и вводом постройки в эксплуатацию, но и весьма крупный штраф. Вот почему оформление разрешения должно стать первостепенной задачей, а уже после – строительство.

Для начала стоит поднять ряд вопросов, которые касаются «сухой» административной части законодательства. Итак, строительство допускается после выполнения следующих шагов:

  • Оформление прав на земельный надел, на котором планируется строительство. Несмотря на видимую малозначительность, именно эти документы проверяются в первую очередь, а их отсутствие может с легкостью стать причиной отказа в выдаче разрешения.
  • Оформление проекта будущего сооружения. Именно по этой документации будет возводиться (реконструироваться) объект. Важно, чтобы вопросом составления бумаг занимались профессионалы, ведь от итогового результата во многом зависит успех ввода объекта в работу.
  • Согласование проекта. Это требование вытекает из пункта, прописанного выше. Чем профессиональнее и опытнее исполнитель, тем меньше ошибок будет в документах, тем проще решается вопрос с получением разрешения. Сэкономив на этапе создания документа, можно получить некачественную постройку на выходе и множество проблем в вопросах согласования.
  • Получение разрешения. Если к предъявленным для рассмотрения бумагам нет претензий, то уполномоченная структура выдает разрешение на осуществление строительства.
  • Получение ордера, позволяющего организовывать земляные работы. Это последний организационный этап, после которого можно смело приступать к возведению объекта.

Выше рассмотрено минимальное число этапов, которые должны быть пройдены застройщиком перед началом работ. В каждом из них есть еще группа подэтапов, на описание которых может уйти не один лист А4. Получается, что на выполнение всех работ может уйти не один месяц. Логично, что застройщики стараются всеми силами ускорить процесс.

Преимущество имеют только те застройщики, которые возводят некапитальные постройки. При таком развитии событий разрешения на строительства не надо, что снижает временные затраты на прохождение бюрократических процедур. Но как действовать остальным компаниям? На практике большая часть застройщиков «стартуют» заблаговременно, до получения разрешений. Такой подход грубо нарушает законодательство в градостроительном секторе. И здесь стоит быть готовым к получению штрафа, размер которого может быть весьма существенным (об этом ниже).

Теперь о цифрах

Выше рассмотрены требования и нормы законодательства в сфере возведения объектов строительства. Из сказанного выше можно сделать вывод, что без разрешения начинать строительство запрещено. Теперь стоит разобраться, какое же наказание ждет застройщиков, начавших выполнять работы без разрешения. По законодательству (Кодексу РФ об административных нарушениях) начало строительства в такой ситуации противоречит законодательству. В упомянутом кодексе есть статья 9.5, в которой рассмотрено наказание за нарушение прописанного порядка возведения или реконструкции объекта, а также его ввода в работу. Если верить статье, то строительство без разрешения влечет за собой весьма серьезные санкции:

  • Если нарушитель является физлицом, то есть обычным гражданином, то придется выложить 2-5 тысяч рублей.
  • Если нарушителями выступают должностные лица, то размер штрафа выше – от 20 до 50 тысяч рублей.
  • Для граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью (например, для ИП), штраф составляет 20-50 тысяч рублей. Кроме финансового наказания нарушитель может быть лишен права ведения деятельности на срок до трех месяцев.
  • Юридические лица «страдают» больше всего. Если строительство было начато без разрешения юрлицами, то финансовое наказание составляет от 500 тысяч до миллиона рублей. Как и в прошлом случае, возможно более серьезное наказание – приостановление деятельности на период до трех месяцев.

Как видно, нарушение требований законодательства выливается нарушителю в круглую сумму. Особенно это актуально для юрлиц, размер штрафа которых достигает «заоблачной» суммы в один миллион рублей.

Какие еще штрафы ожидают застройщиков? Здесь стоит вернуться к тексту Кодекса РФ, который упоминался выше, и изучить другую статью – 7.14. В ней прописано, что проведение работ строительного, мелиоративного, земляного или хозяйственного характера без разрешения соответствующей госструктуры запрещено. Но есть оговорка, что это требование не распространяется на случаи, при которых получение разрешения не является обязательным.

Упомянутая статья актуальна для всех, кто выполняет работы по реконструкции уже существующих зданий, относящихся к группе объектов культурного наследия населенного пункта или целого региона. При нарушении этой статьи размер штрафа будет другим:

  • физлица (обычные граждане) вынуждены будут заплатить 1-1,5 тысячи рублей;
  • должностные лица караются более серьезно – 2-3 тысячами рублей;
  • юрлицам придется заплатить в случае нарушения 20-30 тысяч рублей.

Отдельно стоит отметить и вопрос целевого назначения участка, на котором ведется строительство. Часто этому моменту не уделено должного внимания, что считается грубой ошибкой со стороны строительных компаний. Если застройка осуществляется не с учетом целевого назначения земельного надела и не по правилам применения, то за это также придется заплатить:

  • физлицам (обычным гражданам) придется раскошелиться на 1-1,5 тысячи рублей;
  • должностным лицам – на 2-3 тысячи рублей;
  • юрлицам – на 40-50 тысяч рублей.

Нельзя не отметить положения кодексов, которые действуют на региональных уровнях. Здесь также предусматривается наказание за возведение здания без разрешения соответствующих властей. Как правило, наказание в случае прокладки кабельной продукции, возведение сооружения или переустройство здания без разрешения подразумевает наложение административного наказания:

  • обычные граждане вынуждены будут выплатить 2-4 тысячи рублей;
  • должностным лицам придется «раскошелиться» на 5-10 тысяч рублей;
  • юрлица отдадут 50-100 тысяч рублей.

Следующее нарушение касается сроков направления сообщения о начале строительных работ. Так, если застройщик несвоевременно уведомил соответствующую госструктуру о старте работ по возведению (реконструкции) здания, то здесь предполагается следующее административное наказание:

  • для физлиц штраф составит 0,5-1,0 тысячу рублей;
  • для сотрудников учреждений (должностных лиц) – 10-30 тысяч рублей;
  • для ИП – 10-40 тысяч рублей;
  • наибольший размер штрафа предусмотрен для юрлиц, которые вынуждены будут оплатить 100-300 тысяч рублей.

Если застройщик возобновил процесс выполнения работ до устранения ранее выявленных нарушений со стороны государственного стройнадзора, то здесь также придется расстаться с определенной суммой:

  • гражданам – 2-5 тысяч рублей;
  • должностным лицам – 20-30 тысяч;
  • ИП – 10-40 тысяч;
  • юрлицам – 50-100 тысяч.

В последних двух случаях нарушитель может быть лишен права ведения деятельности сроком на 3 месяца.

Если строительная компания получила разрешение на ввод сооружения, но при этом не все заключения были получены, то должностное лицо, принявшее подобное решение, будет вынуждено расстаться с 20-50 тысячами рублей.

Последний момент касается эксплуатации здания. Использовать здание запрещено без получения соответствующего разрешения. При этом граждане, должностные лица или юрлица наказываются следующими штрафами – 0,5-1,0 тысячи рублей, 1-2 тысячи рублей, а также 10-20 тысяч рублей соответственно.

Итоги

Часто застройщики игнорируют требования законодательства и оказываются в административной «ловушке». Чтобы избежать таких проблем, достаточно точно соблюдать требования законодательства и не форсировать события в процессе возведения сооружения. Зачастую проще сдать объект позже, чем потерять крупную сумму и столкнуться с рядом проблем в процессе ввода здания в эксплуатацию.

На собственном земельном участке владелец может построить индивидуальный жилой дом – это одна из составляющих права собственности. Однако существует ряд формальностей, которые следует соблюсти, в противном случае самовольную постройку государство может потребовать снести. Ранее было необходимо получение разрешения на строительство, однако с 4 августа 2018 года этот документ отменен для объектов ИЖС и садовых домиков.

Таким образом, только до 3 августа была предусмотрена выдача такой формы, как разрешение на строительство дома на собственном участке, в 2019 году документы применяются иные (с поправкой на переходные положения и соответствие объекта установленным параметрам). Расскажем, какой порядок согласования «дачного строительства» пришел на место разрешительному.

Что такое разрешение на строительство и чем оно заменено в настоящее время?

Нужно ли разрешение на строительство дачного дома в СНТ в 2019 году? Нет, получать такой документ при строительстве индивидуального жилого дома или садового домика не требуется в силу указания ст. 51, ч. 17 п. 1), 1.1) Градостроительного кодекса. Это же правило распространяется и на реконструкцию, для ее производства также не нужно отдельное разрешение.

Однако государство все же должно получать информацию о строительстве, это необходимо для контроля за застройкой территории, кроме того, у органов местного самоуправления есть свои отдельные планы и архитектурные проекты.

Разрешительный порядок в настоящее время заменен уведомительным. В Градостроительный кодекс внесены соответствующие изменения в соответствии с законом ФЗ-340 от 03.08.2018г. Строительство дома без разрешения на строительство теперь возможно, однако следует проинформировать органы власти о своих намерениях, направив уведомление о планируемом строительстве.

Уполномоченный орган исполнительной местной власти или орган местного самоуправления рассматривает уведомление и либо согласует строительство, либо отказывает в этом (документ о согласовании или отказе в нем также называется уведомлением и направлен он должен быть в строго установленный срок). После завершения всех мероприятий по постройке требуется предоставить уведомление об окончании строительства, без этого зарегистрировать право собственности не получится.

Именно таким образом реализуется уведомительный порядок. Нельзя не заметить, что выполняется на практике он гораздо проще, чем разрешительный. Теперь гражданин может не задаваться вопросом «как получить разрешение на строительство дома», он просто посылает уведомление по установленной форме.

Законодательная основа и основные изменения

Разрешение на строительство индивидуального жилого дома в 2019 году отменено, так же как и садового. Но следует разобраться в терминах, что подразумевает в этом случае закон.

Во-первых, стоит уточнить, что со дня введения в действие нового ФЗ о садоводстве и огородничестве с 01.01.2019г. все виды разрешенного использования типа «дачный земельный участок», «участок для садоводства» считаются равнозначными. То есть, все участки в СНТ, с назначением «ЛПХ» и т.п. считаются выделенными и приобретенными для садоводства или огородничества. При этом строительство жилых и садовых домов предусмотрено только на садовом участке.

Разрешение на строительство частного дома не требуется в том случае, если планируемый для возведения объект отвечает следующим критериям:

  • это отдельно стоящее здание;
  • этажность — не более 3;
  • высота строения — не более 20 метров;
  • состоящее из комнат и вспомогательных помещений, предназначенных для проживания и бытового использования;
  • помещение не предназначено для раздела на самостоятельные объекты.

Если эти требования соблюдены не будут, разрешение на строительство с предоставлением проекта потребуется.

Строительство дома в СНТ обычно осуществляется по более простым технологиям. Согласно закону, под садовым домом понимается помещение, пригодное для сезонного использования и предназначенное строго для удовлетворения бытовых нужд, связанных с временным в нем пребыванием.

Следует также учесть, что дачная амнистия может быть продлена до 1 марта 2022 года. Она предусматривает регистрацию дачного жилья без дополнительного предоставления акта на ввод в эксплуатацию. Если новый закон примут, то объекты, построенные до 04.08.2018 г., можно будет зарегистрировать только по техплану и декларации. Если строительство началось после 4 августа 2018 г., то без предоставления уведомлений не обойтись.

Все вышеперечисленные требования едины для всей страны, нет исключений для Москвы или Калининграда, и местные органы никаких поправок и изменений в порядок, установленный Федеральными законами вносить не вправе.


Порядок действий при начале и окончании строительства

Итак, принято решение построить дом. Где получить разрешительные документы от государства? Если помещение планируется меньше 4 этажей и ниже 20 метров, никакого разрешения не требуется. Достаточно подать уведомление о планируемом строительстве. Необходимо указать следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные;
  • кадастровый номер участка, описание его местоположения и адрес;
  • сведения о праве собственности или ином праве на землю;
  • сведения о виде разрешенного использования участка;
  • параметры планируемого объекта строительства;
  • подтверждение того факта, что он не предназначен для последующего раздела;
  • контакты.

К уведомлению необходимо приложить описание внешнего облика планируемого здания.

Направить форму можно несколькими способами:

  • лично отнести;
  • через МФЦ;
  • через портал Госуслуги;
  • по почте.

В течение 7 рабочих дней уполномоченный орган рассматривает обращение и принимает решение о выдаче уведомления о соответствии параметров объекта установленным параметрам и допустимости его размещения или же о несоответствии и недопустимости. В последнем случае зарегистрировать помещение впоследствии не удастся. Но подобное уведомление выдается только в крайних случаях: нарушение документации о планировке территории, правил землепользования; несоответствие помещения назначению участка; бланк подал не собственник. Если бланк не был направлен в указанный срок, считается, что на обращение гражданина дан утвердительный ответ.

Через месяц после окончания строительства необходимо об этом уведомить власти. Также нужно приложить техпаспорт, для получения которого потребуются отправленные и полученные уведомления. После чего, по действующим сейчас правилам, уполномоченный местный орган стройнадзора направляет документы о построенном объекте в Росреестр для регистрации права собственности. На практике это неудобно, вызывает лишнюю бюрократическую волокиту.

Новый законопроект № 707989-7, внесенный на рассмотрение Госдумы 14.05.2019, предусматривает изменения этого порядка. Предлагается предоставить гражданам решать самим: обратиться в Росреестр для регистрации прав лично либо оставить это обращение органам стройнадзора.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то