Что относится к прямым налогам — перечень. Смотреть страницы где упоминается термин подворный налог Подворное обложение прямыми налогами

Податная реформа 1718-1724 годов

Законодательство Петра I напрямую не вмешивалось в отношения между помещиками и крестьянами. Однако проведенная в 1718 г. в стране податная реформа, заменившая подворное налогообложение на подушное, являлась важнейшей вехой в развитии крепостного права в России после Соборного уложения 1649 г. Если законодательство Алексея Михайловича вводило крепостное состояние для основной массы сельского населения, владельческих крестьян, то реформа Петра I распространила крепостную зависимость на свободных, «гулящих людей» и на холопов, которые имели возможность стать свободными после смерти господина. В процессе проведения податной реформы возникла новая категория государственных крестьян, в состав которых вошли черносотенные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, ясачные люди Среднего Поволжья и однодворцы южных уездов, общей численностью около 1 млн душ мужского пола.

Самое существенное преобразование налоговой системы Петра состояло в замене подворного обложения подушной податью. Подворное обложение было введено в России с 1679 г., и подать взималась с крестьянского двора. Такая система сбора налогов имела изъяны - она, во-первых, не учитывала численность мужского населения по дворам, а во-вторых, при таком обложении взрослые сыновья перестали отделяться от родителей.

Для осуществления податной реформы правительство в 1718 г. приступило к проведению подушной переписи населения, которую сумело завершить к 1724 г. и которая отныне стала называться ревизией. Первоначально обязанность подачи ревизских сказок была возложена на помещиков и монастыри, но вскоре к осуществлению переписи пришлось привлечь особых офицеров, за каждым из которых ехал палач с кнутом и виселицей. Для уклонявшихся применялись меры наказаний вплоть до смертной казни. Ревизия учла 5,6 млн душ мужского пола, в том числе 5,4 млн крестьян, 183,4 тысячи посадских, 515 тысяч неподатных. Общая же численность населения обоего пола России, включая Украину, Сибирь и Прибалтику, составляла 15,5 млн человек.

Содержание армии было возложено на крестьян, флота - на посадских. Всю необходимую сумму делили строго арифметически на число налогоплательщиков, к которым отныне относили не дворы, а души мужского пола. Получалось, что крестьянин уплачивал в казну 74 копейки в год, а горожанин - 1 рубль 14 копеек. Государственных крестьян правительство обязало сверх того платить 40-копеечный оброк, аналогичный взносам крепостных крестьян своим владельцам. Новый налог усиливал тяжесть тягла примерно в 2,5-3 раза. Подушный налог вносился за нетрудоспособных и малолетних членов мужского пола семьи. После введения подушной подати бюджет страны возрос до 8500 тысяч рублей. Главная приходная статья, подушный налог, дал в 1724 г. большую половину этой суммы - 4600 тысяч рублей. Остальные поступления формировались за счет косвенных налогов, таможенных и кабацких сборов, усиления сети государственных монополий (вино, мех, табак, икра, соль). Одновременно с этим вводилась паспортная система для крестьян, уходивших на заработки дальше 30 верст. Вместе с указом 1721 г., десятикратно увеличившим штраф за содержание беглого, она ужесточила борьбу со стихийным оттоком населения на окраины.

Для изыскания новых налоговых поступлений в казну Петр I ввел в 1704 г. специальную должность «прибыльщиков», уполномоченных для установления новых объектов налогообложения. Возглавлял их Александр Курбатов. В числе налогов был даже налог с бороды: дворянин платил в размере 60 руб. в год, а купец 1-й гильдии - 100 руб. Всего к 1724 г. насчитывалось около 40 видов косвенных сборов. Вводились и прямые налоги - рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы».

Прямые налоги были главными и ими облагались только податные («подлые») сословия. К податному населению относились крестьяне и горожане - они платили налог в казну. Освобождались от налогов дворяне и духовенство.

К перечню прямых налогов в России относят фискальные платежи, которые связаны непосредственно с итогом осуществления хозяйственно-финансовой деятельности, а также ростом стоимости имущества, оборотами капитала, повышением ренты. Такие сборы прямо пропорциональны платежеспособности частного либо юридического лица. Вопрос расчета

Их преимущество в простоте адаптации к размеру семьи, возрасту гражданина, доходу и т.п. Для наглядности уточним, что к ним относятся: подоходный, на имущество, прибыль, платежи за пользование природными ресурсами.

Бремя таких налоговых платежей сложно перенести на конечного потребителя. Из перечисленного списка проще всего дела обстоят со сборами на земельный участок и прочую недвижимость.

Косвенные налоги и прямые налоги — деление понятий, различие, примеры

В чем различие и что такое косвенные и прямые налоги , — попробуем разобраться.

Прямые налоги и весь их перечень служат надбавкой к цене. Они исчисляются в зависимости от величины добавленной стоимости, товарного оборота, проведенных работ и оказанных услуг.

Косвенные платежи формируются из хозяйственных актов и оборотов, денежных операций (в частности, НДС, пошлина на таможенные операции, на операции с акциями, облигациями и пр.).

Акциз относится к косвенным платежам. Это федеральный платеж, напоминающий налог с продажи. Только акциз платится не со всех товаров, а только с избыточных. С реализации табачных изделий, алкоголя, косметических препаратов и пр.

Любой косвенный налог из перечня отражается на покупателе в зависимости от эластичности спроса на облагаемую продукцию. Чем спрос не эластичнее, тем большая часть платежа перекладывается на покупателя. Когда предложение более эластичное, тем меньшая часть налогового бремени перекладывается на потребителя, а львиная доля выплачивается за счет вырученной прибыли.

В отличие от прямых, у косвенных небольшие размеры. Собираемость последних выше, поскольку они определяются степенью розничной или оптовой реализации.

Косвенные сборы называют также безусловными. Так как, они не зависят напрямую от дохода налогоплательщика и взимаются независимо от того получен убыток или прибыль.

Самым простым примером служит подоходный. В случае с предприятием, это налог на заработанную прибыль, можно сказать чистый доход. Оба эти платежа прямые и реальные. Поясним, что к реальным относятся сборы, собираемые с конкретных видов имущества и доходов.

Прямые и косвенные налоги их виды и характеристика — перечень

К таким видам относятся следующие для организации сборы:

  • корпорационный или уже упомянутый налог на прибыль;
  • на имущество;
  • земельный.

Прямые налоги с населения:

  • подоходный;
  • с имущества;
  • на собственников транспортных средств.

Еще раз подчеркнем, что они уплачиваются с имущества, а личные – с полученного дохода. В данном случае, в качестве признака классификации служит не объект налогообложения, а то обстоятельство, учитывается ли при исчислении фискального сбора платежеспособность лица.

Реальные начисления не учитывают уровня платежеспособности плательщика. Объясним почему. Они рассчитываются независимо от этого фактора. А личные, напротив, находятся в прямой зависимости от величины дохода. В качестве простого примера: при нулевой зарплате вам не нужно платить подоходный. А вот, если имеется недвижимость в собственности, то сбор начисляется вне зависимости от того, есть ли источники для его выплаты.

Транспортный — это косвенный или прямой налог?

Транспортный — прямой и имущественный сбор из перечня того, что представлен в нашей стране. Он взимается со всех владельцев автотранспорта. Ими выступают физические, юридические лица и ИП.

Подоходный

Налоговый сбор на доходы граждан или, как чаще говорят, подоходный - это главный вид из перечня прямых налоговых платежей, пополняющих государственную казну. Он рассчитывается в процентах от общего дохода частных лиц за минусом официально подтверждённых расходов.

НДФЛ платят с доходов:

  • от продажи дома или квартиры, находившихся в собственности меньше 3-х лет;
  • от аренды имущества;
  • полученных за пределами Российской Федерации;
  • от разного типа выигрышей.

В указанных случаях, законом предусмотрено заполнение соответствующей декларации.

НДС

НДС - косвенный платеж из перечня тех, что взымаются в пользу государства. Отчетный период – квартал. Кто его исчисляет? Продавец при реализации товаров клиенту. Для последнего НДС, по сути, напоминает сбор с продаж. Почему? Продавец суммирует его к стоимости реализуемой продукции или предоставленной услуги.

Но в отличие от налогового сбора с продажи, если покупатель также выступает плательщиком НДС — покупает эти товары либо услуги для использования, скажем, в последующей перепродаже то он при расчете суммы своих бюджетных обязательств, имеет право вычесть, ту величину, которую он уже выплатил поставщику.

Указанный платеж является косвенным. Но обязанность по его оплате в итоге ложится не на торговцев, а на рядовых покупателей.

Перевод всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения

Общая перепись 1646 г., поголовно укрепляя крестьян за владельцами без срока давности для розыска беглых, вместе с тем переводила прямое обложение с сошного письма на подворное обложение. Основанием подворного податного обложения служили переписные книги , составленные в ходе проведения повторнойподворной переписи 1678-1679 гг . Они описывали рабочие силы, которые платили подать: тяглые дворы и население. Таким образом, со времени закрепощения крестьян в сфере сельскохозяйственного производства налогом облагалась уже не земля, а рабочие руки с их инвентарем.

Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные.

Крепостное право разбило все тяглое население страны на два разряда: вольные городские и сельские жители платили подать целиком государству, а крепостные делили свой труд между казной и землевладельцем. Переход к подворному обложению помог казне найти новых налогоплательщиков: с подворной переписи 1678 г. началось зачисление холопов по их дворам в тягло наравне с крестьянами.

Согласно подворной переписи 1678 г., к последней четверти XVII в. в стране насчитывалось 888 тыс. городских и сельских тяглых дворов. Из них посадские и черные (вольные) крестьянские дворы составляли – 10,4%, церковные, архиерейские и монастырские – 13,3%, дворцовые – 9,3%, боярские – 10%, дворянские – 57%. 5 Переписными книгами 1678 г. правительство пользовалось при расчете податного обложения населения даже при Петре I.

Реформы Петра I

Начавшееся на рубеже XVI и XVII вв., юридическое прикрепление крестьян к земле продолжалось до начала XVIII в. и фактически завершилось при Петре I.

В 1718 г. Петр дал указание произвести ревизию – подушную перепись населения с тем, чтобы распределить «по душам» содержание армии, которую он сделал регулярной и всесословной. Работы эти продолжались вплоть до кончины Петра в 1725 г. и закончились значительными переменами в жизни государства.

Во-первых, был крайне упрощен общественный состав русского общества. Все промежуточные слои населения, в том числе и класс вольных людей, были ликвидированы путем переведения в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей. В тягловое состояние были переведены и холопы. Из этих же слоев происходила, в основном, и вербовка солдат в армию. В результате в крепостной неволе, близкой к состоянию полного холопства, оказалась большая часть населения страны.

Во-вторых, была введена подушная система налогообложения , заменившая подворную. К платежам было привлечено все трудоспособное население страны, что привело к заметному увеличению доходов государства. С введением подушной подати отпала необходимость в количественном и качественном учете конкретных угодий. Были прекращены кадастровые описания земель, ликвидирован Поместный приказ. Вотчинная коллегия, созданная на его базе, занималась только разбором дел и укреплением прав на недвижимое имущество, а межевания осуществлялись теперь только по указаниям учреждений или по просьбам частных лиц. Это привело к сокращению государственных расходов на сбор налогов и, вместе с тем, к путанице в земельных отношениях и возникновению новых земельных споров.

В-третьих, Петр юридически соединил черты вотчинного и поместного владений, создав новый вид землевладения – наследственного, неделимого, служилого. Было введено новое понятие «недвижимая собственность», или «имение».

Еще одним важным преобразованием Петра I стала секуляризация, или ограничение монастырского, церковного землевладения и изъятие части этих земель в пользу государства. Секуляризация земель продолжалась и в эпоху Екатерины II, когда в 1764 г. в казну было передано около 1 млн. душ мужского пола синодальных, монастырских и церковных крестьян. После этого указа крестьяне вместо повинностей в пользу синода, архиерейских кафедр и монастырей стали платить государственный оброк.

К числу важнейших мероприятий этой эпохи относятся также межевание прибалтийских земель и составление карты России.

Иван Грозный (1530-1584) умножил государственные доходы лучшим порядком в собирании налогов. Земледельцы при нем были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях.

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Со времени Ивана Грозного в промышленных местах раскладка податей стала производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги - для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. И здесь новгородцу дается преимущество перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.



В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено.

№51 Подворная система налогообложения

Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.

Сменило посошное обложение. Правительство определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати - двор. Власти оп ределяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть государственного бюджета ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства, наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.

Подворное обложение - распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть населения, жившего в сёлах и деревнях. Там единицей обложения была «соха»: участок земли, обрабатываемый одним плугом или сохой (Сошное письмо).

Посошное обложение не учитывало массу населения, не имеющего пахотной земли (задворных и деловых людей, половников и др.). С 30-х гг. XVII в. правительство делало попытки и на селе облагать дворы, но это были отдельные чрезвычайные меры для пополнения казны.

Подворное обложение система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства. С 30-х гг. 17 в. двор периодически становился единицей обложения некоторыми прямыми и чрезвычайными налогами. После переписи населения в 1676-78 и составления переписных книг правительство в 1679 заменило посошное обложение подворным обложением, что увеличило контингент налогоплательщиков за счёт включения в их число ряда категорий населения, ранее не плативших налоги. Наиболее высокие ставки налогов со двора платили посадские люди и черносошные крестьяне, значительно более низкие - частновладельческие крестьяне, т.к. правительство учитывало их платежи своим владельцам. Общую сумму налогов по подворному обложению определяло правительство, а крестьянская община и посад имели право раскладки налогов между дворами - членами общины, исходя из их состоятельности.

В 1676-1678 гг. царь Фёдор Алексеевич провёл перепись населения страны по дворам. На основании | составленных при этом переписных книг в 1679 г. подворное обложение было введено по всей стране. Единый налог, который должны были собирать и доставлять в Москву выборные «целовальники» (целовавшие крест, что i не будут воровать), назывался «стрелецкими деньгами», так как шёл на содержание армии. Лично свободные посадские люди и черносошные крестьяне платили больше, крепостные крестьяне - меньше, поскольку они должны были ещё содержать своего помещика или вотчинника.

Общая сумма налогообложения была снижена, число облагаемых лиц значительно увеличилось, но этого оказалось недостаточно, недоимка по налогу накапливалась, на Земском соборе 1681-1682 гг. царь поставил вопрос об усовершенствовании подворного обложения. В соответствии с решением Собора общая сумма налога была снижена на треть, а в его распределении по уездам введена пропорциональная доходам система: более развитые районы должны были платить в расчёте на двор больше, чем бедные. Облегчение прямого обложения способствовало экономическому развитию страны и многократному увеличению доходов казны от косвенных | налогов (прежде всего, торговых пошлин). С началом Северной войны в 1701 г. этот экономический рост был задушен введением массы экстренных налогов, а в 1724 г. подворное обложение было заменено в России значительно более тяжёлой подушной податью (на каждого мужчину). На Украине и в Белоруссии подворное обложение сменилось подушным только во второй половине XVIII в.

Налоговые реформы Петра Великого. Подушная система налогообложения.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то