Валютный отдел сбербанка. Валютный контроль сбербанк

Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования.

В Законе РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” определена цель валютного контроля - это обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Как было отмечено ранее, выполнение функций агентов валютного контроля возложено на уполномоченные банки. В Арсеньевском отделении Сбербанка валютный контроль осуществляется непосредственно специалистами сектора валютных операций.

В сфере деятельности системы валютного контроля отделения находятся:

  • 1) валютные операции, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности резидентов;
  • 2) операции резидентов по предоставлению и погашению кредитов и займов в иностранной валюте;
  • 3) инвестиционная деятельность резидентов и вопросы контроля инвестиций в российскую экономику;
  • 4) валютные операции, связанные с предоставлением и оплатой услуг;
  • 5) операции неторгового характера.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и проверка наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • - проверка выполнения резидентами обязательство платежах в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • - проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Наибольший удельный вес среди вышеперечисленных подконтрольных операций в Арсеньевском отделении Сбербанка занимают торговые операции - операции связанные с осуществлением клиентами внешнеэкономической деятельности.

При организации контроля за осуществлением данного вида операций деятельность банка сводится в несколько этапов (см.рис.2.11).

Данная технология осуществления валютного контроля за операциями связанными с внешнеэкономической деятельностью клиентов в Арсеньевском отделении Сбербанка России разработаны на основании механизма, установленного совместными инструкциями ГТК РФ и Банком России от 04/10/2000 г. №91-И “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров ”и от 13/10/1999 г. № 86-И “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров”. Она позволяет всецело охватить системой контроля торговые операции клиентов, своевременно отследить моменты и факты возможных нарушений в области валютного законодательства и своевременно предупредить их. При этом обмен информацией между ГТК и банком происходит с использованием программных продуктов, разработанных ГТК России.

Схема осуществления валютного контроля в Арсеньевском отделении Сбербанка отличается от общепринятой. Контроль за валютными операциями осуществляется непосредственно филиалами, с последующей передачей документов валютного контроля посредством электронной почты и через службу инкассации в отделение. Данная особенность связана со значительной территориальной протяженностью обслуживаемой отделением территории и наличием широкой филиальной сети, не имеющей доступа к использованию програмных продуктов ГТК.

Используемая схема валютного контроля позволила банку:

  • - осуществлять контроль соответствия каждой валютной операции, связанной с осуществлением расчетов по экспорту или импорту непосредственно на местах;
  • - сохранить клиентов, которые обслуживались в бывших отделениях - ныне филиалах, до реорганизации прошедшей в Сбербанке в 2000 г.;
  • - сохранить лидирующие позиции на данном сегменте рынка валютных операций.

В течение 2001г. в Арсеньевском отделении Сбербанка России было подписано 84 паспорта сделок (78 - по экспорту, 6 - по импорту) на общую сумму более 100 млн. долларов США. За аналогичный период 2000г. 46 паспортов сделок (38 - по экспорту, 8 - по импорту) около 40 млн. долларов США, что свидетельствует о положительной динамике в данной сфере деятельности банка.

За выполнение функций агента валютного контроля банк взимает с клиента комиссию в размере 0,15% от суммы валютной выручки (по экспорту), либо от суммы платежа (по импорту). Структура полученной комиссии за 2000- 2001гг. в разрезе филиалов Арсеньевского отделения Сбербанка России сведена таблицу (см. табл.2.6).

Динамика полученной комиссии за валютный контроль в разрезе филиалов Арсеньевского отделения Сбербанка, тыс.рублей

Таблица 2.6.

Вышеприведенная таблица характеризует структуру доходов в разрезе филиалов и отражает положительную динамику данной статьи доходов. Согласно приведенных данных, наибольший удельный вес комиссионного вознаграждения за валютный контроль приходится на филиал 7718/047 г.Дальнегорска, где сосредоточен значительный объем работающих контрактов клиентов - более 60 %. На долю филиала 7718/046 г.Арсеньев приходится более 30% в общем объеме этого вида дохода. В остальных филиалах объемы данной доходной статьи незначительны в связи с небольшими объемами операций по обслуживанию внешнеэкономической деятельности клиентов. Тем не менее доля доходов за валютный контроль в общей сумме непроцентных доходов банка ежемесячно составляет от двух до четырех процентов.

В сферу деятельности валютного контроля по неторговым операциям в Арсеньевском отделении попадают преимущественно неторговые переводы осуществляемые клиентами в соответствии с Положением от 24/04/1996 г. № 39 “О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и предоставлении отчетности по некоторым видам валютных операций” и “Порядком осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих счетов” от 27/08/1997 г. № 508 и операции нерезидентов по счетам типа “К”, “Н”, “Ф” в валюте РФ. При этом в функции банка входит:

  • - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и проверка наличия необходимых для них лицензий и разрешений, соответствие осуществляемых операций по счетам типа “К”, “Н”, “Ф” режимам счетов;
  • - ведение соответствующего журнального учета неторговых операций, в порядке установленном Банком России;
  • - предоставление достоверной и полной отчетности в Банк России.

Избирательный подход при работе с клиентами, комплексность охвата валютных операций системой валютного контроля и оперативность деятельности банка по предупреждению и выявлению нарушений валютного законодательства способствует, при оптимальном сочетании этих элементов, полному и всестороннему выполнению банком функций агента валютного контроля.

Обобщив практический опыт, теоретические и правовые основы проведения валютных операций коммерческими банками, на примере Арсеньевского отделения Дальневосточного банка Сбербанка России, следует сформулировать ряд выводов и предложений.

Наряду с широким развитием операций по привлечению средств и использованию в этой сфере стандартного портфеля банковских продуктов, принятых в международной практике, в отделении абсолютно не развиты операции по размещению ресурсов. Жесткая стандартизация активных операций, совершаемых отделениями, направленная на усиление инвестиционного потенциала и управление рисками, не всегда является целесообразной при наличии конкуренции со стороны коммерческих банков, обладающих правом управления ресурсами в полном объеме. Создание в отделениях подразделения по управлению валютными ресурсами, с возложением на него полномочий оценки эффективности различных активов и уровня риска, позволило бы расширить спектр активных операций отделения и развить одну из основополагающих функций банка по трансформации сбережений в кредиты и инвестиции.

Отсутствие нормативных документов в сфере валютного контроля, регламентирующих функции филиалов (в том юридическом статусе, каковыми они являются в Сбербанке России), и программного обеспечения ГТК, предназначенного для таких структурных подразделений банка, - порождает собой дублирование контрольных функций в отделениях и нецелесообразную схему документооборота. При действующей в настоящее время системе валютного контроля, филиал, с целью оперативного решения возникающих вопросов, формирует дополнительное досье по ПС, содержащее весь пакет необходимых для осуществления контрольных функций документов. В связи с этим Сбербанку, при наличии широкой и специфической филиальной сети, в соответствии с принятой стратегией развития, направленной на комплексное предложение банковских продуктов потребителям на всей территории РФ, необходимо: либо решить вопрос о правовом статусе филиала, либо разработать совместно с ГТК дополнительный блок программного продукта, с разделением функций пользователей на разных структурных уровнях, позволяющего осуществлять валютный контроль на местах.

В области применения валютного законодательства, в свете его колоссальной громоздкости, департаменту валютных операций Сбербанка совместно с ГУ ЦБ целесообразно разрабатывать тематические обзоры, систематизирующие результаты проверок банков, содержащие перечень наиболее часто встречающихся нарушений и ошибок.

В сфере контроля за валютно-финансовой деятельностью клиентов, с точки зрения практического опыта, следует регламентировать возможность применения валютного законодательства к деятельности предпринимателей, так как для данной категории участников валютного рынка, свойственно достаточно свободное распоряжение валютными средствами.

С целью развития торговых операций банка у увеличения уровня их доходности, необходимо оптимизировать технологию проведения депозитарных операций в области избежания дублирования контрольных функций на уровнях территориальных банков и департамента Сбербанка. Несмотря на то, что действующая схема, направлена на минимизацию страновых рисков, целесообразно выделение, по мере необходимости, лимитов на депозитарные операции непосредственно отделениям, совершающим данные операции, по каждой конкретной сделке.

Далее рассмотрим перспективы развития валютных операций коммерческих банков в свете разработок новых банковских технологий и продуктов, с учетом совершенствования институциональных и функциональных аспектов деятельности банка на валютном рынке.

Множество услуг Сбербанка России так или иначе связаны с иностранной валютой. А значит, в банке должен обязательно осуществляться валютный контроль (далее ВК) по определенным операциям. Данная статья расскажет о том, каким образом происходит такое контролирование в банке и по каким конкретным видам сделок.

Основы валютного контроля в Сбербанке России: что нужно знать клиентам

В соответствии с законом, банковские учреждения входят в систему органов ВК как агенты контроля. Сбербанк России (далее – СБР) в своем составе имеет специальный отдел валютного контроля,который занимается всей процедурой.

Кроме этого, в СБР контроль за соблюдением законодательства при проведении сделок по инвалюте осуществляется при соблюдении принципов валютного контроля. К ним относятся:

  • приоритет мер (экономических) при реализации политики регулирования валюты (т. е. несмотря на значительную роль государства, преимущество всё-таки имеют субъекты рыночной экономики, между которыми и происходят подобные сделки);
  • исключение неоправданного вмешательства гос.органов в операции по инвалюте;
  • единство как внешней, так и внутренней политики РФ относительно валюты (обе имеют общую цель: достичь устойчивости рубля);
  • единство системы регулирования валюты и системы ВК (это позволяет государству эффективно осуществлять ВК как внутри страны, так и за рубежом);
  • обеспечение со стороны государства защиты прав, а также интересов участников при осуществлении подобных сделок.

Такое неуклонное соблюдение принципов необходимо для того, чтобы максимально полно обеспечить законность выполняемых в стране валютных операций. В этом проявляется главная задача такого контролирования. Выделяют также следующие функции валютного контроля:

  • определение того, имеют ли участники ВК необходимые разрешения либо лицензии, дающие им право на инвалютную сделку;
  • проверка и контролирование выполнения резидентами (теми, кто постоянно живет на территории государства) взятых на себя инвалютных обязательств;
  • подтверждение обоснованности платежей участников ВК (на проведение любого валютного платежа обязательно должно быть соответствующее основание);
  • проверка того, насколько полно и правильно ведется учет и составляются отчеты проведенных операций по инвалюте.

Какие валютно-финансовые операции осуществляются в Сбербанке

СБР предоставляет следующие услуги, связанные с осуществлением ВК, а также обслуживанием ВЭД:

  • оформление и одновременное сопровождение Паспортов сделок клиентов (услуга осуществляется по договорах и контрактах, имеющих иностранный элемент);
  • покупка и продажа инвалюты (как для граждан России, так и для иностранных граждан);
  • рекомендации по составленным и подписанным инвалютным договорам;
  • конструирование возможных путей взаимодействия с конкретными контрагентами иностранного государства;
  • консультации по оформлению и предоставлению в СБР необходимых документов ВК;
  • информирование клиентов СБР о последних переменах в законодательной базе по поводу валюты, а также о последних банковских продуктах и услугах в области сопровождения банком ВЭД;
  • проведение для клиентов семинаров по вопросам правильного использования норм действующих законов о валюте на практике, в частности по теме ответственности за инвалютные нарушения.

Стоит отметить, что для клиентов-резидентов и для клиентов-нерезидентов СБР установил различные виды операций, по которым будет осуществляться ВК.

Относительно резидентов контролированию подлежат следующие их операции:

Для нерезидентов банк контролирует такие операции:


Порядок работы службы финансового контроля Сбербанка России

В СБР всеми вопросами ВК занимаются специальные сотрудники – менеджеры по развитию ВК и ВЭД. Именно они являют собой контрольную службу всего банка. Порядок работы службы на протяжении всего срока валютного контроля следующий:

  • сотрудники службы собирают от клиентов необходимые документы для конкретной валютной операции;
  • проводят необходимые для клиента действия с валютой;
  • затем осуществляют контрольные процедуры (проверяют документацию и пр.);
  • при необходимости, открывают клиенту паспорт сделки;
  • далее работники контрольной службы фиксируют данные об инвалютной операции в соответствующих реестрах данных;
  • менеджеры проводят сделку (одновременно будет произведено резервирование необходимых для исполнения сделки средств);
  • после выполнения операции банк возвращает зарезервированную сумму и закрывает операцию в инвалюте;
  • итогом будет формирование сотрудниками контрольной службы отчета от имени СБР.

Необходимые клиентам Сбербанка документы для валютного финансового контроля

Согласно законодательству, СБР при осуществлении контроля вправе потребовать от своих клиентов только имеющие прямое отношение к сделке документы. Ими могут быть:

  • удостоверяющие личность документы;
  • свидетельства о гос. регистрации;
  • справки о постановке на учет в налоговой;
  • бумаги на недвижимость;
  • справка о валютных операциях
  • паспорт сделки;
  • таможенные документы;
  • свидетельства, подтверждающие супружеские или родственные отношения;
  • документы, являющиеся основанием сделки (договоры, выписки, доверенности и прочие).

Советы по проведению валютных операций в Сбербанке России

  1. По всем непонятным вопросам контролирования обращайтесь к менеджерам по развитию ВК и ВЭД СБР, которые помогут во всем разобраться.
  2. Предоставляйте только необходимые для осуществления сделки документы. Банк не может требовать от вас любые дополнительные справки.
  3. Перед произведением операции узнайте, проводит ли по ней Сбербанк валютный контроль.
  4. Пользуйтесь консультациями СБР, дабы уберечь себя от привлечения к юридической ответственности.

Сбербанк – одним крупное банковское учреждение на территории Российской Федерации. Ежегодно кредитная организация создает новые банковские продукты, в которых нуждаются россияне. Новым направление считается ВЭД и валютный контроль.

Услуга позволяет расширять границы предпринимательской деятельности. Новичку в бизнесе крайне тяжело разобраться в международных взаимоотношениях, а Сбербанк помогает оформить документацию валютного контроля, осуществляет конвертацию валюты других стран, а также консультируется клиента на всех стадиях ведения сделки.

Появление такого вида операции обусловлено тем, что в июле 2017 года произошли изменения в банковской сфере – предоставление документации резидентами и нерезидентами возможно только до одной тысячи американских долларов. При превышении лимита на списание и зачисление требуется предоставить статистические формы учета перемещения товара, а также предъявить документацию на заключение договоров, паспорт сделки.

Те, кто только приходят в бизнес сталкиваются с серьезными трудностями, которые связаны с международными сделками. Поэтому Сбербанк специально создал банковское обслуживание, которое направлено на внешнеэкономическую деятельность. Ведь, кроме контроля сделок, стоит просчитывать риски. Это обусловлено тем, что курс иностранной валюты меняется каждый день и самостоятельно человек не может просчитать повышение или понижение ее стоимости. Кроме того, возникают трудности в процессе электронного декларирования.

Чтобы облегчить ведение ВЭД, Сбербанк проводит семинары для клиентов по вопросам ведения внешнеэкономической деятельности. На них подробно рассказывается, как применять действующие нормы валютного законодательства России. Также говорится о том последствиях, которые ожидают человека, нарушающего законодательство РФ. Чаще всего, при несоблюдении норм Российской Федерации в этой сфере гражданин несет административную ответственность. Однако, специалисты предупреждаю, что стоит придерживаться четких правил, которые установлены властью.

Сбербанк постоянно информирует клиентов об изменениях, которые происходят в законодательстве РФ, чтобы у гражданина не возникло проблем с законом. Кроме того, банк уведомляет о создании новых банковских услуг, которые появляются в области обслуживания по ведению ВЭД и валютного контроля.

Кредитно-финансовое учреждение консультирует по вопросам оформления документации, которую требуется предоставить в иные структурные подразделения. Персональный менеджер помогает подготовить паспорт сделки, а также сопроводительную документацию. Кроме того, предоставляется справка о транзакциях в иностранной валюте, которая составлена с нормативными требованиями Российской Федерации.

Представитель финансового учреждения помогает определиться с формами ведения взаимоотношений с представителями иностранного предпринимательства. Специалист банка подбирает выгодную форму расчета по обязательствам между участниками сделки. Также менеджер консультирует по внешнеэкономическим кредитным и торговым договорам, которые заключаются с иностранными представителями. Банк разъясняет клиенту нюансы сделки, чтобы при заключении договора были соблюдены экономические интересы, при этом организация учитывает соблюдение всех норм, которые предусматривает российское законодательство.

Также Сбербанк осуществляет следующие виды обслуживания по внешнеэкономической деятельности и валютному контролю:

  • консультирование по покупке и продаже иностранной валюты;
  • сопровождение транзакций в иностранной валюте, при которой не нужно оформления паспорта сделки;
  • обслуживание и полное оформление документации на паспорт сделки, который заключаются с контрагентами.

Стоит отметить, что пользоваться услугами Сбербанк валютный контроль выгодно, так как существует дифференцированная тарифная внутренняя политика. Комиссионные сборы прописываются в договоре. За каждым клиентом Сбербанк закрепляет личного менеджера, который осуществляет валютный контроль.

Важно. В том случае, если возникла необходимость в срочном порядке решить какую-либо проблему, то обратиться можно в единый контактный центр, который имеет телефон 8-800-200-94-45 . По номеру Сбербанк предоставляет информацию о стоимости тарифного плана, а также клиент получает консультацию по интересующим вопросам.

Преимущества обслуживания ВЭД и валютного контроля от Сбербанка

Сбербанк в своей работе использует только новые технологии, что позволяет банку иметь преимущество перед другими финансовыми учреждениями. В систему внедряются новые информационные, поисковые и коммуникационные функции в работе. По этой причине Сбербанк имеет высокую скорость обслуживания юридических лиц по внешнеэкономическим видам сделок.

Также достоинством Сбербанка считается устойчивое финансовое положение даже при нестабильной экономической ситуации в Российской Федерации. Банк гарантирует клиентам, что платежи и сделки по внешним торговым договорам будут осуществлены в установленный срок. Такое возможно из-за стабильности, а также полной безопасности банковского учреждения.

В Сбербанке работают только профессиональные сотрудники, с соответствующей квалификацией. Поэтому они могут проконсультировать по всем видам действующих услуг, которые связаны с ВЭД и валютным контролем. Кроме того, получить необходимую информацию можно позвонив на горячую линию Сбербанка — сотрудник ответит на вопросы.

Важно. Валютный контроль ведет Сбербанк в месте совершения сделки. Это возможно по причине того, что у банка огромное количество филиалов по стране.

Обслуживание внешнеэкономической сделки «Под ключ»

Сбербанк предлагает новую услугу — ВЭД и валютный контроль под ключ, что значительно упрощает ведение бизнеса. Сотрудники банка самостоятельно осуществляют отслеживание сроков, а также готовят требуемую документацию по передвижению средств в иностранной валюте. Кроме того, они берут на себя обязанность по оформлению всех бумаг.

Также в спектр услуг входит:

  • учет и оформление информации о иностранной транзакции;
  • консультирование по законодательству РФ в области внешнеэкономической деятельности;
  • оформление заявления на внесение различных изменений;
  • подготовка справки и оформление сопутствующих нормативных документов;
  • отслеживание правильности заполнения документации, который требует валютный контроль.

Важно. Такой вид услуги под ключ распространяется на один вид договора или сразу на несколько, в зависимости от потребностей клиента.

Сопровождение ВЭД и услуги для холдинговых компаний

Сбербанк имеет банковскую услугу по ведению паспортов сделок, что рассчитано на тех граждан, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность. Иными словами, банк содействует в совершении сделки по продаже или покупке денежных средств в валюте другой страны. При этом сама операция осуществляется на территории РФ, при сделке могут быть использованы не только собственные деньги, но и средства кредитной организации. Сбербанк помогает участнику программы на всех этапах сделки, что позволяет сильно снизить возможные риски.

Для многофилиальных и холдинговых компаний есть возможность осуществлять контроль над расходом денег своих филиалов. Это возможно благодаря тому, что Сбербанк имеет сеть подразделений и валютный контроль осуществляется по всей территории Российской Федерации. Услуга называется «Корпоративное казначейство» и позволяет в автоматическом режиме головному офису распределять средства по дочерни предприятиям.

В том случае, когда у филиала на счету не хватает средств для совершения операции, то средства пополняются самостоятельно. Это позволяет сэкономить время, а также затраты. При этом клиент Сбербанка выбирает самостоятельно пакет услуг, который ему необходим, тарифы представлены на официальном сайте, а также уточнить информацию можно в отделении или по контактному номеру телефона.

Семинары по обслуживанию ВЭД и валютному контролю

Внешнеэкономическая деятельность требует особого к себе внимания, по этой причине Сбербанк регулярно проводит семинары для сотрудников компаний, которые работают в сфере валютных операций. Такие встречи организуются для повышения уровня квалификации сотрудников, так как на них рассказывается о новых нормативных актах и поправках, которые внесены в российское законодательство. Кроме того, сотрудники банка рассказывают об открытии нового вида обслуживания, проводимых акциях.

Семинары проводятся в трех основных формах: онлайн, групповые или индивидуальные. Для новичков в этой сфере лучше всего использовать формат индивидуальных встреч. Это обусловлено тем, что во время семинара можно получить знания по основам валютного законодательства. Кроме того, квалифицированный специалист банка расскажет об самых типичных ошибках, а также объяснит весь порядок составления документации по сделке в иностранной валюте.

Для тех, кто только начинает развивать внешнеэкономическую деятельность, услуга по сопровождению крайне необходима. Также Сбербанк проводит экспертизы договоров, что позволяет избегать проблем с законом как новичкам, так и компаниям, которые много лет находятся на рынке.

Подписывая контракт с нерезидентом, например, для поставки товара, для оказания услуг рекламного характера, агентский договор и др., организация автоматически становится участником внешнеэкономической сделки. В таком случае расчеты по контракту с нерезидентом наличными средствами невозможны.

В рамках российского валютного законодательства расчеты по внешнеэкономическим сделкам должны происходить только через уполномоченные банки в безналичной форме. Именно на этом этапе организация обязана пройти валютный контроль для юридических лиц в банке, выполняющем функции агента валютного контроля.

В статье мы с вами разберем: порядок и последовательность проведения валютного контроля банком, какие нужно предоставлять документы в банк для валютного контроля, рассмотрим ответственность за нарушение сроков валютного контроля, а также какие изменения валютного законодательства вступили в силу в 2018 году.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

2. Валютный контроль для юридических лиц

3. Органы российского валютного контроля

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

5. Изменения в закон о валютном контроле

6. Документы в банк для валютного контроля

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

Итак, идем по порядку.

1. Основная законодательная база валютного контроля для юридических лиц

Основными нормативными документами, регулирующими осуществление валютного контроля банками, являются:

  1. Федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» . Данный закон претерпел изменения 14.05.2018 г.
  2. Инструкция Центрального банка №181-И от 16.08.2017 г. , принятая в соответствии с законом №173-ФЗ. Данная инструкция регламентирует процесс предоставления документов и информации в банк при осуществлении валютных операций. И вступила в действие 01.03.2018 г. взамен предыдущей Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И.
  3. Еще один важный документ, имеющий непосредственное отношение к валютному законодательству – статья 15.25 КоАП РФ . В данной статье прописаны все виды ответственности за нарушение нормативных актов валютного законодательства.

Это три основных нормативных документа в области валютного законодательства, которые претерпели существенные изменения в 2018 году. Поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, давайте подробнее разберем вышеуказанные нормативные акты и ответственность за их нарушение.

2. Валютный контроль для юридических лиц

Исчерпывающий список операций, на которые распространяется такой контроль, обозначен в ч.9 ст.1 закона № 173-ФЗ. В их числе:

  • покупка или продажа валюты компанией, а также расчеты по контрактам при помощи валюты;
  • ввоз или вывоз валюты;
  • перемещение валюты, принадлежащей компании, на зарубежные счета и возвращение ее обратно с таких счетов.

3. Органы российского валютного контроля

Прежде чем говорить об изменениях и действующих сейчас правилах, обозначим стороны, которые взаимодействуют в ходе валютного контроля.

В целом, логика валютного законодательства для юридических лиц следующая: если в Российскую Федерацию что-то пришло (товары, услуги, денежные средства), а эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства) из Российской Федерации не ушел, то к резиденту административная ответственность не применяется.

Например, резидент импортировал товар из европейской страны, но товар в установленные контрактом сроки не оплатил. Административная ответственность к резиденту применена не будет. Логика прослеживается – страна ничего не потеряла, не так ли? Кроме деловой репутации конечно…

Если наоборот, из Российской Федерации что-то ушло (товары, услуги, денежные средства), то в ответ обязательно должен прийти эквивалент, обозначенный в контракте (товары, услуги, денежные средства). Если в этом случае эквивалент не приходит, то резидент несет административную ответственность по ст. 15.25 КоАП. Потому что тут прямые потери для страны.

Налагают административный штраф на резидентов-участников внешнеэкономических сделок органы валютного контроля. Органы российского валютного контроля включают:

  1. Центральный банк РФ – контролирует только кредитные учреждения (банки);
  2. Таможенные органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  3. Налоговые органы – контролирует соблюдение валютного законодательства, связанного исключительно с выполнением работ, оказанием услуг по контрактам с нерезидентами;

Информация о нарушении сроков валютного контроля в таможенные и налоговые органы поступает от банков. Соответственно, если организация-резидент нарушила сроки репатриации по импорту товаров, то административный штраф стоит ждать от таможенных органов. Если же организация-резидент нарушила сроки репатриации по «импорту» услуг, то административный штраф стоит ждать от налоговых органов.

4. Обязательные фактические сроки и что делать при их срыве

В федеральный закон №173-ФЗ с 14.05.2018 г. внесено важное изменение:

  • В контракте с нерезидентом обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту . Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
  • В контракте с нерезидентом обязательно должны быть прописаны сроки возврата аванса , если товары не будут поставлены или не будут оказаны работы, услуги.

Если организация понимает, что сроки подходят, а поставщик-нерезидент не торопится с поставкой товара, по которому организация осуществила предоплату (при импорте) и задерживает оплату (при экспорте), то организации необходимо подписать допсоглашение о переносе сроков поставки (при импорте) или оплаты товара (при экспорте) на более поздний срок. Дата соглашения должна быть до даты поставки товара (при импорте) и оплаты товара (при экспорте).

Когда услуги не оказаны или товары не поставлены и организация понимает, что срок возврата аванса уже подходит, а поставщик-нерезидент не торопится с возвратом денежных средств, то организации необходимо подписать дополнительное соглашение об отсрочке возврата аванса на более поздний срок. Дата этого соглашения должна быть до даты срока возврата аванса, указанного в контракте.

В случае оказания услуг по контракту с нерезидентом может возникнуть ситуация, когда нерезидент задерживает подписание акта выполненных работ или задерживает оплату по оказанным услугам. Тогда при получении акта выполненных работ от нерезидента организация подписывает его текущей датой.

Например, организация получила акт выполненных работ за март 2018 года от организации-нерезидента только лишь 22.05.2018 г.: организация подписывает акт выполненных работ и ставит дату подписания 22.05.2018 г. и предоставляет в банк Справку о подтверждающих документах не позднее 25.06.2018 (не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги).

При выполнении этих правил организацию не привлекут к административной ответственности по ст. 15.25 КоАП ч. 4,5.

5. Изменения в закон о валютном контроле

Итак, первое изменение вы уже знаете, это обязательное указание фактических ожидаемых сроков в контакте. Давайте поговорим подробнее, какие еще изменения претерпел валютный контроль для юридических лиц согласно Инструкции ЦБ РФ №181-И в порядке взаимодействия с банками при осуществлении валютных операций.

Справка о валютных операциях с 01.03.2018 г. отменена, теперь ее нет «в природе». Но данные изменения не коснулись Справки о подтверждающих документах. Сроки ее предоставления остались те же самые. Обратите внимание, что Справка о подтверждающих документах в «новой» Инструкции №181-И точно также как и в «старой» поименована формой учета и отчетности по валютным операциям.

Справка о подтверждающих документах предоставляется в банк только в том случае, если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке и ему присвоен уникальный номер, что аналогично «старой» Инструкции в случае оформления Паспорта сделки до 01.03.2018 г.

Таблица: Изменения в закон о валютном контроле

Инструкция №138-И

до 28.02.2018 года

Инструкция №181-И

с 01.03.2018 года

Влияние суммы контракта на валютный контроль для юридических лиц
Паспорт сделки (если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте 50 000 долларов США на дату ее заключения) На учет ставится контакт, которому присваивается уникальный номер (подробнее об этом читайте ниже)
Процесс передачи контракта банку
Требовалось оформление паспорта сделки, для чего в банк требовалось представить сам контракт Паспорт сделки отменен, а контракты банк ставит на учет. В некоторых случаях контракт может быть предоставлен позднее
Справка о валютных операциях
При совершении сделки на сумму свыше 1000 долл. надо было: отдать в банк документы, подтверждающие ее необходимость; представить справку о валютных операциях; При совершении сделки от 200 тыс. рублей и выше передает в банк: документы, которые объясняют совершившуюся сделку. Справка о валютных операциях отменена.
Справка о подтверждающих документах
Если сделка состоялась, то банк требовал СПД. Если сделка состоялась, резиденты и нерезиденты предоставляют в банк информацию о виде кода операции. СПД обретает вид единой формы учета и отчетности по валютным операциям
Порядок перевода контракта в иной банк
Требовалась ведомость валютного контроля (ВВК) от организации Банк сам занимается ВВК
Причины, по которым банк имеет право не проводить валютную операцию
Неправильная документация или ее отсутствие.

Подозрение на легализацию преступных доходов.

Обязанность организаций отмечать даты исполнения договора в контракте.

Их отсутствие – повод отказать в ведение валютной операции.

6. Документы в банк для валютного контроля

Как уже сказано выше, паспорт сделки сейчас не составляется. Вместо него появилась другая обязанность – поставить контракт на учет , после чего банк присвоит ему уникальный номер. Это делается в следующих случаях:

  • по экспорту – если сумма контракта равна или более 6 млн. рублей в эквиваленте;
  • по импорту товаров, работ, услуг, кредитным договорам – если сумма контракта равна или более 3 млн. рублей в эквиваленте;

Также с 01.03.2018 года, если в рамках одного контракта поступают денежные средства не более 200 000,00 руб. в эквиваленте – в банк ничего предоставлять не нужно, кроме кода валютной операции.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

Если в рамках одного контракта поступают денежные средства:

  • по экспорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте, но до 6 000 000,00 руб. в эквиваленте
  • по импорту — более 200 тыс. руб. в эквиваленте — до 3 млн. руб. в эквиваленте

то предоставляются документы по согласованию с банком, которые объясняют совершившуюся сделку.

Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов на основании сведений об экспортном контракте. В случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения, экспортный контракт должен быть представлен в Банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет Банком.

Чтобы поставить контракт на учет в банке, нужно направить в его адрес контакт или общую информацию по контракту.

7. Постановка контракта на учет уполномоченным банком

Резидент обязан поставить контракт на учет в банке в следующие сроки:

при зачислении иностранной валюты или валюты РФ на счет резидента; не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления;
при списании иностранной валюты или валюты РФ; до осуществления валютной операции (перевод денежных средств);
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых есть требования о декларировании; не позднее даты подачи таможенной декларации;
при ввозе/вывозе товаров, относительно которых нет требования о декларировании; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором осуществлен ввоз товара;
при оказании услуги передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности; не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором оказаны услуги;
Внесение изменений в поставленный на учет контракт;
Изменение данных резидента (юридический адрес, наименование) в рамках поставленного на учет контракта; заявление о внесении изменений — не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов;

После предоставления организацией-резидентом документов для постановки контракта на учет уполномоченный банк открывает на данный контракт Ведомость банковского контроля и присваивает контракту уникальный номер.

Срок постановки контракта на учет банком – 1 рабочий день. Срок предоставления уникального номера банком резиденту – 1 рабочий день. Итого: в течение двух рабочих дней после предоставления всех документов контракт ставится на учет в уполномоченном банке и ему присваивается уникальный номер, о чем банк уведомляет организацию способом, согласованным с банком. В большинстве случаев это происходит по средствам обмена сообщениями через банк-клиент.

При переводе контракта на обслуживание в другой банк ведомость контроля резиденты «на руки» не получают. Она теперь ведется в электронном виде . Если, по каким-то причинам в новом уполномоченном банке не будет Ведомости банковского контроля, то контракт не будет поставлен на учет. В этом случае необходимо обращаться в Центральный банк РФ.

8. Предоставление справок о подтверждающих документах

Если контракт с нерезидентом подлежит учету в банке, то также необходимо составить справку о подтверждающих документах . Справка о подтверждающих документах – это вид единой формы учета и отчета валютных расчетов, которую составляет резидент РФ. Ее форма ОКУД 0406010. Утверждена она приложением 6 к Инструкции Банка России от 16.08.2017 №181-И.

Справку не оформляют резиденты, заключившие контракт на сумму, не превышающую по экспорту 6 000 000,00 руб., по импорту 3 000 000 руб. Также предоставление справок о подтверждающих документах не нужно при периодических фиксированных платежах.

Вместе со справкой в банк передаются и сами подтверждающие документы . Перечень документов, которые подтверждают факт исполнения обязательств резидента по сделке, содержится в пунктах 9.1.1–9.1.4 Инструкции и определяется с учетом содержания и особенностей проведения конкретной коммерческой операции.

Так, при ввозе (вывозе) товаров подтверждающими документами являются таможенная декларация (либо заявление на условный выпуск), а также коммерческие, товаросопроводительные, перевозочные или иные аналогичные документы. При выполнении работ или оказании услуг в качестве подтверждением будут акты приема-передачи, счета-фактуры, бухгалтерские и иные бумаги. Если вас интересует раздельный учет .

Справка и документы должны быть предоставлены в срок не позднее 15 рабочих дней по истечению месяца, в котором:

  • на документации, использующейся в качестве декларации на товары, уполномоченным лицом таможенного органа поставлен штамп с отметкой о дате их выпуска;
  • были оформлены прочие подтверждающие документы.

Пункт 9.4 Инструкции позволяет организации заключить соглашение, согласно которому обязанность по оформлению СПД будет возложена на обслуживающий банк. Тогда организация подает подтверждающие документы и заявление об оформлении справки.

Обычно справка заполняется и подается через интернет-банк или клиент-банк в электронном виде. Банк проверит ее в течение 3 рабочих дней после ее представления (если справка оформлена на декларацию на товары, то в течение 10 рабочих дней). Принятая справка направляется организации не позднее 2 рабочих дней после даты ее принятия (дата принятия указывается в справке).

Если в подтверждающие документы внесены изменения, то справка заполняется заново и направляется в банк в течение 15 рабочих дней после внесения изменений.

9. Ответственность за нарушение сроков валютного контроля

За нарушение сроков валютного контроля и другое несоблюдение законодательства предусмотрена ответственность по КоАП.

  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.4,5 в случаях:
  • резидент не обеспечил в контракте условия репатриации
  • денежные средства пришли, но с опозданием
  • денежные средства пришли неполностью

предусмотрен штраф в размере:

  • для ИП и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки и (или) от ¾ до полной суммы невозвращенных денежных средств;
  • для должностных лиц — от 20 000 тысяч до 30 000 тысяч рублей.
  1. По ст. 15.25 КоАП РФ ч.6 при нарушении сроков:
  • постановки контракта на учет;
  • сроков предоставления Справки о подтверждающих документах;
  • внесения изменений в контракт, в том числе и в случае изменения данных резидента (юридический адрес, наименование);

предусмотрен штраф в размере:

  • нарушение не более, чем на 10 дней: должностное лицо на 500-1000 р., юридическое 5 000-15 000 р.;
  • нарушение на 10-30 дней: должностное лицо на 2 000-3 000 р., юридическое 20 000-30 000 р.;
  • нарушение более чем на 30 дней: должностное лицо на 4 000-5 000 р., юридическое 40 000-50 000 р.

В целом, изменения в закон о валютном контроле призваны, по мнению Центрального банка РФ:

— либерализовать действующие требования валютного контроля;

— снизить нагрузка на резидентов в части оформления документов валютного контроля;

— уменьшить основания для привлечения резидентов к административной ответственности;

— упрощение механизма взаимодействия резидентов и банков;

А как считаете вы? Действительно ли «новая» Инструкция ЦБ РФ упростила валютный контроль для юридических лиц?

Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Шаг 2. Заполните форму

В диалоговом окне выберите способ предоставления информации - предоставление контракта. Заполните выведенную на экран форму, прикрепите электронную копию контракта (например, отсканированную страницу). Дополнительные сведения, такие как сумма и валюта, дата завершения исполнения контракта и т.д. можно не заполнять. Если их заполнить, проверка пройдет быстрее. Нажмите на зелёную кнопку «Создать» в нижней части страницы.

Шаг 3. Подпишите документ

Шаг 1. Откройте форму валютного перевода

В верхнем меню выберете раздел «Продукты и услуги» и кликните на кнопку «Валютный контроль и консалтинг». Нажмите на оранжевую кнопку «Новый документ». В выпадающем меню выберите пункт «Поставить на учёт контракт».

Шаг 2. Заполните форму

В диалоговом окне выберите способ предоставления информации - предоставление контракта. Заполните выведенную на экран форму, прикрепите электронную копию контракта (например, отсканированную страницу). Дополнительные сведения, такие как сумма и валюта, дата завершения исполнения контракта и т.д. можно не заполнять. Если их заполнить, проверка пройдет быстрее. Нажмите на зеленую кнопку «Создать» в нижней части страницы.

Шаг 3. Передайте дополнительную информацию о валютной операции

Банк запросит дополнительные сведения о валютной операции. Необходимо указать тип контракта и, при необходимости, загрузить документы (если ранее они не предоставлялись).

Шаг 4. Подпишите документ

Проверьте верность сведений, которые вы предоставляете банку. Если ошибок нет, нажмите на оранжевую кнопку «Получить СМС-код» справа и введите полученный код в поле для ввода.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то