Прямые и косвенные налоги достоинства и недостатки. Косвенные налоги: виды, преимущества, недостатки

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины.

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных нало гов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

20. Соотношение прямых и косвенных налогов.

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях

в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

Таможенные пошлины;
фискальную монополию;
акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.

Прямые налоги. Преимущества:

1. Экономические – прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие – в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов

3. Социальные – прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Недостатки: 1. Организационные – прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, т.к. связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского и налогового учета. 2. Контрольные – контроль поступления налоговых платежей требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщика. 3. Полицейские – прямые налоги связаны с возможностью уклонения от их уплаты из-за несовершенного финансового контроля. 4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, т.к. только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена и реальные доходы, но не исключены и убытки, поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником дохода бюджета.

Косвенные налоги. Преимущества: 1. Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет, их удержание и контроль не требуют расширения налогового аппарата. 2. Бюджетные – т.к. косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения и его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении. 3. Политические –косвенные налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличивается налогом, то он все равно получает взамен необходимый продукт. 4. Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта, при этом важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов вредных для здоровья и нравственности нации. 5. Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, не требует накопления определенных сумм.

Недостатки: 1. Обременение для многосемейных: фактическая оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. 2. Политические – право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы обычно становится подоходный налог или налог на прибыль. 3. Социально-экономические – отдельные лица уплачивают косвенные налоги не пропорционально своему доходу или капиталу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения. 4. Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимателя, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Формирование налоговой системы, классические принципы ее построения.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и платежей законодательно закрепленных в данном государстве, принципов, форм и методов их установления, изменения или оплаты; действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Критерии научной обоснованности налоговой системы: 1) системный подход; 2) создание базы; 3) наличие законодательной основы; 4) формирование определенных принципов (экономических, юридических, организационных).

Экономические принципы налогообложения были сформулированы впервые А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.).

Экономические принципы: 1. Хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, основанная на праве частной собственности. 2. Справедливость – равная обязанность граждан платить налоги соразмерно своим доходам. 3. Определенность – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику. 4. Удобность – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство налогоплательщику. 5. Экономия – издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Немецким экономистом Вагнером сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Этические : а) всеобщность налогов; б) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов; в) соразмерность обложение с платежеспособностью.

2. Принципы управления налогами: а) определенность обложения; б) удобство обложения и взимания для плательщика; в) дешевизна взимания и минимум налогового бремени.

3. Народно-хозяйственные принципы: а) надлежащий выбор источника налогов; б) комбинация совокупных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточные поступления в бюджет.

Налоговая система Украины, принципы ее построения.

Сегодня приходится признать, что государство без налогов - это утопия. Налоги - основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе.

Формирование собственной независимой налоговой системы Украины начиналось на рубеже 1991-1992 гг. Так, 5 декабря 1990 г. был принят Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украин­ской ССР», а 25 июня 1991 г. - Закон Украинской ССР «О системе на­логообложения». Таким образом, было положено начало созданию в Украине своей автономной системы налогообложения.

В связи с провозглашением независимости Украины и перехо­дом экономики на рыночные отношения с 1 января 1992 г. был введен в действие целый пакет новых законодательных актов по налогообло­жению, в частности «О налоге на добавленную стоимость», «Об акциз­ном сборе», «О налогообложении доходов предприятий и организа­ций» и ряд других.

Принципы построения налоговой системы Украины сформулированы в Законе Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 г. : 1) стимулирование деловой активности; 2) обязательность уплаты налогов; 3) равнозначность и пропорциональность; 4) равенство; 5) социальная справедливость; 6) стабильность; 7) экономическая обоснованность; 8) равномерность уплаты; 9) компетенция; 10) единство подхода; 11) доступность.

Обзор Закона «О системе налогообложения».

Ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим законом, уплате не подлежат.

Изменения и дополнения в настоящий закон и законы о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизме их уплаты вносят не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с нового года.

Факторы, показатели и структура налоговой системы.

Факторы: 1. Сложившиеся в стране пропорции в распределении функций между центральными и местными органами государственной власти. 2. Доля налогов среди источников доходов бюджета. 3. Степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

Показатели: I. Экономические: – налоговый гнет, – соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, – соотношение прямого и косвенного налогообложения, – структура прямых налогов, – структура косвенных налогов. II. Политико-правовые: – соотношение компетенций центральных и местных органов власти, – разные налоги, – разные ставки, – разные доходы.

Структура налоговой системы: 1) система налоговых органов; 2) система и принципы налогового законодательства; 3) принципы налоговой политики; 4) порядок распределения налогов по бюджетам; 5) фонды и методы налогового контроля; 6) решение проблем устранения двойного налогообложения и т.д.

Структура налоговой системы Украины:

Налоговая система в России включает прямые и косвенные налоги. Это две большие группы, составляющие налоговую нагрузку на физических и юридических лиц страны. Что относится к прямым налогам, а что к косвенным? Чем они отличаются и зачем нужны? Таблица сравнения по данным группам приведена ниже, также рассмотрены конкретные примеры.

Система налогообложения играет ключевую роль в формировании доходной части бюджета. Одним из показателей финансовой стабильности государства считается уровень развития налоговой системы. Рядовые граждане часто путают термины налог и сбор, воспринимая сбор как налог. Однако это совершенно разные формулировки. Для того чтобы простому гражданину было легче сориентироваться в налоговой схеме нашего государства рассмотрим основные параметры налогов, а также его виды.

Отечественная система налогообложения дифференцирует налог на две большие группы:

  • прямые;
  • косвенные;

Прямой налоговый платеж характеризуется отсутствием каких-либо посредников в установлении налоговых платежей. При прямом способе изъятия налогов объем платежа устанавливается пропорционально размеру объекта обложения. К примеру, такой распространенный взнос, как налог на прибыль устанавливается соразмерно полученной прибыли за определенный период.

Совсем иная структура у косвенной системы изъятия. Косвенный налог в отличие от прямого заранее включается в стоимость товара или услуги, и потребитель вместе с приобретением предмета уплачивает и налог. Ярким примером косвенного взноса является НДС. Практически каждый человек хоть раз в своей жизни уплачивал этот налог. Он включается в стоимость любого товара. Обычно на чеке так и пишут « стоимость 100 рублей с учетом НДС». НДС в этом случае является косвенным налогом.

Прямой налог – это обязательный взнос, который должен уплачивать каждый гражданин РФ, в собственности которого находиться облагаемое таким платежом имущество. К такому имуществу может относиться как движимая, так и недвижимая вещь. К примеру, НК устанавливает пошлину на земельный участок. По его регламенту после каждого года владелец земельного участка обязан уплачивать налог. Размер определяется, учитывая габариты участка, месторасположение и прочие параметры.

Получается, что закон относит прямую модель взимания сборов только к тому имуществу, который находится в собственности у налогоплательщика. Такой прямой способ взимания налогов дает возможность государству периодически пополнять объем бюджетных средств.

Эксперты отмечают, что основным недостатком такой системы получения взносов в бюджет является возможность субъекта скрыть свои налоговые декларации. Между тем последствие умышленного скрытия налоговой информации сильно дестабилизирует бюджетную сферу страны.

Косвенные налоги – это финансовые поступления в бюджет государства, которые формируются по принципу надбавки на реализуемый объект или услугу. Государствао обязывает продавцов включить в реализуемый ими товар определенную долю платежа, который не относится к прибыли компании, а идет в бюджет страны. В этом случаи продавец, который устанавливает подобную надбавку, выступает в качестве посредника. Его прибыль от этого не уменьшается и не увеличивается, а государство, напротив, путем косвенного вмешательства получает свои финансы.

Главным достоинством скрытых косвенных платежей является их стабильность и закрытость. Кроме этого, на подобный тип изъятия не оказывают влияние различные экономические факторы. В любом случае государство может установить на реализуемый товар скрытую надбавку. При снижении экономических показателей именно благодаря косвенным пошлинам государству удается рационально пополнять бюджетные средства.

Одна косвенная система имеет и отрицательную сторону. Скрытое налогообложение одинаково для всех, и это сильно давит на население с низким уровнем дохода. Почему именно малообеспеченные? Все очень просто. Когда государство увеличивает планку акцизов, автоматически повышаются цены на продукты. Чтобы финансовая нагрузка распределялась справедливо, не раз выдвигалась инициатива о снижении добавочной стоимости на продукты первой необходимости. Однако пока что система остается единой и в ближайшее время ни о каком дифференцировании добавочного платежа речи не идет.

Различия прямых и косвенных налогов

Ну а теперь рассмотрим отличительные признаки каждого типа налога с помощью специальной таблицы.

Показатель Прямой налог Косвенный налог
Платит непосредственно владелец имущества Платит конечный потребитель
Система связи с государством Прямая Чрез посреднические лица (продавец)
Объект налогообложения Движимые и недвижимые вещи налогоплательщика Реализуемый товар или услуга
Факторы, определяющие размер налоговой ставки Размера дохода гражданина, вид облагаемой налогом собственности Цена товара
Степень открытости Налогоплательщик знает заранее о сумме налога и обязанности его выплаты Носит скрытый характер, и потребитель зачастую не знает, что в цену товара входит еще и налог
Сложность проведения расчетов Сложный Простой
Зависимость от сопутствующих факторов Существует Отсутствует

Примеры прямых налогов

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
  • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
  • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

Примеры косвенных налогов

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.

Для государства с развитой экономической структурой косвенные налоги по сравнению с прямыми налогами имеют свои преимущества благодаря увеличению благосостояния населения и росту его покупательской способности.

Регулярность и быстрота поступлений косвенных налогов напрямую зависят от покупательской способности. Эти налоги удобны для потребителя, потому как не требуют определенных накоплений, определяются именно размером потребления конечного продукта при отсутствии принудительного взыскания (хочешь покупать продукт – плати , не хочешь платить налог – не покупай продукт). Кроме того, взыскание и контроль за поступлением этого вида налога не требует расширения штата налоговой службы.

Недостатки косвенных налогов

При всех преимуществах косвенных налогов существуют и их недостатки. Самый серьезный недостаток – осуществление налога по принципу самообложения. Плательщик самостоятельно регулирует индивидуальную налогоспособность. Косвенный налог делится на каждого покупателя непропорционально его доходу, вследствие чего повышение ставок на эти налоги становится неподъемным для социально незащищенного малообеспеченного населения.

Косвенные налоги имеют фискальную направленность. Кроме этого, существует необходимость содержания большого количества персонала для осуществления контроля за товаром, который поступает на сегмент рынка, и за его правильным налогообложением. Таможенный сбор требует содержания огромного аппарата таможенной службы для недопущения завоза контрабандного товара в страну, и как следствие, занижения суммы косвенных налогов.

Взыскание косвенных налогов идет вразрез с интересами предпринимателей, ограничивает размеры прибыли, потому как не всегда возможно повысить отпускную цену пропорционально увеличению ставки косвенного налога.

Чтобы с успехом взыскивать косвенные налоги, контролирующие государственные органы стесняют производителей обязательными правилами производства и реализации производимой продукции.

Учитывая все «за» и «против» взыскания косвенных налогов можно подвести итог – косвенные налоги не могут возглавить налоговую систему государства, поскольку не отвечают основным оптимальным требованиям налогообложения. Только рациональное сочетание взыскания косвенных и прямых налогов может создать налоговую систему, которая будет соответствовать фискальным интересам страны и экономическим выгодам налогоплательщиков.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то