Показатели статистики государственных финансов. Международная статистика финансов

Для статистики государственных финансов важно определить границы сектора государственного управления с четким определением его финансовых функций, классификацией и агрегированием (консолидированием) доходов и расходов государственного бюджета.

В большинстве государств имеются различные бюджетные "уровни" государственного управления. В международной практике различают три уровня:

  • центральные органы государственного управления;
  • органы государственного управления субъектов государства (штатов, федеральных земель, областей, республик и т.д.);
  • местные органы власти.

Для многих целей статистического исследования отдается предпочтение дезагрегированному представлению данных, так как важно изучать структурные показатели и их изменения. Например, существуют виды налогов, которые имеют отношение только к одному бюджетному уровню. Для многих других целей желательно, напротив, консолидирование данных. Это касается в первую очередь международных сравнений, которые не должны зависеть от специфических национальных особенностей в организации финансовой статистики.

Консолидирование данных о потоках доходов и расходов может производиться по институциональному, временному и содержательному критериям:

I. Консолидирование по институциональному критерию предполагает не учитывать операции, характеризующие финансовые связи между различными бюджетными уровнями, т.е. исключаются операции:

  • – с учреждениями на том же бюджетном уровне государственного управления;
  • – с учреждениями на других бюджетных уровнях государственного управления (вышестоящими или подчиненными);
  • – с другими учреждениями в секторе государственного управления, не осуществляющими непосредственного управления государством.

II. Консолидирование по критерию времени означает охват операций, имеющих место в течение нескольких периодов времени, таких, например, как возникновение и погашение долгов, использование резервных средств ("внутренние ссуды"), приобретение и продажа активов, ликвидация дефицитов прошлых периодов и т.д. (так называемые особые финансовые операции).

III. Консолидирование по критерию содержания означает учет операций, выражающих связи между различными частями бюджета, например "внутренние расчеты". Здесь же имеют место и "бюджетные расчеты", которые выделяются по каждому разделу бюджета или по всему бюджету соответствующего органа государственного управления при его финансовых отношениях с третьими лицами.

На основе четкого разграничения уровней государственного управления построена система следующих валовых показателей доходов и расходов.

Валовые расходы. Представляют собой сумму всех расходов и платежи в бюджеты сектора государственного управления.

Нетто – расходы, т.е. разница между валовыми расходами и платежами на том же бюджетном уровне государственного управления.

Чистые расходы сектора государственного управления. Определяются как разница между чистыми расходами и платежами, поступающими от других бюджетных уровней. Данный показатель не включает "особых финансовых операций".

Дезагрегированное сальдо бюджетного финансирования – разница между чистыми расходами и доходами.

Дезагрегированное сальдо финансирования + сальдо по "особым финансовым операциям" = заключительное сальдо бюджетного финансирования, которое должно совпадать с соответствующими позициями счетов текущих операций или капитальных затрат.

Статистика государственных финансов отражает ведомственную структуру и практику деятельности органов государственного управления. Статистика государственных финансов базируется на отчетных данных об исполнении государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

На базе показателей, характеризующих абсолютные размеры различных операций структуры государственного бюджета, можно рассчитать частные (относительные) статистические показатели, характеризующие финансовую деятельность органов государственного управления.

Изучение роли бюджета в процессе производства немыслимо без построения рядов динамики. Необходимо помнить об условии сопоставимости статистических данных. Это означает, что группировка доходов и расходов за все предшествующие годы должна производиться применительно к группировке отчетного года.

При анализе статистических данных об исполнении государственного бюджета применяются различные приемы: сопоставление плановых и отчетных показателей для определения степени выполнения плана; исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или иных явлений; определение темпов расчета и прироста; исчисление удельных весов отдельных видов доходов и расходов в их общем объеме (структура бюджета); исчисление средних и относительных величин. Следует обратить внимание на то, что удельный вес доходов бюджета в общей сумме национального дохода не совсем точно отражает действительное соотношение этих величин, поскольку в доходах бюджета имеются поступления, источником которых служит фонд возмещения и доходы прошлых лет (изъятия излишков собственных оборотных средств и амортизационных отчислений, часть доходов, направляемых на возмещение разницы между закупочной ценой и расчетной ценой на сельскохозяйственное сырье и др.).

Анализируя соотношение между бюджетом и национальным доходом, следует иметь в виду, что оно зависит от ряда факторов, к числу которых, например, относятся: изменения, происходящие в отраслевой структуре национального дохода, увеличение или уменьшение доли накоплений, оставляемой в распоряжении предприятий на финансирование затрат по расширению производства и стимулирование работников. Поэтому нельзя судить о роли бюджета в процессе перераспределения национального дохода только по его удельному весу.

Чтобы проанализировать доходную часть государственного бюджета, необходимо рассмотреть в динамике каждый из основных источников дохода, установить их роль и экономическое значение во всем объеме бюджета.

Динамика расходов изучается по основным направлениям, рассмотренным ранее. Однако иметь данные лишь о росте расходов по отдельным направлениям как в абсолютных суммах, так и в процентах к той или другой базе, еще недостаточно. Чтобы получить полное и ясное представление об изменениях, происшедших в расходах бюджета, необходимо изучить и проанализировать их структуру.

Анализируя доходную часть бюджета, обычно пользуются данными о динамике каждого отдельного источника и о его удельном весе в общей сумме доходов. Разработка данных о доходах и расходах местных бюджетов проводится обязательно в разрезе отдельных их видов, при этом изучаются структура, темпы роста и роль отдельных видов местных бюджетов в финансировании местного хозяйства, социально-культурных мероприятий и расходов на управление, а также их доходная база.

На базе показателей, характеризующих абсолютные размеры различных операций органов государственного управления и структуру государственного бюджета, можно рассчитать частные (относительные) статистические показатели, характеризующие экономическую деятельность сектора государственного управления.

Деятельность органов государственного управления не в каждом случае вызывает расходы, например законодательство. Органы государственного управления могут перекладывать задачи и их финансирование на частных лиц и имеют выбор между различными вариантами для достижения цели, влияющими на расходы или на доходы; имеет значение не только общий объем расходов органов государственного управления, но и их структура; расходы являются только одним из элементов, характеризующих значение и значимость сектора государственного управления (это может быть, например, также численность занятых).

Данный показатель является приблизительной мерой того, какую часть доходов органы государственного управления удерживают у частного сектора и наоборот, так как определенная часть направляется обратно в частный сектор в виде трансфертов; важно также учесть, какие виды налогов используются (например, прямые или косвенные налоги).

Данный показатель представляет статистическую ценность, так как отчисления на социальное страхование в большей степени влияют на стоимость рабочей силы, на предложение рабочих мест, на готовность к расширению производства и инвестиций, а также на цены. Если доля налогов и сборов растет быстрее доли налогов, то можно сделать вывод о чрезмерном подорожании системы социального обеспечения (например, здравоохранения). Слишком высокие налоги и отчисления вытесняют многие виды экономической деятельности в сферу теневой экономики.

В числителе данного соотношения – абсолютная величина запаса; в знаменателе – показатель потока. Возможная интерпретация этого показателя: сколько месяцев (или периодов) производственной деятельности требуется для погашения долгов. Если в числителе указана только новая задолженность, то речь идет о доле покрытия.

Налоговые поступления формируют основную часть доходов бюджета разных уровней.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.

Сущность налоговой системы - изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов, за счет которых формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.

Налог- обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый органами государственного управления с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащей им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Нужно отличать налоги от сборов и пошлин.

Сбор - обязательные взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - обязательный платеж, взимаемый государственными и другими уполномоченными органами за совершение в отношении плательщика юридически значимых действий. Пошлина взимается с тех, кто вступает с органами власти в отношения по поводу получения определенных услуг.

Объектом статистического наблюдения является деятельность налоговых органов, субъектом статистического наблюдения - налоговые органы и налогоплательщики.

В экономике налоги выполняет следующие основные функции:

  • фискальную (в соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества);
  • регулирующую (регулирование производства и потребления);
  • контрольную (с помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого рычага в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях).

Отличительными чертами любого налога являются:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • безэквивалентность;
  • обязательность;
  • законность.

Уплата налога не приводит к возникновению у государства обязанности возместить понесенные затраты в каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Посредством реализации функций госуправления затраты возмещаются всем налогоплательщикам.

Участниками налоговых отношений являются:

  • организации и физические лица налогоплательщики или плательщики сборов;
  • организации и физические лица - налоговые агенты;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы).

Существует несколько классификаций налогов.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов и не имеют целевого назначения. Специальные налоги вводятся для финансирования конкретной категории расходов.

В зависимости от характера изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги - налоги на собственность, доходы и капитал. Они взимаются непосредственно с дохода и капитала, а плательщиками являются собственники дохода и капитала. Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене на товары и услуги и оплачиваются покупателем. Выплачивает их продавец или производитель.

В зависимости от того какой орган государственной власти вводит налоги, а также имеет право их контролировать и уточнять, различают налоги:

  • федеральные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ);
  • региональные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ);
  • местные (устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах в РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований).

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения (ПСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Наибольший удельный вес в составе поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ в 2015 г. по данным табл. 5.1 составили (23,6%), налог на доходы физических лиц (20,4%), налог на прибыль организаций (18,8%), налог на добавленную стоимость (18,9%).

Элементами налогообложения являются:

Система показателей, характеризующих налогообложение:

  • показатели динамики удельного веса налоговых поступлений в доходах бюджета;
  • показатели структуры региональных и местных налогов в динамике;
  • показатели изменения налоговых ставок и величины налоговой базы;
  • доля налогов консолидированного бюджета в ВВП;
  • доля налогов консолидированного бюджета субъектов федерации в ВРП;
  • удельный вес налогов в налогах консолидированного бюджета;
  • доля налогов в общей сумме доходов бюджетов разных уровней;
  • удельный вес прямых и косвенных налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • удельные веса НДС и налога на прибыль в федеральном бюджете;
  • суммы налоговых поступлений по отдельным секторам и отраслям экономики;
  • объем общей налоговой задолженности перед консолидированным бюджетом;
  • дополнительно зачисленная сумма налогов и финансовых санкций по результатам проверок налоговых органов;
  • сумма поступивших налогов и финансовых санкций, дополнительно начисленная по результатам проверок и т.д.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам, млрд, руб.

Таблица 5.1

консолиди-

рованный

в том числе

консолиди-

рованный

в том числе

федеральный

федеральный

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

налоги на имущество

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

из них налог на добычу полезных ископаемых

Источник: http//www.gks.ru / Федеральная служба государственной статистики, 2017.

Информационная база статистики налогов, формируется из данных отчетностей налоговых органов, включающих сведения о поступлении налогов и сборов в консолидированный и федеральный бюджеты и платежей в государственные и внебюджетные фонды по видам налогов и сборов.

Статистическое изучение налогов и налоговой системы осуществляется по направлениям:

  • анализ налоговой базы налогов и сборов и её динамики в зависимости от макро- и микроэкономических тенденций и от изменения налоговой политики;
  • анализ поступления налогов и сборов в целом по РФ и субъектам РФ, по уровням бюджетной системы, по видам экономической деятельности и по группам налогов;
  • анализ недоимки и задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям, и их структуры по уровням бюджетной системы РФ;
  • анализ эффективности контрольной работы и применяемых методов принудительного взыскания задолженности и реструктуризации.

Одним из важных направлений статистического исследования является изучение динамики и структуры задолженности по налогам и сборам. На основании данных табл. 5.2. общий объем задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ в 2016 г. увеличился на 3,06% по сравнению с 2015 г. Значительно увеличилась задолженность по региональным и местным налогам и сборам, соответственно на 20,3% и 21,4%. В целом по федеральным налогам и сборам задолженность снизилась на 1,8%. По налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами задолженность увеличилась в 2,9 раза. Наибольший удельный вес (более 45%) в составе задолженности занимает налог на добавленную стоимость.

Таблица 5.2

недоимка

урегулированная

задолженность

Всего

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

налог на прибыль организаций

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

по региональным налогам и сборам

по местным налогам и сборам

по налогам со специальным налоговым режимом

В соответствии с международными стандартами статистика государственных финансов (СГФ) – это статистическая система, в рамках которой определяются понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях отдельно органов государственного управления и государственного сектора в целом. Понятие сектора государственного управления в СГФ соответствует определению, данному в СНС–93. Государственный сектор – это производное понятие, которое отражает перегруппировку институциональных единиц секторов в СНС–93 путем объединения подсекторов сектора органов государственного управления с подсекторами государственных нефинансовых и финансовых корпораций. Статистика государственных финансов ведет учет и обеспечивает анализ доходов и расходов прежде всего сектора государственного управления. Международные стандарты отчетности сектора государственного управления изложены в документах МВФ по статистике государственных финансов. Переход на эти стандарты предполагает существенное изменение содержания доходов и расходов бюджета как экономических категорий. Эти изменения связаны, прежде всего с различиями в принципах учета по кассовому методу и методу начислений. Кассовый метод предполагает использование следующих понятий: признание операций в момент получения или выплаты денежных средств; доходы – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления; расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства; финансовый результат: превышение кассовых поступлений над кассовым выбытием.

Содержание этих понятий по методу начислений следующее: признание операций в момент возникновения либо изменения экономической стоимости активов или обязательств; доходы – это операции, увеличивающие чистую стоимость активов; расходы - это операции, уменьшающие чистую стоимость активов; финансовый результат: разница активов и обязательств, т. е. чистая стоимость активов.Таким образом, переход с кассового метода учета к учету по месту начислений вызывает следующие изменения в основных категориях статистики бюджета: возникает понятие "запаса" (остатков) нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств; содержание доходов и расходов определяет только те текущие операции, которые влияют на изменение чистой стоимости активов: доходы приводят к увеличению, а расходы – к уменьшению чистой стоимости активов. При таком определении в доходы не включаются поступления от реализации нефинансовых и финансовых активов, например, продажа земли, оборудования, в связи с тем, что подобные операции связаны лишь с видоизменением активов: из нефинансовых (основные средства) активы переходят в финансовые (средства на счетах). Аналогично, к расходам не относится ни приобретение основных средств, ни создание активов, ни операции с бюджетными кредитами и ссудами. Сальдо доходов (за вычетом расходов) является величиной, эквивалентной изменению чистой стоимости активов под влиянием операций с нефинансовыми и финансовыми активами и обязательствами. Очевидно, внедрение указанных изменений предполагает реорганизацию всей системы бюджетного учета. Предусмотренные Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ меры по совершенствованию Плана счетов позволят на основе кодов классификации активов и обязательств на начало отчетного периода произвести учет потоков, которые (в процессе исполнения бюджета) изменяют соответствующие активы и обязательства, и определить объем активов и обязательств на конец отчетного периода.

Назначение системы отчетности в формате СГФ – обеспечить формирование информационной базы, позволяющей не только следить за правильностью расходования бюджетных средств и облегчить идентификацию и оценку воздействия на экономику мер государственной экономической политики, а также выявить долгосрочную устойчивость этих мер. Например, меры государственной политики не будут устойчивыми в долгосрочном плане, если они приведут к значительному снижению чистой стоимости государственных активов. С точки зрения внешних пользователей важно то, что данные СГФ, во-первых, тесно связаны с другими макроэкономическими статистическими системами (национальными счетами, платежным балансом, денежно-кредитной и финансовой статистикой), а, во-вторых, позволяют оценивать финансовую надежность сектора государственного управления теми же методами, какие обычно применяются в отношении других организаций в экономике данной страны. Государственные корпорации (организации) могут проводить опера¬ции органов государственного управления по распоряжению государственных единиц, которым они принадлежат. Такая деятельность может осуществляться в различных формах. Непосредственно, государственная корпорация (организация) может проводить конкретные операции для выполнения тех или иных функций органов государственного управления, например, предоставлять кредиты определенным сторонам по ставкам ниже рыночных или отпускать электроэнергию отдельным потребителям по сниженным тарифам. Однако в более общем случае государственная корпорация (организация) может проводить налогово-бюджетную политику посредством найма большего числа работников, чем требуется, приобретения избыточных производственных ресурсов, оплаты производственных ресурсов по ценам, превышающим рыночные, или продажи значительной доли своей продукции по ценам ниже того уровня, на котором находилась бы рыночная цена в том случае, если в этой деятельности участвовали бы только частные производители. Для целей повышения эффективности налогово-бюджетного анализа наряду со статистикой сектора государственного управления в Руководстве МВФ рекомендуется вести статистику государственного сектора. Формирование системы показателей государственного сектора в целом представляет собой особый этап перехода в российской СГФ к международному стандарту. В Руководстве МВФ подчеркивается, что статистическая основа СГФ может применяться к обоим секторам, независимо от выбранного охвата институциональных единиц.

16.2. Показатели статистики государственного бюджета

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Задачи статистики государственного бюджета состоят в следующем: характеристика структуры и соотношения доходов и расходов; анализ сбалансированности бюджетов; учет по операциям со средствами Стабилизационного фонда; отражение поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга; изучение связи доходов госбюджета с важнейшими макроэкономическими показателями; прогнозирование доходов и расходов госбюджета.

Информационное обеспечение статистики государственного бюджета регламентирует Бюджетный Кодекс РФ.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, который базируется на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации. Отчетность об исполнении бюджета по срокам предоставления может быть: оперативной; ежеквартальной; полугодовой; годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ. Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контролирующий орган, а также в Федеральное казначейство. Муниципальные образования представляют сведения об исполнении местных бюджетов в учреждения Федеральной службы государственной статистики. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В целях составления проекта бюджета на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы: прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год; основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год; прогноз сводного финансового баланса развития соответствующей территории на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год; темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего). Статистика государственного бюджета охватывает все уровни бюджетной системы: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Консолидированный бюджет- свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет РФ составляют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджет любого уровня состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным, налоговым и таможенным законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений; обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. В настоящее время в составе отдельных категорий доходов бюджета выделяют: налоговые поступления – налог на прибыль организаций, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налог на добавочную стоимость, платежи за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископаемых и др.; неналоговые поступления: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы. На основе этой классификации изучается структура доходной части бюджета, и формируется система макроэкономических показателей. Показатели доходов государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Отношение доходов бюджета к ВВП

Характеризует перераспределительные процессы в стране посредством государственного вмешательства

2. Доля доходов разных уровней в консолидированном бюджете

Характеризует развитие межбюджетных отношений

3. Отношение сумм налоговых поступлений к ВВП

Характеризует налогоемкость ВВП

4. Доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в доходах консолидированного бюджета

Используется при решении проблем бюджетного выравнивания

5. Отношение налоговых доходов к численности населения

Используется в качестве косвенной оценки уровня жизни населения

6. Доля недополученных налоговых доходов в общем объеме налоговых доходов

Выполняет контрольную функцию

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ. Расходы государственного бюджета классифицируются по-разному, в зависимости от цели и направления вложения средств. Основой функциональной классификации бюджета является классификация всех расходов органов государственного управления по функциям КФОГУ в системе национальных счетов. К основным категориям КФОГУ относятся: государственные услуги общего характера, деятельность и услуги в области обороны, по обеспечению общественного порядка и безопасности, в области образования и здравоохранения, досуга и культуры, другая экономическая деятельность и услуги.

Классификация расходов государственного бюджета может быть представлена следующим образом:

Виды классификации

Назначение классификации

Функциональная

Разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства

Экономическая

Разграничивает:

  • текущие расходы (расходы на товары и услуги, выплату процентов, субсидии и другие текущие трансфертные платежи);
  • капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включая приобретение основного капитала, товаров для создания запасов, приобретения земли и нематериальных активов, капитальные трансферты).

Позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства

Ведомственная

Отражает распределение денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Позволяет контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления

Итог финансовой деятельности органов государственного управления определяется на основе сопоставления доходной и расходной частей бюджета: если доходы превышают расходы, то имеется профицит; если доходы меньше расходов, то имеется дефицит бюджета. Статистические показатели, расчет которых предполагает сопоставление доходов и расходов бюджета, формируются в соответствии с такими принципами бюджетной системы, как принцип сбалансированности бюджета и принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых для его покрытия.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники – кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ, государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные кредиты (бюджетные ссуды), полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; платежи в счет погашения основной суммы долга по полученным и использованным кредитам, по государственным ценным бумагам; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в валюте РФ. Внешние источники –государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией, изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, а также курсовая разница.

Характеристика общего итога деятельности дополняется расчетом относительных показателей дефицита государственного бюджета:

Показатели

Аналитическое значение

1. Коэффициент покрытия расходов бюджета его доходами (отношение доходов бюджета к расходам)

Используется при прогнозировании расходов, сумма которых может быть зависимой от доходов бюджета и уровня его дефицита

2. Соотношение дефицита бюджета и его расходов (доходов)

Характеризуют уровень дефицита

3. Соотношение дефицита бюджета и ВВП

Характеризует финансовое положение страны. Принято считать нормальным финансовое положение страны, если это соотношение не превышает 3%

Дальнейший статистический анализ деятельности органов государственного управления включает классификации и характеристики государственного долга. Данные о внешнем долге экономики имеют принципиальное значение для анализа ее устойчивости к внешним воздействиям. По международной методологии внешний долг на отчетную дату представляет собой невыплаченную сумму текущих безусловных обязательств резидентов перед нерезидентами, которая требует выплаты процентов и/или основного долга в будущем. В расчет принимается задолженность всех секторов экономики перед нерезидентами независимо от вида валюты, в которой эта задолженность номинирована. Задолженность по обращающимся инструментам корректируется на операции вторичного рынка между резидентами и нерезидентами и охватывает только обязательства перед последними. Такой подход обеспечивает сопоставимость данных по внешнему долгу с другими макроэкономическими системами внутри страны (платежный баланс, международная инвестиционная позиция, система национальных счетов) и на международном уровне.

16.3. Налоговые доходы и их структура. Система показателей состояния и динамики налогообложения

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Основой статистического изучения налоговых доходов бюджета является предусмотренное в Налоговом кодексе РФ определение общих условий установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и срока уплаты налога. Эти вопросы рассматриваются применительно к конкретным сборам и предопределяют, таким образом, виды статистической классификации налогов и сборов. Так, каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения: операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога. Статистическое изучение эффективности системы налогообложения включает анализ структуры и динамики задолженности по налогам и сборам. В составе задолженности выделяют: недоимки (сумма налога и сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок); отсроченные платежи; приостановленные к взысканию платежи. При изучении динамики показателей налогов и сборов необходимо учитывать возможную несопоставимость уровней соответствующего динамического ряда в силу изменения нормативных актов по отдельным элементам налогообложения, а также в связи с инфляцией. Макроэкономический анализ влияния налогов на результаты экономической деятельности предполагает использование соответствующих классификаций системы национальных счетов. Налоги в СНС включают текущие и единовременные (капитальные). К текущим налогам относятся налоги на производство и импорт и налоги на доходы и имущество.

Выводы

Формирование системы показателей финансовой статистики на основе международных стандартов потребует существенной трансформации отечественной статистики государственного бюджета, и в частности, гармонизации рассмотренных выше классификаций и показателей с основополагающими концепциями системы национальных счетов 1993 г., а также с другими международными системами макроэкономических показателей, такими как платежный баланс и денежно-кредитная статистика. Осуществление этих задач позволит существенно расширить систему показателей, повысить их аналитические возможности, интегрируя показатели потоков и запасов в связи с переходом к оценке результатов деятельности сектора государственного управления на начисленной основе.

Вопросы для самопроверки

  1. Что определяет информационную базу статистики государственного бюджета?
  2. Какие относительные показатели характеризуют доходы бюджета?
  3. Какие признаки используются при классификации расходов бюджета?
  4. Какие показатели характеризуют сбалансированность бюджета?
  5. Какая информация используется для составления проекта бюджета?
  6. Что отличает отчетность статистики государственных финансов, согласно требованиям МВФ?
  7. Какие классификации налогов используются в статистике?
  8. Какие показатели характеризуют состояние налоговой системы?

Библиография

  1. Иванов Ю. Н., Казаринова С. Е., Карасева Л. А. Основы национального счетоводства: Учебник/ Ю. Н. Иванов, С. Е. Казаринова, Л. А. Карасева. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Курс социально-экономической статистики/ Под ред. проф. М. Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002.
  3. Руководство по статистике государственных финансов// Международный валютный фонд, 2000.
  4. Руководство по денежно-кредитной и финансовой статистике// Международный валютный фонд, 2000.
  5. Система национальных счетов.1993. Т1–2. – Брюссель/Люксембург, Вашингтон, О.К., Нью-Йорк, Париж,1998.
  6. Статистика: Учебник/ Под ред. В. С. Мхитаряна. – М.: Экономист, 2005.
  7. Статистика финансов/ Под ред. проф. В. Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Статистика финансов: Учебник/ Под ред. М. Г. Назарова-М.: Изд-во Омега-Л, 2005.
  9. Экономическая статистика. Учебник/ Под ред. ЮН. Иванова. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА, 2003.
  10. Статистика для менеджеров с использованием Microsoft Excel / Д. М. Левин, Д. Стефан, Т. С. Кребиль, М. Л. Беренсон. - 4-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
  11. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов/ Е. М. Четыркин. - М.: Дело ЛТД., 1995

Версия для печати

Хрестоматия

Презентации

Название презентации Аннотация

Статистика государственных финансов и налогов. Статистика государственных финансов учитывает доходы и расходы сектора государственного управления на основе данных МФ РФ.

Формой образования и расходования фонда денежных средств для финансового обеспечения государства и местного самоуправления является бюджет. Годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году (с 1.01 по 31.12).

Бюджетная система РФ включает бюджеты различных уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет утверждается в виде федеральных законов.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) относится к предметам ведения субъекта РФ. Этот бюджет и свод бюджетов муниципальных образований субъекта РФ образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) относится к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Главная задача статистики государственного бюджета – это характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.

Конкретными задачами являются:

1. Определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

2. Анализ структуры доходов государственного бюджета;

3. Анализ структуры расходов государственного бюджета;

4. Определение источников финансирования бюджетного дефицита;

5. Расчет размеров государственного внутреннего долга;

6. Характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;

7. Анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Направления статистики государственных финансов, выделяемые в международной статистической практике:

1) Бюджеты органов государственного бюджета и финансового планирования:

Статистика бюджетного хозяйства;

Статистика финансов ВУЗ;

Статистика задолженности всех единиц сектора государственных учреждений;

Статистика государственных служащих.

2) Налоговая статистика:

Статистика налоговых поступлений;

Статистика акцизов;

Статистика налогооблагаемой суммы доходов.

Абсолютные показатели статистики государственного бюджета

Абсолютными показателями статистики государственного бюджета являются:

1) Доходы – обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет. Бюджетные доходы делятся на текущие и капитальные доходы. В составе текущих доходов выделяют налоговые и неналоговые поступления.

2) Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, которые имеют нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений.

3) Расходы – это вся совокупность невозвратных платежей вне зависимости от их возвратности и целей расходования;

4) Чистое кредитование – кредитование минус погашение;

5) Превышение расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит).

Дефицит = Заимствование – Погашение долга + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Финансовое положение страны является нормальным, если уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП не превышает 3 %.

Профицит = Погашение – Заимствование + Увеличение остатков ликвидных финансовых средств.

Результтом накопления бюджетного дефицита является государственный долг.

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторам экономики и остальным миром. Данная задолженность образовалась в результате операций между учреждениями государственного управления и секторами экономики в прошлом. Она может быть погашена с помощью операций этих учреждений в будущем периоде или переоформлена в бессрочный долг.

В государственный долг не включаются:

1) Внутренние и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления;

2) Обязательства органов денежно-кредитного регулирования;

3) Необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок;

4) Любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то