Рефинансирование банков. Рефинансирование Деньги на погашение ипотеки

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг (подробнее см.

5.2), а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства. Векселя переучитывались по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Учётные (или дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком кредитно-банковским институтам под учёт векселей, т.е. посредством покупки у банков векселей до истечения срока их погашения.

Рефинансирование в рамках дисконтной политики определяется следующими параметрами:

· требованиями к качеству принимаемых к переучёту векселей;

· лимитом переучёта, т.е. максимально возможным объёмом переучёта векселей для одного кредитного института;

· учётной ставкой центрального банка.

Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования (политика кредитной рестрикции), коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым кредитополучателям. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот. Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на их ликвидность. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Таким образом, предоставление центральным банком заимствований (кредитов) банкам в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности - важное направление деятельности центрального банка на открытом рынке. В этом случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции, иначе «банк» банков.

Кредиты центрального банка, как правило, предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

1. формы обеспечения (учётные и ломбардные);

Методов предоставления (двусторонние сделки и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

3. сроков предоставления (краткосрочные от 1 дня до 1 мес., среднесрочные 1-3 мес., долгосрочные 3-4 мес. и более);

4. цели предоставления кредита (кредиты для завершения расчётов текущего дня, сезонные кредиты и др.)

Политика рефинансирования может использоваться для того, чтобы путём изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на финансовом рынке (структурное воздействие на рынок). Однако основным недостатком данного метода денежно-кредитной политики является то, что он затрагивает лишь коммерческие банки и зависит от их «желания» получить рефинансирование в центральном банке. Если на межбанковском рынке есть в достаточном объёме кредитные ресурсы, рефинансирование коммерческими банками будет использоваться мало. В этом случае указанный метод почти полностью теряет свою эффективность, поэтому его применение оправдано, прежде всего, в условиях недостаточного развития рынка ценных бумаг.

Таким образом, у рефинансирования как метода проведения структурных операций на открытом рынке (по сравнению с операциями с ценными бумагами) есть ряд особенностей, значительно снижающих его эффективность при воздействии на рынок:

· во-первых, эффективность политики рефинансирования, в отличие от «независимого характера» операций с ценными бумагами, полностью зависит от желания или потребности банков в дополнительных ресурсах;

· во-вторых, эти инструменты являются менее точными и с позиций регулирования объёма ликвидности денежного рынка: трудно точно спрогнозировать как потребности в кредите, так и процентную ставку, им соответствующую;

· в-третьих, реализация, например, политики кредитной рестрикции путём ужесточения условий рефинансирования банков негативно отразится на кредитно-инвестиционном спросе со стороны реального сектора экономики;

· в-четвёртых, изменение ставок по кредитам центрального банка влечёт за собой изменение условий не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг. Повышение ставок на рынке, вызванное ростом ставок по кредитам центрального банка, снижает спрос на рынке ценных бумаг. (Для экономических субъектов более выгодными по сравнению с ценными бумагами, становятся депозиты, для банков – кредиты). В свою очередь, падение спроса на ценные бумаги ставит под угрозу обеспечение безэмиссионного финансирования дефицита государственного бюджета. Помимо этого, следующее за падением спроса на ценные бумаги снижение цен на них влечёт за собой рост доходности, что в перспективе увеличит выплаты из бюджета.

· свобода действий центрального банка при проведении той или иной политики рефинансирования ограничиваются ещё и тем, что ставки центрального банка обладают так называемым «сигнальным эффектом», то есть служат информационным средством для делового мира о направлении действий центрального банка (рестрикция, экспансия).

Все отмеченные моменты уменьшают возможную широту диапазона, а также гибкость и оперативность рефинансирования как метода денежно-кредитного регулирования центрального банка, особенно при проведении долговременной денежно-кредитной политики.

Еще по теме 5.1. Система рефинансирования банковского сектора:

  1. 1.2 Выявление базовых тенденций развития рынка банковских услуг на основе анализа зарубежного опыта развития банковского сектора экономики

Согласно ст. 4 Закона о Банке России Банк России является кредитором последней инстанции для банков и организует систему их рефинансиронл ния. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Банк России самостоятельно устанавливает формы, порядок и условия рефинансирования, он же осуществляет операции рефи нансирования. Банк России имеет право представлять кредиты на срок не бо лее одного года. Кредиты выдаются под обеспечение государственными цен ными бумагами, а также золота в слитках, иностранной валютой, векселями, поручительствами и банковскими гарантиями. Список ценных бумаг, при годных для обеспечения кредитов, определяет Совет директоров Банка Рое сии. Нормативное регулирование операций рефинансирования основываю ся на следующих документах:
  • Положение Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П «О порядке пре доставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеснс ченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (в ред. от 4 июля 2008 г.);
  • Положении Банка России от 12 ноября 2007 г. № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредити,
обеспеченных активами или поручительствами» (в ред. от 10 августа 2009 г.).
Чтобы участвовать в рефинансировании, банку необходимо заключить с Банком России Генеральный кредитный договор. С региональными банками кредитный договор от имени Банка России заключает территориальное учреждение ЦБ РФ по месту ведения корреспондентского счета банка. Помимо формальных юридических и организационных требований потенциальный заемщик Банка России должен удовлетворять нескольким экономическим критериям:
  • относиться к категории «Финансово стабильные кредитные организации» в соответствии с Указанием Банка России от 30 апреля 2008 г. № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (в ред. от 5 августа 2009 г.);
  • полностью выполнять резервные требования и не иметь просроченной задолженности перед Банком России;
  • передавать право на списание денежных средств с корреспондентского счета банка в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита на основании инкассовых поручений Банка России без распоряжения банка - владельца счета.
Операции рефинансирования Банка России делятся на три группы (табл. VIII. 13):
  1. предоставление краткосрочной ликвидности;
  2. среднесрочное кредитование;
  3. беззалоговое кредитование.
Таблица VIII. 13
Операции рефинансирования Банка России
Окончание табл. VIII. 11
Характер кредита Кредит Срочность Досрочное
погашение
Процентная
ставка
Обеспечение
Ломбардный От суток до года Да Ставка кредитного аукциона или ставка рефинансирования минус дисконт (-3 %) Залог бумаг из Ломбардного списка
Среднесрочное
кредитование
Кредиты, обеспеченные «нерыночными» активами или поручительствами До года Да От «ставка рефинансирования минус дисконт» (-2% до 90 дней) до ставки рефинансирования (год) Залог векселей, прав требования по кредитным договорам
Беззалоговое
кредитование
Кредит без обеспечения От месяца до полугода Да Ставка кредитного аукциона, но не ниже предопределенного минимума Отсутствует

Критерием разграничения выступают срочность кредитования, оперативность принятия Банком России решения о предоставлении кредита и харак тер залога. Предоставление краткосрочной ликвидности предназначено для обеспечения бесперебойного функционирования национальной платежной системы. Спрос на нее предъявляется как со стороны банков, так и со стороны их клиентов. Потребность в ликвидности возникает в связи с несоответс г вием во времени денежных поступлений и платежей, пересмотром финансо вых портфелей и колебаниями внутридневных денежных потоков. Каждый крупный коммерческий банк выполняет функцию центрального казначейст ва, сводящего дефицит и профицит ликвидности клиентов. В рамках своей клиентской группы он производит внутреннюю балансировку ликвидности. Однако после внутренней балансировки позиций клиентов банк, в свою оче редь, сталкивается с необходимостью выравнивания ликвидной позиции. Крупнейшие банки - кредиторы частного сектора имеют устойчивый дефи цит ликвидности, а иностранные и розничные банки - профицит ликвидно сти. Они могут провести внешнюю балансировку ликвидности на межбаи ковском рынке или обратиться к центральному банку. К краткосрочному ре финансированию банки прибегают или при больших объемах операций (которые могут нежелательно повлиять на межбанковский денежный ры нок), или в периоды финансовой нестабильности, когда процентные ставки операций между банками превышают ставку рефинансирования.
Внутридневной кредит предоставляется Банком России под нулевую процентную ставку. Аналогичным образом бесперебойное функционирование платежной системы осуществляется в других странах. Например, шведский Риксбанк выдает банкам-участникам центральной платежной системы RIX беспроцентные внутридневные кредиты под обеспечение ценными бумагами. Банк России предоставляет внутридневные кредиты в автоматическом режиме для урегулирования расчетов в рамках национальной платежной системы.
Суточный кредит «овернайт» Банк России также предоставляет автоматически под ставку рефинансирования. Его назначением является погашение задолженности по внутридневному кредиту, возникшей на конец рабочего дня. Внутридневной и суточный кредиты перечисляются на корреспондентские счета банков или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России.
Если целью внутридневного и суточного кредитов является автоматическая поддержка платежной системы, цель ломбардного кредита - это эффективное управление банком собственной ликвидностью при использовании механизма усреднения обязательных резервов. Выдача ломбардных кредитов осуществляется на аукционной основе. Информация об условиях проведения ломбардных кредитных аукционов размещена на странице Банка России «CBCREDIT» в информационной системе Reuters. Ломбардные кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник согласно расписанию. Если банк намерен получить кредит, он подает заявление на участие в аукционе. Ломбардные кредиты могут предоставляться на фиксированных условиях (от суток до месяца) или аукционной процентной ставке (сроком от двух недель до года). Денежные средства предоставляются без права досрочного возврата. Банки вправе подавать на аукцион не только конкурентные, но и неконкурентные заявки. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем объеме заявок банка) составляет 50 %. С апреля 2005 г. Банк России проводит ломбардные аукционы на фиксированных условиях. Фиксированная процентная ставка устанавливается равной средневзвешенной ставке последнего ломбардного кредитного аукциона. Если последние два аукциона не состоялись из-за отсутствия заявок, ломбардные кредиты предоставляются по ставке рефинансирования.
Обеспечением по краткосрочным кредитам служит залог или блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Ломбардный список составляется Советом директоров Банка России. Объем кредита рассчитывается исходя из рыночной стоимости обеспечения, дисконтированного на поправочные коэффициенты. Время принятия решения о предоставлении кредита (включающее оценку стоимости обеспечения и процедуру"за- лога) может занимать от нескольких секунд до одного часа. В Ломбардный список входят преимущественно долговые обязательства государственных и квазигосударственных эмитентов. Крупнейшим эмитентом, чьи бумаги участвуют в рефинансировании, выступает Министерство финансов России и сам Банк России, за ним идут субъекты Федерации с устойчивым финансо вым положением: Москва, Башкортостан, Самарская область, Московская область и др. Ценные бумаги Агентства ипотечного жилищного кредитования включены в список для развития рынка ипотечного кредитования. Той же цели служат облигации с ипотечным покрытием, выпущенные банком «Московское ипотечное агентство», ипотечными агентами АИЖК и ипотечной специализированной организацией ГПБ-Ипотека. К перечню банков-эмитентов относятся банки с иностранным участием (ЕБРР, Росбанк, Юникредит и Др.), госбанки (ВТБ, ВТБ24, Газпромбанк, ТрансКредитБанк, Россельхозбанк) и частные банки (Промсвязьбанк, Банк ЗЕНИТ и др.). Среди эмитентов реального сектора также преобладают госкомпании- моцополисты Газпром, Российские железные дороги и др. Включение ценных бумаг частных эмитентов в ломбардный список центрального банка является общемировой практикой, поскольку финансовые риски по краткосрочным кредитам минимальны.
Среднесрочные кредиты выдаются для поддержания банков в период финансовой нестабильности или обеспечения их среднесрочными ресурсами. Обеспечением по кредиту могут выступить векселя предприятий реального сектора, кредитный портфель. В качестве дополнительного обеспечения могут быть поручительства других банков. Кредиты имеют среднесрочный характер, они предоставляются от квартала до года с возможностью досрочного погашения. Получатель кредита или его поручитель должен удовлетворять нескольким критериям:
  • не выступать поручителем или заемщиком по действующим кредитам Банка России;
  • не являться членом банковской группы (холдинга), имеющей действующий кредит Банка России или выдавшей гарантию по нему;
  • относиться к категории «Финансово стабильные кредитные организа ции» в течение последнего года;
  • иметь положительное аудиторское заключение по результатам провер ки банка за последние три года;
  • не иметь просроченных обязательств перед Банком России в течение последних трех месяцев;
  • полностью выполнять обязательные резервные требования Банка Росси и;
  • не иметь задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и вне бюджетные фонды.
Кредиты или векселя, служащие обеспечением стабилизационного креди та, должны относиться к отраслям «Промышленность», «Транспорт и связь». «Строительство». Центральный банк определил перечень компаний реально го сектора, чьи векселя или кредиты могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России.
В IV квартале 2008 г. во исполнение Федерального закона от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2009 г. № 361-ФЗ) Банк России приступил к предоставлению кредитов без обеспечения. Кредиты выдаются широкому кругу банков, имеющих кредитные рейтинги международных или российских рейтинговых агентств. На 2009 г. таких банков насчитывалось около 150. Кредиты без обеспечения предоставляются Банком России в аукционной форме на большой диапазон сроков - от недели до года. На пике финансового кризиса в октябре-декабре 2008 г. Банк России предоставил банкам кредиты без обеспечения на сроки от 1 недели до 6 месяцев в объеме 3,03 трлн руб. К концу 2009 г. свыше двух третей кредитов было погашено.
В то же время с целью ограничения возможностей использования на валютном рынке средств, предоставляемых кредитным организациям Банком России посредством кредитов без обеспечения, для спекуляций Банком России был принят ряд мер. В частности, Банк России осуществлял мониторинг изменения величины иностранных активов, а также чистых балансовых позиций по иностранным валютам кредитных организаций, имеющих возможность участвовать в аукционах по предоставлению кредитов без обеспечения. В случае необходимости проводилась корректировка лимитов для отдельных кредитных организаций на получение рефинансирования в рамках указанных операций.
В первой половине 2000-х годов внутридневные кредиты занимали 98 % всех операций рефинансирования. Среднесрочные кредиты не выдавались ни разу. Сверхкраткосрочный характер рефинансирования объяснялся несколькими причинами. Во-первых, с 2000 г. российская банковская система предъявляла минимальный спрос на рефинансирование. Банковский сектор характеризовался системным избытком ликвидности, связанным с состоянием платежного баланса страны. Более актуальной была абсорбция ликвидности банковской системы, что находило отражение в превалировании депозитных операций Банка России над кредитными.
Во-вторых, ставка рефинансирования значительно превышала процентные ставки межбанковского рынка (см. рис. VIII.31 (с. 726)). Краткосрочное кредитование с более мягкими условиями на межбанковском рынке выглядело привлекательнее операций рефинансирования Банка России. Ставки по кредитам до года также меньше ставки рефинансирования, поэтому банкам было невыгодно закладывать свои ссуды по высоким издержкам. В связи с тем что ставка рефинансирования находилась выше уровня ставок денежного рынка, рефинансирование де-факто выполняло функцию стабилизации ставок на денежном рынке в период снижения ликвидности банковского сектора. Однако эффективному выполнению этой функции препятствовали значительная сегментация денежного рынка и незначительная доля залоговых бумаг в портфелях большинства банков.
¦¦ 1 1 Ставка рефинансирования lt;¦ ¦ --gt; Межбанковская ставка «овернайт»
Ставка по кредитам до года

Рис. VIII.31. Рублевые процентные ставки в 2003-2009 гг.
С конца 2007 г. под влиянием международного финансового кризиса ситуа ция изменилась. Эпоха дешевых денег, которые банки привлекали из-за рубежа, закончилась. Цена на нефть упала, и ликвидность в банковском секторе снизилась. Все это обусловило повышение процентных ставок на внутреннем рынке. Процентная политика Банка России начала оказывать заметное влияние на банковский рынок, чего не наблюдалось ранее. Теперь процентные ставки по креди там зависят от лимитов Банка России на рефинансирование, ставки рефинанси рования и валютного курса рубля. Подробнее о ценобразовании на рублевые кредиты см. «Банки-грабители, или Завышены ли банковские проценты?».
Банки-грабители, или Завышены ли банковские проценты?
На совещании по вопросам стабилизации ситуации в реальном секторе экономики, про шедшем 11 января 2009 г. на машиностроительном предприятии «Салют», Президент России Дмитрий Медведев выразил озабоченность высокими процентными ставками по кредитам. Президент предложил «поработать» на эту тему и вернуться к ней на очередном совещании по экономическим вопросам.
Согласно статистике Банка России средневзвешенная ставка по рублевым кредитам но финансовым организациям на ноябрь 2008 г. достигала 15,2 %. Более поздние данные цен тральный банк не публикует, однако мы оцениваем средневзвешенную ставку по корпоратив ным кредитам на январь 2009 г. в 17-18%. По текущей тенденции она должна вырасти до 20 % к концу первого квартала 2009 г. Средневзвешенный показатель отражает в основ ном ставки для крупных заемщиков, поглощающих большую часть кредитных ресурсов бан ков. К примеру, Магнитогорский металлургический комбинат (входящий в двадцатку круп нейших компаний по объему реализации) договорился со Сбербанком о привлечении кро дитной линии на три года под 16,5-18,0 %. Мелкие заемщики платят более высокие ставки
К примеру, холдинг Агроком (занимающий место в четвертой сотне крупнейших компаний) привлек полугодовой кредит от МДМ-банка под 24 %.
Однако абсолютные значения процентных ставок для корпоративных заемщиков мало о чем говорят. Гораздо более полезен для выяснения вопроса, завышены ли банковские проценты, спрэд между средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам. В настоящее время по банковскому сектору России процентный спрэд достигает 4,7 %. Много это или мало? Мы сформировали статистическую выборку по 132 странам (по всем, которые готовят банковскую статистику) и выяснили, что большая часть стран, около 44 %, имеют спрэд в диапазоне от 2 до 5 % (рис. VIII.32). Россия занимает неплохое место по соседству с Нидерландами, Португалией, Чехией, Турцией, Гонконгом, Мексикой и другими странами, где спрэд колеблется от 4 до 5 %. Таким образом, нельзя сказать, что процентные ставки в целом отечественными банками завышены.

Число стран 25 в группе

И; 21 (2; 3) (3;4] (4; 5] (5;6] (6; 7] (7; 8] (8; 91 (10; 11) (11; 12)(12; 13)(13; 14]
Рис. VIII.32. Распределение стран мира по величине процентного спрэда между средневзвешенными ставками по кредитам и депозитам
Процентный
(14; 15] (15; оо) СПрЭД

Тема: Система рефинансирования Банка России

Вообще рефинансирование означает погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств. В узком смысле под рефинансированием понимается предоставление кредитов банкам, когда они исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников.

В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся:

Кредиты ЦБ, выданные КБ под залог ц.б. Происходит увеличение высоколиквидных средств КБ;

Краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках /своп и РЕПО/. Предусматривается заключение двух встречных сделок – продажа и одновременно покупка ликвидного актива /валюты или ц.б./ Например, если КБ имеет неотложные обязательства в рублях и располагает временно свободными средствами в долларах, то он может мгновенно /в день заключения сделки/ продать доллары за рубли, необходимые для погашения обязательств, и одновременно заключить встречную сделку по обратной покупке долларов с более продолжительным расчетным периодом /от 1 дня до нескольких лет/.

Рефинансирование в развитых странах носит краткосрочный характер, поскольку долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью, кроме того, на длительные сроки возможно привлечение средств на открытом рынке. Кроме того, КБ обеспечен практически равный доступ к кредитам ЦБ. Значение рефинансирования снижается с развитием денежных и финансовых рынков. Механизм рефинансирования является последним инструментом регулирования ликвидности КБ, следовательно БР является кредитором последней инстанции и организует систему рефинансирования КО, т.е. устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также непосредственно осуществляет соответствующие операции.

Значение рефинансирования рассматривается на макро- и микроуровнях:

Макроуровень: воздействие на состояние денежно-кредитной сферы.

Получение КБ кредита от ЦБ => увеличение объемов размещения => мультипликационное расширение денежной массы.

Регулирование ставок денежного рынка – с помощью ставки рефинансирования – %, под который ЦБ предоставляет кредиты устойчивым КБ. Если рефинансирование проводится путем учета / переучета векселей, то применяется учетная ставка – %, по которому ЦБ учитывает векселя КБ.

Повышение ставки рефинансирования => повышение % ставки по кредитам и депозитам => уменьшение спроса на ц.б. => увеличение предложения ц.б., т.е. снижение спроса на ц.б., т.к. при дорогих кредитах более выгодным считается прямое финансирование. И наоборот.

Микроуровень: обеспечение ликвидности КБ, предотвращение банковского кризиса за счет устранения эффекта «домино» в БС.

Если кредиты ЦБ не возвращаются своевременно, то они стимулируют инфляционные процессы, ergo, условием их выдачи является финансовая устойчивость банка-заемщика.

Кредиты классифицируются в зависимости от:

    формы обеспечения: под залог ликвидных и высоколиквидных ц.б. /ломбардные/, под залог векселей и прав требований по кредитным обязательствам организаций сферы материального производства и поручительства КО /учетные/;

    методов предоставления (прямые – по инициативе КО, предоставляемые путем проведения аукционов – по инициативе ЦБ);

    сроков предоставления (краткосрочные – внутридневные и овернайт, среднесрочные – ломбардный до 1 месяца, долгосрочные – до 1 года);

    целевого характера (корректирующие кредиты – на обеспечение ликвидности и целевые кредиты – на развитие определенных отраслей или целевых программ).

В нормативных актах ЦБ может конкретизировать условия предоставления кредитов в зависимости, например, от категории заемщика или цели выдачи кредита. Эффективным механизм регулирования ликвидности КБ может быть признан только при установлении по кредитам и депозитам штрафных % ставок: самых низких при депонировании средств и самых высоких – при кредитовании КБ, что позволяет ЦБ избегать функции брокера межбанковского рынка.

Операции рефинансирования проводятся на основании и в рамках заключенных между БР и КО договоров. Заключению договора предшествует рассмотрение Банком России заявления КБ на получение кредита, причем последний пребывает в статусе потенциального заемщика не более 8 рабочих дней, необходимых Банку России для рассмотрения заявления и анализа предоставленной информации о заемщике. Заявление подается в Главное управление БР по соответствующей территории – по месту нахождения КБ, что значительно расширяет круг возможных банков-заемщиков. Необходимым условием является наличие открытого корреспондентского счета, на который впоследствии будет осуществлено перечисление кредита. Вместе с заявлением банк представляет пакет документов, подтверждающий исполнение им своих обязательств по кредиту либо залогом векселей и прав требования, либо ценными бумагами из Ломбардного списка.

В настоящее время разработаны и применяются механизмы рефинансирования, которые условно можно разделить на 2 группы в зависимости от степени оперативности принятия решения о предоставлении кредита – для поддержания и регулирования ликвидности БС:

1) кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка – внутридневной, овернайт, ломбардный;

2) кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства КО – для стимулирования развития реального сектора экономики.

1. В первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (т.е. определен конкретный перечень ценных бумаг – т.н. Ломбардный список БР). Учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями, оценка стоимости проводится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на ОРЦБ (ММВБ). В этом случае время принятия решения о рефинансировании определяется в диапазоне от нескольких секунд до 1 часа.

2. Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, необходимых для оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются Банку России в залог по кредиту. В этом случае банк - потенциальный заемщик должен представить в БР оригиналы:

Кредитных договоров, права требования по которым передаются в обеспечение кредита,

Договоров поручительства,

Векселя, передаваемые в обеспечение кредита.

Факт передачи указанных документов сопровождается составлением акта приема-передачи, подписываемого уполномоченными лицами банка и БР.

Поданные, таким образом, документы подлежат тщательной проверке, причем проверка может быть проведена на любом этапе действия договора рефинансирования – т.н. Плановая инспекционная проверка.

В случае использования инструмента поручительства в качестве банка-поручителя может выступать не любой банк, а лишь тот, который отвечает следующим требованиям:

1) он должен быть отнесен к 1 категории финансового состояния;

2) не может иметь недовзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение норм обязательных резервов;

3) не может иметь просроченных денежных обязательств перед БР;

4) не может быть членом одной банковской группы с банком-заемщиком;

5) должен предоставить Банку России право на списание со своего корреспондентского счета денежных средств в объеме требований по договору поручительства на основании инкассовых поручений БР;

6) должен соответствовать требованиям БР о наличии международного рейтинга определенного уровня.

После рассмотрения заявления банка – потенциального заемщика БР может принять решение о выдаче кредита и заключить соответствующий договор и может отказать в предоставлении кредита. Это возможно в случае несоответствия банка-заемщика хотя бы одному из критериев, указанных выше. В любом случае БР указывает причины своего негативного решения и возвращает оригиналы представленных документов.

БР предоставляет следующие виды кредитов:

Вид кредита

Срок в днях

(рабочих/календарных)

Право досрочного погашения

Ставка, % годовых

Вид обеспечения

Внутридневной

Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка, векселя, права требования по кредитным договорам

Овернайт

1 рабочий

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка, векселей, прав требования по кредитным договорам

Ломбардный

1, 7 и 30 дней (на фиксированных условиях), 14 дней, 3, 6 и 12 месяцев (на аукционной основе) календарных без права досрочного возврата

На 1, 7 и 30 календарных дней – 8%

Залог ценных бумаг из Ломбардного списка

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами

До 365 календарных

8% - до 90 календарных дней, 8,5% - от 91 до 180 календарных дней, 9% - от 91 до 365 календарных дней

Залог векселей, прав требования по кредитным договорам или поручительства КО

Наибольший удельный вес в кредитах рефинансирования занимают краткосрочные кредиты – т.н. корректирующие, т.к. они предоставляются для корректировки финансового положения банков лишь в том случае, если последние не могут получить кредиты на межбанковском рынке. Финансовые проблемы могут возникать в случае резкого непредвиденного уменьшения депозитов, повышенного спроса на банковские кредиты или при возникновении временных трудностей при получении кредитных ресурсов из обычных источников. Корректирующие кредиты запрещается использовать для спекулятивных целей или финансирования сомнительных инвестиций, например, на приобретение ценных бумаг.

Особое место в практике Центральных банков занимают сверхкраткосрочные однодневные кредиты, выдаваемые для ежедневной корректировки банковских балансов. Этот вид кредитов является достаточно дорогостоящим, т.е. предполагает высокие % ставки. В России Внутридневные кредиты являются бесплатными. Внутридневные кредиты обеспечивают бесперебойное функционирование платежной системы и предоставляются банкам, расположенным в регионах с валовой (непрерывной) или порейсовой обработкой платежных документов в течение операционного дня. Основное значение внутридневных кредитов заключается в том, что их предоставление позволяет ускорить процесс оперативного пополнения корсчета особенно в первой половине операционного дня, что позволяет подержать платежеспособность банка и, тем самым, избежать возникновения цепочки неплатежей в системе банковских расчетов.

Предоставление внутридневного кредита означает, что расчетное подразделение БР во время проведения расчетов текущего операционного дня проводит платежи банка, имеющего картотеку отложенных платежей, сверх имеющихся на корсчете банка средств. Следовательно, возникает дебетовое сальдо, которое не должно, превышать установленный лимит рефинансирования.

Документом, подтверждающим факт предоставления внутридневного кредита, является промежуточная выписка о состоянии корсчета, в которой отражается внутреннее дебетовое сальдо. Погашение внутридневного кредита осуществляется за счет текущих поступлений денежных средств на корсчет в течение операционного дня, в случае непогашения такого кредита до завершения расчетов текущего дня сумма внутреннего дебетового сальдо переоформляется в кредит овернайт.

Целью кредитов овернайт , как и внутридневных кредитов, является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Основанием для предоставления таким кредитов являются наличие в конце операционного дня неисполненных платежных документов и наличие непогашенного внутридневного кредита, а также наличие у банка в момент предоставления кредита ценных бумаг, учитываемых в разделе «Блокировано Банком России» счета депо, стоимость которых достаточна для получения определенной суммы кредита овернайт с учетом начисленных % по нему. Инициатором выдачи кредитов овернайт является ЦБ.

Документами, подтверждающими факт предоставления кредита овернайт являются выписки по корсчету и ссудному счетам банка-заемщика, а также оформленного и подписанное Банком России Извещение. Кредиты овернайт предоставляются на срок от начала проведения кредитной операции, т.е. с даты зачисления денежных средств на корсчет банка, до ее завершения, т.е. до даты погашения кредита и уплаты % по нему. Чаще всего, кредиты овернайт предоставляются для погашения задолженности по внутридневному кредиту, оставшейся непогашенной к концу дня. Внутридневные кредиты и кредиты овернайт предоставляются в автоматическом режиме, в то время как ломбардные кредиты предполагают режим запроса, т.е. подачу заявления на получение кредита по фиксированной % ставке либо заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе.

Ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг, носят краткосрочный характер и преследуют цель регулирования банковской ликвидности. Обеспечением ломбардных кредитов являются ценные бумаги, имеющие официальную котировку и принимающиеся к учету в ЦБ:

Государственные ценные бумаги,

Ценные бумаги, гарантированные государством,

Первоклассные коммерческие векселя,

Биржевые акции и облигации крупных промышленных компаний, банков и т.д.

Установлены определенные правила ломбардного кредитования , которых придерживается большинство ЦБ:

а) стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;

б) ЦБ применяет поправочные кредиты к номиналам ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости;

в) право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к ЦБ, если кредит не погашается в срок;

г) ломбардная % ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки.

Ломбардные кредиты предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, установленного ЦБ в соответствии с ориентирами единой государственной ДКП. Организация и проведение операций ломбардного кредитования возложены на Сводный экономический департамент БР. Ломбардные кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник. Для получения возможности получения кредита БР КО заключают с БР Генеральный кредитный договор.

Предоставление кредитов осуществляется на следующий рабочий день после проведения аукциона. КО могут подавать для участия в аукционе конкурентные и неконкурентные заявки. Совет директоров БР установил ограничение по минимальному предложению % ставки для конкурентных заявок : не ниже 7% годовых. Неконкурентная заявка дает КБ право получить по итогам аукциона кредит ЦБ по средневзвешенной % ставке. Ограничение на объем неконкурентных заявок (максимальная доля в общем объеме заявок) устанавливается Условиями проведения аукционов – 50% общего объема заявок КБ, поданных для участия в аукционе.

Ломбардные аукционы проводятся по американскому способу.

Кредиты БР предоставляются при условии предварительного блокирования ценных бумаг в разделе “Блокировано Банком России” счета депо в Депозитарии (НДЦ), причем банки самостоятельно определяют количество и выпуски ценных бумаг, подлежащих блокированию. Ценные бумаги, учитываемые в разделе “Блокировано БР” и отобранные в обеспечение кредита для перевода в разделы “Блокировано под кредитный аукцион”, “Блокировано в залог под ломбардные кредиты” или “Блокировано в залог под кредиты “овернайт” составляют залоговый портфель ценных бумаг. Причем ценные бумаги отбираются в портфель по принципу минимального срока до погашения.

Обеспечение кредита считается достаточным, если рыночная стоимость ц.б. всех выпусков в залоговом портфеле, скорректированная на поправочный коэффициент, больше или равна сумме запрашиваемого кредита, включая сумму % за предполагаемый срок пользования кредитом.

P = ∑ (V t * Q t * K t)

P – рыночная стоимость ц.б. всех выпусков в залоговом портфеле, t – порядковый номер выпуска ц.б., m – количество выпусков ц.б. в портфеле, V t – рыночная стоимость одной ц.б. t-го выпуска, Q t – общее количество ц.б. t-го выпуска в портфеле, K t – соответствующий поправочный коэффициент по t-му выпуску ц.б.

В настоящее время:

0,95 по ГКО,

0,9 по ОФЗ и государственным федеральным ц.б. в инвалюте,

0,8 по облигациям городских облигационных займов Москвы,

0,5 по облигациям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигациям КБ «Московское ипотечное агентство».

В отношении кредитов, обеспеченных залогом и поручительством , стоит заметить, что они позволяют КО получать кредиты, предоставляя в залог учтенные векселя и права требования по кредитным договорам из собственного кредитного портфеля.

Обеспечение кредита считается достаточным, если общая стоимость всех обязательств, входящих в залоговый портфель, равна либо превышает сумму запрашиваемого кредита, включая начисленные %, кроме того, если имеется хотя бы одна КО - поручитель. К организациям, векселя которых выступают предметом залога, также предъявляются определенные требования:

1) показатели бухгалтерской отчетности вполне соответствуют требованиям ЦБ;

2) срок функционирования – не менее 3 лет;

3) положительное аудиторское заключение по результатам работы за 3 последних года;

4) относится к отраслям “Промышленность”, “Транспорт и связь”, “Строительство”;

5) находится на обслуживании в банке-заемщике не менее 1 года;

6) не имеет убытков по результатам работы за текущий год;

7) участвует в УК банка-заемщика в объеме не более 5% от оплаченной величины УК.

Обязательства, организаций, принимаемые в залог, должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ, выражаться в валюте РФ, кроме того, залогодатель должен являться законным приобретателем предмета залога, не обремененного другими обязательствами. Также обязательства организаций должны иметь срок погашения (исполнения) не ранее, чем через 30 календарных дней после наступления срока возврата кредита ЦБ. Вообще, кредиты такого рода предоставляются на основании заявления банка на срок до 180 календарных дней с возможностью досрочного возврата под 10% годовых.

В отношении кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами КО , целесообразно отметить, что БР предоставляет банкам возможность получения кредита под залог векселей (права требования) или под поручительства банков на срок до 180 календарных дней, при этом допускается его досрочное погашение.

В целях снижения риска введены поправочные коэффициенты для корректировки стоимости принимаемого в обеспечение имущества:

0,5 – для имущества 1 категории качества;

0,3 - для имущества 2 категории качества.

Перечень организаций, чьи обязательства принимаются в обеспечение по кредитам, формируется на основе данных, публикуемых несколькими международными рейтинговыми агентствами (рейтинг BB по классификации Standart & Poors или Fitch Ratings или Ba2 по классификации Moody`s), и утверждается Советом директоров БР.

Банк – потенциальный заемщик может заранее предоставить в БР обеспечение (векселя и права требования) для получения кредита в будущем, т.е. заранее сформировать «пул обеспечения II уровня». Векселя и права требования, передаваемые в обеспечение, должны соответствовать определенным критериям:

1) оформлены с соблюдением законодательства РФ;

2) сумма обязательств выражена в рублях, USD, EUR или GBP;

3) векселя должны быть отнесены к 1 или 2 категории качества.

Операции РЕПО представляют собой сделки с блокировкой обеспечения, по которым продавцом облигаций по первой части операции и покупателем облигаций по второй части операции является банк, а покупателем облигаций по первой части и продавцом облигаций по второй части является БР. ЦБ осуществляет операции РЕПО только с банками-дилерами, заключившими с ним соглашение о проведении рассматриваемых операций как от своего имени и за свой счет, так и от своего имени и по поручению других КО - инвесторов.

Принятие и рассмотрение соответствующих заявок дилеров (в том числе по поручениям инвесторов) осуществляет БР при выполнении на начало дня рассмотрения заявок определенных условий:

а) дилер (инвестор) не имеет просроченных денежных обязательств перед БР;

б) дилер (инвестор) отнесен к категории финансово-стабильной КО;

в) дилеру (инвестору) установлен лимит по сделкам прямого РЕПО) – т.е. максимальный объем обязательств дилера (инвестора) по действующим сделкам прямого РЕПО;

г) дилер (инвестор) не имеет недовзноса в обязательные резервы и.т.д.

Сделки РЕПО могут заключаться:

1) путем аукциона заявок на заключение этих сделок;

2) путем проведения торгов по заключению сделок на условиях фиксированной ставки РЕПО;

3) путем проведения торгов по заключению сделок на условиях рыночных ставок, не ниже минимальной ставки РЕПО.

Состав обеспечения, срок РЕПО, минимальная ставка, лимиты участников, начальное и верхнее предельное значение дисконта, поправочные коэффициенты для расчетов лимитов и прочие условия проведения операций РЕПО устанавливаются Банком России. В рамках аукциона прямого РЕПО удовлетворяются заявки дилеров, которые по ставкам оказались не ниже ставки отсечения РЕПО, в заявленных объемах по заявленной ставке РЕПО. Может быть предоставлено право досрочного исполнения второй части соглашения – т.е. вторая часть сделки РЕПО осуществляется в день исполнения первой части по стоимости обратного выкупа, равной стоимости покупки. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения дилером своих обязательств по первой части сделки БР освобождается от обязательств по такой сделке, а дилер обязан уплатить в день неисполнения (ненадлежащего исполнения) штраф, равный сумме остаточных обязательств, рассчитываемых в размере двойной ставки рефинансирования, начисленной за одни день на стоимость покупки по неисполненной сделке.

Ставки по РЕПО:

Прямое РЕПО – на 1 день 10%, на 7 дней 10%.

Система рефинансирования банковского сектора

Под рефинансированием центральным банком коммерческих банков понимают предоставление им заимствований, когда банки исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Процесс рефинансирования состоит в восстановлении портфеля собственных ресурсов коммерческих банков и средств, вложенных в кругооборот капитала предприятий.

Кредиты рефинансирования выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Выполняя функцию рефинансирования, Центральный Банк России в соответствии со статьями 4 и 40 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Кредиты рефинансирования классифицируют в зависимости от:

Формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

Методов представления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые путем проведения аукционов) ;

Сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 месяца и краткосрочные- на 1 или несколько дней) ;

Целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.

Практикой Центральных банков зарубежных стран установлено, что эффективным механизм регулирования ликвидности банков может быть только при установлении по кредитам рефинансирования и депозитам штрафных процентных ставок: самых низких при депонировании средств (соответствующих самому низкому уровню процентных по депозитам денежного рынка) и самых высоких – при кредитовании банков (соответствующих максимальному уровню по отношению к ставкам денежного рынка). Это позволяет центральному банку избежать роли брокера межбанковского рынка.

Рефинансовые механизмы в зарубежных странах имеют относительно короткий срок. Долгосрочные операции нарушают принцип оперативного, гибкого управления ликвидностью. На длительные сроки банки привлекают средства на открытом рынке.

Ломбардные кредиты . Термин «ломбардный кредит» происходит от названия местности в Италии – Ломбардии, на территории которой в середине века менялы предоставляли краткосрочные кредиты под залог легкореализуемого движимого имущества. Начиная с XII – XVIII веков ломбардные кредиты предоставлялись банкам. Обеспечением ломбардных кредитов стали служить драгоценные металлы и товары.


В широком смысле слова ломбардные кредиты представляют собой ссуды под залог депонированных в банке ценных бумаг. В узком понятии термин «ломбардные кредиты» означает краткосрочные кредиты, предоставляемые Центральным банком кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения их временных потребностей в заемных средствах. Цель их предоставления – регулирование банковской ликвидности.

Обеспечением ломбардных кредитов в практике деятельности центральных банков являются те ценные бумаги, которые имеют официальную котировку и принимаются к учету в центральном банке. Это государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантированные государством, первоклассные коммерческие векселя, обращаемые на бирже акции и облигации крупных промышленных компаний и банков и прочее. Центральные банки разрабатывают перечень принимаемых в залог ценных бумаг.

Существуют определенные правила ломбардного кредитования, которых придерживаются все центральные банки:

Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов;

Право собственности на депонированные ценные бумаги переходит к центральному банку в случае, если кредиты не погашаются в срок;

Центральные банки применяют поправочные коэффициенты к номинальной стоимости ценных бумаг в целях избежания потерь при снижении их рыночной стоимости. Поправочный коэффициент выше по тем ценным бумагам, которые включены в Ломбардный перечень (список);

Ломбардные кредиты предоставляются на платной основе. Ломбардная ставка изменяется одновременно со ставкой рефинансирования и всегда выше учетной ставки;

Ломбардные кредиты предоставляются центральными банками зарубежных стран на срок от одного дня до четырех месяцев.

Ломбардный кредит может предоставляться:

По фиксированной процентной ставке, величину которой устанавливает Совет директоров.

На аукционной основе. Комитет Банка России по денежно-кредитной политике устанавливает лимит на максимальный объем кредита по каждому аукциону.

Кредиты «овернайт». Краткосрочные (корректирующие) кредиты предоставляются, как правило, для корректировки финансового положения банка в том случае, если финансовые проблемы возникли в результате следующих обстоятельств:

Резкого, непредсказуемого уменьшения депозитов;

Возникновения временных трудностей при получении кредитов из обычных источников;

Повышенного спроса на банковские кредиты в периоды кредитного «голода»;

Особых обстоятельств, оказывающих влияние на финансовое состояние банка.

Кредиты «овернайт» предоставляются Банком России, начиная с 19 июня 1998 г. Это обеспеченные кредиты, пришедшие на смену ранее предоставляемым однодневным расчетным кредитам. Получить их могут банки, расположенные в регионах с современной расчетной системой, которая позволяет осуществлять расчеты с учетом поступлений текущего операционного дня.

Целью кредитов «овернайт» является обеспечение бесперебойного функционирования системы расчетов. Для завершения банком расчетов в конце операционного дня на корсчет банка зачисляется сумма кредита и проводится списание средств по неисполненным платежным документам. Такие кредиты предоставляются банкам, с которыми подписан Генеральный кредитный договор, предусматривающий право на получение кредита «овернайт».

Внутридневные кредиты . в совокупности с кредитами «овернайт» призваны обеспечить нормальное, бесперебойное функционирование платежной системы. Они являются обеспеченными, а банки, пользующиеся данными кредитами, должны отвечать установленным критериям (см. Ломбардные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты. Учетные (дисконтные) кредиты являющиеся одним из методов рефинансирования – это ссуды, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам под учет векселей.

Данный метод рефинансирования способствует сокращению потребностей предприятий в оборотных средствах эффективному развитию производства и является инструментом денежно-кредитного регулирования центральных банков.

Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.96 N 36 "О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам" (с учетом изменений и дополнений) и от 06.03.98 N 19-П "О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг" (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 1999 года в Ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России.

В настоящее время Генеральные кредитные договоры на предоставление Банком России внутридневных кредитов, кредитов "овернайт", ломбардных кредитов в соответствии с Положением от 06.03.98 N 19-П заключены с 34 банками г. Москвы и Московской области, а также с 3 банками г. Санкт - Петербурга.

Два раза в неделю (понедельник и четверг) Банк России объявляет о проведении ломбардных кредитных аукционов по американскому способу сроком до 7 календарных дней. Однако в связи с отсутствием в январе - сентябре 1999 года потребности у банков в получении ломбардных кредитов аукционы признаны несостоявшимися.

За январь - сентябрь 1999 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты "овернайт" - 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.

В целях расширения практики предоставления кредитов (внутридневных, "овернайт") Банк России еще в ноябре 1998 года направил разрешение на осуществление таких операций Главному управлению Банка России по Новосибирской области. Однако ввиду наличия избыточной ликвидности у банков этого региона, имеющих право на получение таких видов кредитов, их предоставление Банком России не осуществлялось. В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о возможности предоставления разрешения Главному управлению Банка России по Ростовской области на осуществление операций по выдаче кредитов Банка России (внутридневных и кредитов "овернайт") банкам Ростовской области.

Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 20.12.98 N 1527 "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных производителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1999 году" и от 29.12.98 N 1579 "О неотложных мерах по повышению эффективности функционирования отечественного птицеводства в 1999 году" Банк России подготовил и ввел в действие Временное положение от 13.04.99 N 74-П "О порядке предоставления обеспеченного кредита Банка России банкам - агентам, осуществляющим кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации".

Однако указанный порядок кредитования не был реализован, поскольку во исполнение мероприятий, предшествующих утверждению Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1999 год, Совет директоров Банка России вынужден был принять решение с 30 июня 1999 года не рассматривать вопросы целевого кредитования конкретных отраслей экономики, в том числе путем целевого кредитования банков и предоставления банкам новых кредитов на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению финансовой устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению (которые предоставлялись Банком России в период с августа 1998 года по июнь 1999 года в рамках проводимой реструктуризации банковской системы).

В 1999 году Банк России продолжил работу, направленную на погашение кредитов, выданных банкам в 1992 - 1994 годах на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики для кредитования предприятий отдельных отраслей экономики. Задолженность по этим кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 января 1999 года составила 335 и 1527 млн. рублей соответственно. Практически вся эта задолженность просрочена и не имеет источников возврата.

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" задолженность предприятий и организаций отдельных отраслей экономики, не обеспеченная источниками возврата, подлежит переоформлению на государственный внутренний долг.

В связи с тем, что в первом полугодии 1999 года переоформление задолженности на государственный внутренний долг не осуществлено, Совет директоров Банка России принял решение об отсрочке погашения процентов за пользование централизованными кредитами в сумме 184,2 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

21 августа 1999 года Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики принято решение (Протокол N 70) о продлении сроков погашения централизованных кредитов в сумме 28 млн. рублей до 31 декабря 1999 года, но не далее переоформления задолженности на государственный внутренний долг.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то