Методика осуществления налогового контроля в отношении налога на прибыль организаций. Налоговые проверки: налог на прибыль Методика проверки налога на прибыль организаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

по дисциплине « Н алоговый анализ »

На тему: « Методика проведения проверки по налогу на прибыль»

Введение

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую, - которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибыль как экономическая категория - это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции - это налог на прибыль предприятий и организаций. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий (юридических лиц). Принятие Верховным Советом Российской Федерации закона «О налоге на прибыль» является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России. Однако постоянное экспериментирование с законодательной базой по налогу на прибыль, выражающееся в большом количестве издаваемых изменений и дополнений часто не позволяет предприятиям правильно ориентироваться в порядке исчисления налогооблагаемой базы, что приводит в конечном итоге к спорам и разногласиям с налоговыми органами. Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость. Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории, и анализ действующей российской системы налогообложения прибыли предприятий и организаций и перспектив ее развития в будущем.

1 . Теоретические основы проведения налоговы х проверок по налогу на прибыль

1.1 Информационная база при проведении камеральных и выездных налоговы х проверок по налогу на прибыль

Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы (рис. 1).

налог прибыль камеральный проверка

Рис. 1 - Схема проверок проводимых налоговыми органами.

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах. Выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

1.2 Методика проведения камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль

В настоящее время камеральными проверками в налоговых инспекциях занимается отдел камеральных проверок юридических лиц. Как правило, в инспекциях создается до трех отделов: один из отделов камеральных проверок занимается основными налогоплательщиками, другой - физическими лицами по всем уплачиваемым ими налогам, а третий - всеми остальными налогоплательщиками.

Осуществление первого и второго этапов камеральной проверки возлагается в налоговой инспекции на отдел работы с налогоплательщиками. Третий этап выполняется отделом, ответственным за ввод данных из налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматизированную информационную систему налоговых органов. Информация об арифметических ошибках, выявленных при вводе данных (протоколы ошибок, формируемые автоматизированной информационной системой), используется отделом камеральных проверок при проведении проверок налогоплательщиков. Работы на четвертом, пятом и шестом этапах выполняются отделом камеральных проверок налоговой инспекции.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2 - Поэтапная схема проверок

Первым этапом работы налоговой инспекции при камеральной проверке налоговых деклараций является их прием от налогоплательщиков и ввод полученных данных в автоматизированную информационную систему (АИС) налоговых органов.

Налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, могут быть представлены налогоплательщиком в налоговую инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговые декларации и иные необходимые документы представляются налогоплательщиком в налоговую инспекцию по месту его учета. Документы могут быть переданы:

Лично налогоплательщиком;

Через уполномоченного представителя;

Направлены в виде почтового отправления с описью вложения;

По телекоммуникационным каналам связи.

Право выбора того или иного способа сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности предоставлено налогоплательщику

Если организация сдает налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию через своего представителя, то нужно учитывать требования ст.ст. 26 - 29 НК РФ. В частности, в соответствии с п.3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены. Законными представителями налогоплательщика- юридического лица признаются физические лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Уполномоченный представитель налогоплательщика - юридического лица осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых налогоплательщиками на бумажных носителях, производится сотрудниками отдела работы с налогоплательщиками или иного отдела, ответственного за прием отчетности.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата фактического представления их в налоговую инспекцию на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

На стадии приема налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности все представленные документы подвергаются визуальному контролю на предмет их соответствия следующим требованиям:

Полнота представления. На данной стадии налоговый инспектор устанавливает фактическое наличие всех документов отчетности, определенных законодательными и иными правовыми нормативными актами для соответствующей категории налогоплательщиков;

Соответствие формы бланков представленных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности утвержденным формам;

Наличие обязательных реквизитов налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности (полного наименования плательщика; ИНН и КПП; периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность; подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в декларациях и отчетности; печати организации; правильности заполнения иных реквизитов налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности);

Наличие обязательных реквизитов в иных представляемых налогоплательщиком документах, служащих для исчисления и уплаты налогов, и их четкое заполнение.

Действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право, отказывать, налогоплательщикам в приеме налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов. Поэтому если в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов, реквизиты заполнены нечетко или карандашом, имеются не оговоренные подписью налогоплательщика исправления, налоговая инспекция обязана принять такие документы. При этом налоговая инспекция обязана в трехдневный срок письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по установленной для него форме в определенный налоговой инспекцией срок.

Принятые налоговые декларации и бухгалтерская отчетность регистрируются налоговой инспекцией не позднее следующего рабочего дня с даты их принятия. Регистрация проводится с использованием программного обеспечения, установленного в инспекции. Каждой поступившей налоговой декларации и каждому документу бухгалтерской отчетности присваивается регистрационный номер, который проставляется на принятом документе. Эти номера используются для контроля за сохранностью и ходом обработки документов в налоговой инспекции, и особого интереса для налогоплательщиков не представляют.

Не позднее следующего рабочего дня после приема налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, подлежащие вводу в информационную систему налоговых органов, формируются в пачки по видам форм и передаются в отдел ввода и обработки данных или иной отдел, ответственный за ввод данных в АИС налоговых органов.

Работники отдела ввода, получив налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность из отдела приема, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в инспекцию должны осуществить ввод данных в АИС налоговых органов.

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представленные основными налогоплательщиками, подлежат вводу в АИС в течение одного рабочего дня, следующего за днем их получения. По окончании процедуры ввода на документах отчетности проставляется дата ввода и подпись сотрудника инспекции, осуществившего ввод данных.

Прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи производится работниками отдела общего обеспечения инспекции. Право сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде предоставлено налогоплательщикам ст.80 НК РФ.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Налоговая инспекция подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки соблюдения налогоплательщиком требований к оформлению документов. Второй экземпляр квитанции о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и уведомление о дате их представления сохраняется в хранилище налоговой инспекции.

Налоговые органы обязаны проводить камеральные налоговые проверки в отношении всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками в налоговый орган. Таким образом, периодичность проведения камеральных проверок каждого налогоплательщика определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления им налоговых деклараций.

ФНС России установлен сокращенный, по сравнению с НК РФ, срок на проведение камеральных проверок деклараций налогоплательщиков - 75 календарных дней со дня представления их в налоговую инспекцию

По истечении шести дней после установленного законодательством срока представления в налоговую инспекцию налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности сотрудники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, со списком плательщиков, фактически представивших их. По результатам сверки отдел камеральных проверок должен письменным уведомлением вызвать в налоговую инспекцию не отчитавшихся налогоплательщиков.

Если налоговая отчетность налогоплательщиком не будет представлена, отдел камеральных проверок готовит заключение о необходимости включения указанного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок и направляет его в отдел, ответственный за проведение выездных налоговых проверок.

Конкретные формы и методы камеральной проверки налоговой отчетности определяются налоговой инспекцией самостоятельно, исходя из имеющихся у нее возможностей автоматизированной обработки информации, содержащейся в налоговой отчетности, знаний и опыта работников, осуществляющих камеральные проверки. При этом обязательно учитывается необходимость проведения камерального анализа бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций в целях выбора объектов для выездных проверок.

Если в ходе камеральной проверки установлены ошибки в заполнении налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то налоговая инспекция в течение трех рабочих дней информирует плательщика. Об этом с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию - в срок, установленный налоговым органом.

Если налогоплательщик не вносит соответствующие исправления в установленный срок, налоговая инспекция приступает к сбору доказательств совершения налогового правонарушения. Для этого чаще всего используются такие методы, как:

Истребование у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов;

Истребование у иных лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика;

Получение у банков сведений об операциях по счетам проверяемого налогоплательщика.

Требование о представлении документов подписывается должностным лицом налоговой инспекции, проводящей проверку, и вручается плательщику под роспись или направляется по почте заказным письмом. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, установленную ч.1 ст.126 НК РФ.

1.3 Порядок проведения выездных проверок формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и исчисления налога

Выездная налоговая проверка является важным методом контрольной работы налоговой инспекции, поскольку она приносит в бюджет значительные суммы дополнительных поступлений.

В НК РФ определение выездной налоговой проверки отсутствует, однако из описания ее процедуры можно понять, что это - проверка, проводимая по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В ходе, которой сведения, указанные плательщиками в налоговых декларациях, проверяются путем анализа первичных бухгалтерских документов предприятия, а также иной информации о деятельности предприятия, имеющейся у налоговых органов.

Основные понятия, правила проведения и оформления выездных налоговых проверок изложены в ст. 87, 89, 99, 100, 101 НК РФ.

Объектом выездной налоговой проверки, как и объектом камеральной проверки, является правильность исчисления и уплаты налога на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные плательщиком в налоговую инспекцию, включая и бухгалтерскую отчетность, объектами выездной проверки не являются, а рассматриваются только как источники информации.

При подготовке выездной проверки налоговая инспекция имеет право использовать любую имеющуюся у нее информацию о налогоплательщике, если эта информация получена законным путем. Основным источником информации в ходе выездной налоговой проверки являются первичные документы налогоплательщика, касающиеся вопросов исчисления налоговой базы по проверяемым налогам и налоговым периодам, обоснования права на льготы, вычеты по налогам, применение пониженных налоговых ставок налога и т.д.

НК РФ установлен ряд ограничений на проведение выездных налоговых проверок:

По проверяемому периоду (три календарных года, предшествующих году проверки);

Продолжительности проверки (как правило - не более двух месяцев);

Частоте проведения. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

В отличие от других отраслей права, в которых статус свидетеля возникает лишь при наличии возбужденного уголовного дела или дела об административном правонарушении, в налоговом праве статус свидетеля может возникнуть в ходе проведения выездной налоговой проверки, т.е. до начала производства по делу о налоговом правонарушении. При этом физическое лицо может быть вызвано по любым обстоятельствам, имеющим значение для налогового контроля, а также по делу о налоговом правонарушении.

Налоговый кодекс не устанавливает порядка вызова лица в качестве свидетеля и возможности принудительного привода в случае уклонения лица.

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Ссылки налоговых органов на устные объяснения, полученные в ходе налоговых проверок, могут быть не приняты судом в качестве доказательств, поскольку налоговый орган имеет возможность провести опрос свидетеля.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: ст. 51 Конституции РФ устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Обычно показания свидетеля даются по месту нахождения налогового органа. Однако в определенных случаях показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания:

Если свидетель в силу болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган;

В других случаях - по усмотрению должностного лица налогового органа.

б) понятые - любые физические лица, не заинтересованные в исходе дела. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Не могут быть понятыми должностные лица налоговых органов, а также лица, заинтересованные в исходе дела, например работники бухгалтерских служб организации.

Понятые могут вызываться при проведении:

Ареста имущества;

Осмотра помещений, территорий, предметов и документов;

Выемки документов и предметов.

Основная функция понятых при проведении выездной налоговой проверки - удостоверение в протоколе фактов, содержания и результатов действий, производившихся в их присутствии. Понятые вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

в) переводчик - не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода (в том числе языка глухонемых лиц).

Переводчик привлекается в случаях, когда физическое лицо, контактирующее с налоговыми органами, не владеет государственным языком РФ (русским языком), который используется в сфере официального общения. Переводчик может привлекаться для совершения перевода в письменной или устной форме на договорной основе.

Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

г) специалист - физическое лицо со специальными знаниями и навыками, не заинтересованное в исходе дела.

Специалист привлекается на договорной основе в тех случаях, когда в процессе осуществления мероприятий налогового контроля возникает необходимость в специальных знаниях в определенной области, например, в области медицины, строительства, программного обеспечения и т.д.

д) эксперт - физическое лицо, не заинтересованное в исходе дела, имеющее специальные познания в науке, искусстве, технике, ремесле и являющееся сотрудником организации, которая должна провести назначенную экспертизу.

Эксперт привлекается на основании заключаемого между налоговым органом и экспертом договора об оказании услуг. При этом вопросы, поставленные перед экспертом не должны выходить за пределы специальных познаний эксперта. Фамилия эксперта и организация, в которой должна быть проведена экспертиза, указываются в постановлении должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку о проведении экспертизы.

Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных документов, может отказаться от дачи заключения, если его знания недостаточны или не хватает документов. Эксперт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок являются первым этапом работы налоговой инспекции по проведению таких проверок. На этом этапе определяются перечень организаций, подлежащих выездным налоговым проверкам в предстоящем квартале, сроки проведения и вид проверки, кадровые ресурсы, необходимые для их проведения.

Планирование выездных проверок проводится в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип комплексности предполагает согласованность всех этапов планирования - от сбора и обработки информации о налогоплательщиках до составления плана проверок и перечня вопросов, подлежащих проверке.

2. Принцип непрерывности выражается в увязке всех стадий планирования по срокам их проведения.

3. Принцип оптимальности предполагает выбор для проведения выездных проверок таких объектов, где можно с наибольшей вероятностью выявить нарушения налогового законодательства и обеспечить максимальное поступление в бюджет сумм дополнительно начисленных налогов, пени и штрафов при минимальных затратах рабочего времени специалистов налоговых органов.

Планирование и подготовка выездных налоговых проверок проводятся в несколько этапов:

1. Сбор и систематизация информации о налогоплательщиках.

2. Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков.

3. Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков на контролируемой налоговой инспекцией территории.

4. Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок.

5. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал.

6. Предпроверочный анализ информации о налогоплательщиках, отобранных для проведения выездных налоговых проверок, и подготовка перечней вопросов, подлежащих проверке.

В целях правильного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой инспекции необходимо иметь максимально полную информацию о налогоплательщиках. Информация для анализа поступает как из внутренних, так и из внешних источников. Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование баз данных, содержащих информацию по каждому налогоплательщику, состоящему на учете в налоговых органах.

Камеральный анализ налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков является логическим продолжением камеральной проверки. Он позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности совершения налогового правонарушения и включения соответствующей организации в план проведения выездных налоговых проверок.

Анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков включает сопоставление изменения основных показателей по каждому конкретному налогоплательщику и динамики одноименных показателей по всем налогоплательщикам или однородным группам налогоплательщиков. Проводится сравнительный анализ показателей конкретной организации с показателями организаций аналогичной отрасли и со средними значениями показателей по отрасли. Для анализа могут использоваться как абсолютные (объем и темп роста выручки, прибыли, сумм уплаченных налогов и т.п.), так и относительные (объем выручки на одного работающего, объем розничного товарооборота на одну контрольно-кассовую машину и т.п.) показатели.

На этапе выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок формируется список налогоплательщиков, которых целесообразно включить в план проверок на предстоящий квартал. В этом списке фигурируют две категории плательщиков:

Налогоплательщики, подлежащие обязательной проверке в соответствии с действующим законодательством, указаниями вышестоящих налоговых органов, поручениями правоохранительных органов;

Налогоплательщики, анализ деятельности которых позволяет сделать вывод о наличии повышенной вероятности обнаружения у них налоговых правонарушений.

Окончательный отбор налогоплательщиков для включения в план проверок начинается с определения количества организаций, которые могут быть включены в квартальный план на соответствующий период. Данный показатель определяется исходя из средних показателей количества проверок на одного налогового инспектора за последние один - два года и других факторов.

Окончательный отбор плательщиков для включения в план выездных налоговых проверок осуществляется по индивидуальным критериям, определяемым на основе знаний и опыта налоговых инспекторов.

Работа налоговой инспекции по проведению выездных проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах организуется на основе ежеквартально составляемых планов. Работа по подготовке квартального плана выездных налоговых проверок ведется отделом выездных проверок с учетом заключений, представляемых другими отделами инспекции. План проведения выездных проверок утверждается руководителем налоговой инспекции не позднее, чем за 10 дней до начала очередного квартала.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налоговой инспекции и его заместителями, курирующими работу по организации таких проверок.

Целью предпроверочного анализа информации о налогоплательщиках, включенных в план выездных налоговых проверок, является выбор оптимальной концепции каждой конкретной проверки и создание благоприятных предпосылок для ее успешного проведения. На стадии предпроверочного анализа собирается недостающая информация о налогоплательщике и при необходимости решается вопрос о привлечении к проведению проверки специалистов правоохранительных и других контролирующих органов.

Налоговая база по налогу на прибыль исчисляется в соответствии со статьей 274 НК РФ. Налоговая база по налогу на прибыль - денежное выражение прибыли, определяемой по правилам статьи 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. При этом налогоплательщики должны вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода.

Как исчисляется налог на прибыль Объект налогообложения - прибыль, то есть разница между суммой полученных доходов и суммой произведенных расходов. Доходы определяются в порядке, установленном статьями 248, 249, 250 и 250 Налогового кодекса РФ. Расходы определяются в соответствии со статьями 252 - 270 Налогового кодекса РФ Налоговая база - денежное выражение прибыли. Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Важно: если сумма расходов превышает сумму доходов, налоговая база признается равной нулю (пункт 8 статьи 274 Налогового кодекса РФ). Сумма налога к уплате = сумма исчисленного налога - сумма авансового платежа за предыдущий отчетный период Сумма исчисленного налога = налоговая база Сумма ежемесячного авансового платежа:

в первом квартале = сумма ежемесячного авансового платежа в последнем квартале предыдущего налогового периода;

во втором квартале = 1/3 суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;

в третьем квартале = 1/3 (сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам полугодия минус сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам первого квартала);

в четвертом квартале = 1/3 (сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам девяти месяцев минус сумма авансового платежа, рассчитанная по итогам полугодия).

Налогоплательщик вправе перейти на исчисление суммы ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае сумма авансового платежа определяется исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода.

2 . Методика проведения налоговых проверок по налогу на прибыль

2.1 Характеристика деятельности, анализ и оценка контрольно-проверочной работы ИФНС РФ

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами РФ. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления. Полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства.

Рис. 3 - Структура поступления налогов и неналоговых платежей, контролируемых ФНС

2.2 Порядок назначения и проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки проводит:

Проверку сопоставимости показателей налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

Сопоставление показателей проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью;

Оценку достоверности показателей налоговой декларации на основе анализа имеющейся в налоговом органе информации о деятельности налогоплательщика, поступившей в инспекцию в соответствии с действующим законодательством и в результате контрольной работы налоговых органов;

Анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции, работ и услуг, с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком электро- и теплоэнергии, водных, сырьевых и других ресурсов;

Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.

При этом камеральная проверка по схеме, включающей первые три пункта приведенного списка, должна проводиться по всем декларациям всех налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговой инспекции. Такую проверку можно считать стандартной. Камеральная проверка, в ходе которой выполняются все пять перечисленных действий, а также используется информация, дополнительно представленная налогоплательщиками и иными лицами по запросам налоговой инспекции, называется «углубленной камеральной проверкой».

Углубленная камеральная проверка проводится, прежде всего, в отношении основных налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговой инспекции. Углубленной камеральной проверке подвергаются также декларации налогоплательщиков, при стандартной камеральной проверке которых выявлены признаки совершения налогового правонарушения.

Если при проведении камеральной налоговой проверки у налоговой инспекции возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, имеющейся у иных лиц, налоговая инспекция организует встречную проверку в соответствии со ст.93.1 НК РФ. Встречная проверка может быть проведена как налоговой инспекцией, проводящей камеральную проверку, так и налоговой инспекцией по месту учета лица, связанного с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа либо предоставление документов с недостоверными сведениями является налоговым правонарушением и наказывается в соответствии с ч.2 ст.126 НК РФ.

При проведении камеральной проверки налоговая инспекция может направить мотивированный запрос в банк о представлении справки по операциям и счетам налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя). Непредставление банками сведений по такому запросу налогового органа в установленный срок является нарушением обязанности, предусмотренной ст.86 НК РФ, и влечет ответственность, установленную ст.135.1 НК РФ.

Если при проведении камеральной проверки сотрудник налоговой инспекции нашел ошибки налогоплательщика в исчислении налога, он заполняет графу «По данным налогового органа» либо специально предусмотренные строки для отметок о результатах проведенной камеральной налоговой проверки в налоговой декларации. По окончании камеральной проверки налоговая декларация подписывается сотрудником инспекции, проводившим проверку, с обязательным указанием даты ее проведения. Если декларация, при проверке которой выявлены ошибки, была представлена в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то декларация распечатывается и подписывается сотрудником налогового органа, проводившим камеральную проверку, с указанием даты проведения проверки.

2.3 Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки по налогу на прибыль

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Однако, если у проверяемого налогоплательщика отсутствует возможность для приема и предоставления документов проверяющим, то в этом случае, в соответствии с письменным заявлением налогоплательщика, проверка может быть проведена в помещении налоговой инспекции, но по правилам проведения выездных проверок.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. В этом случае налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. А также проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В этот срок не засчитывается период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст.93 НК РФ и представлением им запрошенных документов.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В случае выбора для проведения выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и другие обособленные подразделения, налоговая инспекция, контролирующая головную организацию, не менее чем за 30 дней до начала очередного квартала должна уведомить инспекции, на учете в которых состоят обособленные подразделения, о планируемой проверке. Налоговые органы также вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Для проведения выездных налоговых проверок в инспекциях ФНС России созданы отделы выездных налоговых проверок. Как правило, в инспекции создается два или три отдела, при этом один из отделов занимается выездными проверками основных налогоплательщиков.

Налоговый кодекс определяет круг участников выездных налоговых проверок:

1) налоговые органы;

2) налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, банки и их налоговые представители;

3) лица, привлекаемые для участия в налоговых проверках:

а) свидетель - любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;

Лица, получившие информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (адвокат, аудитор и др.).

Рис. 4 - Процедура проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка организаций и индивидуальных предпринимателей проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

Предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Периоды, за которые проводится проверка;

Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Сразу после прибытия на место проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или их представителю служебные удостоверения и ознакомить его с решением руководителя налогового органа или его заместителя о назначении выездной налоговой проверки.

В случае отказа руководителя организации или индивидуального предпринимателя от подписи на экземпляре решения о проведении проверки должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце документа производится запись о предъявлении решения налогоплательщику и его отказе расписаться в этом с указанием даты. Запись заверяется подписью сотрудника, возглавляющего группу проверяющих.

При воспрепятствовании доступу проверяющих на территории или в помещения налогоплательщика, используемые им для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, участвующие в проведении проверки сотрудники составляют акт об этом. В соответствии с п.3 ст. 91 НК РФ этот акт подписывается проверяющими и налогоплательщиком. При наличии акта налоговая инспекция имеет право самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у нее данных о налогоплательщике или по аналогии. Кроме того, проверяющие информируют о факте воспрепятствования доступу на объект проверки руководство инспекции. После этого решается вопрос о привлечении к проверке сотрудников правоохранительных органов для обеспечения доступа проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика.

В соответствии со ст.89 НК РФ срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в пункте 1, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пункте 2, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки. За исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

Подобные документы

    Порядок проведения выездных проверок формирования налогооблагаемой базы по ЕСН и исчисления налога. Совершенствование методов отбора налогоплательщиков при проведении проверок. Направления реформирования ЕСН в области налогового администрирования.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Сущность и значение налоговых рисков. Особенности наиболее характерных налоговых рисков по налогу на прибыль организаций. Анализ предупреждения налоговых рисков по налогу на прибыль организаций (на материалах МРИ ФНС России № 1 по Омской области).

    дипломная работа , добавлен 20.01.2013

    Методика исчисления и порядок уплаты налога на прибыль на предприятии, плюсы и минусы российской модели налогообложения. Основания и особенности производства по делам о правонарушениях по налогу на прибыль организаций, методика выявления правонарушений.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Основные понятия налога на прибыль и плательщики налога. Объект налогообложения и налоговая база. Налоговые ставки и налоговый (отчетный) период. Основные проблемы и вопросы при заполнении декларации по налогу на прибыль. Декларация по налогу на прибыль.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2011

    Проверка правильности исчисления налога на прибыль организаций, единого социального налога и налога на доходы физических лиц. Выездные налоговые проверки 2015: новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Понятие, задачи, сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки. Механизм правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организации. Налоговый контроль в системе налогообложения налога на прибыль, оценка деятельности налоговой службы.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2011

    Налог на прибыль как элемент налоговой системы. Плательщики налога на прибыль. Ставки налога на прибыль организаций. Льготы по налогу на прибыль. Порядок уплаты налога на прибыль, его влияние на цену. Налогообложение прибыли иностранных юридических лиц.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Налоговый учет и отчетность по налогу на прибыль. Организация бухгалтерского и налогового учета в ООО "Гросс ЛТ", документация, заполняемая по налогу на прибыль. Аудиторская программа проведения проверки расчета с бюджетом, аудиторское заключение.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2012

    Характеристика налога на прибыль, его плательщики, объект обложения и налоговая база. Ставки и льготы по налогу на прибыль в Российской Федерации. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Особенности формирования прибыли иностранных юридических лиц.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2011

    Налог на прибыль как элемент налоговой системы Российской Федерации. Элементы налогообложения по налогу на прибыль. Анализ поступлений налоговых платежей в бюджет. Пути совершенствования налога на прибыль как способ увеличения поступлений в бюджет РФ.

В нашей стране такой способ контроля – дело относительно новое, однако стремительно развивающееся.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В статье поговорим об аудите налога на прибыль, его особенностях, целях и задачах, которые он решает, приведем основные методы и этапы данного вида контроля.

Общие сведения:

Прибыль – результат деятельности предприятия, который облагается специальным налогом.

Данный платеж перечисляют в местный и федеральный бюджет все организации, находящиеся на территории России.

Аудит налога на прибыль – процедура очень ответственная. Ведь благодаря этому платежу формируется львиная доля доходной части бюджета территории.

Аудитор проверяет:

  • верность формирования налоговой базы по этому налогу;
  • обоснованность использования льгот;
  • контролирует состояние расчетов перед бюджетом;
  • анализирует методы ведения учета;
  • проводит аудит правильности исчисления налога;
  • контролирует составление отчетности для налоговой инспекции.

Деятельность аудиторских компаний регулирует (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности».

Цели

Назначением аудиторской проверки налога на прибыль является подтверждение правильности расчетов по данному платежу в бюджет, своевременность уплаты, полнота суммы, соответствие нормативам действующего законодательства.

Если рассматривать ели аудита по качественным аспектам:

Задачи

Аудитор должен провести анализ:

  • правильности определения налоговых ставок и налогооблагаемой базы;
  • порядка ведения аналитического и синтетического учета расчетов по данному платежу;
  • оценки правильности исчисления налоговой базы согласно установленных законом норм;
  • отражение в бухгалтерских отчетах сумм отложенных налогов;
  • своевременности перечисления платежа в бюджет.

В зависимости от особенностей деятельности предприятия задачи для аудиторской проверки могут быть расширены, дополнены другими пунктами.

Законность

Аудиторскую проверку налога на прибыль регулирует действующие законодательство, а именно закон от 30.12.2008 307-ФЗ.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство финансов РФ выполняет функции регулятора деятельности аудиторов.

Именно эта государственная структура разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, стандарты, устанавливает порядок системы аттестации, контролирует соблюдение аудиторами законодательства.

Также при выполнении своих обязанностей аудитор руководствуется нормами .

Аспекты при проверке

Аудит расчета налога на прибыль включает проверку основных документов предприятия:

  • , оборотно-сальдовой ведомости, первичной документации, которая является подтверждением доходов и расходов компании.

Помимо перечисленных пунктов аудитор анализирует регистры бухучета по счету № 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Методика аудита не предприятии:

Все работы аудиторских компаний, связанные с налогом на прибыль, делятся на три обширных этапа. Зная об особенностях каждого из них, бухгалтерия может тщательно подготовить и самостоятельно проверить документы, подпадающие под проверку.

Итак, порядок проведения работ следующий:

  1. Ознакомительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

На каждом из них специалисты используют определенные методы, которые помогают достигнуть решения всех задач аудита налога на прибыль. Рассмотрим каждый подробно.

Ознакомительный этап

Это первый этап, с которого начинается аудиторская проверка. По его окончании специалист должен выявить степень соответствия действующему законодательству используемого предприятием порядка налогообложения, выявить степень потенциальных налоговых нарушений.

Ознакомительный этап включает следующие процедуры:

  • оценку систем налогового и бухучета;
  • анализ аудиторских рисков;
  • составление бюджета уровня существенности;
  • исследование основных факторов, которые оказывают влияние на налоговые показатели;
  • изучение задач и полномочий сотрудников, занимающихся начислением и уплатой налога на прибыль;
  • оценку организации документооборота, который принят на предприятии.

Таков план аудита на первом этапе – ознакомительном, то есть аудитор разрабатывает стратегию и тактику, определяет объем предстоящей работы.

Специалист собирает и изучает информацию о деятельности аудируемого предприятия, определяет важнейшие области контроля.

Аудитор анализирует нестандартные операции, имевшие место в течение периода, который попал под проверку. Например, изменение способа расчета налога, появление в организации новых услуг.

Основной этап

Название говорит о том, что это важнейший период аудиторской проверки.

На данном этапе аудитор занимается углубленным изучением и контролем тех участков налогового учета, в которых были обнаружены проблемы, несоответствия и неточности, то есть были выявлены недочеты с учетом значения уровня существенности.

Итак, специалист решает следующие задачи:

  • проверка налоговой отчетности компании;
  • анализ правильности определения налогооблагаемой базы;
  • составление прогноза налоговых последствий для предприятия (такая процедура проводится, если выявлено некорректное использование нормативов налогового законодательства).

Остановимся подробно на видах нарушений, которые специалист может обнаружить в ходе проведения аудита налога на прибыль.

Основные ошибки это:

  • неправильное формирование базы, которая подлежит налогообложению;
  • отнесение в состав расходов, являющихся экономически необоснованными;
  • нарушение порядка ведения метода учета, который принят в организации;
  • некорректное использование льгот;
  • ошибки в начислении налоговых вычетов;
  • отсутствие внутренней системы, которая осуществляет контроль над начислением налога на прибыль;
  • ошибки в математических исчислениях (арифметические недочеты).

Понятно, что данный этап является самым продолжительным и важным.

От аудитора требуются знания налогового законодательства, умение анализировать разнообразные хозяйственные операции, видеть документы «насквозь».

Фото: описание аудиторских процедур (пример)

Заключительный этап

Последний пункт, который включает в себя программа аудита – заключительный этап работы аудиторов.

Проверка подходит к концу, специалист оформляет результаты аудита налога на прибыль. Аудитор составляет пакет документов и передает результат руководству организации.

В своем заключении он указывает выявленные ошибки, нарушения, приводит общий вывод по начислению налога, дает рекомендации и советы.

Возникающие нюансы:

Аудит налога на прибыль это сложная работа, которую должны выполнять только высококвалифицированные специалисты.

Аудитору в обязательном порядке необходимо обратить внимание на следующие нюансы:

  1. Учесть и проанализировать все доходы и расходы, уделив особое внимание тем из них, удельный вес которых наибольший.
  2. Ознакомиться со всеми актами, поступившими от Налоговой инспекции за период, подпадающий под проверку.
  3. Тщательно проконтролировать правильность определения облагаемого оборота.
  4. Убедиться что все суммы, учитываемые при расчете налога на прибыль, соответствуют данным бухгалтерского учета.

Грамотный специалист владеет всей информацией, которая связана с аудитом налога на прибыль. Он обязательно учтет все тонкости и нюансы, касающиеся этой процедуры.

Отдельно стоит отметить аудит при УСН, который включает:

  • проверку учета основных средств;
  • порядка ведения ;
  • контроль формирования налогооблагаемой базы;
  • выявление доходов и расходов, которые не учитываются при исчислении налоговой базы;
  • своевременность и полноту начисления и уплаты налога на прибыль.

Пример на организации (ООО)

Рассмотрим пример проведения аудита налога на прибыль в обществе с ограниченной ответственностью «Команда». Эта организация образована в 1999 году.

Уставной капитал составляет 10 000 рублей. Учредителей, которые являются сотрудниками фирмы, 4 человека, у каждого из них равные доли по 25%.

ООО «Команда» осуществляет деятельность, связанную с оптовыми и розничными поставками комплектующих к компьютерному оборудованию.

Розница проводится через торговую точку, опт через оптовый отдел. Работников в организации 30 человек.

Основный вид деятельности – оптовая торговля, доля которой в общем объеме продаж составляет 85% за 2013 год.

Работа ООО «Команда» автоматизирована, есть сайт в сети Интернет, через который организации продвигает свою продукцию. Предприятие активно развивается, предлагая широкий ассортимент, расширяя площади.

Оптовая торговля ООО «Команда» находится на общем режиме налогообложения, розница на уплате единого налога на вмененный доход.

Специалист, который назначен для проведения аудиторской проверки налога на прибыль, на первоначальном этапе изучает и анализирует следующие показатели:

  • учетную политику;
  • основные методы ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • способы хранения документации, связанной с деятельностью компании;
  • порядок и своевременность отражения в регистрах бухучета хозяйственных операций;
  • критические области учета.

В ходе проведения аудита была выполнена проверка соответствия деятельность ООО «Команда» действующему законодательству.

Специалист нарушений не выявил. Затем аудитор изучил специфику работы и принятую систему бухгалтерского учета. Следующий этап – определение внутрихозяйственного риска.

По результатам данной работы аудитор дал заключение о том, что компания не занимается рискованными видами деятельности, не проводит внешнеэкономические операции, осуществляет оптовую и розничную торговлю, не имеет филиалов и дочерних организаций.

Итог – низкий уровень внутрихозяйственного риска, составляющий 50%.

Однако оценивая систему внутреннего контроля, специалист заметил, что в ООО «Команда» никаких средств контроля нет.

Учитывая оценку системы учета и внутреннего контроля, аудитор оценил риск в 80%. Этот показатель обозначает низкую, недостаточную систему внутреннего контроля.

Риск аудита специалист принял за 5%, соответственно риск необнаружения составляет:

5% (50% * 80%) = 12,5%.

Данный показатель относится к низким значениям.

Затем аудитор выборочно проверил первичные документы, которые ООО «Команда» предоставляет своим покупателям. Специалист ошибок не выявил.

Участки «Учет материалов» и «Основных средств» также в порядке. Замечаний нет. Расчет амортизации проведен верно. Все акты сверки с поставщиками подписаны с двух сторон.

Единственное замечание, которое сделал аудитор, касается нарушения в документе ОД 1 д (Приложение № 7).

Как итог, возникли отклонения в стоимости проданных товаров и прямых затрат торговой организации, что связано с разницей в налоговом и бухгалтерском учете.

По начислению и уплате налога на прибыль нарушений выявлено не было. Все операции проводятся своевременно, декларация сдается в электронном виде. Аудит уплаты текущего налога также нарушений не выявил.

В заключении аудитор указал, что выявленная ошибка не привела к занижению базы налога на прибыль, рекомендовал наладить систему внутреннего контроля, дал общие советы по ведению налогового и бухгалтерского учета.

Типичные ошибки в 2019 году

Спорных моментов по начислению и уплате налога на прибыль возникает достаточно много. Чтобы избежать недоразумений, необходимо придерживаться действующего законодательства, соблюдать установленные нормативы и требования.

Знание законов позволит избежать ошибок, связанных с налогом на прибыль.

Аудит налога на прибыль банка

Аудиторские проверки банковских организаций – ежегодные обязательные процедуры.

Основная цель – контроль состояния финансово-экономической деятельности кредитных учреждений, получение заключения о ликвидности, доходности банка, оценка степени риска выполняемых операций.

Такую проверку осуществляют аудиторы, имеющие соответствующую лицензию.

Заключение, полученное по результатам контроля, публикуется совместно с годовым отчетом и бухгалтерским балансом.

Специалисты, проводящие банковский аудит, должны знать особенности деятельности банков, уметь анализировать финансовые отчеты, в том числе и документы, отражающие начисление и уплату налога на прибыль.

Аудит банка проводится на основе контракта, который заключается между аудиторской компанией и руководством кредитного учреждения.

В данном документе отражены обязанности и права сторон. На основе проведенного аудита специалисты разрабатывают рекомендации в интересах учредителей банка.

Аудит налога на прибыль решает множество задач. Поэтому предприятиям рекомендовано заключать договора с независимыми аудиторскими фирмами.

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется налоговыми органами в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок в соответствии с общей частью Налогового кодекса РБ (глава 9-Налоговый контроль); Указом Президента РБ «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в РБ» №510 от 16окт. 2009г. и Положением о порядке организации и проведении проверок в рамках этого указа.

Камеральная проверка налога на прибыль проводится по месту нахождения налогового органа на основании изучения налоговой декларации по налогу на прибыль и (или) иных документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) или полученных налоговым органом в соответствии с законодательством, без выдачи предписания на ее проведение.

Камеральной проверкой устанавливаются:

*своевременность и полнота представления налоговой декларации по налогу на прибыль;

*правильность оформления всех предусмотренных реквизитов налоговой декларации (расчета), четкость их заполнения;

*соответствие реквизитов плательщика (иного обязанного лица), указанных в налоговой декларации (расчете), данным Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц);

*соответствие величины показателя, содержащегося в налоговой декларации (расчете), величине соответствующего показателя, содержащегося в другой налоговой декларации (расчете), которые представлены плательщиком (иным обязанным лицом) по различным налогам и иным платежам в отчетном периоде;

*правильность арифметического подсчета итоговой суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;

*соответствие данных, содержащихся в представленной налоговой декларации (расчете) и прилагаемых к ней документах, иным имеющимся в налоговом органе документам и сведениям о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

*обоснованность применения плательщиком (иным обязанным лицом) налоговых ставок и налоговых льгот;

*своевременность и полнота уплаты в бюджет налога на прибыль.

Выездная налоговая проверка налога на прибыль производится в ходе комплексной проверки. До начала данной проверки проводится подготовительная работа , в процессе которой анализируется информация налоговых деклараций по налогу на прибыль: структура налоговой базы, применяемые ставки налога на прибыль, данные по льготам, а также отсрочка по уплате налога или уплата налога на прибыль за счет налогового кредита.

На предварительном этапе выясняются виды деятельности, осуществляемые плательщиком, наличие внешнеэкономических операций, изучается порядок признания выручки в бухгалтерском учете, принятый в учетной политике; изучаются предыдущие акты проверок в целях ознакомления с видами налоговых нарушений и проверяется своевременность выполнения требований по их устранению. Кроме того изучаются нормативные акты по организации хозяйственной деятельности и БУ, типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в сфере деятельности плательщика, ответы и разъяснения направляемые плательщику на подаваемые запросы, производится выборка сведений в базах данных, имеющихся в налоговом органе. На основании проведенной подготовительной работы составляется программа проверки, оформляется предписание на проведение проверки. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.


На первоначальном этапе проведения выездной налоговой проверки изучается: система организации БУ и НУ проверяемого плательщика, внутренние правила документирования операций и документооборота, порядок ведения регистров БУ и НУ, особенности ведения БУ, порядок отражения выручки от реализации товаров (работ, услуг, иных ценностей), особенности признания доходов и расходов от внереализационных операций, оговоренные в учетной политике.

Проведение проверки включает контроль следующих вопросов:

1.соответствие данных регистров БУ данным Главной книги, баланса, налоговой декларации;

2.соответствие данных НУ (если ведутся) данным БУ;

3.правильность оформления первичных бухгалтерских документов;

4.правильность определения себестоимости произведенной и реализованной продукции, расходов на реализацию товаров и иных расходов;

5.правильность отражения выручки от реализации товаров (продукции, работ, услуг);

6.своевременность отражения в декларации внереализационных доходов и расходов;

7.состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличие и списание дебиторской и кредиторской задолженности;

8.обоснованность применения льгот;

9.правильность исчисления и полнота уплаты налога на прибыль.

В соответствии с особенной частью НК РБ налог на прибыль исчисляется из ВП подлежащей н/о = ВП - ЛП. ВП= П от реал. + Внрд – Вррр.

При проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль определяется достоверность отражения в налоговой декларации налоговой базы и сверяется ее соответствие с данными БУ, расчетных корректировок по налогу на прибыль, отгрузок (по которым прошло 60 дней со дня отгрузки – если выручка учитывается по оплате). Данные о выручке, доходах и расходах, отраженные в налоговой декларации сверяются с данными БУ по счетам 90,91,92. Для проверки достоверности отраженных данных производится сверка регистров БУ(главной книги, журналов-ордеров, машинограмм) с данными первичных документов (выписки из расчетных счетов в бел.р. и иност. валюте, кассовые документы, счета оплаченные покупателями и др. документы выборочным или сплошным методом.

При проверке выручки следует обратить внимание на:

**При учете выручки по оплате отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав либо по отгрузке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, передаче имущественных прав (за исключением банков)- днем отгрузки товаров признается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке

**При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имуще­ственных прав выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание) и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов - не менее их остаточной стоимости и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

При проверке правильности учета Внрд. и Внрр следует проверить их состав для целей н/о и период в котором они отражены (определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета и отражаются в том отчетном периоде, в котором они фактически получены плательщиком или фактически понесены:

*не следует включать дивиденды, полеченные от источника на тер-ии РБ, а следует включать от источников за пределами РБ

*суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения срока исковой давности

*стоимость принятого к учету имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации - отражаются в том отчетном периоде, в котором имущество подлежит оприходованию в бухгалтерском учете организации

*доходы от операций по сдаче в аренду имущества - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится последний день установленного договором каждого периода, к которому относится арендная плата (лизинговый платеж) по этой сдаче (передаче), но не ранее момента фактической сдачи (передачи) объекта аренды (лизинга) арендатору (лизингополучателю)

*положительные суммовые разницы, возникающие при пога­шении дебиторской или кредиторской задолженности - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день погашения дебиторской или кредиторской задолженности;

*положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при переоценке активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте определяемые в порядке, установленном законодательством и с учетом принятой учетной политики (переоценка производится при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период)

*суммы недостач, потерь и порчи активов, в том числе произошедших сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если их виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них - отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся документы, подтверждающие, что виновники не были установлены или суд отказал во взыскании с них

*убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности - отражаются в том отчетном периоде, на который приходится день, следующий за днем истечения таких сроков

При проверке затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, следует проконтролировать их состав, т.к. согласно НК РБ есть затраты не учитываемые при н/о:

вознаграждения по итогам работы за год

материальная помощь

командировочные расходы, произведенные сверх норм

на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установ­ленном порядке

налога за добычу (изъятие) природных ресурсов сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов

потери, убытки от недостачи имущества и (или) его порчи, произошедшие сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством, если судом отказано во взыскании данных сумм по причине ненадлежащего учета и хранения материальных ценностей, пропуска срока исковой давности или по другим зависящим от организации причинам

Тема: Организация и методика проведения налоговых проверок по налогу на прибыль организаций

Тип: Курсовая работа | Размер: 35.33K | Скачано: 193 | Добавлен 24.01.13 в 18:33 | Рейтинг: +3 | Еще Курсовые работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2012

Введение 2

Глава I. Общая характеристика налога на прибыль организации 4

1.1 Плательщики налога на прибыль 4

1.2 Объект налогообложения 7

Глава II. Организация и методика проведения налоговой проверки 15

2.1 Камеральная налоговая проверка 15

2.2 Выездная налоговая проверка 23

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Введение.

Развитие рыночных отношений в России, мировой финансовый кризис, резкое падение государственных доходов и дефицит федерального бюджета способствовали формированию нового взгляда на взаимоотношения между властью и бизнесом, проблемы налогового планирования, учета и контроля. Реформирование и трансформация финансовых, правовых, правоохранительных институтов и механизмов сопровождается сближением корпоративных интересов, мониторингом финансовых показателей и анализом хозяйственных результатов деятельности предприятия во взаимосвязи с общегосударственными задачами, в том числе в форме уплаты налогов.

В сложившихся условиях деятельность по модернизации российской экономики и обеспечению необходимого уровня доходов бюджетной системы Российской Федерации происходит одновременно с возложением на предпринимателей высокой степени ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. В бюджетном послании президента РФ от 25 мая 2009г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» Д.А. Медведев отметил: «Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться».

Указанное, в свою очередь, требует безусловного исполнения налогового законодательства.

Налоговый контроль - сложная и трудоемкая функция, подразумевающая проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, тщательную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, контроль за исполнением выявленных нарушений.

С 1 января 2002г. порядок уплаты налога на прибыль определяется нормами гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации. Контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения налогоплательщиками налога на прибыль осуществляется налоговыми органами при проведении камеральных и документальных проверок.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также для обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и своевременностью перечисления в бюджет налога на прибыль.

В связи с этим особенность проверки налога на прибыль будет заключаться в том, чтобы установить достоверность данных бухгалтерского учета, правильность его отражения в налоговом учете в целях определения налога на прибыль.

Целью написания курсовой работы является детальное изучение элементов налогообложения налога на прибыль организаций, правильности определения доходов и расходов организации, исчисления налоговой базы, правильности применения налоговых ставок, порядка исчисления и сроков уплаты данного налога.

Достижению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:

  • изучение специальной учебной литературы;
  • изучение Налогового Кодекса Российской Федерации;
  • использование бухгалтерско-правовой системы Консультант-Плюс;
  • использование с целью изучения вопроса налогообложения по налогу на прибыль предприятий периодических изданий и Интернет-ресурсов.

Список использованной литературы:

  1. Романов А.Н. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. -288с
  2. Кузьменко В.В. Организация и методы налоговых проверок. Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник. ИНФРА - М.2012.-186с.
  3. Левкевич М.М. Малый бизнес: учет и налогообложение.
  4. Баяндурян Г.Л. Федеральные налоги и сборы. Учеб. пособие. М.: Магистр:НИЦ ИНФРА -М., 2012 - 240с.
  5. Нестеров Г.Г., ТерзидиА.В. Налоговый учет. Учебник. - М.: Рид Групп, 2011. - 304с.
  6. Анашкин А.К. Техника безопасности налоговых проверок. Практическое пособие. - М.: ЦЕНТРКАТАЛОГ, 2008. -352с.

Контрольные точки проверки

Прибыль отчетного периода

Льготы по налогу на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Цель аудита

Проверка достоверности составленных расчетов по определению финансового результата

Проверки достоверности и полноты расчетов показателей, включаемых в налогооблагаемую базу

Проверки достоверности начисления налогов по другим видам деятельности и порядка их перечисления

Проверки достоверности начисления отчислений в фонды и полноты оприходования на соответствующие счета бухгалтерского учета

Проверка достоверности наличия льгот у предприятия по категориям

Проверка правильности и достоверности объема налогооблагаемой прибыли, реальность расчета налога на прибыль и полноты перечисления его в бюджет

Информационная база

Ф. № 2, отчет о финансовых результатах

Ф. № 2, отчет о финансовых результатах, хозяйственные операции по счетам 90, 91, 84, 99 и др.

Учредительные документы и устав предприятия в части видов деятельности, разрешенных законодательно; журналы учета затрат по видам деятельности

Учредительные документы и устав предприятия, смета формирования целевого использования фондов

Налоговое законодательство в части льгот, предоставляемых; приложение №8 «Расчет налога от фактической прибыли»

Определяется разными путями на основе «Расчет налога от фактической прибыли», платежные документы к авансовым платежам, Главная книга

Направления аудита

Организационно-правовой, финансово аналитический, подтверждающий налоговый

подтверждающий налоговый

налоговый

налоговый

налоговый

налоговый

Окончание табл. 15.2

Составляющие методики аудиторской проверки

Контрольные точки проверки

Прибыль отчетного периода

Прибыль отчетного периода, скорректированная для целей налогообложения

Прибыль и доходы, облагаемые в ином порядке, чем прибыль отчетного периода

Отчисления в резервный и иные фонды

Льготы по налогу на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Приемы и процедуры

Сравнения, сопоставления

Прослеживания

Документального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления

Документального исследования, нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления

Нормативно-правового регулирования, расчетные, сравнения, сопоставления

Нормативно-правового регулирования, расчетные, сопоставления

Возможные нарушения

Сокрытие части прибыли

Занижение прибыли, сокрытие отдельных видов доходов, включение в затраты на производство необоснованных расходов

Сокрытие прибыли, полученной от других видов деятельности

Отсутствие записей в регистрах бухгалтерского учета о формировании данных фондов, или отнесены на другие счета

Отсутствие подтверждающих документов льготного налогообложения

Сокрытие части налогооблагаемой прибыли

Практика проведения аудиторских проверок таких описаний свидетельствует, что надлежащего качества документы не составляются и нередки случаи, когда решения на списание принимаются главным бухгалтером и руководителем предприятия, при этом расследование причин образования таких задолженностей не проводится, задолженность предприятий актами сверки не подтверждается, а углубленная проверка таких списаний иногда выявляет случаи злоупотреблений, а порой и хищений МЦ, как отдельными должностными лицами, так и группами лиц. Нередко уплаченные штрафы, не относящиеся к хозяйственным договорам или положенные на конкретных должностных лиц, относятся на финансовые результаты организации, а не на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия или виновных лиц. При списании потерь от стихийных бедствий или др. экстремальных случаях не проводится инвентаризация испорченного имущества, а убытки списываются по установленным актам, причем, как правило, при таких списаниях в качестве обоснования не прикладываются документы соответствующих местных органов, подтверждающие факт происшедшего в данной местности стихийного бедствия.

При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность начисления и своевременность взносов в бюджет налога на прибыль, правильность распределения прибыли между учредителями, правильность образования специальных фондов. Кроме проверки начисления и уплаты налога на прибыль осуществляется проверка соблюдения сроков его начисления и уплаты. Главным в работе аудитора является определение достоверности исчисления налогооблагаемой базы, подтверждение правильности расчета налога на прибыль и производимых расходов за счет прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то