Экономическая политика гайдара. Экономическая реформа гайдара

В этот день, 2 января 1992 года в России стартовала комплексная экономическая модернизация административно-хозяйственной системы СССР, получившая название «гайдаровских реформ». Начало реформированию положила ценовая либерализация, которую впоследствии стали называть «шоковой терапией» и главным детищем Егора Тимуровича Гайдара.

К тому времени Россия подходила с багажом застарелых экономических и социальных проблем. Из-за повсеместного дефицита властям пришлось вводить продуктовые и товарные талоны, нормировать потребление бензина, разрешать стихийные рынки и частную торговлю.

Ситуация в стране усугублялась политической дезинтеграцией, распадом хозяйственных связей, ростом местного сепаратизма и появлением большого количества «горячих точек».

Сложность проводимых реформ заключалась в том, что их приходилось проводить одновременно сразу по многим направлениям – в экономической и правовой сфере, в социальной и государственной области, в бизнесе и военно-промышленном комплексе. При этом внутренние золотовалютные резервы были практически полностью исчерпаны, а внешний долг (который полностью приняла на себя новая Россия) составлял порядка 170 млрд. долл.

Осенью того же 1992 года началась ваучерная приватизация государственного имущества, которая прочно связалась с именем другого российского реформатора – Анатолия Чубайса. Населению были выданы приватизационные чеки номиналом в 10 тыс. рублей, которые можно было продать или обменять на акции приватизируемых предприятий.

Теперь, спустя два десятилетия после начала радикальных экономических реформ в нашей стране, можно указать на ее недостатки и явные промахи. Стоит упомянуть, что в том же 1992 году инфляция составила 2700%, то есть цены выросли в 27 раз.

Многие люди в тот период потеряли работу и личные сбережения, стали заложниками многомесячных задержек зарплаты. Особенно туго пришлось пенсионерам, инвалидам, жителям моногородов и гражданам, ставшим в одночасье иностранцами в бывших союзных республиках.

Все накопившееся недовольство, раздражение против властей и социальной несправедливости, Гайдар, словно громоотвод, принял на себя. Мало кто хотел вникать в тонкости экономического реформирования и того, что либерализация цен была неизбежной. Более того, никто не обращал внимание на тот факт, что правительство реформаторов возглавил тогда сам президент Ельцин, а Егор Гайдар был лишь вице-премьером.

Спустя годы Е.Гайдар продолжал оценивать свою модернизационную программу положительно, сожалея лишь о том, что приходилось идти на многие компромиссы, которые мешали динамичному движению вперед.

Экономические реформы Е. Гайдара. Итоги и последствия

На 5 съезде Ельцин заявил, что настал момент реформирования экономики. После дискуссий датой было назначено 2 января 1992 года. На этом же съезде Ельцин добился для себя дополнительных полномочий, дающих ему право по собственной воле менять структуру высших исполнительных органов власти и лично определять персональный состав правительства.

Вице-премьером Ельцин назначил Егора Гайдара. Его он не знал, но его навязывали США. Обещали десятки миллионов долларов за это.

сторонником монетаристской модели экономики, которая привела экономику к глобальному кризису. Не соответствовала базовым основам выходящей их социализма экономике СССР

эта теория предусматривала приватизацию государственного сектора экономики в капиталистической частной собственности.

Он проигнорировал особенности советской экономики и соц.отношений в стране. Приступил к началу эксперимента над ними. Поставил задачу ввести в стране шоковую терапию. И через всеобщую тотальную приватизацию и конкуренцию превратить ее в абсолютно рыночную.

Реформа Гайдара не учла и того, что преобладающая часть советской экономики относилась к ВПК, для которого рынок – это государство. Поэтому рыночной эта часть экономики никогда не станет. Именно на это и делали ставку США.

Враждебная позиция Гайдара предопределила его отношение к судьбе СССР. Гайдар не просто сопровождал Ельцина в Беловежской пуще. Он работал над всеми документами Беловежья по расчленению СССР. После ликвидации СССР Гайдар с аналогичным рвением приступил к решению задач атлантистов по превращению России в сырьевой придаток через реализацию своих экономических реформ.

Ускоренная приватизация предприятий

Введение права частной собственности на землю путем ее купли-продажи

Введение частных коммерческих банков

Либерализация цен на все товары и услуги, то есть, освобождение цен из-под контроля государства.

Краеугольным камнем реформ Гайдар провозгласил освобождение цен. Утверждал, что это будет способствовать развитию конкуренции и рынка. А рыночные механизмы якобы сами отрегулируют цены на товары без регулирующей функции государства.

По плану Гайдара, соцопорой его реформ должен был стать средний класс так называемый. Поскольку такого класса в СССР не было, Гайдар поставил задачу создать такой класс путем тотальной приватизации предприятий и превращения всех граждан в собственников.

Для подавления реакции негативной и продолжения реформ в США была разработана система массированного воздействия со стороны СМИ.

Вторая причина состоит в целенаправленном навязывании народу ложного представления о сущности либерализма. Реформы были объявлены либеральными. Идеология, которая предлагалась советскому народу как либеральная, таковой не являлась. Представляла собой предельно извращенную и упрощенную идеологию консерватизма. Почему? Принципиальное различие между либерализмом и консерватизмом в том, что либеральная идеология базируется на общественной, коллективной собственности на средства производства. Частная ликвидируется. Ей должна соответствовать такая форма государственного правления (образ правления), где ведущим элементом выступает демократия. Напротив, консервативная идеология базируется на частной собственности, и ей соответствует аристократическая форма правления.

2 января 1992 Гайдар нажал на спусковой затвор своих реформ и объявил о либерализации цен. Через год цены в стране выросли в 36 раз. Это привело к обнищанию страны и обогащению 3-5% населения, поскольку у государства была изъята регулирующая функция.

Последствия земельной реформы были еще катастрофичнее. С 1992 по 1994 года проводилась. Ставка на индивидуальные фермерские хозяйства и полной ликвидации колхозной собственности. Вместо земли и инвентаря колхозники получили бумагу «пай», дающую право собственности на часть колхозной земли, но местонахождение этого пая не было обозначено ни в самой бумаге, ни на картах-схемах колхозных полей.

Миллионы крестьян остались без земли, а десятки миллионов пахотных земель и с/х угодий заброшенными, быстро зарастали бурьяном. Громадные животноводческие комплексы превращались в руины заброшенных зданий.

В России только 1/5 земли относится к эффективным территориям. Поэтому крестьяне изначально в условиях неэффективности территорий объединялись в сельские общины, а в советское время в коллективные хозяйства.

Это позволяло эффективно использовать неэффективные территории. Столыпинская аграрная реформа тоже поэтому провалилась.

Но радикальные псевдо либеральные реформы не только в производственной сфере были. Наука. Закрывались научные заведения. Маленькие центры существуют только номинально.

Начался огромный отток ученых в коммерческие структуры и за рубеж. Почти сразу же с объявлением реформ вышел указ Ельцина о свободной торговле. Принуждал всех, оставшихся без работы, уходить в примитивную спекулятивно-торгово-посредническую деятельность. Безработица в России появилась, о ней только из Западных СМИ узнавал советский народ.

Получив ваучер, каждый гражданин получал долю госсобственности. Одновременно были созданы чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которых 646 в тот период было. Приватизация определяла механизмы реализации бумаг (ваучеров). Три варианта реализации предлагалось.

Купить акции предприятия, на котором работаешь

Приобрести акции ЧИФа

Продать ваучер.

После 1 года выяснилось, что ваучеризация – афера с целью изъять у населения долю собственности, которую им вручили.

Иностранные компании стали скупать предприятия ведущих отраслей экономики страны. Россия фактически потеряла контроль над цветной металлургией, так как более 90% акций попали в руки западных компаний. Особенно угрожающей для государственной безопасности явилась скупка акций оборонного комплекса.

В июне 94 года Госком имущества России заявил, что чековая приватизация завершилась, что приватизировано 70% предприятий. Ни слова о катастрофических последствиях реформ Гайдара.

Россия подошла к критической точке невозврата по всем критериям развития и функционирования государства.

В 2005 году, в канун 10-летия перестройки, Горбачев-фонд презентовал свой аналитический доклад. В нем все итоги перестройки прямо были оценены как социальное, социо-культурная и антрополгическая деградация России последних 15 лет. Подчеркивалось, что вожди перестройки продолжают работать по чужому сценарию и вся их деятельность четко вписывается в планы Гарвардского проекта.

Россия умирает как геополитическое пространство. Сократился естественный прирост населения. Реформы армии привели к ее разгрому без ведения боевых действий. Реформа села – к ее разрухе. Реформа промышленности – к его развалу. Реформы образования – к деградации. Реформы в социальной сфере – к обнищанию. Реформы здравоохранение – к недоступности абсолютного большинства людей к лечению и лекарствам.

Война цивилизаций. Противник воспринимается как чужак. В этой войне участвуют не отдельные народы, а суперэтносы, каждый из которых самореализовался и создал свою культуру и свою цивилизацию.

Все эти качества придают русскому народу величайшую силу духа и создают основу для реализации отпущенной ему миссии. Сущность ее – спасение и духовное примирение всего человечества.

Распад Советского Союза

Механизм расчленения СССР был запущен еще на 19 партийной конференции, состоявшейся в июне 1988 года. На 19 партийной конференции центральная власть во главе с Горбачевым фактически спровоцировала борьбу национал-сепаратистов в союзных и автономных республиках за предоставление им суверенитета. Пошла по пути превращения административных границ в границы государственные. То есть, по пути децентрализации страны.

Яковлев. Начав с того, что сразу по окончании конференции, он направился в Латвию и Литву, где предложил руководству союзных республик идею создания массовых народных фронтов в поддержку перестройки.

В резульате во всех прибалтийских республиках, на Украине, в Белоруссии были созданы народные фронты, принявшие программы борьбы за полный суверенитет республик.

Процесс суверенизации охватил закавказские и среднеазиатские республики. Вспышки национал-сепаратизма сопровождались убийствами, погромами, другими актами насилия в отношение других национальностей, прежде всего русских. Особо кровавый характер имела вспышка на Горном Карабахе.

То, что повлияло на всю последующую историю СССР – съезд первый совета народных депутатов РСФСР (не СССР!). На нем Ельцин был избран председателем верховного совета РСФСР.

По предложению Ельцина, на этом съезде 12 июня 1990 года была принята декларация о государственной независимости РСФСР. Помимо этого самоубийственного для СССР акта Ельцин предложил принять новый союзный договор.По договору на месте СССР следовало создать ССГ (союз суверенных государств), сочетающего в себе элементы конфедерации и федерации. Это было невозможно и юридически абсурдно.

Но механизм расчленения СССР Горбачевым и Ельциным был уже запущен и многократно усилен после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР. Привел к параду суверенитетов. Вслед за РСФСР декларации о суверенитети прияли Молдавия, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан.

Ельцин пошел на открытую государственную измену и предательство советского народа. Он начал развивать идею создания единого фронта прибалтийских республик и народного фронта РСФСР против союзного центра, называя его антироссийский империалистическим образованием.

За парадом суверенитетов советских республик начался парад суверенитета маленьких ничтожных карликовых национальных образований. В Молдавии появилась самопровозглашенная Гагаузская республика. В Грузии сразу два автономных образования – Абхазия и Южная Осетия.

Декабрь 90 года 4 съезд советов народных депутатов. Решение провести референдум по вопросу сохранение СССР. Это означало, что нужно ответить на один вопрос – быть или не быть целостному советскому союзу.

17 марта 1991 года в СССР состоялся референдум. 80% населения СССР приняло участие в голосовании (без Грузии, Прибалтики). Из них 76,4% высказались за сохранение СССР. Однако итоги референдума и Ельциным и Горбачевым были полностью проигнорированы.

Суверенитетом ни одна республика не обладала, но им были делегированы некоторые полномочия. Окончательное подписание нового союзного договора назначено на 20 августа 1991 года. Разработан план удаления из высших госорганов власти СССР тех, кто препятствовал развалу СССР. Горбачев совместно с Ельциным разработал сценарий отъезда Горбачева на отдых в Крым (Форос). Но 18 августа 91 года в Форос в это же время будущие ГКЧПисты отправили свою делегацию, которая представила Горбачеву состав будущего ГКЧП и предложила подписать указ о введении в стране ЧП.

За день до подписания договора в стране ввели ЧП, чтобы страна не сползла в хаос и анархию, исходя из референдума 17 марта 91 года. ГКЧП прияло постановление, в котором объявило о прекращении деятельности всех партий

Исполняющий обязанности президента объявил обязанности Ельцину не имеющими юридической силы, в Москву по решению ГКЧП введены войска и болевая техника. Несколько тысяч москвичей, главным образом молодежи, возбужденные призывами Ельцина, попытались задержать колонну боевых машин по направлению к Смольному. Трое погибли, их объявили героями (они не были героями).

Ельцин подписал указ о приостановке деятельности КПСС. Августовские события явились последним сигналом к расчленению СССР. Республики провозглашали свою государственную независимость.

Что касается экономического союза, то 18 октября этот экономический союз подписали всего 8 республик из 15. Украина, Грузия, Молдавия, Азербайджан отказались.

3 декабря 91 года состоялся верховный совет СССР. Одобрили проект нового союзного договора. Горбачев обратился, еще оставаясь президетом, в верховные советы бывших советских республик, с просьбой поддержать новый договор.

в глубочайшей тайне от всего советского народа и руководителей бывших союзных республик, Ельцин, президент РСФСР, Кравчук и президент Белоруссии собрались в Беловежской Пуще подписали соглашение. «Советский союз как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование». Договор 1922 года об образовании СССР денонсируется. На месте СССР заговорщики решили создать СНГ – содружество независимых государств.

Вынесенный Ельциным приговор советскому союзу и народу являлся невиданным в мировой истории актом предательства, государственной изменой и безумием, поскольку разрушить добровольно в мирных условиях огромную сверхдержаву, тысячелетиями создававшуюся долгое время усилиями миллионов, мог только человек безумный.

21 декабря 91 года в Алма-Ате главы 11 бывших союзных республик подписали декларацию в поддержку соглашения Беловежской Пущи.

Этапа.

С ноября 1918 по весну 1919 года – второй этап.

Отличительная особенность гражданской войны в России в том, что она началась одновременно с военной интервенцией стран Антанты в Россию, а также США и Японии.

Организуя военную интервенцию в Россию, Антанта в качестве главной задачи поставила расчленить и предельно ослабить Россию как своего будущего конкурента в послевоенном мире (заканчивалась первая мировая). Отсюда, с одной стороны, их сговор с большевиками и позорный Бретский мир, подписанный 3 марта 1918 года. С другой, поддержка белогвардейских армий. В Вооруженное выступление корпуса началось в мае. Поддержано всеми большевистскими силами и верховным советом Антанты. Он использовал большевиков в целях расчленения России преследовал и другую задачу: предотвратить расползание социалистической революции по всему миру. В то же время во многих губрениях против советской власти, объединившись в партизанские отряды против советской власти подняли восстание крестьяне.

Опираясь на эти силы, кадеты и эсеры в 1918 году образовали в России целый ряд новых правительств. Так, в Томске было образовано временное сибирское правительстве. Западносибирский комиссариат в Новониколаевске (Новосибирске).

Все вновь созданные правительства разработали свои программы переустройства страны. Но их основные программные требования сводились к следующему:

1. Созыв учредительного собрания

2. Восстановление политических прав всех граждан России

3. Денационализация промышленных предприятий, национализируемых большевиками в период реализации политики военного коммунизма

4. Отказ от жесткой регламентации деятельности крестьян

5. Свобода торговли

России являлось не просто политической контрреволюцией. Это была нравственно-психологическая акция защиты поруганной национальной чести страны, движение против предательства родины, протест против большевистской вражды к духу и религии. В Белое движение уже в 18 году ушло все честное офицерство России, значительная часть крестьянства, почти все казаки и дворянство.

Начало этому движению положил генерал Корнилов. После его гибели в апреле 18 года добровольческую армию возглавил Антон Иванович Деникин. К исходу лета 1918 положение власти стало критическим, т.к. ¾ территории всей российской империи оказалось под контролем различных антибольшевистских сил. Часть была оккупирована австро-венгерскими войсками.

Мобилизуя все свои силы и средства, в т.ч. и масонские связи, по решению ВЦИК создан Реввоенсовет республики во главе с Троцким, который начал осуществлять предельно жестокое руководство Красной Армией и флотом.

Латышские стрелки – одна из самых жестоких команд в структуре Красной армии. Являлись исключительно наемными. Ленин доверял свою охрану только им

совет «рабочей и крестьянской обороны» под руководством Ленина, сосредоточившего всю полноту власти в советской республики

в июне 1918 года в стране была объявлена всеобщая мобилизация в Красную армию, а спецы были необходимы в руководство. Без специалистов немыслимо было создание регулярной армии советской республики.

В рядах белой армии было до 100 тысяч спецов. В Красной армии был введен институт военных комиссаров, без подписи которых ни один приказ командиров не имел силы.

Генерал Алексеев, Брусилов и другие изменили присяге царя и перешли на службу в Красную армию добровольно. Из 75 тысяч почти бывшего царского корпуса почти все перешли добровольно5 сентября 1918 Ленин подписал декрет о красном терроре, по которому большевики получили возможность не только расстреливать на месте без суда и следствия, но и преследовать своих политических противников и в массовом порядке стали брать заложников.

Кроме того, в том же 1918 по инициативе Ленина и Троцкого началось сети создания концлагерей (первые были созданы все-таки в России). Перевод на военное положение всех фабрик, заводов, транспорта

На оборону республики была поставлена политика военного коммунизма большевиков. Главная задача состояла в сосредоточении всех трудовых и материальных ресурсов в руках советского государства. В этих целях осуществили следующие меры:

1. Перевод на военное положение всех фабрик, заводов, транспорта

2. Сверхцентрализация управления промышленностью через ВСНХ.

3. Введение жесточайшей продовольственной диктатуры и полное запрещение свободы торговли

4. Натурализация хозяйственных отношений, по которым рабочим и служащим зарплату выдавали продовольственными и промышленными пайками исключительно

5. Бесплатное пользование жильем, транспортом, всеми коммунальными услугами

6. Введение всеобщей трудовой повинности и создание трудовых армий, куда в принудительном порядке направлялись воинские части и мирное гражданское население для срочной заготовки дров (транспорт решал все в годы войны).

Но наряду с военными, политическими и экономическими мерами огромное значение большевики придавали идеологии (агитпропу). Агитация и пропаганда. Действия агитпропа преследовало решение сразу двух задач: интернациональная.

Вся совокупность мероприятий советсткой власти с начала гражданской войны позволила уже осенью перейти в контрнаступление, завхатить Самару, Симбирск. Прорвались к Уралу.

В ноябре 1918 начался второй этап. Воспользовавшись этим, и под напором военных спецов 13 ноября 1918 советская республика аннулировала Бретский мир. В ноябре 1918 в Батуми, Новороссийске, Одессе, Севастополе были всажены войска англо-французские и эскадра. Зная, что правящие круги стран Антанты враждебно относятся к идее белых, руководство белой армии перегруппировало свои силы и сделало ставку на адмирала Колчака.

Главным фронтом становится Московский фронт. Там действовала армия генерала Колчака. Хотели прорваться к вятке для соединения сил с армией Юденича.

Окрепшие войска Красной армии перешли в решительно контрнаступление на восточном фронте и сумели отбить наступление Колчака весной 1919 года. Интервенты стали показать Россию.

В отечественной литературе существует две противоположные версии относительно причин ухода интервентов из России:

Солдаты Антанты были распропагандированы большевиками и отказались от борьбы с боьлшевиками. Самая распространенная версия.

Наиболее вероятная: уход был продиктован желанием правящих круг стран Антанты облегчить борьбу большевиков с белыми армиями, снабжая при этом и ту, и другую сторону.

Весной 1919 года после первого разгрома Колчака начался следующий, самый тяжелый этап.

Совет Антанты разработал новый план, интервенция осуществлялась в комбинированных военных действиях русских большевистских сил споряженных с русскими границами государств. Ведущая роль в новом походе против советской России отводилась белым армиям.

Антанта оказала помощь странам Прибалтики и белым армиям одновременно. Помощь шла той стороне, которая проигрывала.

В это время более успешно действовала армия Колчака. Весной 1919 года развернула новое наступление на востоке. Колчак в самом начале войны бежал в Америку и там обучал их войска. Это рассматривается как предательство с его стороны.

29 апреля 1920 года его войска вторглись на советсткую территорию в пределы советской Украины и завхатили Киев. На средства Франции вооружались.

Во главе Красной армии стоял генерал Егоров (талантливый) и Тухачевский (бездарный). Вскоре потерпели сокрушительное поражение. В марте 21 года между Россией и Польшей был подписан мирный договор, по которому Польше отходила вся западная Украина и вся западная Белоруссия.

В начале ноября 1920 года Крым был взят Красными. На территории Крыма началось пиршество красного террора.

Остался только один район, не оккупированный интервентами. Это дальний Восток. С 1919 года находился в руках Японии

Япония поддерживала белую армии. Красная армия заняла Дальний Восток, очистила его от японских оккупантов, белогвардейцы ушли. ДВР была тут же ликвидирована. Это было буферное государство.

Гражданская война в России закончилась полной победой большевиков и повсеместным установлением советсткой власти. В общей сложности погибло более 8 миллионов человек, сюда же входит число погибших от красного террора и голода. 2,8 млн покинули Россию, эмигрировав за рубеж.

Громадными оказались экономические, материальные потери.

В целом, если характеризовать состояние народов России после окончания войны, оно оказалось в значительной степени деформированным и опасно деморализованным. Конец типичный для всех гражданских войн во всех странах мира.

Другие реформы А2.

60-70 годы реформа местного самоуправления, просвещения, финансов, военного дела, печати. В целом это время вошло в историю под именем «великие реформы А2, кардинально изменившие облик российской империи».

Первой из них была земская реформа 1 января 1864 года. Вводились выборные органы местного самоуправления, то есть земства. Избирались всеми сословиями на три года. Выборы по куриям проводились (орган муниципального управления в провинциальных городах). 1 – уездные землевладельцы. 2 – городские избиратели. 3 – депутаты земских общин. Председатели земских собраний – предводитель дворянства. Вопросы местного хозяйственно-культурного значения. Для обслуживания населения земства нанимали всех (врачи, учителя). Их содержание на плечи населения ложилось.

С лета 1870 года началась городская реформа А2 . Проводилась на тех же принципах, преследовала те же цели, что и земская реформа (введение самоуправления в городах). Городская дума в городе – орган самоуправления, 4 года срок. Распорядительная дума и городская управа. Во главе городской думы был голова. Гласные – депутаты. От 100 до 250 человек. Не получали ничего. Право избирать и быть избранными имели только те горожане, которые обладали имущественным цензом. Равно как и в земстве, компетенция гос. самоуправления не имела гос полномочий, интересы местные.

Судебная реформа . Вводился новый судебный устав, суд становился всесословным и гласным. Присяжные заседатели, адвокатура, нотариат, мировой суд вводился. осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства); несменяемость судей; бессословность суда (равенство всех перед судом); гласность судопроизводства; состязательность; самостоятельность судей; устность судопроизводства.

В середине 60х реформа в области образования и просвещения. Наиболее кардинальные изменения произошли в высшей школе. 1863 принят новый университетский устав, по которому университетам предоставлялась широкая автономия. Совет университета получил право решать самостоятельно учебные, внутренние вопросы. Выборы ректора, проректора, декана, присуждение степеней и т.д. Университет получил право свободно выписывать из-за рубежа книги и журналы без проверки на таможне. Единственным ограничением было запрещение создавать свои собственные организации студентам.

Все студенты по уставу делились на своекаштные и казеннокаштные, жившие при университете и на его содержании. К – полностью гос.обеспечение. Новым явлением высшей школы стало открытие в России помимо университетов других высших учебных заведений (высшие женские курсы). Бестужев-Рюмин открыл Бестужевские курсы в Петербурге, учились одни женщины.

64 устав гимназии и прогимназии (средняя школа). Все делились на 2 категории: классически и реальные гимназии. Классические – гуманитарное образование. Реальные – математические науки и естественные. Учреждены прогимназии с 4 классами обучения, по окончанию в 5 класс гимназии поступали.

Самая радикальная реформа в области печати . 65 год приняты временные правила о печати. Отменялась цензура для оригинальных сочинений объемом до 10 печатных листов, переводимая литра до 20 листов. Освобождались центральные периодические издания от цензуры.

За нарушение правил издание могло прекратиться. Это был величайший подарок революционерам.

60-70е – серия военных реформ. С 1861 (назначение Милютина генералом) до 74 года. Все кадетские корпуса преобразовывались в военные училища и гимназии, юнкерские.

1874 А2 утвердил новый устав о воинской повинности. Согласно ему, все воинские силы России делились на 4 разряда. 1 – регулярная армия и флот. 2 – иррегулярные войска (казачество). 3 – запасные войска. 4 – ополчение.

Вводилась новая система комплектования армии. Старая рекрутская повинность была отменена. Вместо нее вводилась система всеобщей воинской повинности. Срок определялся – 15 лет. Для сухопутных войск 6 лет на деле было, флот – 7 лет, уходили в запас потом. По реформе устанавливалась широкая система льгот, освобождающих от воинской повинности.

Все, находящиеся на военной службы, не имеющие образования, обязательно обучались грамоте. Для тех, кто имел образование, срок службы сокращался на 2-3 года. Перевооружение началось. Гладкострельное заменилось нарезным. Система бердана или винтовка бердана (разг. берданка). Началось строительство парового флота.

В целом реформа сыграла огромную роль в повышении боеспособности армии и флота. Но далеко не все реформы имели положительный результат.

Печать, образование, местное самоуправление - угроза государственному строю России и его будущему.

Являясь центром просвещения, университет служил оплотом против либеральных увлечений российской интеллигенции. Только университет мог дать мощный отпор тому нравственному безначалию, которым была охвачена русская общественная мысль 2 половины 19 века. Требовалась только незначительная коррекция устава университета. По уставу 63 года универ получил право выписывать книги без проверки на таможне. Приток либеральной литературы запада. Временные правила о печати действовали.

Свобода печати, прежде всего периодической, имеющей главным образом политическое значение, необходима толька там, где уже есть политическая жизнь. В тот период в России не было политической жизни, партий, парламентов. Свобода печати приводит в таких условиях к интеллектуальному разложению общества.

Поэтому ПП в россии после реформы 1865 года превратилась в элемент не скрепляющий, а разлагающий основы российского общества. Принесла не свет, а помрачение разума. Породила Белинских, Писаревых, Чернышевских…

В результате реформы местного самоуправления в России появилось самоуправство. Боясь подавить чьи-либо права, государство отступалось. Органы самоуправления превратились в государство в государстве.

Требовали все больше новых прав и уступок, но не допускали вмешательства в свои дела, отмежевавшиеся от государственных интересов. Не допускались элементы надзора за университетским управлением или земствами.

В стране наступило пагубное многовластие. Либеральные реформы А2 привели к расшатыванию базовых основ российского государства.

Столь же пагубно реформы сказались на соц-эконом развитии страны. Отказ от политики протекционизма привел к подчинению экономического курса Росси финансовым интересам европейских держав. Страна беднела с каждым годом. Бюджет постоянно становился дефицитным. 1 марта 81 год Александр 2 был убит террористами из Народной воли.

17. СЛАВЯНОФИЛЫ/ЗАПАДНИКИ

Критерий Славянофилы Западники
Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин
Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень
По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений

Особенность: глубокий и самобытный характер. В этот период своей истории она задумалась над вопросами, что есть Россия и русский народ. Может ли Россия пойти своим особым путем развития. Какова роль творца в ее истории. На рубеже 20х-30х годов эти вопросы поставлены в творчестве Петра Чаадаева впервые, офицер гусарского полка в отставке. Мировоззрение сформировалось под влиянием поражения восстания декабристов.

Погрузился в депрессию, католицизм. В начале годов пишет цикл «философских писем», объявлен сумасшедшим.Запрещено писать. Однако нарушение запрета. Пишет «Апология сумасшедшего». Бросил русской истории и русскому народу в письмах и апологии.

Основные положения продиктованы переходом во враждебный католицизм. По Бердяеву, он был им пьянен и потрясен (католицизмом). Отсюда разочарование и восстание против русской истории. Выносит полный ненависти и вражды приговор.

«Нет внутреннего развития и естественного прогресса. Каждая новая идея бесследно вытесняет старые. Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют для того, чтобы дать миру какой-нибудь урок. Мы составляем пробел в нравственном миропорядке. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.»

Начав обвинительный вердикт России, Чаадаев заканчивает его в апологии. Исходил из ложного посыла о том, что силы русского народа не были актуализированы в его истории. Это может стать залогом возможности великого будущего. Потребовал самоотрицания от русского народа.

В заключительной части апологии высказал свой взгляд на будущее призвание России. Видел его в решении трех задач.

1. Решение большей части проблем социального порядка.

2. Ответы на вопросы, которые занимают человечество.

3. Завершение развития идей, возникающих в старых обществах. По сути это была идея мессианского предназначения России. При этом сохранил неприязнь к православию, к неоформленности духа русского народа, свои ожидания царства божия на земле связывал с католицизмом.

Его идеи имели свои далеко идущие последствия. Стали ведущей темой для большинства русских религиозных философов 19 века второй его половины. С той лишь разницы, что разделяя в целом идею о мессианском предназначении, они приходят к выводу необходимости преодоления православия и католицизма, созданию единой церкви и ликвидации русского самодержавия как главного препятствия на пути реформы русской церкви.

На рубеже 30-40х годов 19 века в русской общественной мысли возникает направление консерватизм, как ответная реакция не либерализм. Теория официальной народности, основоположник Сергей Тимофеевич Гончаров. 1833 назначен Николаем 1 министром народного просвещения. Далее теория в трудах профессоров историков московского университета Погодина, Шовырева, Булгарина, Греча.Базировалась на 3 принципах : православие, самодержавие, народность.

Главная задача: доказать естественность, исконность и законность, священность и неприкосновенность царской власти. Все приверженцы доказывали, что самодержавие есть наилучший способ правления, наилучший порядок вещей и самый справедливый строй. Т.к. соответствует требованием православия. Другое доказательство: сам русский народ, который привержен исконным русским началам. Что касается крепостного права, то теория признавала некоторые его отрицательные стороны, но утверждалось, что крепостное право в России сохраняет много патриархальных элементов. Что крестьянин находится в лучшем положении по сравнению с западным рабочим.

Теория проводилась в жизнь. Воспитывали поколение в русле патриотизма. Возникновение консервативного течения привело к зарождению длившейся более полувека дискуссии о путях развития России.

Сторонники консервативного направления (славянофилы) . Западники - оппозиция. Окончательно оформилась как идейные направления к середине 40х годов 19 века. Зародились в 30х. Если все славянофилы были однородны по своему составу, все консерваторы, то западничество не было однородно, среди них либералы и консерваторы.

К славянофильскому направлению относятся Алексей Хомяков поэт, братья философы Иван и Петр Киреевские, братья писатели Аксаковы, публицист Юрий Самарин, Александр Кошелев, с натяжкой публицист катков м.н. Основоположники: Алексей хомяков, Иван Киреевский.

Западники-либералы: Герцен, Белинский, Огарев, Анненков, Боткин. Западники-консервы: Грановский, Чичерин, Каверин, Соловьев (историки преподаватели московского университета).

Начало дискуссии положил вопрос о смысле и значении Петра 1 в русской истории, который своими преобразованиями разрубил русскую историю и культуру на 2 части. Ряд вопросов встал. Какова роль Петра в русской истории? Является ли путь развития России как у Европы, или есть особые свой путь, и русская цивилизация относится к другому типу цивилизации. Каковы особенности русского народа, избравшего свой путь?

В решении этих вопросов славянофилы сходились в главном. Русская культура и цивилизация возникли на духовной почве православия, поэтому реформы Петра были изменой России (секуляризировали). Петр расшатал исконные основания русской цивилизации. Славянофилы утверждали триединый принцип, подчеркивали доминанту православия. Отсюда выводили общественный идеал.

Источник просвещения в христианстве. Наука и искусства от него получают свои верховные начала.

Признавали только цельную христианскую истину, которую хранит православная церковь. Что касается запада под влиянием католичества и протестантизма, то он закончил свой путь, поэтому началось его загниваниеон должен уступить место новым живым силам. Отсюда главная задача всей русской просвещенной мысли состоит в том, чтобы разбудить народное самосознание. Славянофилы исходили из целостности и органичности развития России.

3. Реформа Гайдара, цели и задачи.

Главная задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставки правительства. Команда Гайдара вначале была дружной и однородной, состояла из единомышленников. Это была команда, которая сразу же предупредила общественность, что проводимые ими реформы будут трудными и болезненными, поэтому их надо проводить решительно и быстро.

Экономический кризис в стране после августовского путча 1991 г. набирал темпы, после распада СССР еще больше усилился. К началу 1992 г. сложилась критическая
ситуация, когда, по существу, был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет, а старая система государственных цен полностью себя изжила. В результате инфляции никто не хотел продавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношение между государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40-1:50. Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену между предприятиями.

Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции со своих территорий, возникли таможни. Люди повсеместно стали использовать бартер. В этих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткого государственного уравнительного распределения продукции в натуральном виде, либо идти на радикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализацией финансовой и денежной системы.

Президент и его команда избрали путь радикальных экономических реформ, учитывая инерционность нашего прошлого. Конечно, можно было пойти более умеренным путем, указанным в ранее принятой Россией программе "500 дней", но был избран более твердый и жесткий курс, предложенный Е. Гайдаром.

В программе "500 дней", подготовленной в 1990 г. группой советских экономистов под руководством С. Шаталина и Г. Явлинского, говорилось, что главной целью экономической реформы является "экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы".

  • максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);
  • полная ответственность экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
  • конкуренция производителей как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности;
  • свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение;
  • дополнение товарного рынка рынком рабочей силы и финансовым рынком;
  • открытость экономики, ее последовательная интеграция в мировое хозяйство;
  • обеспечение высокой степени социальной защищенности граждан;
  • отказ всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной
    деятельности.

В соответствии с программой "500 дней" в течение первых 100 дней (программа чрезвычайных мер) должен быть принят пакет законов, необходимых для функционирования рыночной экономики; начинается приватизация и акционирование государственной собственности; проводится жесткая финансово-денежная политика, ведущая к резкому сокращению бюджетного дефицита и прекращению роста денежной массы; начинается земельная реформа; проводится сокращение военных расходов и инвестиций за счет бюджета; прекращается выплата всех дотаций и субсидий предприятиям; начинается поэтапная либерализация розничных цен. В течение следующих 150 дней (101-250-й) намечалось снятие государственного контроля за ценами уже для широкой товарной массы, полная ликвидация бюджетного дефицита, широкое развитие приватизации, демонополизация и ликвидация устаревших административных структур, индексация доходов с учетом динамики цен.

В течение последующих 150 дней (251-400-й) на базе развития рыночных отношений и все более полного насыщения рынка намечалось достичь его стабилизации, еще дальше продвинуть приватизацию и либерализацию цен, ввести конвертабельность рубля. Наконец, в оставшиеся 100 дней (401-500-й) ожидалось начало подъема в экономике, развертывания масштабной структурной перестройки.

Из этого краткого напоминания о программе "500 дней" ясно, что она представляет собой не более чем схему последовательности действий в рамках перехода к рынку.
Сам переход к рынку за 500 дней осуществить нереально. В лучшем случае эту программу следует рассматривать в качестве стартера запуска рыночных преобразований, но не более того. Вместе с тем ясно, что программа "500 дней", как и ельцинско-гайдаровская программа, находилась в русле радикальных системных преобразований экономики и общества. Однако в отличие от последней в ней больше внимания уделялось социальной поддержке населения и меньше внимания - борьбе с инфляцией, а либерализация цен отнесена ко второму этапу вслед за начавшейся приватизацией и жесткой финансово-денежной политикой, проводимых в чрезвычайном порядке. За эти отличия оппозиция потом будет отчаянно ругать ельцинско-гайдаровскую программу, в целом более технологичную, но и жесткую.

Это было связано, прежде всего, с тем, что в стране к началу 1992 г. сложилась острейшая критическая ситуация, когда цены бесконтрольно резко взметнулись вверх, рынок распался, и полки магазинов оказались пустыми в буквальном смысле. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса. Производство сокращалось, бюджетный дефицит составлял 27% от ВНП, скрытая безработица достигла 35% от численности рабочей силы, спрос намного превышал предложение, образовался огромный "денежный навес", достигавший сотен миллиардов рублей. Одновременно быстро увеличивался государственный долг (в 1985 г. - 20 млрд. долл., в 1991 г. - 80 млрд.) и снижался золотой запас страны (1500 т в 1985 г. и лишь 80 т в 1991 г.). Никто за эти итоги ответственность на себя не взял.

В ноябре-декабре 1991 г. очереди были за всем: за хлебом, мясом, колбасными изделиями, водкой, овощами... Уже вводились карточки по регионам, в московских магазинах для покупателей требовалась визитка с фотографией.

В этих условиях, как уже говорилось, необходимо было либо вводить карточки, либо отпускать цены. Был принят второй вариант. Однако по просьбе Украины либерализацию цен отложили на 1,5 месяца и провели лишь 2 января 1992 г. По расчетам нового правительства Е. Гайдара, рост розничных цен ожидался в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение первого квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. - в 13-15 раз. Общество ощутило сильный шоковый удар. Но без него нельзя было, и говорить о рынке. В отличие от Польши в России были отпущены не только цены, но и заработная плата, более решительно
начата приватизация. Либерализация коснулась 90% розничных и 80% оптовых цен.
Старые цены сохранялись, в частности, по 15 наименованиям потребительских благ, начиная с хлеба и кончая платой за жилье и коммунальные услуги.

Однако после резкого взлета цен динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего лишь на 22%, кредитная и денежная эмиссии были взяты под контроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуация на рынке, прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее, предложение товарной массы было слабым, спад производства усилился. По существу, директора государственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращивания производства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезать во взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровень занятости и заработной платы. Непопулярные радикальные меры, а также реакция значительной части директорского корпуса укрепили оппозицию, раздавленную после путча 1991 г. К ней присоединилась часть демократов во главе с бывшим Председателем Верховного Совета РФ Р. Хасбулатовым. Слишком был велик соблазн перехвата власти у молодых, хотя и профессионально грамотных, но политически не искушенных реформаторов.

Уже в январе 1992 г. Р. Хасбулатов обвинил только что созданное молодое правительство России в некомпетентности. Затем под его руководством была составлена альтернативная "антикризисная программа" в расчете на поддержку директорского корпуса. Суть этой программы заключалась в смягчении шока, торможении начавшихся рыночных реформ, усилении государственного контроля над экономикой, т. е. в частичном возврате к командной экономике. Р. Хасбулатов открыто признал тогда, что он возглавляет в некотором смысле оппозицию ходу экономической реформы в стране.

Выступая в апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов России, Р. Хасбулатов заявил, что проводимые правительством реформы лишь внешне выглядят радикально, а на деле, будучи оторванными от реальной действительности, они не дают нужного эффекта. Стало ясно, что спикер парламента уже тогда начал добиваться смены Кабинета. И он был не одинок. Большинство выступавших по этому вопросу на съезде депутатов критиковали правительство в весьма резкой форме. Более того, на состоявшейся в последний день этого съезда пресс-конференции руководители блока "Российское единство" С. Горячева, В. Исаков, М. Астафьев, В. Аксючиц и ряд других депутатов заявили о своей готовности немедленно взять власть в стране в свои руки. (В наши дни коммунистическая фракция в Государственной Думе предлагает практически то же самое).

Представители хасбулатовского парламента, "Гражданского союза" и др. выдвигали следующие предложения:

  • ввести государственное регулирование заработной платы и цен (прежде всего на сырье и основные продукты питания);
  • выдавать предприятиям специальные кредиты на пополнение оборотных средств и их индексацию;
  • дотировать сельскохозяйственное производство;
  • увеличить централизованное финансирование деятельности и развития объектов социальной сферы;
  • ввести льготное кредитование инвестиций в структурную перестройку производства важнейших потребительских продуктов и сельского хозяйства;
  • индексировать сбережения населения;
  • отказаться от форсированной приватизации.

Почти все перечисленные пункты носят либо антирыночный, проинфляционный, либо популистский характер, и естественно, команда Гайдара не могла с ними согласиться, так как в то время они означали шаг назад - к рыжковско-абалкинскому "рыночному социализму". При этом Р. Хасбулатов не уставал повторять, что он и возглавляемая им оппозиция выступают за реальные реформы, а правительство Е. Гайдара проводит псевдореформы, на деле разваливая экономику страны. При этом было много настоящей демагогии и мало конструктивизма.

Президент Б. Ельцин решительно поддержал правительственный курс экономических реформ. Он говорил о провале попытки консервативного реванша, о достигнутом зыбком компромиссе между правительством и депутатским корпусом, призвал к равноправному и постоянному диалогу между законодательной и исполнительной властями. "Без сильной исполнительной власти, - писал Президент, - не будет ни реформ, ни порядка, ни государственности, достойной России, ее истории и традиции. Если сохраним гражданский мир, если удержимся от конфронтации, есть реальная возможность обеспечить экономическую стабилизацию уже к концу текущего года. Россия разбужена. Она двинулась к рыночной экономике, к нормальной, полноценной жизни. И как бы ни было трудно, какие бы препятствия ни стояли на этом пути, ход истории уже не остановить"*.

Однако события развивались по-другому: оппозиция консолидировалась и крепла. Под давлением парламента и части директорского корпуса к лету 1992 г. правительство Е. Гайдара было вынуждено ослабить свою макроэкономическую политику. Возросли кредитные вливания в экономику в целях предотвращения спада производства, резко увеличилась инфляция. Все усилия по укреплению финансовой дисциплины результатов не дали. Контроль над экономикой был утрачен. В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов произошла сильнейшая конфронтация между исполнительной и представительной властями. Президент ослабил свои позиции, Е. Гайдар был вынужден уйти в отставку, однако общий курс радикальных экономических реформ сохранился. Стало ясно: неизбежна новая, еще более острая конфронтация. В позиции Р. Хасбулатова все время происходил дрейф от демократов к махровым консерваторам, часть ближайшего окружения Президента, включая Вице-президента, также стала отступать от него, сближаться с консервативной оппозицией.

Место премьера после Е. Гайдара занял В. Черномырдин. Он не отступил от принятой ранее стратегии реформ и начал важный процесс укрепления политической консолидации, прежде всего исполнительной и президентской властей, хотя в самом правительстве наметились разногласия между радикалами (Б. Федоров А. Чубайс) и эволюционистами (О. Лобов, В. Хлыстун). Однако конфронтация между исполнительной и президентской властями, с одной стороны, и представительной властью (Верховный Совет) - с другой, нарастала и достигла своего апогея в конце сентября - начале октября 1993 г., когда Президент распустил Верховный Совет, а тот, в свою очередь, назначил нового Президента и новое правительство. Все это завершилось, как известно, кровавым путчем и последовавшим за ним разгромом хасбулатовского Верховного Совета. В конечном итоге после выборов 12 декабря 1993 г. был сформирован новый парламент и, несмотря на сохранившееся противостояние разных сил, общая политическая ситуация в стране стала явно улучшаться.

Первый проект гайдаровской программы экономических реформ был опубликован
еще в ноябре 1991 г., в нем говорилось, что основная цель трансформации заключается в достижении финансовой стабилизации и установлении рыночной экономики. Затем эта программа дорабатывалась в сотрудничестве с экспертами МВФ и независимыми западными учеными-монетаристами. Более продвинутая версия программы опубликована в известном Меморандуме об экономической политике Российской Федерации. Именно этот текст стал базой для переговоров с МВФ и "семеркой" о предоставлении России западной помощи. В июле 1992 г. был опубликован окончательный текст программы экономических реформ, рассчитанный теперь на среднесрочную перспективу.

Оба документа имели целью определить пути перехода к рыночной экономике и включения ее в мировое хозяйство, в сообщество цивилизованных стран. По существу, речь шла о реальной трансформации не только экономики, но и всей общественной системы.

Главные пункты гайдаровской программы экономических реформ заключались в:

  • дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;
  • стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;
  • приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;
  • активная социальная политика в целях приспособления трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;
  • структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реального спроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство;
  • создание конкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличения разнообразия продукции, снижения издержек и цен.

Логика авторов правительственной программы экономических реформ исходила из комплексного подхода к реформированию сверх централизованной командной экономики. Так, дерегулирование экономики и либерализация цен, по их мысли, открывают дорогу предпринимательству, развитию торговли, формированию механизмов рыночного самоуправления. Стабилизация финансов и денежной системы усиливает экономические стимулы, дает в руки государства эффективные рычаги воздействия на поведение субъектов хозяйствования, делает объективной необходимостью структурную перестройку, позволяет отделить банкротов.

Следующий шаг в рамках этого замысла - приватизация. Она необходима для того, чтобы привести в действие рыночный механизм, активизировать хозяйственные и трудовые мотивации, сформировать полноценных рыночных агентов и класс собственников - социальную базу подлинной демократии. Структурная перестройка экономики жизненно необходима для преодоления доставшихся в наследство от "реального социализма" грубейших деформаций в структуре производства в сторону сверх милитаризации и чрезмерного производства средств производства.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть "командой Гайдара". гайдар экономист министр председатель

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической. Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Дополнительные источники

  • 1. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.
  • 2. Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  • 3. Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара ». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической . Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Дополнительные источники:

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то