Европейский валютный союз и евро: влияние на европейскую банковскую систему. Европейская система центральных банков Европейская банковская система

В сложившейся экономической обстановке в России наши соотечественники стремятся надежно вложить имеющиеся средства, чтобы минимизировать риски убытков. Первое, что приходит в голову, – банки Европы. На Старом континенте немало надежных. О них и пойдет речь.

Общие сведения

Многообразие форм собственности – характерная черта банковской системы европейских стран. По этому признаку различают финансовые учреждения:

  • государственные;
  • акционерные;
  • корпоративные;
  • частные;
  • смешанные.

Если же применять критерий «функциональное назначение», банки Европы подразделяются на:

  • Эмиссионные. В России, как и в других странах, таким является Центральный банк. Выпуск в обращение наличных денег – это основная функция финансовых учреждений данного типа. Понятно, что с клиентами-частными лицами они не работают.
  • Депозитные. Основным видом деятельности таких банков является аккумуляция сбережений населения. Прибыль они получают от выполнения различных операций с этими средствами.
  • Коммерческие. Кредитные организации данной категории проводят все операции, которые дозволены банковским законодательством.

Кроме того, финансовые учреждения бывают универсальными и специализированными. Первые выполняют всю номенклатуру банковских услуг по обслуживанию клиентов разных категорий – физлиц и юрлиц. В число специализированных банков входят организации, например, выдающие кредиты только на жилье. В России это банк “ДельтаКредит”. Его специализация – ипотека.

По типу организации работы финансовые организации бывают стандартные и работающие только на основе интернет-банкинга. В Европе ко вторым относится голландский ING Direct из консорциума ING Groep, осуществляющий свою онлайн-деятельность в 5 государствах Старого континента.

В целом, чтобы добиться успеха, в настоящее время европейские банки используют программно-аппаратные системы следующих видов:

  • Автоматизированные – позволяют клиентам выполнять операции, не покидая пределы своего дома.
  • Интеллектуальные. Системы такого вида собирают сведения о конкретном клиенте из всех существующих баз данных и после их обработки предлагают выбрать оптимальные банковские продукты.

Как формируются списки надежных банков

Определяя надежность банков, эксперты используют ряд критериев. Назовем основные:

  • Размер банка. Этот показатель демонстрирует устойчивость финансовой организации и ее способность пережить возможные в обозримом будущем кризисы. Кроме того, данный параметр дает представление о возможном периоде функционирования банка в штатном режиме.
  • Кредитный рейтинг. Очень важный показатель, демонстрирующий уровень надежности финорганизации. Вкладчики ориентируются именно на рейтинг, выбирая банк.
  • Доступность сведений о банке.Чтобы получить необходимые данные, нужно посетить сайт финансового учреждения. Если на страницах интернет-ресурса отсутствует информация об истории банка, его учредителях, лучше отказаться от сотрудничества с данной кредитной организацией.
  • Инвестиционные характеристики банков. Их анализ позволяет сделать вывод о безопасности открытия депозита в конкретном финансовом учреждении. Речь идет о следующих показателях:
  • уровне ликвидности и рентабельности;
  • объеме и качестве имеющихся активов;
  • динамике в сочетании со структурой баланса кредитной организации;
  • степени капитализации.

Проценты по вкладам являются далеко не главным критерием. Важнее обращать внимание на акционеров банка. Хорошо, если в их число входит крупная финансово-промышленная группа.

Следует также знать, что должный уровень надежности иностранных банков, функционирующих на территории нашей страны, обеспечивает поддержка материнской компании.

Самые надежные европейские банки

Одной из характеристик, по которой определяется степень надежности банковской структуры, является объем ее активов. Ниже представлен рейтинг крупнейших финансовых учреждений Европы, составленный с учетом данного показателя:

  • HSBC (Лондон, Великобритания). Розничная сеть включает порядка 3800 отделений, открытых в 66 государствах Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки, и обслуживает 38 млн клиентов.
  • BNP Paribas (Париж, Франция). Ключевое направление работы – корпоративно-инвестиционный банкинг. Это предусматривает операционный и структурный лизинг, финансирование экспортных торговых сделок, широкий спектр операций с инвалютой и пр.
  • Barclays (Лондон, Великобритания). Финансовые аналитики позиционируют данную организацию как универсальный банк. То есть клиенты могут здесь не только размещать вклады, но и оформлять кредиты. Также Barclays эмитирует и обслуживает пластиковые карты, предоставляет услуги расчетно-кассового обслуживания, эквайринга, процессинга и т. д.
  • Deutsche Bank (Германия, правление находится во Франкфурте-на-Майне). По числу сотрудников и объему активов это крупнейший финансовый конгломерат ФРГ. Основное направление – инвестиционная деятельность. В данном сегменте банковского рынка на его долю приходится 20 %.
  • Credit Agricole (Франция, штаб-квартира в Париже). Организация имеет 3 уровня: дочерние предприятия, региональные банки, местные банки. В собственности Credit Agricole находится 39 корпоративных и розничных местных финансовых учреждений, в которых она контролирует 25 % капитала. Такая структура затрудняет управление организацией, однако позволяет получать во Франции на фондовой бирже скидки.
  • Royal Bank of Scotland (Эдинбург, Великобритания) – единственный на туманном Альбионе, который, кроме Банка Англии, имеет право чеканить денежные знаки.
  • Societe Generale (Париж, Франция). Этот банк представлен в 82 государствах мира, в которых он обслуживает более 30 миллионов клиентов. В 2011 году произошло присоединение его структурной единицы «Банк Сосьете Женераль Восток» к Росбанку. Россияне могут взять в долг необходимую сумму в этой новой финансовой организации в рублях и иностранной валюте, открыть текущий и депозитный счет, получить кредитную и дебетовую карту, разместить вклад и пр.
  • Grupo Santander (Испания, штаб-квартира в Сантандере). Данная финансовая структура включает более 780 компаний. Grupo Santander является титульным спонсором Гран-при Великобритании, Германии, Испании и Китая. Кроме того, выступает в качестве партнера таких команд, как Scuderia Ferrari и McLaren в “Формуле-1”.
  • Lloyds Banking Group (Лондон, Великобритания). Этот финансовый холдинг предоставляет не только услуги, стандартные для банковской деятельности, – потребительское и ипотечное кредитование. В сферу его интересов входит также страхование физлиц, юрлиц и рисков невозврата полученных клиентами займов.
  • ING Groep (Амстердам, Нидерланды). Данный финансовый институт оказывает розничные, инвестиционные и коммерческие банковские услуги. Помимо этого, он работает на страховом рынке. Также ING Groep предоставляет услуги в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее активно его деятельность происходит в странах Бенилюкс.
  • UBS (Цюрих, Швейцария). Крупнейший финансовый швейцарский холдинг UBS в 2011 году был внесен действующим при G20 Советом по вопросам финансовой стабильности в перечень 29 системно значимых для мировой экономики банков. По этой причине данная организация обязана соответствовать более строгим требованиям в отношении собственного капитала.
  • UniCredit (Милан, Италия). Начал свою деятельность в России в эпоху СССР – в 1989 году. По состоянию на 2019 год в РФ открыто 91 отделение этого банка. Для перечисления денежных средств на счета резидентов других стран СНГ используются межбанковские операции.
  • Nordea (Стокгольм, Швеция). В данной финансовой группе насчитывается более 1400 отделений в 19 государствах мира, обслуживаются 700 тысяч корпоративных и 10 миллионов частных клиентов. Перечень услуг, предоставляемых обычным гражданам, достаточно широкий: приват-банкинг, банковские сейфы, дебетовые карты, кредиты типа овердрафта, потребительские и ипотечные займы, автокредиты, вклады, ведение счетов.
  • Intesa Sanpaolo (Турин, Италия). Основные сферы деятельности этой финансовой группы на территории РФ такие:
  • торговое финансирование;
  • зарплатные проекты;
  • инвестиционное страхование жизни;
  • реализация программ господдержки среднего и малого бизнеса;
  • привлечение средств населения в виде вкладов;
  • документарный бизнес;
  • выпуск карт;
  • обслуживание счетов частных и юридических лиц;
  • кредитование.
  • Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (Бильбао, Испания).Это вторая по величине после Santander финансовая группа Испании. Она предоставляет всем категориям клиентов широкий спектр услуг, начиная от управления счетами и заканчивая страхованием.
  • Standard Chartered (Лондон, Великобритания). Хотя штаб-квартира данной структуры находится в Лондоне, в Великобритании отделений она не имеет. Основная деятельность осуществляется в странах Азии и Африки, прежде всего в Гонконге и Сингапуре. Гонконгская «дочка» Standard Chartered входит в тройку банков, эмитирующих доллары этой страны.
  • Natixis (Париж, Франция). Создание на территории РФ филиала банка преследовало цель среднесрочного кредитования предприятий российского добывающего комплекса, экспортирующих природные ресурсы. Обслуживание физлиц не является приоритетным направлением деятельности данного финансового учреждения.
  • Commerzbank (Франкфурт-на-Майне, Германия). После приобретения в 2009 году Dresdner Bank данный банк вошел в число крупнейших кредитных учреждений ФРГ и Европы. Commerzbank предлагает иностранным компаниям профессиональную помощь в организации в РФ бизнеса и оказывает крупнейшим российским фирмам широкую номенклатуру финансовых услуг.
  • Danske Bank (Копенгаген, Дания). Список услуг этого банка на российском рынке включает следующие позиции:
  • таможенные и корпоративные карты;
  • торговое финансирование;
  • электронное банковское обслуживание;
  • услуги валютного контроля;
  • платежи в пределах России и за рубеж;
  • ведение счетов в различной валюте и др.

Обращаем ваше внимание на то, что в топ-10 не вошел ни один банк Швейцарии.

Заключение

На финансовом рынке нашей страны появляется все больше иностранных банков. Предоставляя наиболее выгодные условия по накопительным программам и кредитованию, они составляют серьезную конкуренцию отечественным аналогичным учреждениям. По мнению аналитиков, это явление, наряду с несомненными плюсами, негативно сказывается на российской экономике, ведь проценты по займам выводятся на счета зарубежных кредитных организаций.

Кроме того, отечественные банки вынуждены уменьшать ставки кредитования. Это, в свою очередь, ведет к снижению налогооблагаемой прибыли, из-за чего выплачиваемые в бюджет фискальные сборы тоже уменьшаются.

Топ 10 самых стабильных банков мира: Видео

Европейская система центральных банков - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка и Национальных центральных банков государств - членов Европейского экономического сообщества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза.

Структура ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему в США. Однако в отличие от ФРС, где каждый Федеральный резервный банк самостоятельно выполняет возложение на него функции и не имеет «вышестоящего органа» с банковскими функциями, в структуре ЕСЦБ организован Европейский центральный банк, выполняющий функции банка банков для центральных банков стран - участниц зоны евро. Тем самым банковская структура зоны евро скорее трёхуровневая и аналогов в мировой экономике не имеет.

Центральные банки Великобритании, Дании и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: они не принимают участие в принятии решений по вопросам проведения единой денежной политики для зоны евро.

Европейская система центральных банков включает Европейский центральный банк и центральные банки стран - участниц зоны евро.

ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соответствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдельной страны.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава генеральный принцип, в соответствии с которым ЕСЦБ управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих.

Совет управляющих, верховный руководящий орган, включает всех членов Исполнительной дирекции и управляющих НЦБ стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

Основные функции Совета управляющих:

адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по её поведению;

утверждение правил внутренней организации ЕЦБ и его руководящих органов;

выполнение функции консультанта ЕЦБ;

определение порядка представления Европейской системы центральных банков в сфере международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция включает Президента, Вице-президента и четырех членов из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран - членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ.

Исполнительная дирекция обязана проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ, и тем самым руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского союза независимо от их участия в ЕЭВС.

Основные задачи Генерального Совета:

  • · осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • · сбор и обработка статистической информации;
  • · подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • · разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учёта и отчётности по операциям, проводимым НЦБ;
  • · принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим договором ЕС;
  • · разработка должностных инструкций и правил приёма на работу в ЕЦБ.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трёх его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета. При этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях.

Национальные центральные банки стран-участниц являются составной частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

Совет управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная дирекция её проводит на практике. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В структуре ЕСЦБ под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

Европейский центральный банк проводит единую денежно-кредитную политику через уполномоченных контрагентов.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основании собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и доводит соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

Европейский центральный банк может использовать валютные резервы для проведения валютных интервенций, причем ему дано право, самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Формирование единой банковской системы Европейского союза 5
Структура банковской системы Европейского союза 8
Европейский Центральный Банк и Евросистема 10
Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

ВВЕДЕНИЕ

Банки и банковская система в целом представляют собой важную составляющую рыночных отношений.
В современных моделях рыночной экономики банковская система государства играет ведущую роль в функционировании экономического механизма. Она представляет собой, по сути “систему кровообращения” экономики, обеспечивает регулирование общей денежной массы, контролирует движение финансовых потоков, осуществляет аккумулирование и инвестирование денежных ресурсов, проведение взаиморасчетов между экономическими субъектами, кредитование различных отраслей экономики и населения.
В странах с развитой рыночной экономикой банковские системы были сформированы достаточно давно. Так банки, как денежно-финансовые предприятия в Западной Европе, стали возникать еще в XV в.
Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово- экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
    более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
    изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального банка;
    осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.

Формирование единой банковской системы Европейского союза

Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. ХХ в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
    унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
    унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
    унификация отчетности и форм применяемых документов;
    унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
    процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-II»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк, Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).

Структура банковской системы Европейского союза

Существует две точки зрения по вопросу о структуре банковской системы ЕС:
    банковская система ЕС является трехуровневой: на первом уровне находится Европейский центральный банк, на втором - подчиненные ему национальные центральные банки, а на третьем - коммерческие кредитные организации;
    банковская система ЕС является двухуровневой: на первом уровне находится руководящий орган, определяющий и проводящий общую валютную политику государств - членов ЭВС (Европейская система центральных банков), а на втором - все кредитные организации, деятельность которых регулируется нормами европейского банковского законодательства.
Основной институционной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и валютного союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского сообщества, в соответствии с Договором о ЕС является Европейская система центральных банков.
В соответствии со ст. 107 Договора о ЕС, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) охватывает Европейский центральный банк и центральные банки государств-членов. Создание ЕСЦБ связывается с формированием Экономического и валютного союза, с заменой национальных валют единой общей валютой – евро.
Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ. ЕСЦБ не является юридическим лицом.
В соответствии со ст. 14.3 Статута Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. Они обязаны действовать в соответствии с основными ориентирами и указаниями ЕСЦБ. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки, полномочий, предоставленных им Уставом ЕСЦБ. Для того, чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решать двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (ст. 14.4 Статута ЕСЦБ). Такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.
Функционирование Европейской системы центральных банков обеспечивается Европейским центральным банком. Европейский центральный банк является в соответствии с Договором и Статутом ЕСЦБ независимым центральным банком. В отличие от ЕСЦБ ЕЦБ является юридическим лицом. Он обладает собственным имуществом и капиталом.
В соответствии с пунктом 3 ст. 111 Договора органами, управляющими ЕЦБ, являются Совет управляющих и Исполнительный комитет. Кроме того, поскольку, пока существуют государства-члены с изъятием, учреждается Общий совет.

Европейский Центральный Банк и Евросистема

Двенадцать национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне, вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков представлена на приводимой ниже схеме.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
Банк Италии
СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ
Банк Франции
Центральный Банк Ирландии
Национальный банк Дании
Банк Англии
Банк Финляндии
Банк Португалии
Национальный Банк Австрии
Банк Нидерландов
Центральный Банк Люксембурга
Национальный банк Бельгии
Бундесбанк Германии
Банк Греции
Банк Испании
Центральный банк Швеции

Термин «Евросистема» выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.
Помимо внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму 40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный валютный вклад.
ЕЦБ представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
Евросистемой и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены правом принятия решения. Таковыми органами являются:

    Совет управляющих;
    Исполнительный комитет.
Высшим звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ Евросистемы.
На Совет управляющих возлагаются следующие функции:
    разрабатывать важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения;
    определять денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения, касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их реализации;
    рассматривать и утверждать годовой отчет ЕЦБ.
Совет управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС. При принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3 членов Совета.
В соответствии со ст. 112 Договора о ЕС (далее - Договор) Исполнительный комитет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Однако ст. 123 Договора предусматривает, что при наличии государств-членов с изъятием общее количество членов Исполнительного комитета может быть меньше, но не меньше четырех. Если Договором или Статутом ЕСЦБ не предусмотрено иное, Исполнительный комитет принимает решения простым большинством голосов. В случае равенства голосов президент имеет решающий голос.
Исполнительный комитет осуществляет валютную политику в соответствии с основными ориентирами и решениями, принятыми Управляющим советом. Осуществляя эту деятельность, Исполнительный комитет дает необходимые указания национальным центральным банкам. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Устава ЕСЦБ эти полномочия могут быть дополнены путем передачи Управляющим советом части своих полномочий Исполнительному комитету.
В сфере своей компетенции, в соответствии со ст. 34 Статута ЕСЦБ, ЕЦБ имеет право принимать целый ряд правовых актов: регламенты, решения, рекомендации и заключения. Регламенты ЕЦБ имеют общее применение. Они обязательны и являются актами прямого действия во всех государствах-членах. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы. В свою очередь, решения ЕЦБ являются индивидуальными актами и обязательны для тех, кому они адресованы. За неисполнение юридическими лицами требований регламентов и решений ЕЦБ Европейский центральный банк имеет право накладывать на них штрафы или пени.

Цели и функции Европейского Центрального Банка. Денежно - кредитная политика ЕЦБ

Главной целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:
    поддержание совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования платежной системы Еврозоны;
    защита и обеспечение покупательной способности евро;
    поддержание макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
    содействие бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
Важнейшей функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.
Применительно к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый уровень – это, безусловно, единая независимая денежно-кредитная политика, которая разрабатывается и реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими правительствами
и т.д.................

В средние века начинающие банкиры, менялы должны были пользоваться известной степенью общественного доверия. Поэтому они обыкновенно были обязаны получать разрешение от правительства на занятие своим делом. Кроме того, нередко требовалась присяга, представление поручителей или денежного залога.

Все это не могло продолжаться бесконечно и в конце концов привело к законодательному ограничению торговых операций банкиров (например, в Венеции законы 1374 и 1403 гг.), а затем и к постепенному упадку меняльного промысла в Италии

Одним из первых общественных банков был банк в Венеции (Banko delta Piaza de Rialto), основанный в 1584 г. для оживления торговли и промышленности. Банк управлялся чиновниками, назначенными правительством. Вскоре, однако, неопытных чиновников пришлось заменить частными банкирами, которые внесли значительный залог в обеспечение своих операций. Первое время венецианский банк пользовался монополией, и частным лицам было запрещено устраивать банкирские конторы. Во избежание известных неприятностей, упомянутых выше, банку было запрещено производить какие-либо операции на вложенные деньги. За вклады банк не платил никаких процентов.

В 1619 году был основан в Венеции другой общественный банк, так называемый жиробанк на тождественных началах. Через некоторое время первый банк был закрыт и остался один жиробанк. Все расчеты двух венецианских банков велись в особой “банковской монете”, за которую была признана наилучшая из обращавшихся в Венеции монет - dukati d"argento. По отношению к ней пересчитывались другие деньги, поступавшие в кассу банка. Ценность этой монеты на 20% превосходила ценность обычной обращавшейся в Венеции монеты. Как утверждают историки, жиробанк не всегда держался правил о неприкосновенности вкладов; нередко правление отдавало тайным образом большие суммы венецианскому правительству, вследствие чего дважды, в 1640 и 1717 гг., пришлось приостановить платежи звонкой монетой.

Подобные же операции производил генуэзский банк св. Георгия (Casa di S.Giorgio), получивший окончательную организацию в 1407 г. Возникновение его относится к середине XII века и обязано ряду займов правительства у частных лиц, причем в уплату процентов и погашения им предоставлялось взимание некоторых налогов и таможенных пошлин в Генуе. Для сбора налогов и производства расчетов кредиторы государства образовали особые товарищества, которые слились в 1407 г. в одно общество под названием общество св. Георгия. Руководство общества, состоявшее из нескольких членов, было совершенно независимо от государственной власти, и правители республики при вступлении в должность давали присягу сохранить неприкосновенными права и свободу этого учреждения. Уже в 1408 г. обществу было разрешено принимать частные вклады, причем за основание всех расчетов была принята, как и в венецианском банке, особая условная монета. Позднее банк св. Георгия ссужает генуэзскому правительству крупные суммы, для покрытия которых получает право управления колониальными землями Генуи (в частности, островом Корсика и городом Каффа) и взимания многих налогов.

Подобные банки возникли также в Барселоне, Милане, Неаполе и некоторых других европейских городах. Несколько позднее появился целый ряд общественных банков в Нидерландах, Англии и Германии. В Амстердаме первый банк был основан в 1609 г., в Гамбурге - в 1619 г., в Нюрнберге в 1621 г., в Роттердаме - в 1635 г., в Стокгольме - в 1657 г. Тому, кто делал вклад, выдавалось от банка вкладное свидетельство о том, что от него поступила какая-то сумма денег, которую он всегда может получить обратно, а в книгах банка ему открывался особый счет, причем на приход записывались его вклады и платежи ему других вкладчиков, а в расход заносились выдачи, которые давались по его требованию ему или другим вкладчикам.

Первоначально жиробанки ограничивались лишь приемом вкладов на хранение, за что взимали известное небольшое вознаграждение. Но постепенно, на собственном опыте руководство банков убедилось, что требования возврата вкладов ограничиваются всегда только известной их частью, которую можно определить, но никогда не простираются на всю сумму. Так как значительная часть вкладов лежала в банках совершенно непроизводительно, в виде мертвого капитала, то администрация пришла к мысли воспользоваться ими для банковских операций, главным образом для выдачи краткосрочных ссуд.

С этих пор банковские учреждения перестали взимать плату за хранение вкладов, но зато выговорили себе право употреблять вклады для ссудных операций, хотя в то же время банк оставался всегда обязанным возвращать срочные вклады по истечении срока, а бессрочные - по первому требованию.

Таким образом, произошла принципиальная перемена в банковском деле: банки, бывшие простыми хранителями ценностей, становятся посредниками между лицами, обладающими свободными капиталами, и лицами, нуждающимися в кредите. Жиробанки превращаются в так называемые депозитные банки.

Выгода от этого преобразования очевидна. Для вкладчиков она заключалась в освобождении от платы за хранение средств, а для банка - в получении дохода от выдачи денег в займы. Стремясь к расширению операций и доходов, банки стали с течением времени искусственно привлекать вклады, обязуясь платить известный процент за вложенные суммы и получая доход благодаря разнице между процентами, взимаемыми по ссудам и уплачиваемыми по вкладам.

Свидетельства, которое выдавалось банком в удостоверение принятия известной суммы денег на хранение, и по которым можно было получить эти деньги обратно, нередко обращались среди торговцев в качестве платежного средства при совершении сделок. Постепенно эти свидетельства превратились в банковские билеты. Эти билеты выпускались банком на предъявителя. Они представляли собой обязательство банка уплатить предъявителю указанную в билете сумму денег. Вкладчики, внося деньги в кассу банка, получали из нее банковские билеты на сумму вклада и таким образом всегда могли востребовать весь вклад или часть его, предъявив билеты к уплате.

Первое время ценность выпускаемых банком билетов, подобно прежним вкладным свидетельствам, строго соответствовала сумме ценности вкладов. Однако рассматриваемый случай с амстердамским банком подсказал, что можно выпускать банковские билеты на большую сумму, чем имеется вкладов в наличности. Когда при приближении французов к Амстердаму (во время войны Голландии с Францией, в 1672 г.) банк выдал вклады обратно, то на многих монетах были заметны следы пожара, бывшего в банке 50 лет назад. Это обстоятельство подтвердило, что ценность выпущенных билетов не должна непременно равняться ценности наличных денег, поскольку, несмотря на то, что билеты были выпущены на всю сумму лежавших в кладовых банка денег, в банк предъявлялась для обмена на деньги только часть билетов, прочие же оставались в обращении, не возвращаюсь в банк.

Поэтому-то не приходилось трогать некоторую часть лежавших денег по полстолетия и больше. Указанное открытие побудило банки выпускать билеты на сумму, большую, чем лежит звонкой монеты в их кладовых.

Это нововведение имело чрезвычайно важные последствия для развития банковского дела. Оно позволило банкам увеличивать свои оборотные средства и дало, таким образом, большой импульс к развитию кредита. Но оно также создало возможность для злоупотребления со стороны руководства банков, что неоднократно приводило к денежным кризисам.

Дж. Лоу утверждал, что деньги должны быть не металлические, а кредитные, создаваемые банками в соответствии с нуждами хозяйства, иначе говоря, бумажные: “Использование банков - лучший способ, какой до сих пор применяли для увеличения количества денег.

Развивая свою идею, Дж. Лоу объявил еще два принципа, значение которых и в наши дни трудно переоценить:

во-первых, для банков он предусматривал политику кредитной экспансии, т.е. предоставление ссуд, во много раз превышающих хранящийся в банке запас металлических денег;

во-вторых, он требовал, чтобы банк был государственным и проводил экономическую политику государства.

Дж. Лоу был одним из первых, кто понял важнейшую роль кредита в развитии капиталистического производства. Однако, как стало ясно позднее, в этом заложена и опасность для устойчивости банковской системы.

Другая опасность, или другой аспект все той же опасности, - эксплуатация удивительных способностей банков государством.

В то время слово “инфляция” еще не было, но именно она угрожала не только банку Дж. Лоу, но и стране в целом, где этот банк действовал бы.

В декабре 1715 года Дж. Лоу передал регенту письмо, в котором он еще раз объяснил свою идею. В письме есть одно загадочное место. “Но банк, - писал Дж. Лоу, - не единственная и не самая большая из моих идей, я создам учреждение, которое поразит Европу изменениями, вызванными им в пользу Франции. Эти изменения будут более значительны, чем те перемены, которые произошли от открытия Индий или введения кредита..."

В конце 1717 г. Дж. Лоу основал гигантское предприятие - Компанию Индий. Поскольку она изначально была создана для обживания принадлежавшего тогда Франции бассейна реки Миссисипи, современники чаще всего называли ее Миссисипской компанией.

В Англии к этому времени процветала Ост-Индская компания, подобное общество было и в Голландии. Но компания, организованная Дж. Лоу, отличалась от них. Прежде всего, это не было объединение узкой группы купцов, распределивших между собой паи. Акции Миссисипской компании предназначались для активного обращения на бирже. Компания была теснейшим образом связана с государством не только в том смысле, что она получила от государства огромные привилегии, монополию во многих сферах.

В правлении компании рядом с “невозмутимым шотландцем” Дж.Лоу восседал сам Филипп Орлеанский, регент Франции. Компания была сращена со Всеобщим банком, который с начала 1719 г. перешел в ведение государства и стал именоваться Королевским банком. Последний давал капиталистам в ссуду деньги для покупки акций компании, вел ее финансовые дела. Все нити управления обеими учреждениями были сосредоточены у Дж. Лоу.

Таким образом, второй “великой идеей” Дж.Лоу была идея централизации, ассоциации капиталов.

Здесь Дж. Лоу опять “выступил пророком, опередившим свое время”. Лишь в середине XIX в. в Западной Европе и Америке начался бурный рост акционерных обществ. В конце XX в. они охватили почти все хозяйство в экономически развитых странах, особенно крупное производство.

Особенности формирования Европейской банковской системы.

Европейский Союз - это международная организация особого типа, обладающая рядом уникальных особенностей, ярко выделяющих ЕС на фоне всех существующих в современном мире международных организаций. Существует мнение о том, что Европейский Союз перестал являться исключительно международной организацией, в традиционном значении этого понятия, и приобрел некоторые черты государственности. Тем не менее, ЕС продолжает демонстрировать основные признаки международной организации и, с точки зрения науки международного права, не может рассматриваться как что-либо иное. Уникальность Европейского Союза состоит в формировании на его территории единого правового пространства, основывающегося на реализации общих принципов права. Правовое регулирование банковской деятельности в том или ином государстве осуществляется в рамках особой отрасли национальной правовой системы - банковского права. Под банковским правом, как правило, понимается комплексная отрасль права того или иного государства, а применительно к ЕС. Основы для развития сотрудничества государств-членов ЕС в области правового регулирования банковской деятельности следует искать, прежде всего, в Римском Договоре о Европейском Сообществе 1957 года и Едином Европейском Акте 1986 года. В этих документах определялись основные направления и принципы сотрудничества государств-членов в области экономики и финансов, а также в области административно-правового регулирования экономических отношений, в т.ч. и банковской деятельности. Создание системы единообразного банковского регулирования в Европе осуществлялось в рамках институциональной структуры экономического сообщества. В силу принципа взаимного признания лицензий кредитные организации, имеющие лицензию одного из государств-членов на осуществление банковской деятельности вправе свободно предоставлять банковские услуги на всей территории ЕС любым юридическим и физическим лицам и учреждать филиалы и представительства на всей территории ЕС без каких-либо ограничений. Свобода осуществления банковской деятельности на всей территории ЕС способствует полной либерализации рынка банковских услуг и стимулирует конкуренцию, которая предоставляет клиенту широкий выбор, как при выборе самого банка, так и при выборе необходимого банковского продукта. В силу принципа консолидированного надзора органы банковского надзора (национальные ЦБ или специализированные надзорные органы) несут ответственность за осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью национальных кредитных организаций, включая экстерриториальный надзор за их деятельностью за пределами государства происхождения, а также за деятельностью их филиалов, представительств и дочерних предприятий. Надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств-членов. В исследованиях по банковскому праву ЕС данный принцип часто именуется «принцип контроля государства происхождения» («home country control»)

В ходе исторического развития возникли сегментированные и универсальные банковские системы.

При универсальной структуре закон не содержит ограничений относительно отдельных видов операций и сфер финансового обслуживания. Все кредитно-финансовые институты могут осуществлять любые виды сделок и предоставлять клиентам полный набор услуг. Такой тип универсальных банков сложился в Европе. Большую роль в функционировании банковского сектора играет высокая степень самоконтроля финансовых институтов, строгое соблюдение ими обычаев и традиций, выработанных банковским сообществом.

Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий "банк" и "банковская деятельность". Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов как профессиональное занятие. Именно такая практика принята в банковском законодательстве Бельгии, Италии, Испании, Греции, Люксембурга и других стран. В некоторых других странах (Германия, Франция) термин "банк" или " кредитное учреждение" ассоциируется с более широким набором услуг и не ограничивается только приемом сбережений и выдачей кредита. В некоторых странах, например, в Великобритании, для отнесения к классу кредитных учреждений достаточно лишь выполнения функции приема депозитов. Это позволяет приравнять к банкам некоторые виды специализированных институтов.

В странах Европы модель банковской системы, которая допускает в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие банки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценностей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций.

В настоящее время основной моделью организации европейских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумагами.

Теперь перейдем непосредственно к Европейской системе центральных банков (ЕСЦБ).

Зарубежный опыт

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ЕВРОСОЮЗА: ШЕСТЬ ЛЕТ КРИЗИСА

Ю.Г. ВЕШКИН, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Г.Л. АВАГЯН, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита E-mail: [email protected] Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

В статье представлена оценка состояния банковской системы Евросоюза за истекшие шесть лет. Выявлены закономерности и тенденции ее институциональной и функциональной структуры. Проведен анализ показателей отношения кредитов и депозитов, рентабельности собственного капитала как банковской системы Евросоюза в целом, так и отдельных европейских стран.

Ключевые слова: банковская система, Европейский союз, еврозона, монетарные финансовые институты, Европейский центральный банк, кредит, депозит, рентабельность, собственный капитал, интеграция

Одним из звеньев европейской интеграции является банковская система Европейского союза, текущими приоритетами развития которой являются укрепление банковской системы в рамках ЕС, повышение ее устойчивости к кризисам разной природы.

Евросоюз в 2012 г. поставил стратегическую задачу по созданию Европейского банковского союза, в рамках которого будут функционировать не национальные банковские системы отдельных стран, а все европейские банки.

В связи с этим особый интерес вызывают оценка современного состояния банковской системы ЕС

и определение общих контуров ее перспективного развития.

Начавшийся в 2007 г. глобальный кризис в значительной степени поразил страны Евросоюза в целом и зону евро в частности.

Рынок ЕС можно охарактеризовать как структуру, базирующуюся на банковском финансировании, где доминирующей формой финансирования является не рынок капитала, а банковское кредитование. По данным Европейского центрального банка (ЕЦБ), доля банков в кредитовании предприятий и населения в Европе составляет 70-75% всего долгового финансирования. В США этот показатель не превышает 20-30%.

И в благополучные времена, и в кризисные периоды европейские банки стремятся выполнять функцию кредитного посредничества, принимая депозиты и кредитуя экономику. Это подтверждают и обзоры Европейского центрального банка. Отсутствие общеевропейского рынка капитала, который мог бы предложить адекватный альтернативный источник финансирования предприятий в Европе (более 90% из которых являются малыми и средними), означает, что структурная реформа банков может неоднозначно повлиять на кредитное посредничество в ЕС.

Банки играют важную роль в европейской экономике, предоставляя необходимые финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям. В основе успешной банковской деятельности лежит поддержка клиентов через тесные, устойчивые и целенаправленные отношения. Кредитные организации обеспечивают потребителям доступ к следующим банковским услугам:

Проведение платежей и финансовых операций;

Осуществление поддержки малых и средних предприятий;

Инвестирование средств в инфраструктуру;

Частное финансирование;

Помощь бизнесу в принятии рисков и управлении ими.

Банки являются также посредниками между поставщиками и потребителями капитала на рынке.

Европейский банковский сектор включает в себя значительное число банков с различными моделями бизнеса, правовыми формами и структурой собственности. Помимо крупных коммерческих, розничных и инвестиционных банков, которые предоставляют широкий ассортимент финансовых услуг, действует большое количество специализированных институтов с различной структурой собственности:

Государственные банки;

Кооперативы и сберегательные учреждения, которые также работают на этом диверсифицированном рынке.

Столь широкая диверсификация банковских институтов в значительной степени повышает устойчивость системы к финансовым потрясениям, так как различные виды банковских учреждений по-разному реагируют на те или иные события. Наличие мелких и крупных, внутренних и международных банков, специализированных и универсальных банков - все это способствует конкурентоспособной и безопасной деятельности банковского сектора.

Традиционно выделяют два основных направления деятельности банков:

1) розничная деятельность - это предоставление ежедневно используемых банковских и финансовых продуктов:

Оплата услуг;

Кредитование;

Депозитные операции.

Розничные банки в основном специализируются на предоставлении кредитов и в качестве основного источника финансирования использу-

ют депозиты клиентов. Банки, предоставляющие розничные услуги, должны присутствовать в более широкой географической зоне через разветвленную сеть филиалов, иметь значительное число сотрудников, обеспечивающих возможность более тесного сотрудничества с розничными клиентами. У розничных банков меньше возможностей заниматься торговой деятельностью на рынке ценных бумаг. Тем не менее следует отметить, что, учитывая волатильность на финансовых рынках, даже «специализированным» розничным банкам придется скорректировать свои риски с учетом позиций на оптовом рынке с риском процентных ставок, кредитным и валютным рисками и т.д.;

2) инвестиционная деятельность, выражающаяся в предоставлении инвестиционно-банковских услуг, необходимых экономике, и, как правило, также ориентированных на клиентов. Например, инвестиционные банки:

Продают обеспеченные облигации, что снижает стоимость ипотечных кредитов; оказывают помощь компаниям в хеджировании процентных и валютных рисков;

Осуществляют финансирование крупных инфраструктурных проектов (школы, больницы) путем предоставления синдицированных кредитов или формирования инфраструктурных фондов, которые инвестируют в государственно-частные партнерства;

Обеспечивают размещение облигаций государственных и местных органов власти на основе рыночных решений с целью снижения стоимости финансирования.

На рынках большинства стран ЕС существует значительный и растущий спрос на инвестиционно-банковские продукты со стороны малых и средних предприятий. Уровень спроса на эти продукты на разных рынках колеблется в широком диапазоне в зависимости от следующих факторов:

Характер экономики;

Значение экспорта;

Преобладание внешних источников финансирования и использование средств на счетах малого и среднего бизнеса;

Сложность клиентской базы малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что компании в ЕС, в том числе малые и средние предприятия, все в большей степени действуют в рамках всего Евросоюза - за пределами национальных границ, а также за пределами ЕС.

Почти все активные банковские операции предполагают принятие банком кредитного риска. По самой своей природе банки принимают риски и управляют ими для того, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов и экономики.

Важно подчеркнуть, что банки для выполнения задачи макроэкономического балансирования финансовых счетов нуждаются в доступе к оптовым финансовым рынкам. Их балансы представляют собой естественный результат сбережений населения в виде депозитов и кредитов гражданам, компаниям и правительствам.

В открытой экономике, включая страны - члены валютных союзов, спрос и предложение денежных средств далеко не всегда находятся в равновесии. Это связано с тем, что отдельные страны имеют излишки финансовых ресурсов (например, Бельгия), а другие - имеют дефицит (например, в Нидерландах, что превращает голландские банки в нетто-импор-теров иностранного капитала).

Очевидно, что трансграничные потоки средств играют важную роль в странах с открытой экономикой и являются одной из основных причин создания общего финансового рынка в Европе. В рамках этого рынка банки действуют как естественные посредники, регулируя спрос и предложение денежных средств, импорта или экспорта капитала. Тогда в странах с профицитом средств не раздуваются финансовые «пузыри», а страны с дефицитом выводятся из кредитного кризиса. Наиболее простой способ такого регулирования заключается в использовании оптовых финансовых рынков.

Таким образом, сбалансированная диверсификация источников доходов и вложений средств дает явное преимущество в сохранении стабильности финансовых учреждений, способных абсорбировать внешние шоки намного более устойчиво, чем специализированные банки. Универсальные банки меньше пострадали от финансового кризиса, чем специализированные, они более устойчивы в результате синергизма частных, розничных, корпоративных и инвестиционных банковских услуг.

Однако столь понятные и логичные теоретические положения на практике реализуются не столь однозначно.

По данным Европейского центрального банка, в течение последнего десятилетия прослеживается тенденция сокращения числа кредитных организаций, действующих в ЕС. За десять лет их количес-

тво сократилось на 1,5 тыс. ед., в результате чего к концу 2011 г. в 27 странах Евросоюза действовали чуть более 8,6 тыс. кредитных организаций. Эта финансовая консолидация сопровождается устойчивым ростом активов банков: совокупные активы увеличились в 2011 г. по сравнению с 2001 г. на 85%. За тот же период кредиты европейскому бизнесу и частным лицам возросли на 69%, а более 79% депозитов в настоящее время размещены в банках ЕС.

В то же время идет процесс сокращения структурных подразделений (отделений) кредитных институтов Евросоюза: в 2011 г. по сравнению с 2007 г. - на 4,4%, или более чем на 10 тыс. ед. (в том числе в странах еврозоны - на 3,8%, или около 7 тыс. ед.). Данный процесс сопровождается уменьшением численности работающих в кредитных институтах, которая за тот же период сократилась на 6,1% (в том числе в еврозоне - на 5,1%).

Статистика Европейского центрального банка учитывает монетарные (денежные) финансовые институты (МФИ), к которым относятся следующие финансовые институты, осуществляющие эмиссию денег на территории Евросоюза:

Евросистема;

Кредитные институты-резиденты;

Иные финансовые институты-резиденты, деятельность которых связана с приемом депозитов или аналогов депозитов от юридических лиц, не являющихся монетарными финансовыми институтами, предоставлением кредитов за свой счет, инвестированием в ценные бумаги или финансовым посредничеством в форме эмиссии электронных денег;

Фонды денежного рынка, инвестирующие средства в краткосрочные и низкорисковые ценные бумаги.

Финансовый сектор ЕС завершил 2011 г. на мажорной ноте: совокупные активы выросли на 4,4%, а кредиты и депозиты увеличились почти на 3,7 и 4,3% соответственно. Однако уже в 2012 г. ситуация существенно изменилась. Активы и состав кредитного портфеля монетарных финансовых институтов Евросоюза и еврозоны за 2007-2012 гг. представлены в табл. 1.

Почти три четверти (72%) активов финансового сектора стран ЕС размещены в зоне евро. В свою очередь, 75% активов стран ЕС, не входящих в еврозону, размещены в Великобритании, которая определяла темп роста активов в регионе.

Совокупные активы МФИ ЕС выросли в 2011 г. на 1,9 трлн евро, или 4,3%. В еврозоне активы

Таблица 1

Активы и состав кредитного портфеля монетарных финансовых институтов ЕС

в 2007-2012 гг., трлн евро

Институты еврозоны 29,7 31,9 31,2 32,2 33,6 32,7

Институты вне еврозоны 12,4 11,5 11,7 12,2 12,7 12,8

Итого по ЕС 42,1 43,4 42,9 44,4 46,3 45,5

Задолженность по кредитам

Институты еврозоны 17,0 18,1 17,7 17,8 18,5 18,2

Институты вне еврозоны 5,8 5,2 5,8 5,8 6,0 6,1

Структура кредитов по секторам

Кредиты производственному нефинансовому сектору 5,3 5,6 5,4 5,4 5,4 5,3

Кредиты МФИ 7,1 7,5 7,0 6,7 7,5 7,1

Кредиты правительствам и прочие кредиты 3,6 3,6 4,2 4,2 3,8 4,3

Кредиты домашним хозяйствам 6,8 6,6 6,9 7,3 7,8 7,6

Итого по ЕС 22,8 23,3 23,5 23,6 24,5 24,3

увеличились на 4,3%, вне еврозоны - на 4,1%. Наиболее высокие темпы роста активов финансового сектора были зарегистрированы:

В Финляндии - 33,7%;

В Нидерландах - 7,5%;

В Италии - 7,3%;

Во Франции - 7,2%;

В Швеции - 6,8%;

В Великобритании - 5,8%;

В Бельгии - 5,6%;

В Болгарии - 5,2%.

В Ирландии зафиксировано наиболее существенное уменьшение активов - -14%, в основном вследствие реализации программы макроэкономической и финансовой помощи. Отрицательная динамика отмечена:

В Венгрии -8,7%;

В Греции -7,4%;

В Эстонии -6,6%;

В Литве - -3,8%;

В Латвии -3,0%;

В Словении -1,3%.

Активы финансового сектора в 2012 г. сократились в ЕС в целом на 1,7%, в том числе в еврозо-не - на 2,7%. В наибольшей степени это коснулось Люксембурга (-12,7%), Ирландии (-10,9%), Бельгии (-9,4%), Греции (-7,3%).

Впервые с 2001 г. сокращение произошло в странах-локомотивах еврозоны:

В Германии -2,0%;

Во Франции -3,8%.

Рост активов отмечен в Италии (3,8%), Нидерландах (2,6%), Словакии (2,9%), Эстонии (3,7%).

Вне еврозоны активы сократились в Великобритании (-1,5%).

Около 75% всех кредитов МФИ Евросоюза размещены в зоне евро и 25% - в странах ЕС вне зоны евро.

Остаток кредитов, выданных МФИ в ЕС, в 2011 г. увеличился на 0,9 трлн евро, или 3,8%. В зоне евро общий объем кредитов вырос на 3,9%, а в странах ЕС за пределами еврозоны он увеличился на более скромные 3,4%. Однако в 2012 г. наступил спад: кредиты в ЕС сократились на 0,8%. Это произошло только в странах еврозоны (-1,6%), тогда как кредиты вне еврозоны увеличились на 1,7%.

Подавляющая часть прироста кредитования в

2011 г. относится к межбанковским кредитам (0,8 трлн евро, или 13%). В этот год межбанковские кредиты вышли на уровень 2008 г., что, казалось, свидетельствовало о восстановлении межбанковского рынка в Евросоюзе. В наибольшей степени межбанковские кредиты возросли в Германии, Франции, Нидерландах и Финляндии. Это было обеспечено двумя вливаниями ликвидности Европейским центральным банком в конце 2011 г. на срок до трех лет общим объемом около 1 трлн евро. ЕЦБ как кредитор последней инстанции, осуществляя указанные вливания, рассчитывал на то, что банковский сектор еврозоны избежит кредитного кризиса. Однако подавляющая часть ликвидности была использована на межбанковском рынке, и только незначительная доля была передана в реальный сектор экономики. Все это демонстрирует довольно застойную ситуацию в ЕС. Более того, в

2012 г. межбанковский рынок потерял половину

своего прироста предыдущего года, а кредитный портфель ЕС в целом сократился на 0,8%.

После нескольких лет застоя в кредитовании производственного нефинансового сектора кредитный портфель ЕС в этом направлении в 2012 г. сократился на 1 трлн евро, или 1,8%. В еврозоне наибольшее сокращение произошло в Испании (-15,8%), Греции (-10,7%), Португалии (-7,4%), Словении (-7,2%), Ирландии (-4,5%), Италии (-3,3%). Незначительный рост отмечен в Германии (0,6%), Франции (0,1%), Австрии (1,2%). Наиболее существенно возросли кредиты производственному сектору в Финляндии (4,6%) и Эстонии (3,4%). За пределами еврозоны кредитование производственного сектора сократилось в Латвии (-8,7%), Венгрии (-3,7%) и Великобритании (-3,2%).

Значительно увеличились кредиты правительствам в 2007 г. и продолжают оставаться по сравнению с предыдущим десятилетием на более высоком уровне.

Таким образом, за последние шесть лет устойчивый рост демонстрирует только сектор кредитов, предоставляемых домашним хозяйствам. Со времени спада в 2008 г. они возросли на 18,2%, однако в 2012 г. впервые за три года сократились на 2,6%.

Около двух третей кредитов, предоставляемых домашним хозяйствам, составляют кредиты на покупку жилья, которые в 2011 г. увеличились на 2,5%. Наибольший рост отмечен в Румынии (13,7%) и Словакии (13,6%), тогда как наиболее значительное сокращение зафиксировано в Ирландии (-19,3%) и Венгрии (-13,9).

По данным МВФ, сохраняется высокий уровень просроченных кредитов в большинстве стран ЕС. В 2011 г. средний уровень просроченной задолженности составлял по ЕС в целом 6,0%, в зоне евро - 5,6%. Наиболее остро вопрос с проблемными ссудами стоит в Ирландии (16,1%) и Литве (16,3%). В Румынии, Греции и Болгарии - чуть ниже 15%. Наиболее благоприятная ситуация складывалась в Люксембурге и Финляндии, где уровень просроченных кредитов не превышал 1%.

Динамика депозитов финансовых институтов ЕС приведена в табл. 2.

Как видно из анализа данных табл. 2, более 77% всех депозитов ЕС размещены в монетарных финансовых институтах, зарегистрированных в зоне евро. В 2011 г. приток депозитов в еврозоне увеличился почти на 5 %, вне еврозоны - на 4,1%. Однако в 2012 г. остаток депозитов в еврозоне снизился на 0,6%, а вне еврозоны увеличился на 4%. Основная часть депозитов вне еврозоны приходится на Великобританию (более 75%). Необходимо отметить, что рост депозитов в 2011 г. на три четверти обусловлен ростом межбанковских кредитов и только на четверть - депозитами нефинансовых институтов.

Значительный отток депозитов в 2011 г. был зарегистрирован в Греции (-19,9%), Ирландии (-16,2) и на Кипре (-9,6%). Одновременно возросли депозиты в Болгарии (10,4%), Финляндии (11,1%) и Франции (16%). Указанный рост депозитов (как и кредитов) произошел в основном за счет межбанковских депозитов (0,7 трлн евро) и только 0,2 трлн евро приходится на нефинансовые институты.

Депозиты в ЕС в 2012 г. увеличились всего на 0,4%, в еврозоне они сократились на 0,6%. Весь прирост достигнут за счет роста депозитов вне ев-розоны, преимущественно в Великобритании.

Важно отметить, что 37% депозитов МФИ евро-зоны в евро размещены другими МФИ, зарегистрированными в странах еврозоны. Второй по величине «поставщик ресурсов» МФИ - домохозяйства, на долю которых приходится 34% депозитов. Доля других финансовых институтов составляет 13%, а нефинансовых корпораций - 10%.

Приведенные данные указывают на резкое различие в структуре кредитов и депозитов контрагентов МФИ: суммы вложений в МФИ и полученных от МФИ кредитов существенно различаются. Если вложения и кредиты домашних хозяйств примерно равны, то правительства и нефинансовые корпорации являются чистыми заемщиками. Суммы предоставленных им кредитов в три раза превышают принятые от них депозиты. Прочие финансовые институты, а также страховые компании и пенсионные фонды - также чистые кредиторы МФИ: суммы их депозитов превышают кредиты соответственно на 50 и 90%.

Таблица 2

Депозиты ЕС в еврозоне и вне еврозоны в 2007-2012 гг., трлн евро

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Депозиты в еврозоне 15,2 16,8 16,5 16,5 17,3 17,2

Депозиты вне еврозоны 4,7 4,3 4,7 4,8 5,0 5,2

Итого по ЕС 19,9 21,1 21,2 21,3 22,3 22,4

Один из важных показателей оценки состояния банковской системы - это отношение кредитов к депозитам. Исключив кредиты и депозиты монетарных финансовых институтов в целом по Евросоюзу, начиная с 2008 г. можно отметить снижение данного показателя. Так, в 2008 г. отношение кредитов к депозитам составляло 132,0, в 2009 г. - 130,5, в 2012 г. - 123,2%. Размах вариации этого показателя в странах ЕС в 2012 г. достигал от 308,2% в Дании до 61,3% в Бельгии.

В еврозоне наибольшие значения указанного соотношения кредитов и депозитов отмечены:

В Словении - 152,1%;

В Финляндии - 147,0%;

В Ирландии - 145,7%;

В Греции - 142,2%.

Эти страны - импортеры финансовых ресурсов. Они уже столкнулись с серьезными проблемами в банковском секторе. Появление в этой группе Финляндии вызывает определенные опасения, так как до 2012 г. банковский сектор этого государства демонстрировал стабильное, устойчивое развитие.

Наименьшие значения данного показателя:

В Бельгии - 61,3%;

В Люксембурге - 62,3%;

В Словакии - 89,6%.

В Германии, занимающей лидирующие позиции в ЕС, отношение кредитов к депозитам устойчиво снижается: с 106,9% в 2007 г. до 94,6% в 2012 г. Во Франции в 2012 г. отношение составляло 122,0%.

В группе стран ЕС, не входящих в зону евро, наиболее высокие значения данного показателя имеют:

Дания - 308,2%;

Швеция - 232,9%;

Латвия - 186,7%.

Наиболее низкие значения в Чехии (88,8%), Болгарии (114,3%) и Великобритании (120,1%).

Такой разброс показателей отражает различия в объемах внутренних финансовых ресурсов. Бельгия, Люксембург и особенно Германия являются поставщиками капитала не только в другие страны еврозоны, но и ЕС в целом. Дания, Нидерланды, Латвия, Швеция - чистые импортеры капитала.

Таким образом, статистические данные свидетельствуют о том, что диспропорции в банковской системе Евросоюза в последние годы не только не сглаживаются, а нарастают.

В течение 2011 г. экономические условия в странах Евросоюза постепенно ухудшались. В среднем

по ЕС уровень безработицы поднялся выше 10%, а ВВП в ряде стран сократился. Падение экономической активности связано с множеством причин, но основными являются две:

1) рост безработицы, вызвавший сокращение внутреннего спроса;

2) замедление роста на основных экспортных рынках (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), вызвавшее сокращение экономической активности в экспортно ориентированных странах ЕС.

Кроме того, беспрецедентного уровня достигла зависимость национальных правительств от банков, привлекающих займы для финансирования текущих расходов, а также зависимость банков от необходимости приобретать государственные облигации (которые пока еще считаются безопасными и высоколиквидными активами). Дефицит бюджета правительств еврозоны в 2011 г. достиг 4,1%, а правительств стран ЕС - 4,5%. В результате совокупный государственный долг увеличился до 87,2% ВВП в зоне евро и 82,5% - в ЕС в целом.

В связи с ухудшением экономической ситуации в начале 2012 г. Европейская комиссия разработала документ «Дорожная карта стабильности, экономического роста и занятости», в которой даны конкретные рекомендации по экономии бюджета и проведению экономических реформ. Дополнительным элементом пакета явились рекомендации для еврозоны в целом.

В связи с высоким уровнем безработицы в ЕС Европейская Комиссия в апреле 2012 г. запустила «Пакет занятости», призывающий государства -членов ЕС реализовать ряд изменений в ситуации с занятостью. Однако рекомендации Еврокомиссии не принесли ожидаемого результата. В странах еврозоны в марте 2013 г. уровень безработицы достиг рекордного значения - 12,1% трудоспособного населения. В ЕС он составил 10,9%. Наиболее высокий уровень безработицы отмечен:

В Греции - 27,2%;

В Испании - 26,7%;

В Португалии - 17,5%.

Наиболее низкий уровень безработицы зафиксирован:

В Австрии - 4,7%;

В Германии - 5,4%%;

В Люксембурге - 5,7%.

Осложняет стабильную работу банков растущее давление на рынки финансирования. Для предотвращения кредитного кризиса в еврозоне решающее

значение имела корректировка ЕЦБ денежно-кредитной политики в конце 2011 г. Две трехлетние операции рефинансирования (LTROs) ЕЦБ (одна проведена в декабре 2011 г., вторая - в феврале 2012 г.) общим объемом более 1 трлн евро облегчили давление на финансирование банков в зоне евро, но не сняли потенциальные проблемы платежеспособности ряда кредитных организаций.

В середине 2012 г. ЕЦБ снизил основную ставку рефинансирования и ставку по депозитам ЕЦБ до 0,75 и 0% соответственно. В мае 2013 г. проведено очередное снижение ставки рефинансирования - до 0,50%. Это уменьшает стоимость рефинансирования банков, но положительный эффект нивелируется масштабом проблем некоторых банков, связанных с дополнительными требованиями к капиталу или списанием «плохих» кредитов. Проблемы рыночной надежности или соблюдения нормативных требований могут быть решены только самими банками или с помощью государств, в которых они расположены.

Один из важных показателей состояния банковской системы - рентабельность собственного капитала банков ROE. Рентабельность европейских банков остается низкой, что является следствием сложной экономической ситуации в странах ЕС в последние годы. По данным Европейского центрального банка, в 2008 г. отрицательное значение ROE в еврозоне имели три государства ЕС: Бельгия - 44,6%, Нидерланды - 11,9% и Германия - 9,8%. В 2011 г. число стран с отрицательным значением ROE банковских систем удвоилось: Кипр - 86,0%, Италия - 13,0%, Словения и Ирландия - 11,1%, Португалия - 4,1%, Греция - 2,1%. Из числа стран, не входящих в зону евро, в 2008 г. отрицательное значение ROE имели Великобритания (-9,8%) и Дания (-3,4%), а в 2011 г. - Венгрия (-7,9%). В целом по ЕС рентабельность собственного капитала банков снизилась с 5,2% в 2008 г. до 4,2% в 2011 г.

В контексте пакета нормативных требований к капиталу банков (CRDIV/CRR) европейские банки постоянно наращивают уровень регулятивного капитала. В ряде стран - членов ЕС регулятивный капитал рос опережающими темпами. По данным Международного валютного фонда, в период между 2007 и 2011 гг. бельгийские банки увеличили отношение регулятивного капитала к взвешенным по риску активам на 8,1 п.п. (с 11,2 до 19,3%). Этот показатель немецких банков увеличился на 3 п.п. (до 16,1%), итальянских - на 2 п.п. (12,1%). Уровень

регулятивного капитала в банках Греции, Португалии и Испании колебался от 10,3 и 12,2% на конец 2011 г., Ирландии - почти 14,5%.

Для сравнения, американские банки за тот же период повысили уровень капитала на 2,5 п.п. и довели его до 15,3%, японские - на 0,9 п.п. (14,2%).

В настоящее время объем и уровень капитала банков значительно увеличился, банки повысили способность справляться с форс-мажорными обстоятельствами. Однако уровень напряженности текущей экономической, финансовой и политической ситуации ставит под сомнение достаточность имеющегося уровня капитала. Необходим системный подход к решению проблемы. В июле 2012 г. европейские лидеры обсуждали вопрос о создании банковского союза. Предполагается, что введение банковского союза в Евросоюзе с элементами единого контролирующего органа, единой европейской схемой гарантирования вкладов и единой структурой управления в кризисных ситуациях - это наиболее верный путь обеспечения надлежащего функционирования интегрированных финансовых рынков. Роль единого надзорного органа предполагалось возложить на ЕЦБ, причем не только в еврозоне, но и в отношении банков из любого другого заинтересованного государства - члена ЕС. ЕЦБ будет выступать в роли руководителя Европейского банковского союза до формирования в 2014 г. единого надзорного механизма SSM (Single Supervisory Mechanism), при условии, что проект будет согласован странами - членами ЕС. SSM должен будет обеспечить разрешение проблем кредитных организаций с минимальными затратами для налогоплательщиков и реального сектора экономики. Однако в случае реструктуризации или ликвидации банка потери понесут кредиторы.

Идея банковского союза кажется привлекательной всем министрам финансов стран ЕС. Однако спорным остается вопрос относительно степени наделения ЕЦБ надзорными функциями. Германия настаивает на том, чтобы ЕЦБ мог контролировать только значимые банки. Великобритания требует ограничить влияние ЕЦБ в целях недопущения нарушения британского суверенитета. Франция выступает за скорейшее наделение ЕЦБ статусом надзорного органа, что должно стать первым шагом на пути к более глубокой фискальной и экономической интеграции валютного блока, а также будет способствовать укреплению французской банковской системы.

Однако главным препятствием при создании единого надзорного механизма является отсутствие средств для финансирования процессов ликвидации (реорганизации) проблемных банков. На взгляд авторов, без решения данной проблемы эффективное функционирование единого надзорного механизма вызывает большие сомнения.

Итак, следует отметить, что процесс создания Европейского банковского союза как способ усиления европейской интеграции и преодоления

кризисных явлений в экономике, расширение надзорных функций ЕЦБ - это важные шаги на пути к укреплению наднационального управления экономической политикой еврозоны.

Список литературы

1. ECB Statistical Data Ware House. URL: http:// sdw.ecb.europa.eu .

2. European Banking Sector: Fact and Figure. 2012. URL: http://www.ebf-fbe.eu .

Finance and credit Foreign experience

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

THE EU BANKING SYSTEM: SIX YEARS OF CRISIS

Yurii G. VESHKIN, Greta L. AVAGYAN

The article presents the assessment of the status of the EU banking system over the past six years. The authors elicit the regularities and tendencies of its institutional and functional structures . The paper carries out an analysis of the indicators of loan-to-deposit ratios, return of equity of the banking system of the European Union as whole and individual European countries as well.

Keywords: banking system, European Union, Eurozone, monetary financial institutions, European Central Bank, credit, deposit, profitability, equity capital, integration

1. ECB Statistical Data Warehouse. Available at: http://sdw.ecb.europa.eu .

2. European Banking Sector: Fact and Figures. 2012. Available at: http://www.ebf-fbe.eu .

Yurii G. VESHKIN

Greta L. AVAGYAN

Russian State University of Trade and Economics, Krasnodar Branch, Krasnodar, Russian Federation [email protected]

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то