Развитие банковской системы в средневековой европе. Европейский центральный банк (ЕЦБ) Банковская система ес

Банковская интеграция в Западной Европе формировалась задолго до создания Европейского Союза (далее - ЕС) и начиналась с элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Германией, присоединилась к ним с 1947 гг. Однако процесс интеграции в банковской сфере начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и Европейской валютной системы. Создание эффективно действующей банковской системы требовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Процессы реорганизации банковских систем стран Европейского валютного союза и создания Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развития.

На первом этапе валютные соглашения между странами Западной Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчеты, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp. было заключено более 400 валютно-клиринговых сделок, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообмена.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах Европейского платежного союза (далее - ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединял 17 стран Западной Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единицы, за золотым содержанием приравнивалась к 1 амер. долл. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а ЕПС - прототипом Европейской банковской системы.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании Европейского Экономического Содружества (далее - ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений. 31 января 1959 начал функционировать Европейский валютный союз (далее - ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший ЕПС. Впоследствии из структуры ЕВС выделился Валютный союз стран-участниц Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр Люксембурга П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 этой программы Советом Министров ЕВС указанный документ получил название "План Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980

На первом этапе (1971-1974 pp.) Предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее гармонизации и координации, согласования экономической, финансовой и денежно-кредитной политики. Второй этап (1975-1976 pp.) Имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьего этапа (1977-1979 pp.) Должны были стать: передача наднациональным органам ЕС некоторых полномочий, принадлежащих национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно-финансовым вопросам и объединить центральные банки ЕС по примеру Федеральной резервной системы США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе, "План Вернера" не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х годов.

Длительный застой в создании Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Была сформирована разветвленная институционально-организационная структура.

Следующая попытка создать Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией Европейского валютного союза в Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализацией предложений председателя Комиссии ЕС Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом ЕС получили название "План Делора". Он предусматривал поэтапную трансформацию Европейской валютной системы в Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов ЕС Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообщества.

Важным событием на пути реализации "Плана Делора" стало подписание в феврале 1992 в г.. Маастрихт и (Нидерланды) Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы ЕВС.

Соглашением определены основные предпосылки образования ЕВС: осуществление странами ЕС полной неограниченной конвертируемости национальных валют, абсолютной либерализации движения капиталов, интеграции банковских и других финансовых рынков, строгой фиксации

(без каких-либо предельных допущений) валютных курсов. Определены основные этапы становления Европейской банковской системы.

Основным итогом первого этапа, который начался в 1992 году и завершился в начале 1994p., Стала ратификация Маастрихтского соглашения всеми странами-участницами; полная либерализация в рамках ЕС миграции капитала; осуществление системы мер, направленных на приближение темпов инфляции до уровня стран, которые имеют благоприятные для этого показатели (таблица 17.1); сокращение бюджетных дефицитов.

Таблица 17.1 - Основные показатели функционирования стран в соответствии с положениями Маастрихтского соглашения

Показатель деятельности

Критерий соответствия

Инфляция,%

Не должна превышать на 1,5% средний уровень инфляции в трех лучших странах-членах ЕС по этому показателю

Номинальная ставка по долгосрочным кредитам,%

Не должна отличиться более чем на 2% от средней ставки трех лучших стран-членов и в Е С по данному показателю

Дефицит государственного бюджета,% к ВВП

Не выше 3% от ВВП

Государственный долг,% к ВВП

Не более 60% к ВВП

Стабильность обменного курса национальной валюты,%

Два года успешного участия в системе ERM II (недопущение отклонения обменного курса от границ колебания, установленных Европейской комиссией)

Второй этап (1 января 1994 - 31 декабря 1998) был посвящен дальнейшей подготовке стран-членов и в до введения евро. Главным событием в создании организационной структуры для перехода на единую валюту стало учреждение Европейского валютного института, выступал как прообраз Европейского центрального банка (далее - ЕЦБ), основной задачей которого стало определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа. Европейский валютный институт отвечал также за усиление координации денежно-кредитной политики стран-членов накануне становления экономического и валютного союза и мог выносить рекомендации национальным центральным банкам. На данном этапе произошли такие интеграционные процессы:

Принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, так же как и прямое приобретение центральными банками долгов государства. Такая же запрет на третьем этапе распространяется на ЕЦБ;

Принятие законодательства, отменяет привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к ресурсам финансовых институтов. Аналогичный запрет распространяется на ЕЦБ на третьем этапе;

Утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом;

Формулировка требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП и величина государственного долга не выше 60% ВВП), что потом было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС по бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;

Принятие национального законодательства, предоставляет центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств, для того чтобы сравнить их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

К концу второго этапа произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕВС, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют (таблица 17.2).

Таблица 17.2 - Страны, которые соответствовали условиям для введения евро

Гос. дефицит,

Задолженность,

Уровень инфляции,

Уровень безработицы,

Эконом, рост,

Германия

Ирландия

Люксембург

Нидерланды

Португалия

Финляндия

2 мая 1998 Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций Совета по экономическим и финансовым вопросам ЕС, выходил из индивидуальных контрольных оценок Комиссии ЕС и Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных Маастрихтским договором и протоколом к нему.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту. С 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц зоны евро, а евро стало их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1: 1.

Начала свою деятельность Европейская система центральных банков (далее - ЕСЦБ), включающий в себя ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро.

"Международные банковские операции", 2009, N 4

На сегодняшний день евро является второй по значимости резервной валютой, и, по мнению многих экспертов, в частности бывшего главы ФРС США Алана Гринспена, есть все предпосылки для того, чтобы евро заменил доллар США в качестве главной мировой резервной валюты. В статье представлен анализ ситуации, сложившейся вокруг единой европейской валюты в связи с финансовым кризисом.

Влияние политики Европейского центрального банка на валютные рынки

Единая европейская валюта находится под юрисдикцией наднациональной банковской системы (европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком). Поэтому действия Европейского банка имеют самое непосредственное влияние не только на экономику государств - членов Европейского союза, но и на всю международную финансово-валютную систему.

В связи с нынешними мировыми экономическими потрясениями действия национальных центральных банков государств - членов Европейского союза стали еще более зависимы от политики Европейского центрального банка, которому после принятия решения о создании валютного союза и введения евро была делегирована ответственность за денежную и валютную политику Европейского союза. Все операции на денежном и форексном рынках стали осуществляться Европейской системой центральных банков.

От того, насколько слаженно, выверенно и своевременно принимаются решения руководством Европейского центрального банка, прежде всего Советом управляющих, зависят стабильность цен в Европейском союзе и устойчивость евро на валютно-финансовых рынках.

Как было заявлено в Европейском центральном банке, начало восстановления европейской экономики ожидается не раньше, чем в 2010 г. Однако с учетом того факта, что политика монетарных властей валютного блока всегда отличалась консерватизмом и отсутствием гибкости, о стабильном росте экономических показателей в зоне евро можно будет говорить позднее указанной даты. Таким образом, антикризисные решения руководства Европейского центрального банка могут дать возможность спрогнозировать дальнейшее положение евро в международной валютно-финансовой системе и экономике европейских государств.

Сложность координации монетарной политики властей объясняется спецификой интеграционного объединения европейских государств. Являясь интеграционным наднациональным объединением государств, передавших значительную часть своих суверенных прав, в особенности в экономической и валютной сферах, наднациональным органам Европейского союза и принимая во внимание различный уровень развитости экономик государств-членов (особенно это касается постсоветских государств, ставших членами Европейского союза совсем недавно), Европейский союз требует непременного учета финансовых показателей каждого отдельного государства, являющегося его членом.

Поэтому действия национальных центральных банков подчиняются политике Европейского центрального банка, который, в свою очередь, зависим от положения дел в национальных банках государств, входящих в зону евро.

В наибольшей же степени независимость национальных банков европейских стран была ограничена в 1998 г. в связи с введением евро в наличный оборот, для чего были образованы Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков, обладающие всеми полномочиями по проведению валютной политики Европейского союза, в частности правом на эмиссию евро. Именно эти институты стали самыми независимыми от политического влияния в Европейском союзе.

Переход к единой европейской валюте

Довольно продолжительный процесс перехода государств - членов Европейского союза к единой европейской валюте обеспечивался слаженной системой, которая была утверждена в 1997 г. на Амстердамском саммите Евросоюза, определившем основные элементы валютной политики, в том числе новый механизм обменных курсов (МОК-2), а также принявшем программные документы - "Повестку дня - 2000", в которой были определены основные направления развития Европейского союза и его политики в наступающем веке, и "Пакт стабильности и роста", открывший путь к введению евро 1 января 1999 г. Последний документ весьма важен для государств - членов Европейского союза, так как он впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета.

В соответствии с этим документом в случае, если участник экономического и валютного союза превышает установленный в Маастрихтском договоре <1> лимит дефицита бюджета, Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушителю применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф. Кроме того, на указанной выше межправительственной конференции был согласован механизм Европейской валютной системы-2. Данная система предполагала регулирование отношений между евро и национальными валютами стран, которые не являются участниками валютного союза.

<1> Договор, подписанный 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу, в частности установивший ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза Европейской системы центральных банков.

Кроме того, обеспеченность единой европейской валюты реализуется через эффективность технической базы платежей и расчетов, в частности системы, с помощью которой крупномасштабные трансграничные сделки могут обслуживаться в течение того же дня.

В Европе существуют три альтернативы для осуществления международных платежей:

  1. платежная система Европейской системы центральных банков TARGET <1>;
  2. система клиринговых расчетов в евро Банковской ассоциации, в настоящее время носящей название "Европейская банковская ассоциация" (EBA - Euro Banking Association);
  3. национальные клиринговые системы, которые будут выполнять функции приведения в соответствие времени рабочих часов в стране и времени отсечения межгосударственных платежей, приведения в соответствие форматов отчетности, обеспечения возможности удаленного доступа к локальным платежным системам и банкам на территории экономического и валютного союза.
<1> Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система брутто-расчетов в режиме реального времени - Trans-European Automated Real-Time Gross Settlements Express Transfer - TARGET, транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени, которая основана на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту (http://www.target.com/).

Система TARGET, через которую проходит около 25% всех трансграничных платежей в Европейском союзе, напрямую связана с национальными клиринговыми системами RTGS (Real-Time Gross Settlements) и позволяет выполнять платежи в режиме реального времени при наличии достаточного покрытия на счете банка-плательщика. Главная задача системы TARGET - сократить время прохождения платежей между финансовыми институтами зоны евро и максимально гарантировать их безопасность.

Структура TARGET представляет собой децентрализованную платежную систему, при этом в ведении Европейского центрального банка остаются только наиболее общие функции.

Банковская ассоциация евро представляет собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходит в течение дня, а окончательный расчет - в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже для содействия коммерческому использованию ЭКЮ <2>, она объединяет 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная система, которая отвечает всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходит около трети всех трансграничных платежей в Евросоюзе.

<2> Сокращение от European Currency Unit - европейская валютная единица, действовавшая на территории Европы с 1979 по 1998 г., до введения евро; ЭКЮ рассчитывалась исходя из котировок всех валют, входивших в европейскую валютную систему, стала универсальным платежным средством - учетной и расчетной единицей, позволяющей осуществлять платежи между странами и выдавать кредиты.

Структура и функции Европейского центрального банка

Европейский центральный банк располагает максимальной степенью наднациональных полномочий в системе Европейского союза. Проводя свою политику вместе с правительствами национальных государств, чьи интересы не всегда схожи, Европейский центральный банк проявляет свою независимость в следующих четырех направлениях: институциональном, операционном, персональном и финансовом.

Эти сферы действия зафиксированы Маастрихтским договором, который установил, что управляющие национальными центральными банками Европейского союза, входящие в Генеральный совет Европейского центрального банка, не должны иметь политических воззрений, обладать личной свободой; члены трех рассмотренных ниже советов Европейского центрального банка избираются сроком на восемь лет, а президенты национальных банков - сроком на пять лет; банк обладает оперативной свободой: Европейскому центральному банку предоставлен самостоятельный выбор в применении инструментов денежного рынка.

Денежная политика, проводимая Европейским центральным банком, опирается, прежде всего, на операции на открытом рынке, а также на политику минимальных резервов и на управление кредитованием.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава "генеральный принцип", согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством ("принимающими решения органами") Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих, в который входят Исполнительный комитет и управляющие центральными банками стран-членов. Назначение членов Исполнительного комитета осуществляет Европейский совет глав государств и правительств по рекомендации Совета по экономике и финансам на восемь лет с невозможностью повторного назначения.

Полномочия по формулированию и осуществлению единой денежной политики стран Евросоюза возлагаются на Совет управляющих, основными функциями которого являются: адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков; определение ключевых элементов денежной политики Европейского экономического и валютного союза, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов национальных центральных банков; утверждение правил внутренней организации Европейского центрального банка и порядка представления Европейской системы центральных банков в области международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция, включающая президента, вице-президента и четырех членов, проводит денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих Европейского центрального банка и определяющими действия национальных центральных банков.

Генеральный совет, третий руководящий орган, включает президента и вице-президента Европейского центрального банка и управляющих национальными центральными банками всех стран Европейского экономического сообщества независимо от их участия в Европейском экономическом и валютном союзе. К основным задачам Генерального совета можно отнести следующие:

  • осуществление консультационных функций Европейской системы центральных банков;
  • разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым национальными банками.

Президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. Согласно законодательству Евросоюза он представляет Европейский центральный банк во внешних организациях.

При создании Европейской системы центральных банков в качестве главной цели ставилось поддержание стабильности цен, как это было заявлено в уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка. Согласно названному документу, она достигается путем реализации следующих конкретных задач:

  • определение и осуществление валютной политики ЕС;
  • проведение международных валютных операций;
  • хранение официальных валютных резервов стран - участниц Европейской валютной системы и управление ими;
  • обеспечение нормального функционирования платежной системы.

Единую денежно-кредитную политику, определяемую Советом управляющих Европейского центрального банка, децентрализованно внедряют национальные центральные банки. Она должна удовлетворять следующим условиям:

  • соответствие рыночным принципам;
  • равноправный режим для всех;
  • простота;
  • поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости;
  • децентрализация;
  • непрерывность;
  • согласованность.

Она также должна соответствовать управленческим решениям Европейской системы центральных банков.

Европейская система центральных банков осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран - участниц Европейского экономического и валютного союза. Взнос каждого национального центрального банка определен в соответствии с его долей в капитале Европейского центрального банка (по уставу Европейского центрального банка центральные банки должны передать ему валютные резервы на общую сумму, эквивалентную 50 млрд евро).

Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их собственных обязательств по отношению к международным организациям.

В сферу деятельности Европейского центрального банка входят:

  • предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;
  • операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;
  • установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран - членов Европейского валютного союза.

Полномочия по обеспечению бесперебойного прохождения платежей и управлению иностранными резервами стран-членов, осуществлению валютных операций в отношении третьих стран, хранению официальных международных ликвидных резервов государств-участников и управлению ими, обеспечению бесперебойного функционирования платежных и расчетных систем также возлагаются на Европейский центральный банк.

Национальные же банки должны содействовать реализации единой денежной политики еврозоны, а Европейский центральный банк, в свою очередь, способствует "плавному осуществлению политики, проводимой компетентными органами в отношении разумного надзора за кредитными учреждениями и стабильностью финансовой системы" <1>.

<1> Европейский союз. Прошлое, настоящее, будущее. Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Международная издательская группа "Право", 1994. С. 23.

Европейский центральный банк и национальные центральные банки могут:

  • устанавливать отношения с финансовыми институтами в третьих странах и международными организациями;
  • приобретать и продавать все типы активов в иностранной валюте и в драгоценных металлах;
  • проводить все типы банковских операций в отношениях с третьими странами и международными организациями.

Основные инструменты денежной политики Европейской системы центральных банков определены в уставе (ст. ст. 17 - 24). К ним относятся проведение операций на открытом рынке, регулирование дисконтной ставки путем проведения депозитно-ссудных сделок и установление минимальных резервных требований для кредитных институтов.

Валютная политика в период финансовой нестабильности

В соответствии с Конституционным договором 2004 г. <1> Европейский центральный банк включен в систему институтов Европейского союза, что позволит ему при условии принятия всеми его государствами-членами данного документа играть главную роль в финансовой и валютной политике, обеспечивать в дальнейшем достижение целей и задач европейской интеграции на основе интегрированных базисных структурных компонентов.

<1> Международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты Европейского союза. Подписан в Риме 29 октября 2004 г. На данный момент в силу не вступил.

Однако, пока Конституционный договор не принят всеми государствами, входящими в Европейский союз (тем самым создается неспокойная политическая ситуация в Европе, влияющая и на развитие экономики), а просторы международной валютно-финансовой системы дестабилизированы, план действий по дальнейшему развитию европейской банковской системы был кардинальным образом пересмотрен, в результате чего были предприняты беспрецедентные меры по реформированию валютной системы.

Комиссар Европейского союза по экономическим и валютным делам Жоакин Алмуниа 6 апреля 2009 г. в Брюсселе призвал членов союза проявлять солидарность и согласованность в своих действиях, а также взаимодействовать в международных делах, с тем чтобы оказать большее влияние при принятии решений в области глобальной экономики. Европейский союз стал участником инициативы о проведении финансового саммита Группы 20 в Лондоне, выступавшего за реформирование действующей международной финансовой системы и усиление контроля над финансовыми структурами. Союз сыграл важную роль в стимулировании экономического восстановления - на сегодняшний день финансовые институты Европейского союза активно проводят мероприятия по согласованию своих действий в рамках Международного валютного фонда.

Одновременно с указанными заявлениями Европейским центральным банком начиная с осени прошлого года предпринимаются самые активные действия с целью ограничения влияния мирового финансового кризиса на экономику и финансовые рынки еврозоны.

В частности, Европейский центральный банк обеспечивает скоординированное понижение ставок ведущими центральными банками стран мира, несмотря на то что процентная ставка всегда рассматривалась в качестве инструмента борьбы с инфляцией как главной цели, закрепленной в уставе банка.

Риск дефляции экономики Европейского союза заставил его руководство предпринять новые меры. 27 ноября 2008 г. Европейская комиссия направила в Совет сообщение под названием "Европейский план экономического восстановления". Оно начинается со слов о том, что сложившиеся обстоятельства являются "настоящим испытанием для правительств и институтов" Европейского союза, которые должны проявить воображение, приверженность принципам и гибкость подходов. Авторы документа подчеркивают, что государства-члены должны совместно противостоять рецессии. Для убедительности тезис завершается фразой: "Мы утонем или выплывем вместе".

План строится на двух опорах - наращивании потребительского спроса и усилении конкурентных позиций Евросоюза в долгосрочной перспективе. Для этого разработана стратегия "умных" инвестиций, включающих инвестиции в повышение эффективности использования энергии и энергосбережение, в чистые технологии, а также в развитие исследовательской инфраструктуры.

Главными принципами плана объявлены солидарность и социальная ответственность. Безусловно, такой документ, характеризующийся излишней эмоциональностью, больше свидетельствует о недостаточной на момент начала кризиса координации экономической политики государств - членов Евросоюза, несмотря на наличие общей экономической политики и Лиссабонской стратегии (призванной "делать экономику Евросоюза самой конкурентоспособной и динамичной в мире, основанной на знаниях, обеспечить ее устойчивое развитие, увеличить число рабочих мест, повысить производительность и качество работы, а также увеличить социальную сплоченность"), чем о существовании эффективного плана проведения антикризисных мероприятий. О результативности данной программы можно будет судить не раньше, чем в конце 2009 г.

Ситуация в международной экономической и валютной системе позволила рассмотреть возможность сокращения двухлетнего переходного периода, требуемого для потенциальных участников еврозоны, что обсуждалось на саммите Европейского союза 1 марта 2009 г. Предполагалось уменьшить переходный период на время финансового кризиса, но при этом не смягчать требования к странам-кандидатам. Однако положительного решения по вопросу пока нет. Против ускоренного присоединения государств к еврозоне выступает Европейский центральный банк. В ходе обсуждения вопроса о скорейшем присоединении попросила, в частности, Польша.

Дальнейшее же укрепление позиций Европейской банковской системы в экономической и валютной областях во многом зависит от процесса привязывания третьих стран к единой европейской валюте, который в последнее время идет очень активно, а по мере углубления финансового кризиса только ускоряется.

Сейчас членами еврозоны являются 16 из 27 государств Европейского союза. Самой последней к зоне присоединилась Словакия, на территории которой евро был введен с 1 января 2009 г. Латвия, Литва и Эстония находятся сейчас в переходном периоде, длительность которого может изменяться по решению Европейского центрального банка или Еврокомиссии в зависимости от готовности экономик стран к присоединению. Однако, по прогнозам Европейского центрального банка, затянувшаяся рецессия серьезно ударит по ослабленному банковскому сектору шестнадцати стран, входящих в зону обращения евро.

Поэтому самый оптимальный выход из сложившейся ситуации заключается, по мнению некоторых глав центральных банков Европейского союза, в реализации мощной поддержки банков еврозоны, а также в непрерывном осуществлении мониторинга эффективности предпринимаемых Европейским центральным банком мер.

А.В.Сысоева

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Создание Европейского Союза (ЕС) потребовало более тесной координации денежно-кредитной и валютной политики этих государств и создания коллективного механизма валютного регулирования, во-первых, с целью минимизации транзакционных издержек в процессе взаимного торгово-экономического сотрудничества и, во-вторых, для повышения эффективности выполнения деньгами на территории интегрируемого экономического пространства функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа.
Обеспечение необходимых условий перехода к единой денежно-кредитной и валютной политике и единой валюте на основе сращивания национальных хозяйственных комплексов происходит в соответствии с определенными объективными закономерностями.
При этом наряду с общими закономерностями валютной интеграции, на каждой стадии действуют свои специфические закономерности. В современных условиях валютная интеграция, осуществляемая на основе единой европейской валюты, создает мощный стимул дальнейшему социально-экономическому единению стран ЕС. Она ускоряет процессы движения капиталов, делает банковско-кредитную систему более мобильной и эффективной.
Особо сильное влияние валютная интеграция в ЕС оказывает на банковскую систему стран-участниц. Здесь можно выделить такие последствия:
1) более четкое разделение сфер обслуживания между денежными системами различных типов;
2) изменение роли доминанты денежно-кредитной системы - Центрального
банка;
3) осуществление совместной борьбы с банковскими рисками на базе стандартизации методов распознавания факторов риска, их систематического нормированного учета, анализа, контроля и прогнозирования.
Структура банковских систем стран зоны евро начала меняться уже в первой половине 90-х гг. XX в. Эти изменения происходили не только под воздействием формирования общей валюты, но и под влиянием процессов глобализации экономики.
К основным направлениям изменений в банковских системах стран зоны евро можно отнести следующие:
унификация требований к участникам кредитно-финансового рынка;
унификация методов регулирования коммерческих банков и других участников кредитно-финансового рынка;
унификация отчетности и форм применяемых документов;
унификация условий деятельности коммерческих банков разных стран;
процессы слияний банков на национальном уровне и взаимопроникновение банков разных стран.
Рост капитализации европейских банков и увеличение потоков наличности создают благоприятные условия для развития операций по слиянию и поглощению банков. Анализ операций по слиянию и поглощению банков, осуществленный за пять последних лет в европейских странах, позволяет прийти к следующим выводам.
Реструктуризация банковских систем в европейских странах имела в основном «оборонительный» характер, т.е. была направлена скорее на предотвращение угроз, связанных с дерегулированием финансовой сферы и глобализацией, а не на использование открывающихся при этом возможностей.
Укрепление позиций банков на национальных рынках в большинстве европейских стран неизбежно требует усиления интернационализации их деятельности.
Международная деятельность европейских банков ориентируется и в том числе на США и быстро развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Одним из факторов, затрудняющих формирование единой «банковской Европы», является недостаточность развития правовых норм регулирования банковских систем и финансовых рынков. Европейский центральный банк, стремящийся проводить операции во всех европейских странах, вынужден сталкиваться с тридцатью национальными законодательствами и органами банковского регулирования. В таких условиях особенно трудно приходится розничным банкам, деятельность которых подвержена наиболее жесткому регулированию.
В настоящее время европейские банки представляют собой многофункциональные учреждения, которые осуществляют разные типы деятельности в самых различных сочетаниях. При этом перспективы интернационализации для одних видов деятельности более благоприятны, чем для других видов. По техническим и иным причинам (в том числе связанным с менее жестким регулированием таких банков) оптовые банки могут легче проводить международные операции по слиянию и поглощению, в то же время розничные банки сталкиваются со значительными трудностями при проведении таких операций.
В целом на стратегию банков в ближайшие годы окажет влияние введение новых правил игры, связанных с вступлением в действие нового соглашения о достаточности капитала («Базель-П»).
Европейская банковская система в процессе интеграции приобретает новые качественные черты. В условиях глобализации она все более обращена в мировое хозяйство. Для того, чтобы соответствовать новым реалиям, европейские банки ведут работу по повышению эффективности деятельности, увеличению капитальной базы, расширению финансового инструментария, укреплению ликвидности, концентрации банковского капитала.
Важной чертой развития европейских банков последних лет является лидерство сравнительно небольших банков по доле зарубежных активов, а также по доле прибыли, полученной за рубежом. Их лидерство, кроме всего прочего, объясняется стратегией, направленной на развитие деятельности за пределами национального рынка. Такая стратегия связана с тем, что эти банки не обладают конкурентными преимуществами по сравнению с банками-гигантами для развития внутри страны. Ярким примером является деятельность австрийских банков в странах Центральной и Восточной Европы. Стремительное наступление австрийских банков (Райффайзен Банк,
Банк Австрия Кредитанштальт и Эрсте Банк) в странах Центральной и восточной Европы объясняется относительной слабостью их на рынке ЕС, где они не могут составить конкуренцию банковским гигантам (Дойче Банк, Эйч Эс Би Си, Ю Би Эс, Сосьете Женераль и др.).
В рамках ЕС в последние годы ведется большая работа по формированию единого финансового пространства, в котором банки, инвестиционные фонды, финансовые компании могли бы свободно продавать свои услуги и продукты. Одной из мер по углублению и расширению банковско-финансовой интеграции явилась реализация Плана действий по развитию финансовых услуг (Financial Services Action Plan - FSAP). Он был принят в декабре 1998 г. в Вене министрами экономики и финансов ЕС, и был рассчитан на пять лет (2000-2005 гг.). Он содержал три основных направления:
1) меры по созданию интегрированного оптового рынка финансово-банковских
услуг;
2) создание единого розничного рынка финансовых услуг и эффективных платежных систем;
3) разработка общих правил и структур пруденциального надзора на уровне ЕС.
Европейские организации после реализации большинства мер, предусмотренных
FSAP, перед банковским сообществом ставят сегодня следующие задачи, направленные на дальнейшее углубление банковской интеграции стран ЕС:
завершение перехода к Международным стандартам финансовой отчетности (IFRS);
меры по гармонизации пострыночной деятельности, связанные с учетом поставок финансовых инструментов и окончательными расчетами по операциям с ценными бумагами;
меры по созданию единого розничного рынка банковских услуг в масштабе ЕС.
В течение ряда лет ведется работа, направленная на создание единой Европейской платежной системы (Single European Payment Area - SEPA). Данную работу координирует и направляет Европейский платежный совет. Уже разработан проект функционирования SEPA, который будет действовать на принципе саморегулирования.
Потребности развития ЕС обусловили необходимость создания качественно новой платежной системы с участием евро. В настоящее время проведение расчетов в евро осуществляют платежная система ТАРГЕТ (Трансъевропейская автоматизированная экспресс-система валовых расчетов в режиме реального времени), система оптовых расчетов EBPOl (EURO 1) и система розничных расчетов СТЕП1 (STEP1) Европейской банковской ассоциации (ЕБА).
Таким образом, трансграничная интеграция, с одной стороны, приводит к консолидации и переплетению национальных рынков банковских услуг, появлению новых формальных и неформальных институциональных форм на мезоэкономическом (региональном) и мегаэкономическом (международном) уровнях, а с другой - означает доминирование международных институтов над национальными.
Вопросы для самопроверки
Что такое Международный валютный фонд, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МВФ.
Что такое Международный Банк Реконструкции и Развития, когда и для каких целей он был создан?
Особенности современной организации МБРР.
Чем отличается МВФ от МБРР?
В чем отличительные особенности банковской системы США?
Какими процессами характеризуется интеграция банковской системы ЕС?

В сложившейся экономической обстановке в России наши соотечественники стремятся надежно вложить имеющиеся средства, чтобы минимизировать риски убытков. Первое, что приходит в голову, – банки Европы. На Старом континенте немало надежных. О них и пойдет речь.

Общие сведения

Многообразие форм собственности – характерная черта банковской системы европейских стран. По этому признаку различают финансовые учреждения:

  • государственные;
  • акционерные;
  • корпоративные;
  • частные;
  • смешанные.

Если же применять критерий «функциональное назначение», банки Европы подразделяются на:

  • Эмиссионные. В России, как и в других странах, таким является Центральный банк. Выпуск в обращение наличных денег – это основная функция финансовых учреждений данного типа. Понятно, что с клиентами-частными лицами они не работают.
  • Депозитные. Основным видом деятельности таких банков является аккумуляция сбережений населения. Прибыль они получают от выполнения различных операций с этими средствами.
  • Коммерческие. Кредитные организации данной категории проводят все операции, которые дозволены банковским законодательством.

Кроме того, финансовые учреждения бывают универсальными и специализированными. Первые выполняют всю номенклатуру банковских услуг по обслуживанию клиентов разных категорий – физлиц и юрлиц. В число специализированных банков входят организации, например, выдающие кредиты только на жилье. В России это банк “ДельтаКредит”. Его специализация – ипотека.

По типу организации работы финансовые организации бывают стандартные и работающие только на основе интернет-банкинга. В Европе ко вторым относится голландский ING Direct из консорциума ING Groep, осуществляющий свою онлайн-деятельность в 5 государствах Старого континента.

В целом, чтобы добиться успеха, в настоящее время европейские банки используют программно-аппаратные системы следующих видов:

  • Автоматизированные – позволяют клиентам выполнять операции, не покидая пределы своего дома.
  • Интеллектуальные. Системы такого вида собирают сведения о конкретном клиенте из всех существующих баз данных и после их обработки предлагают выбрать оптимальные банковские продукты.

Как формируются списки надежных банков

Определяя надежность банков, эксперты используют ряд критериев. Назовем основные:

  • Размер банка. Этот показатель демонстрирует устойчивость финансовой организации и ее способность пережить возможные в обозримом будущем кризисы. Кроме того, данный параметр дает представление о возможном периоде функционирования банка в штатном режиме.
  • Кредитный рейтинг. Очень важный показатель, демонстрирующий уровень надежности финорганизации. Вкладчики ориентируются именно на рейтинг, выбирая банк.
  • Доступность сведений о банке.Чтобы получить необходимые данные, нужно посетить сайт финансового учреждения. Если на страницах интернет-ресурса отсутствует информация об истории банка, его учредителях, лучше отказаться от сотрудничества с данной кредитной организацией.
  • Инвестиционные характеристики банков. Их анализ позволяет сделать вывод о безопасности открытия депозита в конкретном финансовом учреждении. Речь идет о следующих показателях:
  • уровне ликвидности и рентабельности;
  • объеме и качестве имеющихся активов;
  • динамике в сочетании со структурой баланса кредитной организации;
  • степени капитализации.

Проценты по вкладам являются далеко не главным критерием. Важнее обращать внимание на акционеров банка. Хорошо, если в их число входит крупная финансово-промышленная группа.

Следует также знать, что должный уровень надежности иностранных банков, функционирующих на территории нашей страны, обеспечивает поддержка материнской компании.

Самые надежные европейские банки

Одной из характеристик, по которой определяется степень надежности банковской структуры, является объем ее активов. Ниже представлен рейтинг крупнейших финансовых учреждений Европы, составленный с учетом данного показателя:

  • HSBC (Лондон, Великобритания). Розничная сеть включает порядка 3800 отделений, открытых в 66 государствах Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки, и обслуживает 38 млн клиентов.
  • BNP Paribas (Париж, Франция). Ключевое направление работы – корпоративно-инвестиционный банкинг. Это предусматривает операционный и структурный лизинг, финансирование экспортных торговых сделок, широкий спектр операций с инвалютой и пр.
  • Barclays (Лондон, Великобритания). Финансовые аналитики позиционируют данную организацию как универсальный банк. То есть клиенты могут здесь не только размещать вклады, но и оформлять кредиты. Также Barclays эмитирует и обслуживает пластиковые карты, предоставляет услуги расчетно-кассового обслуживания, эквайринга, процессинга и т. д.
  • Deutsche Bank (Германия, правление находится во Франкфурте-на-Майне). По числу сотрудников и объему активов это крупнейший финансовый конгломерат ФРГ. Основное направление – инвестиционная деятельность. В данном сегменте банковского рынка на его долю приходится 20 %.
  • Credit Agricole (Франция, штаб-квартира в Париже). Организация имеет 3 уровня: дочерние предприятия, региональные банки, местные банки. В собственности Credit Agricole находится 39 корпоративных и розничных местных финансовых учреждений, в которых она контролирует 25 % капитала. Такая структура затрудняет управление организацией, однако позволяет получать во Франции на фондовой бирже скидки.
  • Royal Bank of Scotland (Эдинбург, Великобритания) – единственный на туманном Альбионе, который, кроме Банка Англии, имеет право чеканить денежные знаки.
  • Societe Generale (Париж, Франция). Этот банк представлен в 82 государствах мира, в которых он обслуживает более 30 миллионов клиентов. В 2011 году произошло присоединение его структурной единицы «Банк Сосьете Женераль Восток» к Росбанку. Россияне могут взять в долг необходимую сумму в этой новой финансовой организации в рублях и иностранной валюте, открыть текущий и депозитный счет, получить кредитную и дебетовую карту, разместить вклад и пр.
  • Grupo Santander (Испания, штаб-квартира в Сантандере). Данная финансовая структура включает более 780 компаний. Grupo Santander является титульным спонсором Гран-при Великобритании, Германии, Испании и Китая. Кроме того, выступает в качестве партнера таких команд, как Scuderia Ferrari и McLaren в “Формуле-1”.
  • Lloyds Banking Group (Лондон, Великобритания). Этот финансовый холдинг предоставляет не только услуги, стандартные для банковской деятельности, – потребительское и ипотечное кредитование. В сферу его интересов входит также страхование физлиц, юрлиц и рисков невозврата полученных клиентами займов.
  • ING Groep (Амстердам, Нидерланды). Данный финансовый институт оказывает розничные, инвестиционные и коммерческие банковские услуги. Помимо этого, он работает на страховом рынке. Также ING Groep предоставляет услуги в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее активно его деятельность происходит в странах Бенилюкс.
  • UBS (Цюрих, Швейцария). Крупнейший финансовый швейцарский холдинг UBS в 2011 году был внесен действующим при G20 Советом по вопросам финансовой стабильности в перечень 29 системно значимых для мировой экономики банков. По этой причине данная организация обязана соответствовать более строгим требованиям в отношении собственного капитала.
  • UniCredit (Милан, Италия). Начал свою деятельность в России в эпоху СССР – в 1989 году. По состоянию на 2019 год в РФ открыто 91 отделение этого банка. Для перечисления денежных средств на счета резидентов других стран СНГ используются межбанковские операции.
  • Nordea (Стокгольм, Швеция). В данной финансовой группе насчитывается более 1400 отделений в 19 государствах мира, обслуживаются 700 тысяч корпоративных и 10 миллионов частных клиентов. Перечень услуг, предоставляемых обычным гражданам, достаточно широкий: приват-банкинг, банковские сейфы, дебетовые карты, кредиты типа овердрафта, потребительские и ипотечные займы, автокредиты, вклады, ведение счетов.
  • Intesa Sanpaolo (Турин, Италия). Основные сферы деятельности этой финансовой группы на территории РФ такие:
  • торговое финансирование;
  • зарплатные проекты;
  • инвестиционное страхование жизни;
  • реализация программ господдержки среднего и малого бизнеса;
  • привлечение средств населения в виде вкладов;
  • документарный бизнес;
  • выпуск карт;
  • обслуживание счетов частных и юридических лиц;
  • кредитование.
  • Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (Бильбао, Испания).Это вторая по величине после Santander финансовая группа Испании. Она предоставляет всем категориям клиентов широкий спектр услуг, начиная от управления счетами и заканчивая страхованием.
  • Standard Chartered (Лондон, Великобритания). Хотя штаб-квартира данной структуры находится в Лондоне, в Великобритании отделений она не имеет. Основная деятельность осуществляется в странах Азии и Африки, прежде всего в Гонконге и Сингапуре. Гонконгская «дочка» Standard Chartered входит в тройку банков, эмитирующих доллары этой страны.
  • Natixis (Париж, Франция). Создание на территории РФ филиала банка преследовало цель среднесрочного кредитования предприятий российского добывающего комплекса, экспортирующих природные ресурсы. Обслуживание физлиц не является приоритетным направлением деятельности данного финансового учреждения.
  • Commerzbank (Франкфурт-на-Майне, Германия). После приобретения в 2009 году Dresdner Bank данный банк вошел в число крупнейших кредитных учреждений ФРГ и Европы. Commerzbank предлагает иностранным компаниям профессиональную помощь в организации в РФ бизнеса и оказывает крупнейшим российским фирмам широкую номенклатуру финансовых услуг.
  • Danske Bank (Копенгаген, Дания). Список услуг этого банка на российском рынке включает следующие позиции:
  • таможенные и корпоративные карты;
  • торговое финансирование;
  • электронное банковское обслуживание;
  • услуги валютного контроля;
  • платежи в пределах России и за рубеж;
  • ведение счетов в различной валюте и др.

Обращаем ваше внимание на то, что в топ-10 не вошел ни один банк Швейцарии.

Заключение

На финансовом рынке нашей страны появляется все больше иностранных банков. Предоставляя наиболее выгодные условия по накопительным программам и кредитованию, они составляют серьезную конкуренцию отечественным аналогичным учреждениям. По мнению аналитиков, это явление, наряду с несомненными плюсами, негативно сказывается на российской экономике, ведь проценты по займам выводятся на счета зарубежных кредитных организаций.

Кроме того, отечественные банки вынуждены уменьшать ставки кредитования. Это, в свою очередь, ведет к снижению налогооблагаемой прибыли, из-за чего выплачиваемые в бюджет фискальные сборы тоже уменьшаются.

Топ 10 самых стабильных банков мира: Видео

Платежные системы Европейской системы центральных банков и Европейской банковской ассоциации являются очень важными элементами единой системы платежей зоны евро. В связи со все более тесным сотрудничеством российских и европейских бизнес-организаций, на наш взгляд, представляет интерес обзор становления и развития общеевропейских платежных систем. В статье рассмотрены основные компоненты и платежных систем зоны евро, а также ближайшие перспективы их развития. Кроме того, затрагиваются вопросы правового обеспечения европейских платежных систем и процесс формирования общего правового поля для эффективного и единообразного функционирования общеевропейских систем расчетов.

История создания Европейского Союза и Европейской системы центральных банков

История создания Европейского Союза насчитывает несколько десятилетий. В 1952 году несколько стран Европы заключили об объединении деятельности в области производства угля и стали. Одним из важнейших экономических соглашений 50-х годов явился Римский (март 1957 г.), согласно которому в 1958 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), членами которого стали шесть стран (ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Италия). В 1973 году ЕЭС пополнилось еще тремя участниками - Данией, Ирландией и Великобританией, в 1981 году к Сообществу присоединилась Греция, а в 1987 году - Испания и Португалия. В 1992 году в Маастрихте был подписан договор о создании Европейского Союза (ЕС), преобразовавшегося из ЕЭС. В 1995 году после заключения Маастрихтского договора к ЕС присоединились еще три страны - Австрия, Финляндия и Швеция.

В Маастрихтском договоре указано, что любой гражданин государства - члена ЕС является гражданином Европы и владельцем европейского паспорта. Все граждане стран ЕС пользуются едиными правами.

В ЕС созданы общие межгосударственные структуры (организации). К этим организациям относятся: Совет ЕС, Европейская комиссия (ЕК), Европейский парламент, Комитет по экономическим и социальным вопросам, Европейский суд.

Однако не все страны, подписавшие Маастрихтское соглашение и вошедшие в ЕС, стали членами Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Дело в том, что для вступления в ЕЭВС претенденты должны соответствовать установленным Маастрихтским договором критериям конвергенции, а также изъявить желание вступить в этот союз.

При подписании Маастрихтского договора было принято решение о передаче полномочий в области проведения единой денежно-кредитной политики от национальных центральных банков стран - участниц ЕЭВС к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который был образован 1 июня 1998 года. ЕЦБ является самым молодым центральным банком в мире, однако он унаследовал надежность и опыт всех национальных центральных банков зоны евро. ЕЦБ и национальные центральные банки образовали Европейскую систему центральных банков.

Страны ЕС, которые хотят присоединиться к зоне евро, смогут это сделать только при условии достижения критериев конвергенции. От ЕЦБ требуется дать заключение о достигнутом страной уровне конвергенции показателей ее развития до того, как она присоединится к зоне евро.

Высшим органом, отвечающим за принятие решений, является Совет ЕЦБ. Он состоит из дирекции ЕЦБ и президентов национальных эмиссионных банков государств - участников зоны евро. Совет ЕЦБ принимает решения о курсе денежной политики, об инструментах денежной политики, финансовой инфраструктуре, основных принципах эмиссии наличных денег, а также по другим вопросам единой европейской денежно-кредитной политики.

При голосовании в Совете ЕЦБ действует принцип «один участник - один голос». Голоса всех участников равноценны вне зависимости от того, насколько велика экономика страны, которую они представляют. ЕЦБ выступает в качестве «ведущего надзорного органа» для наднациональных платежных систем, а также в качестве партнера по надзору над системами за пределами еврозоны.

Европейская система центральных банков ставит перед собой следующие цели:

  • разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;
  • осуществление валютных операций;
  • хранение и управление официальными валютными резервами стран - участниц ЕЭВС;
  • обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

В 1985 году восемнадцать коммерческих банков и Европейский инвестиционный банк при поддержке Европейской комиссии и Банка международных расчетов сформировали Европейскую банковскую ассоциацию (EBA - Euro Banking Asso- ciation).

За годы своего существования Европейская банковская ассоциация в сотрудничестве с ЕЦБ, Банком международных расчетов и центральными банками европейских стран внесла существенный вклад в улучшение платежной инфраструктуры и финансовых рынков европейской зоны, совершенствуя систему клиринговых расчетов.

Кроме вышеуказанных банковских организаций в Европе функционируют следующие банковские союзы:

Федерация европейских банков (European Banking Federation);

Объединение европейских сберкасс (European Savings Banks Group);

Европейское объединение банковских товариществ (European Association of Cooperative Banks).

В 1992 году Федерацией европейских банков был создан Европейский комитет по банковским стандартам (ECBS) и Комиссия по стандартизации, целью которых является совершенствование технической инфраструктуры банков.

Работа над объединением европейских платежных систем началась в 1993 году, когда Европейский валютный институт (предшественник ЕЦБ) подготовил отчет по минимальным общим условиям.

В этом документе были изложены основные принципы, необходимые для организации общей системы расчетов и платежей. Они предназначались для создания одинаковых условий для всех участников (доступ в систему, предотвращение риска, правовые вопросы, стандарты цен на услуги, операционное время).

Общеевропейские платежные системы

В настоящее время общеевропейская система расчетов и платежей состоит из системы валовых расчетов ЕЦБ и нескольких систем расчетов, которые функционируют под эгидой ЕБА. Эти системы представляют собой наиболее динамично развивающийся рынок платежных и расчетных услуг 1 .

1 января 1999 года ЕЦБ была создана система ТАРГЕТ (TARGET - Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer System) - транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени.

ТАРГЕТ - это децентрализованная система, которая базируется на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту. ТАРГЕТ является одним из самых масштабных и важных проектов по объединению зоны евро.

Основными целями системы ТАРГЕТ являются:

  • создание надежного и безопасного механизма для осуществления трансграничных платежей;
  • повышение эффективности платежей между странами ЕС;
  • оказание содействия ЕЦБ в проведении единой денежно-кредитной политики.

Три основополагающих принципа системы ТАРГЕТ:

    1) минималистский подход;

    2) децентрализация;

    3) ориентированность на рынок.

Минималистский подход предполагает максимальное использование тех систем и инфраструктуры, которые уже существуют в каждой стране ЕС.

Децентрализация связана с тем, что было необходимо сохранить существующую банковскую практику в каждой стране. Основная причина децентрализации заключается в том, что расчеты проводятся по счетам, которые каждый из коммерческих банков имеет в своем национальном центральном банке, так как в ЕЦБ у коммерческих банков нет счетов.

Ориентированность на рынок означает, что обязательное использование системы ТАРГЕТ требуется только для расчетов по операциям, связанным с денежно-кредитной политикой. Остальные платежи могут проводиться как через ТАРГЕТ, так и через другие платежные системы.

Инфраструктура платежного оборота в зоне евро характеризуется параллельным существованием различных европейских платежных систем. Каждое государство - член Европейского Союза поддерживает систему валовых расчетов в режиме реального времени (Real-Time Gross Settlement - RTGS) для проведения платежей в евро. 16 национальных систем RTGS связаны между собой техническими линиями связи и вместе образуют платежный механизм, поддерживаемый ЕЦБ. Одной из основных задач было создание общих условий для всех стран-участниц, поэтому все кредитные организации получили право доступа проводить платежи через ТАРГЕТ.

В системе ТАРГЕТ используются связующие интерфейсы и связующая сеть между национальными системами и основной центральной сетью. Эта связующая система построена на основе системы финансовых сообщений Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций - SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication).

Общими техническими чертами системы ТАРГЕТ являются:

  • использование форматов сообщений SWIFT;
  • совмещенный интерфейс между национальной сетью и связующей сетью;
  • минимальные требования по обеспечению безопасности систем;
  • общие рабочие характеристики.

Система ТАРГЕТ предусматривает получение ее участниками дополнительных ликвидных средств, которые могут быть задействованы для осуществления платежей. Ликвидность - это необходимое условие для нормального функционирования системы расчетов. Центральные банки предоставляют всем участникам беспроцентные внутридневные кредиты в неограниченном количестве под соответствующее обеспечение. Причем кредит может быть использован в течение рабочего дня неоднократно.

В качестве обеспечения принимаются все активы, которые используются при проведении операций рефинансирования. Для того чтобы унифицировать условия получения таких кредитов для всех стран, входящих в зону евро, подготовлен перечень активов, которые могут выполнять функции залогового средства.

Виды расчетных операций, обрабатываемых ТАРГЕТ:

    Платежи, непосредственно связанные с операциями центральных банков, в которые вовлечена евросистема, или на стороне получателя, или на стороне отправителя;

    Расчетные операции неттинговых систем крупных переводов, работающих в евро;

    Платежи в евро между клиринговыми банками;

    Межбанковские и клиентские платежи в евро.

В течение нормальной обработки все платежи рассматривают одинаково, то есть нет никакого верхнего или нижнего предела размера платежей.

В конце 1998 года Европейская банковская ассоциация (ЕБА) разработала систему расчетов (EURO1), опираясь на техническую платформу SWIFT. Система EURO1 предназначена для перевода крупных платежей. В дополнение к EURO1 ЕБА разработала платежную систему STEP1, которая предназначалась для перевода небольших розничных платежей. Эта система разрабатывались как часть общей программы S.T.E.P.S. (Straight Through Euro Payment System), целью которой является обеспечение полного диапазона платежных услуг в европейской и панъ-европейской расчетной среде. В конце 2000 года ЕБА передала систему STEP1 своей клиринговой организации.

Клиринговая организация ЕБА (EBA CLEARING) была образована в июне 1998 года, ее учредителями стали 52 крупнейших европейских и международных банка. Первоначальной целью этой организации являлась эксплуатация системы EURO1.

Программа S.T.E.P.S. продолжалась разработкой платежной системы STEP2 как панъ-европейской автоматизированной клиринговой системы для международных и внутригосударственных массовых платежей в евро. В начале 2003 года ЕБА передала STEP2 в эксплуатацию клиринговой организации ЕБА.

Указанные системы были разработаны, чтобы стать основными элементами для создания единого платежного пространства зоны евро (SEPA - Single Euro Payments Area).

В настоящее время клиринговая организация ЕБА насчитывает 70 банков-акционеров. Она обеспечивает работу систем EURO1, STEP1 и STEP2, которые предлагают услуги по переводу крупных и мелких платежей, а также клиринговых расчетов банковскому сообществу в Европейском Союзе. EBA CLEARING постоянно совершенствует свои технические и технологические предложения по предоставлению платежных услуг, чтобы удовлетворять потребности банков в едином платежном пространстве.

Правовые основы функционирования европейских платежных систем

Комплекс правовых норм в системе платежных и расчетных взаимоотношений европейских стран состоит из следующих категорий:

  • международные нормы;
  • положения частного права;
  • положения общественного права.

Международные нормы определяются директивами ЕС и другими нормативными документами, регулирующими трансграничные расчетные взаимоотношения, в которых рассматриваются:

    Вопросы координации банковского права;

    Услуги по ведению платежных операций;

    Защита интересов участников платежных систем;

    Функциональные характеристики взаиморасчетов и сохранность расчетных средств;

    Создание правовой защищенности участников и клиентов платежных систем;

    Общевропейские нормы заграничных переводов;

    Правовые нормы конечных взаимных расчетов в системах платежей;

    Ускорение заграничных переводов;

    Улучшение прозрачности платежного оборота для клиентов;

    Равенство при оплате заграничных транзакций с одинаковыми транзакциями внутри страны;

    Вопросы общих норм обращения евро;

    Правила расчетов по ценным бумагам;

    Международные соглашения, регламентирующие правила вексельного и чекового обращения.

Положения частного права представляют собой национальные нормы, определяющие общегражданские правовые отношения.

К ним могут относиться законодательные акты, например такие, как:

  • гражданский кодекс;
  • закон о переводах;
  • коммерческий кодекс;
  • закон о чековом обращении;
  • закон об обращении векселей;
  • закон об общих правилах хозяйственной деятельности.

Кроме вышеперечисленных законодательных документов к нормам частного права также относятся документы, регулирующие договоры и соглашения между участниками расчетов и платежей, а также общие и специальные правила ведения хозяйственной деятельности.

Положения общественного права, как правило, представлены:

    Законами о центральном банке страны или другом органе, осуществляющем регулирование и надзор за банковской и финансовой деятельностью в стране;

    Законами о кредитных организациях, банковских операциях, финансовых услугах и сделках;

    Законом о противодействии отмыванию денег;

    Различными положениями о налогах и платежах.

Нормы и законы частного и общественного права могут варьироваться в зависимости от страны, которая входит в Европейский Союз, поэтому разрабатываются специальные международные европейские нормативные акты. Эти документы устанавливают задачи национальных законодательств в сфере осуществления платежей.

Договор о создании Европейского Союза определяет основные задачи Европейской системы центральных банков, которые состоят в том, чтобы способствовать беспрепятственному функционированию системы платежей. Устав Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка устанавливает, что ЕЦБ имеет право выпускать постановления с целью обеспечения эффективности и надежности расчетной и платежной систем в рамках сообщества и при совершении операций с третьими странами.

Устав ЕСЦБ определяет одну из ее основных задач как обеспечение бесперебойного функционирования платежного оборота. Совет управляющих ЕЦБ, в который входят управляющие национальными центробанками и члены совета директоров ЕЦБ, разрабатывает единую политику в сфере платежного оборота, не делая при этом различий между системами расчетов на крупные суммы и системами розничных платежей.

В основе технологии функционирования общеевропейских платежных систем лежит документ «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» 2 . Постановления, директивы и законы ЕС, регламентирующие работу платежных систем, направлены на формирование единой системы правовых отношений в зоне ЕС и выполнение принципов организации расчетов и платежей, изложенных в документах Банка международных расчетов.

Порядок работы платежных систем на базе «электронных денег» регламентируется в специальных нормативных документах ЕС, которые раскрывают вопросы терминологии, требования к функционированию, контроль эмитента, защиты и технической надежности, правовые соглашения, а также другие функциональные характеристики электронных платежных средств.

Развитие европейских платежных систем

В мае 2002 года Европейский платежный совет (ЕПС) поставил целью создание к 2010 году единой европейской системы расчетов. В сентябре 2005 года ЕПС одобрил единые принципы расчетов с использованием платежных карт и ввел стандарты кредитных переводов и прямых списаний денежных средств. В декабре 2005 года ЕК приняла директиву по оказанию платежных услуг, которая устраняет правовые разногласия при осуществлении расчетов.

Директива позволяет поставщикам платежных услуг действовать в масштабах еврозоны, а также упорядочивает работу платежных систем. Кроме того, открывается доступ к платежным рынкам некредитным учреждениям. Директива не затрагивает существующий порядок расчетов с использованием электронных средств связи и платежные услуги почтовых отделений, а также операции по обмену валют, дорожные чеки и услуги инкассо. Поставщики платежных услуг могут предлагать альтернативные способы расчетов и будут конкурировать с кредитными учреждениями, осуществляя платежи любыми средствами, в том числе по мобильным телефонам и через Интернет. Ключевым элементом директивы является ограничение срока платежной операции в еврозоне одним днем.

Однако сама директива не сможет сократить срок платежных операций даже до трех дней без наличия единого стандарта расчетов и надлежащей платежной инфраструктуры. Эти задачи намечено реализовать в 2006–2007 годах, чтобы к 2008 году иметь общеевропейскую систему расчетов и создать единое европейское платежное пространство (SEPA) к 2010 году.

В настоящее время в основе европейских трансграничных платежей лежат корреспондентские отношения между банками. Банки договариваются о заключении дву- сторонних сделок. Они стремятся отправить платежи с наименьшими затратами и при этом получить как можно больше платежей, увеличивая тем самым комиссионные. Доходы банка включают, как правило, средства в расчетах, межбанковские комиссионные, доходы от конвертации валюты, сборы с клиентов, а иногда и компенсационные выплаты посредников.

Создание единого европейского платежного пространства призвано изменить ситуацию следующим образом. Платежи в рамках SEPA станут внутренними с соответствующим ценообразованием. Новое законодательство ограничивает возможности получать доходы от расчетных операций и межбанковских комиссионных, поэтому банкам теперь придется уделять основное внимание обработке платежей наиболее эффективным и надежным способом в целях снижения затрат.

До последнего времени мировая банковская корреспондентская сеть претерпевала лишь незначительные изменения. В рамках SEPA ситуация будет выглядеть существенно иначе. Во-первых, SEPA может побудить мировое сообщество, включая государственные органы и сами банки, искать способы снижения стоимости международных переводов. Во-вторых, для многих европейских банков большинство платежей станут внутренними. В-третьих, создание SEPA может послужить импульсом к развитию инновационных моделей бизнеса.

С октября 2002 года среда системы ТАРГЕТ переживает перелом в развитии в связи с тем, что Совет ЕЦБ утвердил основные пункты обновленной версии системы ТАРГЕТ. Решение Совета ЕЦБ предусматривает, что система ТАРГЕТ2 (новая версия системы) будет состоять из нескольких отдельных и одной общей платформы (Single Shared Platform - SSP). Европейское банковское сообщество также однозначно высказалось в пользу введения общей платформы. Начало эксплуатации ТАРГЕТ2 пилотной группой намечено на 1 января 2007 года, переход остальных стран - участниц ЕС на новую версию системы будет осуществлен в течение 2007 года.

Основа развития ТАРГЕТ2 определяется задачей создания единого европейского платежного пространства, которое предполагает гармонизацию инфраструктуры, интерфейсов и функциональности, единообразие системы менеджмента, общую систему управления ликвидностью, а также единые цены. Кроме этого, на развитие системы оказывает влияние расширение ЕС, которое предполагает использование общей платформы платежных операций для стран - новых членов ЕС 3 вместо децентрализованной структуры, включающей национальные платежные системы.

Модульное построение ТАРГЕТ2 предполагает наличие обязательных и дополнительных модулей. Обязательные модули предоставляют полный спектр услуг по производству расчетов и информационному обеспечению платежных операций. Дополнительные модули позволяют проводить операции со счетом в национальном центральном банке, осуществлять управление базой данных клиентов, использовать хранилище данных (warehouse), а также предоставляют возможность управления минимальными резервами.

Принципы функционирования ТАРГЕТ2:

    Контакты с клиентами децентрализованы (между кредитной организацией и ее родным центральным банком);

    Бухгалтерский учет, управление резервами и операции, связанные с денежной политикой, осуществляются на уровне национального центрального банка.

Развитие европейской системы клиринговых расчетов связано с реализацией проекта общеевропейской клиринговой палаты (Pan-European Automated Clearing House - PE-ACH).

При рассмотрении различных архитектурных моделей, которые могут быть установлены для обработки массовых платежей, учитывая нужды банков, работающих в Европейском Союзе и потенциально использующих местные автоматизированные расчетные палаты в своих странах, для реализации системы клиринговых расчетов была выбрана модель PE-ACH. Согласно определению ЕПС она была выбрана по следующим шести критериям.

1. Скорость и надежность обработки платежей: централизованная модель обеспечивает схожие внутри- и внешнегосударственные обработки платежей, избавляясь при этом от разделения в качестве (уровне) обслуживания и делая возможными неприбыльные, но эффективные операции. Такая модель также больше подходила бы к будущим модернизациям (переделкам) ее систем (убыстрение продаж, большая гибкость).

2. Эффективность ликвидности: эффективная модель позволяет финансовым институтам оптимизировать их использование ликвидности.

3. Уровни операционных расходов: централизованная модель позволяет достичь наименьших расходов посредством наивыс-ших мер экономии.

4. Уровень инвестиций и легкость реализации: ожидается, что модель PE-ACH должна быть наиболее дешевой, обладая наименьшей сложностью, и может быть реализована за наименьший промежуток времени.

5. Потенциальные возможности к интеграции: модель PE-ACH способна наилучшим образом облегчить последовательную интеграцию местных систем в единую структуру, ориентированную на будущее, сохраняя при этом капиталовложения, уже осуществляемые местными автоматизированными расчетными палатами.

6. Степень открытости: правильный подход к корпоративному управлению гарантирует открытый законный доступ ко всем финансовым институтам Европейского Союза.

ЕЦБ постоянно отслеживает новые технологические разработки в области платежных систем, чтобы строить Европейскую систему расчетов и платежей в соответсвии с самыми передовыми научными и техническими достижениями. Для целей исследования в структуре ЕЦБ создано специальное подразделение - Центр наблюдений за электронными платежными системами (ePSO - e-PAYMENT SYSTEMS OBSERVATORY) 4 .

Целями функционирования ePSO являются:

    Развитие информационных обменов в области электронных платежных систем;

    Отслеживание разработок в данной области;

    Использование полученной информации как базы для денежно-кредитной политики.

1 Информация по развитию и функционированию платежных систем ЕС представлена на основе материалов и публикаций, размещенных на официальных web-сайтах ЕЦБ (www.ecb.int) и ЕБА (www.abe.org). В рамках настоящей статьи не рассматриваются системы на базе платежных карт, валютного обмена и расчетов по ценным бумагам.

2 См.: Доклад рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам при Банке международных расчетов «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» // Вестник Банка России, 2002, № 18–19.

3 Расширение Европейского Союза продолжалось до мая 2004 г., 10 новых стран стали его членами: Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Румыния, Мальта, Польша, Словения и Словакия. Последней к системе ТАРГЕТ была присоединена RTGS-система Центрального банка Польши (SORBNET-EURO) в марте 2005 г.

4 Более подробно о функционировании Центра наблюдений за электронными платежными системами ЕСБ можно ознакомиться на его официальном web-сайте (www.e-pso.info).

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то